Рабочая программа Биология 10-11 класс базовый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 85

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
10-11 класс
Базовый уровень

I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
биология
"Биология" (базовый уровень) – требования к предметным результатам
освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в
современной

научной

картине

мира;

понимание

роли

биологии

в

формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о
живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми
при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание,
измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5)

сформированность

биологической

собственной

информации,

получаемой

позиции
из

по

отношению

к

разных

источников,

к

глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной

научной картины мира и в практической деятельности людей;
–

понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:

биологией,
явлений;

физикой,

химией;

устанавливать

взаимосвязь

природных

–

понимать смысл, различать и описывать системную связь между

основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
–

использовать основные

методы

научного

познания

в

учебных

биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
–

формулировать гипотезы на основании предложенной биологической

информации и предлагать варианты проверки гипотез;
–

сравнивать биологические объекты

между собой по заданным

критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
–

обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых

организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
–

приводить примеры веществ основных групп органических соединений

клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
–

распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по

описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
–

распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

–

описывать фенотип многоклеточных растений и животных по

морфологическому критерию;
–

объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

–

классифицировать биологические объекты на основании одного или

нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
–

объяснять причины наследственных заболеваний;

–

выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов

изменчивости,

используя

закономерности

изменчивости;

наследственную и ненаследственную изменчивость;

сравнивать

–

выявлять

морфологические,

физиологические,

поведенческие

адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
–

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи

питания);
–

приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия

для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
–

оценивать достоверность биологической информации, полученной из

разных источников, выделять необходимую информацию для использования
ее в учебной деятельности и решении практических задач;
–

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,

графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
–

оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в

практической деятельности человека и в собственной жизни;
–

объяснять

негативное

влияние

веществ

(алкоголя,

никотина,

наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
–

объяснять последствия влияния мутагенов;

–

объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,

явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,
эволюционную),

учение

о

биосфере,

законы

наследственности,

закономерности изменчивости;
–

характеризовать современные направления в развитии биологии;

описывать их возможное использование в практической деятельности;
–

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

–

решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по

предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

–

решать задачи на определение количества хромосом в соматических и

половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или
митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
–

решать

составлять

генетические
схемы

задачи

моногибридного

на

моногибридное

скрещивания,

скрещивание,

применяя

законы

наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
–

устанавливать тип наследования и характер проявления признака по

заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
–

оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей

среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.

2. Содержание учебного предмета биология по курсу 10-11 классов.
Базовый уровень
1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе
Биология

как

комплексная

наука,

методы

научного

познания,

используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль
биологии в формировании современной научной картины мира, практическое
значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты,
АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и
эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных
заболеваний.
Жизнедеятельность

клетки.

Пластический

обмен.

Фотосинтез,

хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген,
геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.
3 раздел. Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность

организма.

Регуляция

функций

организма,

гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения
у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Причины

нарушений

развития.

Репродуктивное

здоровье

человека;

последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное

развитие

человека.

Жизненные

циклы

разных

групп

организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы

наследственности

Г. Менделя.

Хромосомная

теория

наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их
предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее
направления и перспективы развития. Биобезопасность.
4 раздел. Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.
Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция –
элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие

организмов

как

результат

эволюции.

Принципы

классификации, систематика.
5 раздел. Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция
человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их
происхождение и единство.
6 раздел. Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения
популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии
в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как
основа устойчивости экосистемы.
Структура

биосферы.

Закономерности

существования

биосферы.

Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные

антропогенные

изменения

устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.

Перечень лабораторных и практических работ:

в

биосфере.

Проблемы

Л.р.№1. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на
готовых микропрепаратах и их описание.(10 кл.)
Пр.р.№1.Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов
клеток растений.(10 кл.)
Л.р.№2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и
бактерий.(10 кл.)
Л.р.№3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных животных как доказательство их родства.(10 кл.)
Л.р.№4. Составление элементарных схем скрещивания.(10 кл.)
Пр. р.№2. Решение генетических задач.(10 кл.)
Пр.р.№1. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и
вариационной кривой.(11 кл.)
Л.р.№1. Сравнение видов по морфологическому критерию.(11 кл.)
Пр.р.№2.Выявление

приспособлений

организмов

к

влиянию

различных экологических факторов.(11 кл.)
Л.р.№2. Составление пищевых цепей.(11 кл.)
Л.р.№3. Изучение и описание экосистем своей местности.(11 кл.)
Л.р.№4. Оценка антропогенных изменений в природе.(11 кл.)

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
10 класс.
Базовый уровень. 36 часов (1 час в неделю)
№

Тема

Содержание

К-во

урока

урока

урока

часов

1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе(3 часа)
1.

Краткая история
развития биологии.

Роль биологии в формировании современной
научной картины мира, практическое значение
биологических знаний.
*Вклад российских учёных в развитие
биологии (патриотическое воспитание)

1

2.

Сущность жизни и
свойство живого.

Биология как комплексная наука, методы
научного познания, используемые в биологии.

1

3.

4.

5.

6.

Современные направления в биологии.
*Биотехнология, этические вопросы.
Уровни организации
Биологические системы как предмет изучения
живой природы.
биологии.
2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни (10 час)
История изучения
клетки. Клеточная
теория.
Химический состав
клетки.
Неорганические
вещества.
Органические вещества
клетки. Липиды,
углеводы, белки.

1

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной
теории в становлении современной
естественно-научной картины мира.
Молекулярные основы жизни. Неорганические
вещества, их значение.

1

Органические вещества (углеводы, липиды,
белки) и их значение. Биополимеры.
*Творческое задание. Составить рекламу
белкам, жирам, углеводам, исходя из роли
их в клетке.
Органические вещества ( нуклеиновые
кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры.
Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.

1

1

7.

Органические вещества
клетки. Нуклеиновые
кислоты, АТФ.

8.

Эукариотическая
клетка.
Л.р№1. Наблюдение
клеток растений и
животных под
микроскопом на
готовых
микропрепаратах.
Л.р.№2. Сравнение
строения клеток
растений и животных.
Ядро. Хромосомы.
Пр.р.№1.
Приготовление и
описание
микропрепаратов
клеток растений.
Прокариотическая
клетка.

Клетки прокариот и эукариот. Основные части
и органоиды клетки, их функции.
Проведение Л.р.№1 и №2.

1

Основные части и органоиды клетки, их
функции.
Особенности строения и функций ядра и
хромосом.
Проведение Пр.р.№1.

1

Строение, распространение и значение
бактерий в природе.

1

Реализация
наследственной
информации в клетке.
Вирусы. Профилактика
вирусных заболеваний.

Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке.
Генетический код. Ген, геном.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры
профилактики вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДА.
*Творческое задание по решению
жизненной ситуации: «Твоё отношение к
ВИЧ инфицированному человеку»

1

9.

10.

11.

12.

1

1

13.

Обобщение и
систематизация знаний
по строению клеток.

Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
*Изготовление листовки «Негативное
влияние наркотических и психотропных
веществ на организм человека»

1

3 раздел. Организм (22 час)
14.

Организм – единое
целое. Многообразие
организмов.

Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция
функций организма, гомеостаз.

1

15.

Обмен веществ и
превращение энергии.
Энергетический обмен.
Пластический обмен.

Жизнедеятельность клетки. Энергетический
обмен.
Этапы энергетического обмена.
Жизнедеятельность клетки. Пластический
обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз
и его значение. Характеристика фаз митоза.
Размножение организмов (бесполое и
половое). Способы размножения у растений и
животных. Значение различных способов
размножения.
Жизненные циклы разных групп организмов.

1

16.

17.
18.

Размножение. Деление
клетки. Митоз.
Размножение: бесполое
и половое.

1

1
1

19.

Половое размножение.
Мейоз.

Мейоз, его значение. Соматические и половые
клетки. Особенности строения и образования
половых клеток – гамет.
*Сохранение репродуктивного здоровья у
юноши, девушки.

1

20.

Оплодотворение и его
биологическое
значение.

1

21.

Индивидуальное
развитие организмов.

22.

Онтогенез человека.
Л.р.№3. Выявление
признаков сходства
зародышей человека и
других
млекопитающих.

23.

Наука генетика.
Мендель –

Суть и значение оплодотворения. Способы
оплодотворения. Двойное оплодотворение у
цветковых растений.
*Открытие российского учёного
Н.Г.Навашина (патриотическое воспитание)
Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Причины нарушений развития.
*Правила здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье человека;
последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное
развитие человека.
Особенности онтогенеза человека. Проведение
Л.р.№3.
*Творческое задание. Составление письма
женщине, вынашивающей ребёнка.
Генетика, методы генетики. Генетическая
терминология и символика.

1

1

1

24.

25.

26.

27.

28.

29.

основоположник
генетики.
Закономерности
наследования.
Моногибридное
скрещивание.
Закономерности
наследования.
Дигибридное и
анализирующее
скрещивание. Л.р.№4.
Составление
простейших схем
скрещивания.
Пр.р.№2. Решение
элементарных
генетических задач.
Хромосомная теория
наследственности.
Сцепленное
наследование.
Современное
представление о гене и
геноме.
Генетика пола.

Гибридологический метод выявления
наследования.
Законы наследственности Г. Менделя. Суть
первого и второго законов Менделя и их
цитологические основы.

1

Законы наследственности Г. Менделя. Суть
третьего закона Менделя и его цитологические
основы. Анализирующее скрещивание.
Проведение Л.р.№4.

1

Решение элементарных генетических задач.
Проведение Пр.р.№2.

1

Хромосомная теория наследственности, её
основные положения. Работы Т. Моргана.
Объекты и методы его исследований.
*Значимость работ по генетике
Н.И.Вавилова (патриотическое воспитание)
Определение гена и генома. Взаимодействие
аллельных и неаллельных генов.

1

Определение пола. Сцепленное с полом
наследование.
Генотип и среда. Ненаследственная
изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
*Решение жизненной ситуации. Помощь
человеку, получившему высокую дозу
радиации.

1

1

30.

Изменчивость:
наследственная и
ненаследственная.

31.

Генетика и здоровье
человека.

Генетика человека. Наследственные
заболевания человека и их предупреждение.
*Этические аспекты в области медицинской
генетики. Аборт и его негативное влияние
на здоровье женщины.

1

32.

Селекция: основные
методы и достижения.

1

33.

Биотехнология:
достижения и
перспективы развития.

Доместикация и селекция. Методы селекции.
Значение селекции в хозяйственной
деятельности человека.
*Значимый вклад в науку селекцию
российского учёного
И.В.Мичурина.(патриотическое
воспитание)
Биотехнология, ее направления, достижения и
перспективы развития. Биобезопасность.
*Профессии, связанные с биотехнологией
(профессиональное воспитание).

1

1

Обобщение и
Семинар по теме: «Общебиологические
систематизация знаний закономерности»
по теме:
Экологическая ситуация в школе №2 (по
«Общебиологические
материалам проектов школьников).
закономерности»
35.
Обобщение и
Контрольная работа по теме:
36
систематизация знаний «Общебиологические закономерности».
по теме:
Анализ и обсуждение ошибок.
«Общебиологические
закономерности»
Всего: 36 уроков. Л. р. – 4. Пр. р. – 2.
34.

1

1

11 класс.
34 часа (1 час в неделю, 34 недели)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Раздел 4. Вид (21 час) Теория эволюции.
Развитие биологии в
История эволюционных идей. Введение
додарвиновский период.
термина «Эволюция». Система природы
Работы К.Линнея.
К.Линнея.
Эволюционная теория Ж.Б. Критика теории Ж.Б. Ламарка его
Ламарка.
современниками. Сущность теории.
Законы: «Упражнение и неупражнение
органов», «Наследование благоприятных
признаков».
*Русские эволюционисты
(патриотическое воспитание)
Предпосылки
Естественно - научные и социальновозникновения учения Ч.
экономические предпосылки
Дарвина.
возникновения учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Ч.
Борьба за существование. Процессы
Дарвина.
искусственного отбора и естественного
отбора. Роль эволюционной теории Ч.
Дарвина в формировании естественно –
научной картины мира.
*Этические аспекты борьбы за
существование в популяциях
человека.
Вид, критерии и структура. Вид, его критерии. Наличие видов –
двойников, репродуктивная изоляция,
Л.р. №1 «Описание
неравномерное распределение особей в
особей одного вида по
пределах ареала. Генофонд популяции.
морфологическому
критерию».
Популяция как структурная Популяция – структурная единица вида,
единица вида, единица
единица эволюции. Эволюционные
эволюции. Пр.р. №1
изменения в популяциях
«Выявление
*Влияние хозяйственной деятельности
изменчивости у особей
человека на состав популяций
одного вида»
растений и животных (экологическое

1

1

1

1

1

1

7.

Факторы эволюции.

8.

Естественный отбор –
главная движущая сила
эволюции.

9.

Адаптации организмов к
условиям обитания как
результат действия
естественного отбора.
Пр.р. №2 «Выявление
приспособлений
организмов к среде»
Видообразование как
результат эволюции.

10.

11.

Сохранение многообразия
видов как основа
устойчивого развития
биосферы. Биологический
прогресс и регресс.

12.

Доказательства эволюции
органического мира.

13.

Развитие представлений о
развитии жизни на Земле.

14.

Современные
представления о
возникновении жизни.

15.

Развитие жизни на Земле.

воспитание).
Движущие силы эволюции, их влияние
на генофонд популяции. Эволюционные
изменения в популяциях: мутационный
процесс, популяционные волны, дрейф
генов, изоляция.
*Творческое задание. Выявление
эволюционных изменений в
популяциях людей 21века.
Движущий отбор. Стабилизирующий
отбор. Дизруптивный отбор.
Направленный эволюционный процесс
закрепления эволюционных изменений.
Многообразие адаптаций:
морфологические, физиологические,
поведенческие. Процесс формирования
приспособлений.
*Составление учебной карточки
«Многообразие адаптаций в социуме»
Процессы экологического и
географического образования.
Видообразование – результат эволюции.
Причины вымирания видов.
Ответственное отношение людей к
природе – важнейшее условие
сохранения многообразия видов. Замена
одних видов другими в процессе
эволюции.
Доказательства сравнительной анатомии,
палеонтологии, эмбриологии,
биогеографии. Закон К. Бэра о сходстве
зародышей и эмбриональной
дивергенции признаков.
Биогенетический закон Мюллера и
Геккеля.
Понятия: материализм, идеализм,
креационизм. Гипотезы происхождения
жизни: самозарождение, стационарное
состояние, панспермия.
Отличительные признаки живого.
Теории абиогенеза и биогенеза,
биохимической эволюции. Работы А.И.
Опарина, Д. Холдейна, С. Миллера.
*Значение работ российского учёного
А.И.Опарина в теории биохимической
эволюции (патриотическое
воспитание)
Биологическая эволюция на Земле: в
криптозое (докембрий), в фанерозое
(архей, протерозой, палеозой, мезозой,
кайнозой). Усложнение живых

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16.

Гипотезы происхождения
человека.

17.

Положение человека в
системе животного мира.

18.

Эволюция человека.

19.

20.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

Человеческие расы.

организмов в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека.
Антропогенез. Современная теория
антропогенеза.
Положения человека согласно критериям
зоологической систематики.
Доказательства родства человека с
млекопитающими животными. Человек –
биосоциальное существо.
Предшественники современного
человека. Роль факторов антропогенеза
(биологических и социальных) в
длительной эволюции людей.
Принадлежность всего человечества к
одному виду. Расы – крупные
систематические подразделения внутри
вида. Равноценность и генетическое
единство всех рас. Реакционная
сущность расизма.
Проводится в форме семинара по заранее
предложенным ученикам вопросам.
Тестирование. Анализ ошибок.

Обобщающий урок по
разделу: Вид
Урок контроля знаний по
теме: Вид.
Раздел 5. Экосистемы (13 часов)
Организм и среда.
Задачи экологии. Среды обитания.
Экологические факторы.
Влияние экологических факторов на
живые организмы. Закон минимума К.
Либиха.
Абиотические факторы
Абиотические факторы. Биологические
среды. Л.р. №3 (1 часть)
ритмы. Фотопериодизм. Влияние
абиотических факторов на организмы.
«Выявление
Приспособление организмов к
антропогенных
изменений в экосистемах определённому комплексу абиотических
факторов.
своей местности»
*Л.Р. №3 (экологическое воспитание)
Биотические факторы
Прямое или косвенное воздействие видов
среды. Л.р. №2
друг на друга в процессе
жизнедеятельности. Межвидовые
«Составление схем
отношения: хищничество, паразитизм,
передачи веществ и
конкуренция, симбиоз. Антропогенный
энергии (цепи питания)»
фактор.
*Л.Р. №2 (экологическое воспитание)
Структура экосистем. Л.р. Понятия: биогеоценоз, экосистема,
биотоп, зооценоз, фитоценоз,
№3 (2 часть)
продуценты, консументы, редуценты.
«Сравнительная
Структура экосистем: пространственная,
характеристика
видовая, экологическая.
природных экосистем и
агросистем своей
Л.Р. №3 (экологическое воспитание)
местности»
Пищевые связи.
Пищевые или трофические цепи. Цепи
Круговорот веществ и
питания: пастбищная и детритная.
энергии в экосистемах.
Механизм передачи вещества и энергии

1

1

1

1

1
1

1

февраль

1

1

1

27.

28.

29.

30

31.

32.

33.

34.

по трофическим уровням. Экологическая
пирамида.
Причины устойчивости и
Экосистема – динамическая структура.
смены экосистем.
Видовое разнообразие – главная причина
устойчивости экосистем. Смена
популяций разных видов. Сукцессии.
Смена экосистем в природе.
Влияние человека на
Экологические нарушения
экосистемы.
антропогенного характера.
Искусственные сообщества –
агроэкосистемы. .
* Правила поведения в природной
среде.
Биосфера – глобальная
Границы, структура, свойства биосферы.
экосистема.
*Учение российского учёного В.И.
Вернадского о биосфере.
(патриотическое воспитание)
Роль живых организмов в
Функции живого вещества в биосфере.
биосфере.
Круговорот веществ и элементов.
Ноосфера.
Биосфера и человек.
Антропогенные факторы воздействия на
биосферу. Факторы, вызывающие
экологический кризис.
*Творческое задание. Составление
учебной карточки «Глобальные
экологические проблемы»
Л.р. №4 «Анализ и оценка Работа по инструктивным карточкам.
последствий собственной *Л.Р. №4 (экологическое воспитание)
деятельности в
окружающей среде,
глобальных
экологических проблем и
путей их решения»
Основные экологические
Глобальные экологические проблемы:
проблемы современности.
кислотные дожди, парниковый эффект,
Пути решения
смог, озоновые дыры, перерасход воды,
экологических проблем.
просадка грунта, эрозия почв и др.
Рациональное использование природных
ресурсов. Контроль ПДК.
*Профессии, связанные с делом
охраны природы.
1 час – резервное время.

Всего: 34 часа. Л. р – 4

Пр. р. - 2

1

1

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».