Рабочая программа Биология 10-11 класс углублённый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 86

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
10-11 класс
Углублённый уровень

1.Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета
"Биология" (углубленный уровень) – требования к предметным
результатам освоения углубленного курса биологии должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
1) сформированность системы знаний об общих биологических
закономерностях, законах, теориях;
2)

сформированность

умений

исследовать

и

анализировать

биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических
процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических
исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об
основополагающих

биологических

закономерностях

и

законах,

о

происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере;
проверять

выдвинутые

гипотезы

экспериментальными

средствами,

формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических
экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного
результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения
этических норм и экологических требований при проведении биологических
исследований.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
–

оценивать роль биологических открытий и современных исследований

в развитии науки и в практической деятельности людей;
–

оценивать роль биологии в формировании современной научной

картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

–

устанавливать

и

характеризовать

связь

основополагающих

биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими понятиями других естественных наук;
–

обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней

человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности,
понимать границы их применимости;
–

проводить учебно-исследовательскую

деятельность по биологии:

выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
–

выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней

организации жизни;
–

устанавливать связь строения и функций основных биологических

макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
–

решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и

иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в
молекуле

белка,

применяя знания

о

реакциях матричного

синтеза,

генетическом коде, принципе комплементарности;
–

делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах

матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов
ДНК;
–

сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и

сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках
многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
–

выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных

царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций
частей и органоидов клетки;
–

обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;

сравнивать

процессы

пластического

происходящих в клетках живых организмов;

и

энергетического

обменов,

–

определять количество хромосом в клетках растений основных отделов

на разных этапах жизненного цикла;
–
(в

решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное
том

числе

скрещивание,

сцепленное
применяя

с

полом)

законы

наследование,

наследственности

анализирующее

и

закономерности

сцепленного наследования;
–

раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать

необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
–

сравнивать разные способы размножения организмов;

–

характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

–

выявлять причины и существенные признаки модификационной и

мутационной

изменчивости;

обосновывать

роль

изменчивости

в

естественном и искусственном отборе;
–

обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов

растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
–

обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя

синтетическую теорию эволюции;
–

характеризовать

популяцию

как

единицу

эволюции,

вид

как

систематическую категорию и как результат эволюции;
–

устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

–

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети

питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения
факторов среды;
–

аргументировать

собственную

позицию

по

отношению

к

экологическим проблемам и поведению в природной среде;
–

обосновывать необходимость устойчивого развития как условия

сохранения биосферы;
–

оценивать

практическое

и

этическое

значение

современных

исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать
собственную оценку;

–

выявлять

в

тексте

биологического

содержания

проблему

и

аргументированно ее объяснять;
–

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,

схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст
биологического содержания.
Выпускник

на

углубленном

уровне

получит

возможность

научиться:
–

организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую

деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты,

делать

выводы

на

основе

полученных

результатов,

представлять продукт своих исследований;
–

прогнозировать последствия собственных исследований с учетом

этических норм и экологических требований;
–

выделять

существенные

особенности

жизненных

циклов

представителей разных отделов растений и типов животных; изображать
циклы развития в виде схем;
–

анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских

задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
–

аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и

социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
–

моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп

факторов окружающей среды;
–

выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия

антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать
способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

–

использовать

деятельности

и

приобретенные
повседневной

компетенции

жизни

для

в

практической

приобретения

опыта

деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой
лежит биология как учебный предмет.
2.Содержание учебного предмета
1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в
биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и
химии

в

живой

природе.

Синтез

естественно-научного

и

социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации.
Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные
принципы

организации

и

функционирования

биологических

систем.

Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира.
Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.
Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и
гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества,
понятие

о

регулярных

и

нерегулярных

биополимерах.

Углеводы.

Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.
Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия
ферментов.

Нуклеиновые

кислоты.

ДНК:

строение,

свойства,

местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение,
функции.
биологии.

Другие

органические

вещества

клетки.

Нанотехнологии

в

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие
цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете
современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.
Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических
мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и
немембранные

органоиды.

Цитоскелет.

Включения.

Основные

отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности
клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных
инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее
практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена
веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание.
Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы
и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический
код,

его

свойства.

Эволюция

представлений

о

гене.

Современные

представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного
синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.
Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических
процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы
митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы
мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых
клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления
клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
3 раздел. Организм
Особенности

одноклеточных,

колониальных

и

многоклеточных

организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа
целостности организма.

Основные

процессы,

происходящие

в

организме:

питание

и

пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость,
регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное
оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных.
Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез.
Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое
развитие.

Жизненные

циклы

разных

групп

организмов.

Регуляция

индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики.
Генетические

терминология

и

символика.

Генотип

и

фенотип.

Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности
Г. Менделя

и

условия

их

выполнения.

Цитологические

основы

закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная
теория

наследственности.

Сцепленное

наследование,

кроссинговер.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие
аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального
развития. Генетическое картирование.
Генетика

человека,

методы

изучения

генетики

человека.

Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека,
их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в
области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции
признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная
изменчивость.

Виды

наследственной

изменчивости.

Комбинативная

изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние
на

организмы.

Мутации

как

причина

онкологических

заболеваний.

Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры
происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические

основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с
помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его
использование
селекционного

в

селекции.

материала:

экспериментальный

Расширение

генетического

разнообразия

полиплоидия,

отдаленная

гибридизация,

мутагенез,

клеточная

инженерия,

хромосомная

инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
4 раздел. Теория эволюции
Развитие

эволюционных

идей.

Научные

взгляды

К. Линнея

и

Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции
живой

природы:

палеонтологические,

сравнительно-анатомические,

эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие
представлений о

виде.

Вид,

его критерии.

Популяция

как форма

существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая
теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы
эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные
ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–
Вайнберга.

Молекулярно-генетические

естественного

отбора:

движущая,

механизмы

эволюции.

стабилизирующая,

Формы

дизруптивная.

Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути
эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
Механизмы

адаптаций.

Коэволюция.

Роль

эволюционной

теории

в

формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде
обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Основные систематические группы органического мира. Современные
подходы к классификации организмов.

5 раздел. Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.
Вымирание видов и его причины.
Современные
Систематическое

представления
положение

человека.

о

происхождении
Эволюция

человека.

человека.

Факторы

эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
6 раздел. Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы
(принцип

толерантности,

лимитирующие

факторы).

Приспособления

организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы.
Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические
уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток
энергии

в

экосистеме.

Биотические

взаимоотношения

организмов

в

экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем
разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния
деятельности

человека

на

экосистемы.

Необходимость

сохранения

биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности
существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты
веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.
Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение
биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости
биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы
биологии.

Перечень лабораторных и практических работ:
*Техника микроскопирования.(10 кл.)
*Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.(10 класс)
*Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток
растений.(10 кл.)
*Сравнение

строения

клеток

растений,

животных,

грибов

и

бактерий.(10 кл.)
*Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.(10 кл.)
*Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы
или каталазы).(10 кл.)
*Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах.(10 кл.)
*Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.(10 кл.)
*Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.(10к)
*Решение элементарных задач по молекулярной биологии.(10 кл.)
*Составление элементарных схем скрещивания.(10 кл.)
*Решение генетических задач.(10 кл)
*Составление и анализ родословных человека.(10 кл.)
*Изучение

изменчивости,

построение

вариационного

ряда

и

вариационной кривой.(10 кл.)
*Описание фенотипа.(11 кл.)
*Сравнение видов по морфологическому критерию.(11 кл.)
*Описание

приспособленности

организма

и

ее

характера.(11 кл.)
*Работа с геохронологическими картами. (11 кл.)
*Изучение экологических адаптаций человека.(11 кл.)
*Составление пищевых цепей.(11 кл.)

относительного

*Решение экологических задач. (11 кл.)
*Изучение и описание экосистем своей местности.(11 кл.)
*Оценка антропогенных изменений в природе.(11 кл.)
*Анализ и оценка экологических проблем и пути их решения в своём
крае. (11 кл.)

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
10 класс.
108 часов (3 часа в неделю, 36 недель)
№

Тема

Содержание

урока

урока

урока

1.

Введение

Биология как комплексная наука. Современные
направления в биологии. Связь биологии с другими
науками. Выполнение законов физики и химии в живой
природе. Синтез естественно-научного и
социогуманитарного знания на современном этапе
развития цивилизации. Практическое значение
биологических знаний.

К-во
час.

1

1 раздел. Биология как комплекс наук о живой природе (6 часов)
2.

Краткая история развития
биологии.

3.

Система биологических
наук.
Методы изучения
биологии. Л.р.№1.

4.

Микроскопия как метод
биологического
исследования

5.

Сущность жизни и
свойство живого.

6.

Свойства живого.

7.

Уровни организации
живой природы.

Гипотезы и теории, их роль в формировании
современной естественно-научной картины мира.
*Значимый вклад российских учёных в развитие
биологии (патриотическое воспитание)
Система биологических наук. Учёные- биологи и их
вклад в создание современной научной картины мира.
Методы научного познания органического мира.
Экспериментальные методы в биологии, статистическая
обработка данных.

1

Биология как комплексная наука, методы научного
познания, используемые в биологии. Современные
направления в биологии.
*Этические вопросы, связанные с биотехнологией.
Определения жизни. Свойства живого, проявления
жизни и их характеристика.
Биологические системы как предмет изучения
биологии. Основные принципы организации и
функционирования биологических систем.
Биологические системы разных уровней организации.

1

2 раздел. Структурные и функциональные основы жизни (30 час)

1
1

1

8.

История изучения клетки.

9.

Клеточная теория.

10.

Химический состав
клетки.
Минеральные соли в
клетке.
Неорганические вещества
клетки. Вода в клетке
Л.р.№2.Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках
кожицы лука.
Органические вещества
клетки. Углеводы.

11.
12.
13.
14.

15.
16.

17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

25.

Органические вещества
клетки. Липиды.
Органические вещества
клетки. Белки.
Функции белков. Л.р.№3.
Определение
каталитической
активности ферментов.
Органические вещества
клетки. Нуклеиновые
кислоты.
АТФ и другие
органические вещества
клетки.
Эукариотическая клетка.
Л.р№4. Наблюдение
клеток растений и
животных под
микроскопом на готовых
микропрепаратах.
Л.р.№5. Сравнение
строения клеток растений
и животных.
Эукариотическая клетка.
Цитоплазма.
Органоиды цитоплазмы
эукариотической клетки.
Ядро. Хромосомы.
Л.р.№6. Приготовление и
описание
микропрепаратов клеток
растений.
Л.р.№7. Изучение
хромосом на готовых
микропрепаратах.

Цитология. Клетка – структурная и функциональная
единица организма. Развитие цитологии. Современные
методы изучения клетки.
Клеточная теория в свете современных данных о
строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и
микроэлементы.
Роль минеральных солей в клетке.

1

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой
природе. Гидрофильность и гидрофобность.
Выполнение Л.р.№2 по инструктивной карточке.

1

Органические вещества, понятие о регулярных и
нерегулярных биополимерах. Углеводы.
Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов.
Липиды. Функции липидов.

1

Белки. Функции белков. Механизм действия
ферментов.
*Творческое задание. Создание рекламы белкам,
жирам, углеводам, исходя из их роли в клетке.

1

Выполнение Л. р. №3 по инструктивной карточке.

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства,
местоположение, функции. РНК: строение, виды,
функции.
АТФ: строение, функции. Другие органические
вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

1

Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Проведение Л.р.№4 и №5.по инструктивным
карточкам.
*Обучение гигиене умственного труда по работе с
биологическим оборудованием (трудовое
воспитание)

1

Основные части и органоиды клетки. Строение и
функции биологических мембран. Цитоплазма.
Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет.
Включения.
Ядро: строение, роль в клетке. Строение и функции
хромосом.
Выполнение Л.р. р. №6 по инструктивной карточке.
*Обучение гигиене умственного труда при
проведении исследований (трудовое обучение)

1

Выполнение Л.р.№7 по инструктивной карточке.

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

26.

Прокариотическая клетка.

27.

Л.р.№8. Изучение клеток
бактерий на готовых
микропрепаратах.
Пр.р.№1. Сравнение
строения и
функционирования
клеток прокариот и
эукариот.
Генетический код и его
свойства.

28.

29.

Особенности структурной организации и
жизнедеятельности прокариотических клеток.
Распространение и значение бактерий в природе.
Выполнение Л. р. №8 по инструктивной карточке.
*Защита от инфекционных бактериальных
заболеваний с целью сохранения здоровья.
Основные отличительные особенности клеток
прокариот. Отличительные особенности клеток
эукариот. ВыполнениеПр.р.№1. по инструктивной
карточке.

1

Генетический код, его свойства. Эволюция
представлений о гене. Современные представления о
гене и геноме.
Наследственная информация и ее реализация в клетке.
Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение
биохимических процессов в клетке под влиянием
мутагенов и наркогенных веществ.

1

Биосинтез белка, реакции матричного синтеза.
Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в
клетке.
Решение задач на биосинтез белка и передачу
наследственной информации в клетке.

1

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы
передачи вирусных инфекций и меры профилактики
вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое
значение.
*Творческое задание по решению жизненной
ситуации «Моё отношение к ВИЧ инфицированному
человеку» (нравственное воспитание)
Жизненный цикл ДНК-содержащих и РНК-содержащих
вирусов. Вирус ВИЧ, заболевание СПИД.

1

30.

Этапы реализации
генетической
информации в клетке

31

Матричный синтез.
Биосинтез белка.

32.
33.

Пр.р.№2. Решение задач
по молекулярной
биологии.

34.

Вирусы.

35.

Жизненный цикл
вирусов.
Обобщение и
систематизация знаний по Подготовка и проведение семинара по данной теме.
разделу: «Структурные и
функциональные основы
жизни»
Контроль знаний по
Контрольная работа по данному разделу.

36.

37.

разделу: «Структурные и
функциональные основы
жизни»

1

1

1

2

1
1

1

3 раздел. Организм (68 час)
38.

Организм – единое целое.

Основные процессы, происходящие в организме:
питание и пищеварение, движение, транспорт веществ,
выделение, раздражимость, регуляция у организмов.
Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

1

39.

Многообразие
организмов.

Особенности одноклеточных, колониальных и
многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей,
органов, систем органов как основа целостности
организма.
*Творческое задание. Письмо другу о значимости
выражений: «доброе сердце, горячее сердце,
холодное сердце» (нравственное воспитание)

1

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Обмен веществ и
превращение энергии.
Этапы энергетического
обмена.
Пр.р.№3. Решение задач
по молекулярной
биологии.
Пластический обмен.
Этапы фотосинтеза.
Световая фаза.
Темновая фаза
фотосинтеза. Цикл
Кальвина.
Размножение: бесполое и
половое.

48.

Деление клетки. Митоз.

49.

Л.р.№9. Изучение митоза
в клетках корешка лука
на готовых препаратах.
Половое размножение.
Мейоз.

50.

51.

52.

53.

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Мейоз в жизненном
цикле споровых растений
(мхи, папоротники)
Мейоз в жизненном
цикле семенных растений
и животных.
Л. р. №10. Изучение
строения половых клеток
– гамет, на готовых
микропрепаратах.
Особенности деления
клеток.
Пр.р.№4. Решение задач
по молекулярной
биологии.
Оплодотворение и его
биологическое значение.
Оплодотворение
покрытосеменных.
Разновидности
оплодотворения.
Индивидуальное развитие
организмов.
Постэмбриональное
развитие организмов.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер
реакций обмена веществ.
Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное
дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах
энергетического обмена.
Определение количества глюкозы и молекул АТФ в
процессе катаболизма.

1

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Характеристика световой фазы фотосинтеза.

1

Характеристика темновой фазы фотосинтеза и ход
цикла Кальвина. Значение фотосинтеза.

1

Размножение организмов. Бесполое и половое
размножение. Преимущества и недостатки каждого
способа размножения.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение
митоза, фазы митоза.
Проведение Л.р.№9 по инструктивной карточке.

1

Соматические и половые клетки. Мейоз, значение
мейоза, фазы мейоза.
*Сохранение репродуктивного здоровья у юноши,
девушки (гигиеническое воспитание)
Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование
половых клеток у цветковых растений и позвоночных
животных.
Формирование половых клеток у цветковых растений и
позвоночных животных.

1

Проведение Л.р.№10 по инструктивной карточке.

1

Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как
причина заболеваний. Стволовые клетки.
Определение числа хромосом и молекул ДНК в
процессе деления клетки: митоза, мейоза.

1

Суть и значение оплодотворения. Способы
оплодотворения.
Двойное оплодотворение у цветковых растений.
*Открытие российского учёного Н.Г.Навашина
(патриотическое воспитание).
Виды оплодотворения у животных. Способы
размножения у растений и животных. Партеногенез.
Онтогенез. Эмбриональное развитие. Причины
нарушений развития. Этапы эмбрионального развития у
многоклеточных животных.
Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое
развитие. Жизненные циклы разных групп организмов.
Регуляция индивидуального развития. Причины
нарушений развития организмов.

1

1
2

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

61.

Онтогенез человека

62.

Репродуктивное здоровье
человека.

63.

Пр.р.№5. Выявление
признаков сходства
зародышей человека и
других млекопитающих.
Пр.р.№6. Составление и
анализ родословных
человека.

64.

65.

66.

Особенности онтогенеза человека. Этапы
эмбрионального развития и их характеристика.
*Правила здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье человека; последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное развитие человека.
*Творческое задание. Письмо женщине,
вынашивающей ребёнка.
Выполнение Пр.р.№5 по инструктивной карточке.

1

Выполнение Пр.р.№6 по инструктивной карточке.
*Работа генетических консультаций по
планированию семьи, выявление наследственных
нарушений.
Контрольная работа.

1

История возникновения и развития генетики, методы
генетики. Генетическая терминология и символика.
Генотип и фенотип.
Вероятностный характер законов генетики. Законы
наследственности Г. Менделя и условия их
выполнения. Цитологические основы закономерностей
наследования.
Законы наследственности Г. Менделя. Суть первого и
второго законов Г. Менделя и их цитологические
основы.

1

Решение генетических задач на первый и второй законы
Г. Менделя.

2

Закономерности
наследования.
Дигибридное
скрещивание.
Пр.р.№8. Решение
генетических задач

Законы наследственности Г. Менделя. Суть третьего
закона Менделя и его цитологические основы.

1

Решение генетических задач на третий закон Г.
Менделя

2

Анализирующее
скрещивание.
Пр.р.№9. Решение
генетических задач.
Хромосомная теория
наследственности.

Анализирующее скрещивание и его значение.

1

Решение генетических задач на анализирующее
скрещивание.
Хромосомная теория наследственности, её основные
положения. Работы Т. Моргана.
*Значимость работ по генетике российского учёного
Н.И.Вавилова (патриотическое воспитрание).
Сцепленное наследование, кроссинговер

1

Решение генетических задач на сцепленное
наследование.

2

Контрольнообобщающий урок по
теме: «Размножение.
Онтогенез»
Наука генетика.

67.

Г. Мендель –
основоположник
генетики.

68.

Закономерности
наследования.
Моногибридное
скрещивание.
Пр.р.№7. Решение
генетических задач.

69.
70.
71.

72.
73.
74.
75.
76.

77.
78.
79.

Сцепленное
наследование.
Пр.р.№10. Решение
генетических задач.

1

1

1

1

1

1

1

Пр.р.№11. Решение
генетических задач.
Современное
представление о гене и
геноме.
Взаимодействие
аллельных и неаллельных
генов.

Решение генетических задач на определение расстояния
между генами.
Определение гена и генома. Строение,
функционирование гена.

1

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Генетические основы индивидуального развития.
Генетическое картирование.

1

Пр.р.№12.Решение
генетических задач.

Решение задач на взаимодействие аллельных и
неаллельных генов и пенетрантность.

2

85.

Генетика пола.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

1

86.

Пр.р.№13. Решение
генетических задач.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

2

Пр.р.№14. . Решение
генетических задач.

Решение задач на анализ родословных.

2

90.

Изменчивость
ненаследственная.(модиф
икационная)

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость.
Норма реакции признака. Вариационный ряд и
вариационная кривая.

1

91.

Пр.р.№15.
Модификационная
изменчивость.
Наследственная
изменчивость.

Выполнение Пр.р.№15 построения вариационной
кривой на примере комнатных растений.

1

Наследственная изменчивость. Виды наследственной
изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее
источники.
Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на
организмы. Мутации как причина онкологических
заболеваний.
*Факторы, влияющие на появление онкологических
заболеваний. Исключение данных факторов из
жизни. Пропаганда здорового образа жизни.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Эпигенетика.
Генетика человека, методы изучения генетики
человека. Репродуктивное здоровье человека.
Наследственные заболевания человека, их
предупреждение.
Значение генетики для медицины.
* Этические аспекты в области медицинской
генетики.

1

Контрольная работа.

1

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания
животных и центры происхождения культурных
растений.
Методы селекции, их генетические основы.
Искусственный отбор.
Ускорение и повышение точности отбора с помощью
современных методов генетики и биотехнологии.

1

80.
81.
82.

83.
84.

87.
88.
89.

92.
93.

Мутации.

94.

Цитоплазматическая
наследственность.
Генетика и здоровье
человека.

95.

96.

Генетика и медицина.

97.

Контроль и обобщение
знаний по теме:
«Генетика»
Селекция как наука.

98.
99.
100.

Основные методы
селекции.
Достижения селекции
растений, животных,

1

1

1
1

1

1
1

микроорганизмов.

Гетерозис и его использование в селекции. Расширение
генетического разнообразия селекционного материала:
полиплоидия, отдаленная гибридизация,
экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия,
хромосомная инженерия, генная инженерия.
Биобезопасность.
*Работы выдающегося российского учёного
И.В.Мичурина – основателя отечественной селекции
плодово-ягодных культур. (патриотическое
воспитание)

101.

Биотехнология:
направления.

1

102.

Биотехнология:
достижения, перспективы
развития.
Обобщение и
систематизация знаний по
теме:
«Общебиологические
закономерности»
Проектная деятельность
школьника.

Генная и клеточная инженерия.
*Значимость профессий, связанных с новыми
направлениями биотехнологии.
Достижения и этические аспекты. Клонирование.
Генетически модифицированные организмы.
Семинар по теме: «Общебиологические
закономерности»
*Экологическое состояние учебных кабинетов в
школе №2. (гигиеническое воспитание)

1

Представление учащимися индивидуальных проектов

2

103.

104.
105.
106.

Резервное время.

107.

Резервное время.
Резервное время.

108.

Всего: 108 уроков.

Л. р. – 10.

1

3

Пр. р. – 15.

11 класс. 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели)
№
урока

Тема

Содержание урока

урока

Кво
час.

Раздел 1 Вид (теория эволюции) 64 час.
1.
2.

3.
4.
5.

Развитие биологии в
додарвиновский период.
Работы К. Линнея.

Эволюционная теория Ж.
Б. Ламарка.
Учение Ламарка о
градации.
Значение теории
Ламарка.

История развития биологии и эволюционных идей.

1

Работы К .Линнея по систематике. Систематика как
наука. Систематические категории. Этапы
эволюционного учения.
*Русские эволюционисты(патриотическое
воспитание)
Теория Ламарка, основные положения, значение.

1

Учение о градации, изменчивости, роли окружающей
среды в эволюции.
Место теории Ламарка в современной научной
парадигме.

1

1

1

6.

7.

8.
9
10
11

12.

13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.

21.

22.

23.
24.

25.

Предпосылки
возникновения учения Ч.
Дарвина.
Предпосылки
возникновения учения Ч.
Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе.
Эволюционная теория Ч.
Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об
изменчивости.
Учение Ч. Дарвина о
механизмах и результатах
эволюции.
Значение теории Ч.
Дарвина.
Вид: критерии и
структура.
Л.р. №1. Описание
фенотипа организма.
Л.р. №2. Сравнение
видов по
морфологическому
критерию.
Популяция как
структурная единица
вида.
Половая и возрастная
структура популяции.
Популяция как единица
эволюции.
Закон Харди-Вайнберга.
Факторы эволюции:
мутационный процесс,
изоляции.
Факторы эволюции:
популяционные волны,
дрейф генов.
Естественный отбор –
главный фактор
эволюции.
Синтетическая теория
эволюции (С.Т.Э.)
Естественный отбор –
движущая сила
эволюции.
Значение естественного
отбора.

Вклад представителей научно-естественных и
экономических дисциплин в развитие эволюционных
идей Ч. Дарвина.
Путешествие на корабле «Бигль» и его научные
результаты.

1

Работы А. Уолеса. Понятие и механизм искусственного
отбора.
Основные положения теории.

1

Формы изменчивости, их роль в эволюции.

1

Учение Ч, Дарвина о механизмах и результатах
эволюции.

1

Значение теории Ч. Дарвина в создании естественнонаучной картины мира.
*Этические аспекты борьбы за существование в
человеческом обществе – социуме.
Определение вида и критериев вида. Классификация
критериев и их содержание.
Работа по инструктивной карточке.

1

Работа по инструктивной карточке

1

Определение популяции, структура, численность
популяции.
*Влияние хозяйственной деятельности человека на
численность популяций растений и животных
(экологическое воспитание).
Факторы, определяющие данные параметры популяции.

1

Эволюционные процессы, протекающие в популяции.
Механизм изменения генофонда популяции.
Сущность закона и его эволюционный смысл.

1

Факторы эволюции: мутационный процесс, изоляции.
Механизм действия.

1

Факторы эволюции: популяционные волны, дрейф
генов. Механизм действия.
*Выявление эволюционных изменений в
популяциях людей 21 века Экологическое
воспитание).
Естественный отбор – главный фактор эволюции.
Механизм действия.

1

С.Т.Э. и её основное содержание. Условия действия
факторов эволюции.
Понятие отбора, его формы: движущая,
стабилизирующая, дизруптивная.

1

Значение естественного отбора.. с точки зрения
современной научной парадигмы.

1

1

1

1
1

1

1

1

1

26.
27.

28.

29.
30.

Адаптация организмов к
условиям обитания.
Относительный характер
адаптаций.

Пр. р. №1. Описание
приспособленности
организма и её
относительного
характера.
Видообразование как
результат эволюции.
Формы видообразования.

31.

Сохранение
многообразия видов в
природе.

32.

Направления и пути
эволюционного процесса.

33.

Доказательства эволюции
органического мира.

34.

Понятие адаптаций, классификация, их характеристика.

1

Разновидности покровительственной окраски и формы
организмов.
*Творческое задание. Составление учебной
карточки «Многообразие адаптаций в социуме»
(воспитание культуры умственного труда).
Работа по инструктивной карточке.

1

Способы и механизмы видообразования.

1

Географическое, экологическое, аллотропическое
видообразования.
Сохранение многообразия видов в природе, как основа
устойчивого развития биосферы
*Ответственное отношение людей к природе –
правила взаимодействия человека и природы.
Направления и пути эволюционного процесса, их
характеристики и признаки. Причины вымирания
видов.
Классификация, характеристика и примеры
доказательств эволюционного процесса.

1

Тестирование по теме: «Теория эволюции», анализ
ошибок тестирования.

2

Развитие представлений о происхождении жизни.
Гипотезы происхождения жизни.
Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани, Л. Пастера.

1

Современные представления о возникновении жизни.
Теория Опарина-Холдейна.
*Значимость работ российского учёного
А.И.Опарина в изучении вопроса о происхождении
жизни на Земле (патриотическое воспитание).
Усложнения организмов в процессе эволюции. Этапы
эволюции: химическая, биологическая.

1

Семинар, контрольная работа, анализ ошибок.

2

Геохронологическая шкала, периодизация эволюции.

1

Характеристика природных условий на Земле,
растительного и животного мира в данный период
времени. Ароморфозы.
Характеристика природных условий на Земле,
растительного и животного мира в данный период
времени. Ароморфозы.
Характеристика природных условий на Земле,
растительного и животного мира в данный период

1

1

1

1

3

35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.

42.
43.
44.

Контрольно обобщающий урок по
теории эволюции
Развитие представлений о
происхождении жизни.
Развитие представлений о
происхождении жизни.
Современные
представления о
возникновении жизни.
Современные
представления о
возникновении жизни.
Контрольно –
обобщающий урок по
вопросам возникновения
жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле.

45.

Архейская и
Протерозойская эры.

46.

Палеозойская эра.

47.

Мезозойская эра.

1

1

1

1

48.

Кайнозойская эра.

49.

Пр. р. №2. Анализ
геохронологической
таблицы.
Гипотезы происхождения
человека.
Пр. р №3. Изучение
экологических
адаптаций человека.
Положение человека в
системе животного мира.

времени. Ароморфозы.
Характеристика природных условий на Земле,
растительного и животного мира в данный период
времени. Ароморфозы.
Работа по инструктивной карточке.

1

1

Существующие гипотезы происхождения человека.

1

Работа по инструктивной карточке.
*ПР.Р. №3 (экологическое воспитание)

1

Положение человека в системе животного мира.
Признаки человека, как представителя различных
систематических категорий. Отличительные
особенности вида человек разумный.
Стадии и этапы эволюции человека, их характеристика.

2

Факторы антропогенеза.

Факторы антропогенеза и их роль в процессе
становления человека как биосоциального организма.

2

58.

Человеческие расы.

1

59.

Большие и малые расы.

60.

Контрольно –
обобщающий урок по
теме: Антропогенез.
Обобщающий урок по
разделу: Вид.

Определение рас. Происхождение рас. Механизм
расогенеза.
*Творческое задание. Составление учебной
карточки «Реакционная сущность расизма»
(нравственное воспитание).
Большие и малые расы. Доказательства видового
единства человечества.
Контрольная работа и анализ ошибок.
Семинар, тестирование, анализ ошибок.

2

50.
51.

52.
53.
54.

Эволюция человека.

2

55.
56.
57.

61.
62.
63.

1
2

Раздел 2. Экосистема (39 час.)
64.

Организм и среда.

Экология как наука. Предмет и задачи экологии.

1

65.

Экологические факторы.

1

66.

Показатели
экологических факторов.

67.

Абиотические факторы.

68.

Биотические факторы.

Классификация экологических факторов. Основные
закономерности влияния экологических факторов на
организм.
Показатели экологических факторов: Пределы
выносливости, зона оптимума, ограничивающий
фактор.
Адаптации организмов к абиотическим факторам, их
значение.
Классификация межвидовых отношений. Значение
биотических факторов для организма. Приспособление
организмов к различным биотическим факторам.
Примеры адаптаций
Работа уч-ся по индивидуальным заданиям.

2

Пространственная структура экосистем. Анализ
иллюстраций, схем.

1

69.
70.
71.
72.
73.

Семинар по теме:
Экологические факторы
среды.
Пространственная
структура экосистем.

1

1
3

74.

Видовая структура

Видовая структура экосистем. Роль отдельных
компонентов экосистемы.

1

Функциональная роль каждого компонента экосистемы
определяется по иллюстрациям, видеороликам, схемам.

2

Классификация пищевых цепей: пастбищные,
детритные.
Правило экологической пирамиды. Виды
экологических пирамид.
Работа по инструктивным карточкам.

1

Круговорот веществ и
поток энергии в
экосистемах.
Причины устойчивости
экосистемы.
Смены экосистем.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

2

Причины устойчивости экосистемы.

1

Причины смены экосистем. Классификация сукцессий.

1

Влияние человека на
экосистемы.
Л.р. № 4. Изучение и
описание экологической
системы своей
местности.
Пр. р. №4. Решение
экологических задач.

Влияние человека на экосистемы.

1

Работа по инструктивной карточке.
*Л.Р. №4 (экологическое воспитание).

2

Работа по индивидуальным инструктивным карточкам.
*Обсуждение экологических задач (экологическое
воспитание).

3

Биосфера – глобальная
экосистема.
Учение В. И. Вернадского
о биосфере.

Определение биосферы и её границы. Состав и
структура биосферы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные
положения учения.
*Значимость учения В.И.Вернадского в мировой
науке (патриотическое воспитание).
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли и
закономерности её распределения по планете
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы и
её превращение в ноосферу.
Влияние человека на биосферу.

1

Последствия деятельности человека для окружающей
среды.

1

Работа по инструктивной карточке.

1

Глобальные экологические проблемы и их причины.
Правила поведения в природной среде.
*Творческое задание. Составление учебной
карточки «Глобальные экологические проблемы
современности»
Пути решения экологических проблем. Охрана
природы и рациональное использование природных
ресурсов.

1

экосистем.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

Функциональная роль
каждого компонента
экосистемы.
Пищевые связи.
Экологические
пирамиды.
Л. Р. №3. Составление
пищевых цепей.

1
2

90.
91.
92.

93.
94.
95.
96.

97.

98.

99.

Роль живых организмов в
биосфере.
Круговорот веществ в
биосфере.
Биосфера и человек.
Последствия
деятельности человека
для окружающей среды.
Л.Р. №5. Оценка
антропогенных
изменений в природе.
Основные экологические
проблемы современности.

Пути решения
экологических проблем.

1

1
1
1

1

100.

101.
102.

Пр. р. №5. Анализ и
оценка экологических
проблем, пути их
решения в
Свердловской области.
Обобщающий урок по
разделу: Экосистема.

Всего: 102 урока.

Работа по инструктивным карточкам.
*Пр.Р. №5(экологическое воспитание)

1

Собеседование, тестирование, анализ результатов
тестирования.
*Профессии, связанные с делом охраны природы
(профориентация).

2

Пр. р. – 5.

Л. р. – 5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».