Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утвержден приказом №211/1 от 31.08.2021 Приложение № 85 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОЛОГИЯ 10-11 класс Базовый уровень I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета: биология "Биология" (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность биологической собственной информации, получаемой позиции из по отношению к разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, явлений; физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных – понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; – использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; – формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; – сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; – приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); – распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; – описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); – объяснять причины наследственных заболеваний; – выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; наследственную и ненаследственную изменчивость; сравнивать – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); – приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать составлять генетические схемы задачи моногибридного на моногибридное скрещивания, скрещивание, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; – оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. 2. Содержание учебного предмета биология по курсу 10-11 классов. Базовый уровень 1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. 2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. 3 раздел. Организм Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. 4 раздел. Теория эволюции Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. 5 раздел. Развитие жизни на Земле Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. 6 раздел. Организмы и окружающая среда Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук. Перечень лабораторных и практических работ: в биосфере. Проблемы Л.р.№1. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.(10 кл.) Пр.р.№1.Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.(10 кл.) Л.р.№2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.(10 кл.) Л.р.№3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.(10 кл.) Л.р.№4. Составление элементарных схем скрещивания.(10 кл.) Пр. р.№2. Решение генетических задач.(10 кл.) Пр.р.№1. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.(11 кл.) Л.р.№1. Сравнение видов по морфологическому критерию.(11 кл.) Пр.р.№2.Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.(11 кл.) Л.р.№2. Составление пищевых цепей.(11 кл.) Л.р.№3. Изучение и описание экосистем своей местности.(11 кл.) Л.р.№4. Оценка антропогенных изменений в природе.(11 кл.) Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. 10 класс. Базовый уровень. 36 часов (1 час в неделю) № Тема Содержание К-во урока урока урока часов 1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе(3 часа) 1. Краткая история развития биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. *Вклад российских учёных в развитие биологии (патриотическое воспитание) 1 2. Сущность жизни и свойство живого. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. 1 3. 4. 5. 6. Современные направления в биологии. *Биотехнология, этические вопросы. Уровни организации Биологические системы как предмет изучения живой природы. биологии. 2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни (10 час) История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества клетки. Липиды, углеводы, белки. 1 Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. 1 Органические вещества (углеводы, липиды, белки) и их значение. Биополимеры. *Творческое задание. Составить рекламу белкам, жирам, углеводам, исходя из роли их в клетке. Органические вещества ( нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. 1 1 7. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты, АТФ. 8. Эукариотическая клетка. Л.р№1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах. Л.р.№2. Сравнение строения клеток растений и животных. Ядро. Хромосомы. Пр.р.№1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Прокариотическая клетка. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Проведение Л.р.№1 и №2. 1 Основные части и органоиды клетки, их функции. Особенности строения и функций ядра и хромосом. Проведение Пр.р.№1. 1 Строение, распространение и значение бактерий в природе. 1 Реализация наследственной информации в клетке. Вирусы. Профилактика вирусных заболеваний. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА. *Творческое задание по решению жизненной ситуации: «Твоё отношение к ВИЧ инфицированному человеку» 1 9. 10. 11. 12. 1 1 13. Обобщение и систематизация знаний по строению клеток. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. *Изготовление листовки «Негативное влияние наркотических и психотропных веществ на организм человека» 1 3 раздел. Организм (22 час) 14. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. 1 15. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. Жизнедеятельность клетки. Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и его значение. Характеристика фаз митоза. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Значение различных способов размножения. Жизненные циклы разных групп организмов. 1 16. 17. 18. Размножение. Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое. 1 1 1 19. Половое размножение. Мейоз. Мейоз, его значение. Соматические и половые клетки. Особенности строения и образования половых клеток – гамет. *Сохранение репродуктивного здоровья у юноши, девушки. 1 20. Оплодотворение и его биологическое значение. 1 21. Индивидуальное развитие организмов. 22. Онтогенез человека. Л.р.№3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих. 23. Наука генетика. Мендель – Суть и значение оплодотворения. Способы оплодотворения. Двойное оплодотворение у цветковых растений. *Открытие российского учёного Н.Г.Навашина (патриотическое воспитание) Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. *Правила здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Особенности онтогенеза человека. Проведение Л.р.№3. *Творческое задание. Составление письма женщине, вынашивающей ребёнка. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. основоположник генетики. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования. Дигибридное и анализирующее скрещивание. Л.р.№4. Составление простейших схем скрещивания. Пр.р.№2. Решение элементарных генетических задач. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Современное представление о гене и геноме. Генетика пола. Гибридологический метод выявления наследования. Законы наследственности Г. Менделя. Суть первого и второго законов Менделя и их цитологические основы. 1 Законы наследственности Г. Менделя. Суть третьего закона Менделя и его цитологические основы. Анализирующее скрещивание. Проведение Л.р.№4. 1 Решение элементарных генетических задач. Проведение Пр.р.№2. 1 Хромосомная теория наследственности, её основные положения. Работы Т. Моргана. Объекты и методы его исследований. *Значимость работ по генетике Н.И.Вавилова (патриотическое воспитание) Определение гена и генома. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. 1 Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. *Решение жизненной ситуации. Помощь человеку, получившему высокую дозу радиации. 1 1 30. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. 31. Генетика и здоровье человека. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. *Этические аспекты в области медицинской генетики. Аборт и его негативное влияние на здоровье женщины. 1 32. Селекция: основные методы и достижения. 1 33. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Доместикация и селекция. Методы селекции. Значение селекции в хозяйственной деятельности человека. *Значимый вклад в науку селекцию российского учёного И.В.Мичурина.(патриотическое воспитание) Биотехнология, ее направления, достижения и перспективы развития. Биобезопасность. *Профессии, связанные с биотехнологией (профессиональное воспитание). 1 1 Обобщение и Семинар по теме: «Общебиологические систематизация знаний закономерности» по теме: Экологическая ситуация в школе №2 (по «Общебиологические материалам проектов школьников). закономерности» 35. Обобщение и Контрольная работа по теме: 36 систематизация знаний «Общебиологические закономерности». по теме: Анализ и обсуждение ошибок. «Общебиологические закономерности» Всего: 36 уроков. Л. р. – 4. Пр. р. – 2. 34. 1 1 11 класс. 34 часа (1 час в неделю, 34 недели) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел 4. Вид (21 час) Теория эволюции. Развитие биологии в История эволюционных идей. Введение додарвиновский период. термина «Эволюция». Система природы Работы К.Линнея. К.Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Критика теории Ж.Б. Ламарка его Ламарка. современниками. Сущность теории. Законы: «Упражнение и неупражнение органов», «Наследование благоприятных признаков». *Русские эволюционисты (патриотическое воспитание) Предпосылки Естественно - научные и социальновозникновения учения Ч. экономические предпосылки Дарвина. возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Борьба за существование. Процессы Дарвина. искусственного отбора и естественного отбора. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в формировании естественно – научной картины мира. *Этические аспекты борьбы за существование в популяциях человека. Вид, критерии и структура. Вид, его критерии. Наличие видов – двойников, репродуктивная изоляция, Л.р. №1 «Описание неравномерное распределение особей в особей одного вида по пределах ареала. Генофонд популяции. морфологическому критерию». Популяция как структурная Популяция – структурная единица вида, единица вида, единица единица эволюции. Эволюционные эволюции. Пр.р. №1 изменения в популяциях «Выявление *Влияние хозяйственной деятельности изменчивости у особей человека на состав популяций одного вида» растений и животных (экологическое 1 1 1 1 1 1 7. Факторы эволюции. 8. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. 9. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Пр.р. №2 «Выявление приспособлений организмов к среде» Видообразование как результат эволюции. 10. 11. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Биологический прогресс и регресс. 12. Доказательства эволюции органического мира. 13. Развитие представлений о развитии жизни на Земле. 14. Современные представления о возникновении жизни. 15. Развитие жизни на Земле. воспитание). Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. *Творческое задание. Выявление эволюционных изменений в популяциях людей 21века. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор. Направленный эволюционный процесс закрепления эволюционных изменений. Многообразие адаптаций: морфологические, физиологические, поведенческие. Процесс формирования приспособлений. *Составление учебной карточки «Многообразие адаптаций в социуме» Процессы экологического и географического образования. Видообразование – результат эволюции. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к природе – важнейшее условие сохранения многообразия видов. Замена одних видов другими в процессе эволюции. Доказательства сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии, биогеографии. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. Понятия: материализм, идеализм, креационизм. Гипотезы происхождения жизни: самозарождение, стационарное состояние, панспермия. Отличительные признаки живого. Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции. Работы А.И. Опарина, Д. Холдейна, С. Миллера. *Значение работ российского учёного А.И.Опарина в теории биохимической эволюции (патриотическое воспитание) Биологическая эволюция на Земле: в криптозое (докембрий), в фанерозое (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой). Усложнение живых 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. Гипотезы происхождения человека. 17. Положение человека в системе животного мира. 18. Эволюция человека. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Человеческие расы. организмов в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Антропогенез. Современная теория антропогенеза. Положения человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Человек – биосоциальное существо. Предшественники современного человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Принадлежность всего человечества к одному виду. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида. Равноценность и генетическое единство всех рас. Реакционная сущность расизма. Проводится в форме семинара по заранее предложенным ученикам вопросам. Тестирование. Анализ ошибок. Обобщающий урок по разделу: Вид Урок контроля знаний по теме: Вид. Раздел 5. Экосистемы (13 часов) Организм и среда. Задачи экологии. Среды обитания. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на живые организмы. Закон минимума К. Либиха. Абиотические факторы Абиотические факторы. Биологические среды. Л.р. №3 (1 часть) ритмы. Фотопериодизм. Влияние абиотических факторов на организмы. «Выявление Приспособление организмов к антропогенных изменений в экосистемах определённому комплексу абиотических факторов. своей местности» *Л.Р. №3 (экологическое воспитание) Биотические факторы Прямое или косвенное воздействие видов среды. Л.р. №2 друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые «Составление схем отношения: хищничество, паразитизм, передачи веществ и конкуренция, симбиоз. Антропогенный энергии (цепи питания)» фактор. *Л.Р. №2 (экологическое воспитание) Структура экосистем. Л.р. Понятия: биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, №3 (2 часть) продуценты, консументы, редуценты. «Сравнительная Структура экосистем: пространственная, характеристика видовая, экологическая. природных экосистем и агросистем своей Л.Р. №3 (экологическое воспитание) местности» Пищевые связи. Пищевые или трофические цепи. Цепи Круговорот веществ и питания: пастбищная и детритная. энергии в экосистемах. Механизм передачи вещества и энергии 1 1 1 1 1 1 1 февраль 1 1 1 27. 28. 29. 30 31. 32. 33. 34. по трофическим уровням. Экологическая пирамида. Причины устойчивости и Экосистема – динамическая структура. смены экосистем. Видовое разнообразие – главная причина устойчивости экосистем. Смена популяций разных видов. Сукцессии. Смена экосистем в природе. Влияние человека на Экологические нарушения экосистемы. антропогенного характера. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. . * Правила поведения в природной среде. Биосфера – глобальная Границы, структура, свойства биосферы. экосистема. *Учение российского учёного В.И. Вернадского о биосфере. (патриотическое воспитание) Роль живых организмов в Функции живого вещества в биосфере. биосфере. Круговорот веществ и элементов. Ноосфера. Биосфера и человек. Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. *Творческое задание. Составление учебной карточки «Глобальные экологические проблемы» Л.р. №4 «Анализ и оценка Работа по инструктивным карточкам. последствий собственной *Л.Р. №4 (экологическое воспитание) деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» Основные экологические Глобальные экологические проблемы: проблемы современности. кислотные дожди, парниковый эффект, Пути решения смог, озоновые дыры, перерасход воды, экологических проблем. просадка грунта, эрозия почв и др. Рациональное использование природных ресурсов. Контроль ПДК. *Профессии, связанные с делом охраны природы. 1 час – резервное время. Всего: 34 часа. Л. р – 4 Пр. р. - 2 1 1 1 1 1 1 1 1