Изменения к ООП СОО на 2021-2025 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Принято
Педагогическим советом
Школы №2
Протокол №1 от 30.08.2021 г.

Утверждено
приказом директора Школы №2
№209 от 31.08.2021 г.

ИЗМЕНЕНИЯ К ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ №2
на 2021-2025 гг.

г. Верхняя Салда
2021 г.

1. Заменить раздел 2.3. Основной образовательной программы среднего общего
образования «Программа воспитания и социализации обучающихся при
получении среднего общего образования» на «Рабочая программа воспитания
Школы №2 на 2021-2025 г.г.»
Рабочая программа воспитания Школы №2 на 2021-2025 г.г.
Пояснительная записка
Программа воспитания Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики,
математики, русского языка и литературы» (далее - Программа) разработана в соответствии с
нормативными документами:
1) Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
2) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4) Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
6) Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих
классное руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № б/н.
Данная Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми.
В центре Программы воспитания Школы № 2 находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведенияв российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему воспитательной работы с детьми в
школе. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных
программ Школы №2 и призвана помочь всем участникам образовательного процесса
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать
школу воспитывающей организацией.
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Процесс воспитания в Школе № 2 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
2

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, спортивных секций и иных детских объединений, на установление
в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского
языка и литературы» (Школа №2) расположена в микрорайоне, который является одним из
самых больших, густонаселенных и молодых в Верхнесалдинском городском округе. В
жилом секторе Школы №2 расположены многоэтажные дома (5 и 9 этажей), учреждения
социальной сферы, медицинские учреждения, учреждения торговли. Общая численность
учащихся на 01.06.2021 года составляет 1240 человек, численность персонала 130 человек, из
них педагогических работников 83 человека. Воспитательный процесс в Школе №2
объединяет весь коллектив: учащихся, родителей и педагогов. По социальному статусу
семьи разные: обеспеченные, малообеспеченные, многодетные, полные, неполные, семьи
опекунов, семьи с детьми ОВЗ.
В непосредственной близости к школе расположены объекты социальной сферы:
подростковый клуб «Дружба», МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр», МАОУ ДОД
«Детско-юношеская спортивная школа», МАОУ ДОД «Центр детского творчества», МДОУ
№19, №24, №39, №52.
Сотрудничество и взаимодействие с партнёрами проявляется в совместной
реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в
совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг
общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить
социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет
мировоззрение.
3

2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), общей целью воспитания в Школе №2 является личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
4

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность
в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость
для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных
ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
5

жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное
внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания учащихся Школы №2 будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, спортивные секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу с обучающимися;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
6

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Реализация цели и задач данной Программы воспитания Школы №2 осуществляется в
рамках следующих направлений - модулей воспитательной работы школы.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела –
познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь
старших и младших школьников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о
друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное,
общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается
совместно школьниками и педагогами – как младшими, так и старшими.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается
каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения
определенных жизненно важных задач.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
учащимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и др. направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума – «Школа безопасности», «Счастье жить», «Чистый город»,
«Новогодний калейдоскоп», «Бессмертный полк», «Живая легенда», «Обелиск», «Соберем
ребенка в школу» и др.
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, профориентационные проблемы и вопросы, касающиеся жизни школы, города,
страны («Августовское педагогическое совещание», «Открытый доклад школы»,
«Общешкольные родительские собрания» и др.);
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями
учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые о т крывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих: «День защиты детей», «День города», «День молодежи», «День
победы», «Кросс Нации» и др.
7

 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и между
народным событиям.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне города, региона,
России, в которых участвуют все классы школы; «День Знаний», «День самоуправления»,
«День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «День учителя», «День
Победы», «Праздник Последнего звонка» и др.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в
первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники»,
«Посвящение в члены РДШ», «Посвящение в пешеходы»;
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей
на «День Учителя», «Вечер встречи выпускников», «Праздники последнего звонка», «Дни
открытых дверей», «Новогодняя сказка». Они создают в школе атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и
родительского сообществ школы;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- на уровне начального общего образования совместная направленная деятельность
педагога и обучающихся заключается в развитии познавательной, творческой, социальноактивной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных
делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего
образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных
делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности
отдельным представителям классного самоуправления.
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
8

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник - классный руководитель
организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося
в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями, празднования в классе дней рождения обучающихся,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или
иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также
(при необходимости) – со школьным психологом;
 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
 индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
 коррекция поведения обучающегося через индивидуальные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение
взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Занятия социального
педагога. Школьный Совет профилактики.
Работа с учителями - предметниками в классе:
9

 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников
по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями-предметниками и обучающимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
 привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное
информирование
родителей
о
школьных
успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
 помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний (в т. ч. в дистанционном формате),
происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;
 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Использование цифровых технологий в классном руководстве:
 развитие позитивного отношения обучающихся к принятым в российском
обществе ценностям через использование цифровых образовательных ресурсов;
 создать адаптивную воспитательную среду для индивидуального развития
обучающихся в информационном пространстве;
 формировать способность обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной социальной позиции, использования возможностей
цифровых ресурсов;
 воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам и
обязанностям человека через организацию виртуального взаимодействия школьников и
классного руководителя.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в Школе №2
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными
отношениями
друг
к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
10

позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в Школе
№2 происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
1) Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
2) Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
3) Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
4) Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
5) Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
6) Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
7) Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Наряду с курсами внеурочной деятельности в Школе №2 реализуются разноуровневые
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы цифрового,
технического и гуманитарного профилей на базе центра «Точка роста» и курсы творческого
развития на базе структурного подразделения «Детская школа искусств «Гармония».
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока (в том числе в
дистанционном формате) предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (учащимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
11

через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников: дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других.
Воспитательный процесс школы опирается на традиции интеллектуальных,
творческих событий и патриотических практик. 
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 организация предметных образовательных событий (например, предметных
недель учебных дисциплин, объединяющих учебное пространство: уроки, внеурочные
занятия, тематические перемены, игры, соревнования, конкурсы, мастер-классы и т.д.) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастер- класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (викторина, турнир, образовательный квест, конкурсы
плакатов и рисунков, экскурсии и др.);
 специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые,
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к
природе, к родному краю;
 интерактивный формат занятий в центре «Точка роста», который способствует
эффективному закреплению тем урока;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, с использованием материалов
центра «Точка роста», организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (учебные занятия на платформах
Учи.ру, Якласс, Инфоурок, программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции, виртуальные музеи и
др.);
 использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня
12

знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим
в мире событиям, проведение Уроков мужества;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (игра «Что? Где? Когда?»,
брейн-ринг, квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, играсостязание); дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических
переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных
путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или
работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми,
постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный
вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными
ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия,
создание ситуации успеха);
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических
конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях школьного и муниципального
уровня);
 использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию
их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из
жизни современников;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время трансформируется в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы деятельность осуществляется через деятельность выборного
Парламента Школы №2, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам
13

управления образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы,
инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.). Школьный парламент разрабатывает
предложения по совершенствованию вопросов школьной жизни и школьного
самоуправления, участвует в их реализации, планирует свою деятельность, распределяет
поручения по выполнению планов работы между членами школьного парламента,
координирует подготовку и проведение запланированных мероприятий. Парламент
организует заседания, конкурсы, соревнования, круглые столы, фестивали, дискотеки, слеты
и другие мероприятия по вопросам, затрагивающим права и законные интересы учащихся,
осуществляет практическую и организаторскую деятельность по реализации конкретных
мероприятий в области разных направлений: обучения, досуга, спорта, профилактики,
гражданско-патриотического направления и др.
В Школе №2 самоуправление также осуществляется через деятельность старост,
обеспечивающих распространение значимой для обучающихся информации и получения
обратной связи от классных коллективов. Деятельность также осуществляется через работу
творческих советов дела (при проведении выборов, Школьного бала, Праздника Последнего
звонка, эколого-трудовой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» и др.), отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов самоуправление осуществляется через деятельность членов
Парламента Школы №2, отвечающих за различные направления работы класса
(министерство культуры, министерство спорта, министерство
печати и связи с
общественностью, министерство технической поддержки, министерство скорой
оформительской помощи), деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.
В классах самоуправление осуществляется также через организацию на принципах
самоуправления жизни детских групп, отправляющихся на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне самоуправление организуется через вовлечение
школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел, через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением,
14

традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении
в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникаю
щие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителе
м, школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
 сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе
загородного лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания смены
формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений,
выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется
набор значимых дел;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к
тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью школьников.
Деятельность первичного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой
школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в
проектах РДШ.
Участие в проектах Российского движения школьников развивает
социальную направленность личности обучающегося, привлекает их к различным видам
активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем
социальном окружении.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
• Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом, развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других, на
популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия», любовь к здоровому образу
жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
• Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты;
оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с
учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения.
• Военно-патриотическое направление - деятельность отрядов юных инспекторов
дорожного движения, дружины юных пожарных.
• Информационно - медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе
школьных медиа, школьного радио; создании и развитии школьной газеты, странички РДШ
15

в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, где они учатся писать
статьи, собирать фотоматериалы, делать видеосюжеты.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
 участие в днях единых действий и в совместных социально значимых
мероприятиях;
 коллективная творческая деятельность, забота о старших и младших;
 информационно-просветительские мероприятия;
 разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
 организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего
труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
 пешие прогулки, экскурсии и походы выходного дня, организуемые в классах
классными руководителями и родителями школьников: в музей, в учреждения культуры, на
ВСМПО, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
 экспедиции - литературные, исторические, биологические, географические,
организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для
углубленного изучения биографий уральских поэтов и писателей, произошедших здесь
исторических событий, уральских природных и историко-культурных ландшафтов, флоры
и фауны;
 многодневные походы, организуемые совместно с Молодежным центром,
учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным
привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет
времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка
необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди
школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей),
коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного
костра и всего похода - по возвращению домой).
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника
к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:

16

 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
 организацию на базе лагерей отдыха профориентационных смен, в работе которых
принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже
познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие
навыки.
 совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
Уровень
образования

Содержание
профориентационной
работы

НОО

Знакомство с
многообразием
профессионального
труда

ООО

Развитие личного
интересак
профессиональной
деятельности.
Представление о
собственных
интересах и
возможностях.
Приобретение
первоначального
опыта вразличных
сферах
профессиональной
практики.

Формы

Профориентационные
игры;
Профориентационные
квесты;
Классные часы,
внеурочные занятия;
экскурсии на
предприятия города
Профессиональные
пробы;
Экскурсии на
предприятия города;
Диагностика
обучающихся;
Консультирование
обучающихся;
Участие в работе
Всероссийских и
городских
профориентационых
проектах.
17

Примеры

Оформление уголка «Мир
профессий»;
Профориентационное
занятие «Трудом красив и
славен человек».

1. Оформление

уголка «Твой
профессиональный
выбор»
2. Выставка поделок,
творческихработ «Мир
моих увлечений»
3. Участие в городских
конференциях для
учащихся 9 классов: «Мир
профессий»;
4. Деловая игра
«Ярмарка

профессий»
5. Цикл классных
часов «Героимирного
времени»
6. Участие в проекте
«Навигаторпрофессий»
7. Участие во
Всероссийском
открытом уроке
«ПроеКТОрия» в рамках
федерального проекта
«Успехкаждого
ребенка» национального
проекта
«Образования»,
«Билет вбудущее»

3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио и телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, интересных событий, актуальных вопросов в
жизни школы и города;
 школьная газета для обучающихся, на страницах которой ими размещаются
материалы, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов,
поэтических произведений, репортажей и научно-популярных статей; проводятся
обсуждениея значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
 школьный пресс-центр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, актуальных событий;
 школьная видеостудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных
фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
 участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
18

 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих
их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе
школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (гимн школы, герб школы, логотип), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во
время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (высадке культурных
растений, закладке газонов, аллей, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и
иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетичес
кой среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее т
радициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
 общешкольный и классный родительский комитет, участвующий в управлении
Школой №2 и отдельного класса, в решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса
в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации
и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

19

 родительские форумы в системе «Дневник.ру», на страницах социальной сети
«Вконтакте», на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
классных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.12. Модуль «Профилактика социально негативных явлений»
Одним из приоритетных направлений социальной политики Школы №2 является
защита прав ребёнка, его социально – педагогическое сопровождение в школе. Цель
профилактической работы в школе - создание условий для позитивной социализации
обучающихся, предотвращения социально-негативных явлений, снижения числа детей
«группы риска».
В нашей школе социально-педагогическая работа присутствует в деятельности
любого
педагога
школы:
администрации,
учителей-предметников,
педагогов
дополнительного образования. Но основная часть работы ложится на плечи классных
руководителей.
Направления профилактики:
 профилактика правонарушений и безнадзорности, в том числе экстремистских
проявлений;
 развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на
воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте), проведение мероприятий по
предупреждению травматизма обучающихся, в том числе детского дорожно-транспортного
травматизма.
 профилактика зависимого поведения (химической и нехимической зависимости);
 профилактика социально опасных инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции и
др.);
 профилактика
аутодеструктивного,
суицидального
поведения
несовершеннолетних;
 создание психологически безопасной образовательной среды для обучающихся;
Основные направления работы, содержание и формы профилактики решаются в
рамках:
 программ учебных предметов (ОБЖ, история, обществознание, право, литература и
др.),
 общешкольного календарного плана воспитательной работы: акции, недели и др. (с
обучающимися, родителями, педагогами образовательной организации).
 календарного плана работы классного руководителя (с обучающимися и
родителями),
 программ внеурочной деятельности,
 плана работы педагогов-психологов, социального педагога по
психологопедагогическому и социальному сопровождению,
Направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей «группы
риска» следующие:
 контроль посещаемости учебных занятий детьми «группы риска»;
20

 отслеживание занятости детей «группы риска» (посещение дополнительных
занятий, кружков, секций);
 наблюдение за детьми «группы риска» в учебном процессе (посещение уроков);
 составление и осуществление индивидуальной программы реабилитации
несовершеннолетнего (ИПР) с учащимися «группы риска»;
 заполнение автоматизированной информационной системы (АИС) «Подросток»
(профилактические мероприятия на несовершеннолетних, состоящих на учете в ТКДН и
ЗП заполняются ежемесячно);
 просветительская работа с родителями по социально-педагогическим
проблемам; рассмотрение личных дел обучающихся на Совете профилактики;
 индивидуальные консультации, беседы с обучающимися по профилактике
социальной дезадаптации;
 посещение на дому и составление акта о посещении семьи обучающегося «группы
риска»;
 консультирование классных руководителей по направлениям групповой и
индивидуальной профилактической работы, пополнение медиатеки информационнометодических материалов;
 проведение
социальным педагогом, педагогом-психологом индивидуальных и
групповых бесед по профилактике негативных проявлений;

совместные профилактические мероприятия с участием специалистов ТКДН и
ЗП, инспекторов ПДН, социальных педагогов отделения реабилитации УСЗН.
Мониторинг эффективности проводимой работы проводится по показателям
динамики детей «группы риска» за 3 года (детей, состоящих на внутришкольном учете и
отдельно иных формах учета на одной выборке), ведения документации (наблюдательных
дел, характеристик, ИПР и др.), оказания педагогической поддержки учащемуся и его семье.
Средства диагностики: наблюдение и оценка педагогом (классным руководителем)
ребенка (класса) на основе наблюдений (1-6 классы), социально-психологическое
тестирование (7-11 классы), оценка удовлетворенности субъектов образовательной
деятельности (план работы классного руководителя, план работы педагога-психолога,
социального педагога).
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду
с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
21

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
 какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год;
 какие проблемы решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
 качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
 качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
 качеством существующего в школе ученического самоуправления;
 качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
 качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
 качеством профориентационной работы школы;
 качеством работы школьных медиа;
 качеством организации предметно-эстетической среды школы;
 качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

22

5. Календарный план воспитательной работы Школы № 2
на 2021-2025 гг (Приложение №1, №2, №3)
Пояснительная записка
В соответствии с Программой воспитания Школы №2 на 2020-2025 гг. в центре
воспитательного процесса находится личностное развитие обучающихся, формирование у
них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, формирование у них основ российской идентичности, ценностных
установок и социально-значимых качеств личности; их активное участие в социальнозначимой деятельности.
Цель плана воспитательной работы на 2021-2025 гг. : обеспечение позитивной
динамики развития личности ребенка посредством вовлечения его в социально-значимую
деятельность школы.
Задачи:
1) Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся на основе
системности, целесообразности и не шаблонности воспитательной работы;
2) Развитие и расширение сфер ответственности ученического самоуправления,
как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
обучающегося;
3) Педагогическая поддержка деятельности детских общественных организаций
(РДШ);
4) Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений обучающихся как в классах, так и рамках образовательной организацией в
целом;
5) Инициирование и поддержка участия классов в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
6) Реализация воспитательных возможностей дополнительного образования и
программ внеурочной деятельности;
7) Определение и реализация индивидуальных профессиональных маршрутов
обучающихся 6-11 классов в рамках регионального проекта ранней профессиональной
ориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее»;
8) Развитие ценностного отношения обучающихся и педагогов к своему здоровью
посредством участия ВФСК ГТО;
9) Формирование опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье
другихлюдей;
10) Повышение ответственности педагогического коллектива за эффективность
и качество подготовки одаренных учащихся;
11) Активизировать работу по формированию команды педагогов, решающих
проектные задачи, повысить их компетентность в данном направлении;
12) Внедрение лучших практик сопровождения, наставничества и шефства для
обучающихся, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
образовательным программам в рамках внеурочной деятельности;
13) Активизация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией в решении вопросов воспитания и обучения
обучающихся.
Реализация этих задач предполагает:
23

1. Создание единой воспитательной атмосферы школы, которая способствует
успешной социализации и личностному развитию ребенка, педагога, родителя в условиях
реали-зации ФГОС.
2. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного
развития лично сти, для охраны здоровья и жизни детей;
3. Создание условий проявления и мотивации творческой активности
воспитанников вразличных сферах социально значимой деятельности;
4. Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и
ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
5. Освоение и использование в практической деятельности новых
педагогических технологий и методик воспитательной работы;
6. Развитие различных форм ученического самоуправления;
7. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного
образования вшколе.
Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным
и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам
и событиям российской истории и культуры
Месяц

Сентябрь

Дата
1

День знаний

3

День окончания Второй мировой войны

1-10

Октябрь

Международный день распространения грамотности

2

День гражданской обороны

5

Международный День учителя

16

Всероссийский урок «Экология и Энергосбережение» в
рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения
Международный день школьных библиотек

30

День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников
в сети Интернет.
День памяти политических репрессий

4

День народного единства

22

День словаря

26

День матери в России

1

Всемирный день борьбы со СПИДом

3

Международный день инвалидов

3

День Неизвестного Солдата

5

Международный день добровольца в России

9

День Героев Отечества

12

День Конституции РФ

18

Благотворительные мероприятия

28-30

Декабрь

Декабрь

Неделя безопасности

8

26

Ноябрь

Образовательное событие

21 - 25

Новогодние представления
24

27

Международный день памяти жертв Холокоста

27

День полного освобождения Ленинграда от фашисткой
блокады (1944)
День российской науки

Январь

8
Февраль

Март

21

День памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за пределами Отечества
Международный день родного языка

23

День защитника Отечества

1

Всемирный день гражданской обороны

8

Международный женский день

15

23-29

Всероссийская неделя детской и юношеской книги

23 - 29

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

Апрель

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы»
12
30

15

День Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941 - 1945
Международный день семьи

24

День славянской письменности и культуры

22

Последний звонок 9 и 11 классы

1

Международный день защиты детей

4
5

День Русского языка — Пушкинский день России
(6 июня)
Всемирный день окружающей среды

12

День России

22

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной
войны

9

Май

Июнь

День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».