Рабочая программа Астрономия 11 класс базовый уровеь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АСТРОНОМИЯ
11 класс
(базовый уровень)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Выпускник научится:


воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с
физикой и математикой;



использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии
Выпускник научится:

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца
на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины
затмений Луны и Солнца;

применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд.
Наблюдения невооруженным глазом
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
Наблюдения в телескоп
Рельеф Луны.
Строение Солнечной системы
Выпускник научится:


воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;



воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический
и
сидерический
периоды
обращения
планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая
единица);



вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры — по угловым размерам и расстоянию;



формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;



описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;



объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;



характеризовать особенности движения и маневров
аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

космических

Природа тел Солнечной системы
Выпускник научится:

формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого
облака;

определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);


описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;


перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;

объяснять механизм парникового эффекта и
формирования и сохранения уникальной природы Земли;

описывать характерные
спутников и колец;

особенности

природы

его

значение

планет-гигантов,

для
их


характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движениител, влетающих в атмосферу планеты с космической
скоростью;


описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;


объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
Выпускник научится:

определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);


характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к поверхности;


объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;


описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;


вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;


называть основные отличительные особенности
последовательностей на диаграмме «спектр— светимость»;

звезд

различных



сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;



объяснять причины изменения светимости переменных звезд;



описывать механизм вспышек новых и сверхновых;



оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;



описывать этапы формирования и эволюции звезды;


характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных
дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник научится:

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);

характеризовать основные
структура и кинематика);

параметры

Галактики

(размеры,

состав,


определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;


распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);


сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на
основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;


оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;


интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения — Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии»— вида
материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник научится:

систематизировать знания о методах исследования и современном
состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Содержание учебного предмета "Астрономия"
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности
астрономических
методов
исследования.
Телескопы
и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд
на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия
их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения
планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна - двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и
метеориты.
Наблюдения в телескоп
 Фазы Венеры
 Марс.
 Юпитер и его спутники
 Сатурн, его кольца и спутники

Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его
энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды
— далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость,
спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр —
светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы.
Наблюдения в телескоп
 Солнечные пятна (на экране).
 Двойные звезды.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Наблюдения в телескоп
 Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
 Большая туманность Ориона.
 Туманность Андромеды.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у
других
звезд.
Человечество
заявляет
о
своем
существовании.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания

№

Тема урока

Кол-во час.

Элементы содержания

Предмет астрономии (2 часа)
1.

Предмет астрономии

1

Астрономия, ее связь с другими науками.
Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной.
Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы.

2.

Наблюдения - основа
астрономии

1

Особенности методов познания в
астрономии. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Всеволновая
астрономия: электромагнитное излучение
как источник информации о небесных телах.
Практическое применение астрономических
исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю. А.
Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
*Принципы работы космических телескопов
разного диапазона электромагнитного
излучения.

Основы практической астрономии (5 ч)
3.

Звезды и созвездия. Звездные
карты

1

Звезды и созвездия. Видимая звездная
величина. Небесная сфера. Особые точки
небесной сферы. Небесные координаты.
Звездные карты. Звездная карта, созвездия,
использование компьютерных приложений
для отображения звездного неба. Звездная
величина как характеристика освещенности,
создаваемой звездой.
Согласно шкале звездных величин разность
на 5 величин, различие в потоках света в 100
раз.
Экваториальная система координат: прямое
восхождение и склонение. Использование
звездной карты для определения объектов,
которые можно наблюдать в заданный
момент времени.
Наблюдения (невооруженным глазом):
«Основные созвездия и наиболее яркие
звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.

4.

Видимое движение звезд на
различных географических
широтах. Годичное движение
Солнца по небу.

1

5.

Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны

1

6.

Время и календарь

1

Изменение их положения с течением
времени»
Суточное движение светил. Связь видимого
расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя.
Кульминация светил. Высота полюса мира
над горизонтом и ее зависимость от
географической широты места наблюдения.
Небесный меридиан. Кульминация светил.
Определение географической широты по
измерению высоты звезд в момент их
кульминации. Эклиптика и зодиакальные
созвездия. Наклон эклиптики к небесному
экватору. Положение Солнца на эклиптике в
дни равноденствий и солнцестояний.
Изменение в течение года
продолжительности дня и ночи на
различных географических широтах.
Движение Земли вокруг Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны.
Солнечные и лунные затмения. Луна —
ближайшее к Земле небесное тело, ее
единственный естественный спутник.
Период обращения Луны вокруг Земли и
вокруг своей оси — сидерический
(звездный) месяц. Синодический месяц —
период полной смены фаз Луны.
Условия наступления солнечных и лунных
затмений. Их периодичность. Полные,
частные и кольцеобразные затмения Солнца.
Полные и частные затмения Луны.
Предвычисление будущих затмений.
Наблюдения (невооруженным глазом):
«Движение Луны и смена ее фаз»
Время и календарь. Точное время и
определение географической долготы.
Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и
зимнее время. Календарь — система счета
длительных промежутков времени. История
календаря. Високосные годы. Старый и
новый стиль.
*Система счета времени, суточные и
сезонные особенности солнечного
освещения, климата и условий проживания в
разных географических пунктах России.
Контроль освоенных учебных действий

7.

Контрольная работа № 1
1
по теме «Практические основы
астрономии».
Строение Солнечной системы (7 ч)

8.

Развитие представлений о

1

Развитие представлений о строении мира.
Структура и масштабы Солнечной системы.

строении мира

9.

Конфигурация планет.
Синодический период

1

10.

Законы движения планет
Солнечной системы

1

11.

Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе

1

12.

Движение небесных тел под
действием сил тяготения

1

13.

Практическая работа с
планом Солнечной системы.

1

Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира.
Геоцентрическая система мира Аристотеля Птолемея. Система эпициклов и
дифферентов для объяснения
петлеобразного движения планет. Создание
Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой
системы мира.
Конфигурации и условия видимости планет.
Синодический и сидерический (звездный)
периоды обращения планет. Внутренние и
внешние планеты. Конфигурации планет:
противостояние и соединение.
Периодическое изменение условий
видимости внутренних и внешних планет.
Связь синодического и сидерического
(звездного) периодов обращения планет.
Небесная механика. Законы Кеплера.
Эллипс. Изменение скорости движения
планет по эллиптическим орбитам.
Открытие Кеплером законов движения
планет — важный шаг на пути становления
механики. Третий закон — основа для
вычисления относительных расстояний
планет от Солнца.
Методы определения расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров.
Горизонтальный параллакс. Размеры и
форма Земли. Триангуляция.
Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы.
Подтверждение справедливости закона
тяготения для Луны и планет. Возмущения в
движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и плотность
Земли. Приливы и отливы.
Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны»,
«Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его
спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»
Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение масс небесных тел.
Движение искусственных небесных тел.
Время старта КА и траектории полета к
планетам и другим телам Солнечной
системы. Выполнение маневров,
необходимых для посадки на поверхность
планеты или выхода на орбиту вокруг нее.
Решение задач

14.

15.

16.

17.

18.

Контрольная работа № 2
по теме «Строение Солнечной
системы».

1

Контроль освоенных учебных действий

Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Общие характеристики планет 1
Происхождение Солнечной системы.
Гипотеза о формировании всех тел
Солнечной системы в процессе длительной
эволюции холодного газопылевого облака.
Объяснение их природы на основе этой
гипотезы.
Солнечная система как
1
Космические лучи. Эволюция огромного
комплекс тел, имеющих общее
холодного газопылевого облака.
происхождение
Система Земля - Луна

Планеты земной группы

1

1

Система Земля - Луна. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну. Краткие сведения о
природе Земли. Условия на поверхности
Луны. Два типа лунной поверхности — моря
и материки. Горы, кратеры и другие формы
рельефа. Процессы формирования
поверхности Луны и ее рельефа.
Результаты исследований, проведенных
автоматическими аппаратами и
астронавтами. Внутреннее строение Луны.
Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы
освоения Луны.
*Российский зонд Луна-25 - исследователь
полярных областей Луны.
Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Анализ
основных характеристик планет. Разделение
планет по размерам, массе и средней
плотности. Планеты земной группы и
планеты-гиганты. Их различия.
Сходство внутреннего строения и
химического состава планет земной группы.
Рельеф поверхности. Вулканизм и
тектоника. Метеоритные кратеры.
Особенности температурных условий на
Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава
атмосферы Земли от атмосфер Марса и
Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и
на поверхности Марса. Состояние воды на
Марсе в прошлом и в настоящее время.
Эволюция природы планет. Поиски
жизни на Марсе.
* Практические возможности и достижения

современной науки на основе знакомства с
крупнейшими техническими изобретениями.

19.

Далекие планеты

1

20.

Малые тела Солнечной
системы

1

21.

Практическая работа
1
«Две группы планет Солнечной
системы».

22.

Контрольная работа № 3
по теме «Природа тел
Солнечной системы».

23.

Солнце - ближайшая звезда

1

Планеты-гиганты. Спутники и кольца
планет. Химический состав и внутреннее
строение планет-гигантов. Источники
энергии в недрах планет. Облачный покров
и атмосферная циркуляция. Разнообразие
природы спутников. Сходство природы
спутников с планетами земной группы и
Луной. Наличие атмосфер у крупнейших
спутников. Строение и состав колец.
Малые тела Солнечной системы: астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная
опасность. Астероиды главного пояса. Их
размеры и численность. Малые тела пояса
Койпера. Плутон и другие карликовые
планеты. Кометы. Их строение и состав.
Орбиты комет. Общая численность комет.
Кометное облако Оорта. Астероиднокометная опасность.
Возможности и
способы ее предотвращения. Одиночные
метеоры. Скорости встречи с Землей.
Небольшие тела (метеороиды). Метеорные
потоки, их связь с кометами. Крупные тела.
Явление болида, падение метеорита.
Классификация
метеоритов:
железные,
каменные, железокаменные.
* Диалектическое взаимодействия физики и
техники для исследования малых планет.
Работа с текстом

Контроль освоенных учебных действий

Солнце и звезды (5 ч)
1
Электромагнитное излучение, космические
лучи и гравитационные волны как источник
информации о природе и свойствах
небесных тел. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы.
Космические аппараты. Излучение и
температура Солнца. Строение Солнца,
солнечной атмосферы. Спектральный
анализ. Физические методы теоретического
исследования. Закон Стефана—Больцмана.
Источник энергии Солнца. Проявление
солнечной активности: пятна, вспышки,

24.

Расстояния до звезд.
Характеристики излучения
звезд

1

25.

Массы и размеры звезд

1

26.

Переменные и нестационарные
звезды

1

27.

Контрольная работа № 4
по теме «Солнце и звезды».

1

протуберанцы. Периодичность солнечной
активности. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнечно-земные связи.
Наблюдения (в телескоп): «Солнечные
пятна» (на экране)
Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимосвязь.
Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. Звезда — природный
термоядерный реактор.
Светимость звезды. Многообразие мира
звезд.
Их спектральная классификация. Звездыгиганты и звезды-карлики. Диаграмма
«спектр — светимость». Двойные и кратные
звезды. Звездные скопления. Их состав и
возраст.
Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр — светимость» («цвет —
светимость»). Массы и размеры звезд.
Двойные звезды. Определение массы звезд.
Размеры звезд. Плотность их вещества.
Модели звезд.
Наблюдения (в телескоп): «Двойные звезды»
Двойные и кратные звезды. Гравитационные
волны. Модели звезд. Внесолнечные
планеты. Проблема существования жизни во
Вселенной.
Внутреннее
строение
и
источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. Переменные и
вспыхивающие
звезды.
Коричневые
карлики. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные
стадии. Закон смещения Вина.
Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период —
светимость». Затменно-двойные звезды.
Вспышки новых — явление в тесных
системах двойных звезд. Открытие
«экзопланет» — планет и планетных систем
вокруг других звезд.
Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка
сверхновой — взрыв звезды в конце ее
эволюции. Конечные стадии жизни звезд:
белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры.
Контроль освоенных учебных действий

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Наша Галактика. Млечный
путь и Галактика

Эволюция Вселенной. Размеры и строение
Галактики. Расположение и движение
Солнца. Плоская и сферическая подсистемы
Галактики. Ядро и спиральные рукава
Галактики. Вращение Галактики и проблема
«скрытой» массы. Радиоизлучение
межзвездного вещества. Его состав.
Звездные скопления и
1
Области звездообразования. Обнаружение
ассоциации. Межзвездная
сложных органических молекул.
среда: газ и пыль.
Взаимосвязь звезд и межзвездной среды.
Планетарные туманности — остатки
вспышек сверхновых звезд.
Движение звезд в Галактике.
1
Собственное движение звезды. Апекс
Ее вращение.
Солнца. Коротационная окружность.
Наблюдения (в телескоп): «Звездные
скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая
туманность "Ориона", «Туманность
Андромеды»
Другие звездные системы 1
Открытие других галактик. Квазары.
галактики
Многообразие галактик и их основные
характеристики. Сверхмассовые черные
дыры и активность галактик. Спиральные,
эллиптические и неправильные
галактики. Их отличительные особенности,
размеры, масса, количество звезд.
Сверхмассивные черные дыры в ядрах
галактик. Квазары и радиогалактики.
Взаимодействующие галактики. Скопления
и сверхскопления галактик.
Основы современной
1
Представление о космологии. «Красное
космологии
смещение». Закон Хаббла. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия».
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Общая теория относительности.
Стационарная Вселенная А. Эйнштейна.
Вывод А. А. Фридмана о нестационарности
Вселенной. Расширение Вселенной
происходит однородно и изотропно.
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и
подтверждение. Реликтовое излучение.
Теория Большого взрыва. Образование
химических элементов. Формирование
галактики звезд. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Жизнь и разум во Вселенной
2
Проблема существования жизни вне Земли.
1

34.
*Современные информационные потоки источник разнородной информации гипотез,
предположений, вымыслов о рождении
Вселенной.
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Сложные органические соединения
в космосе. Современные возможности
радиоастрономии и космонавтики для связи
с другими цивилизациями. Планетные
системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании.
*Гипотезы ученых о встрече с разумными
существами на просторах Вселенной.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».