Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утвержден приказом №211/1 от 31.08.2021 Приложение № 77 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 10-11 класс Базовый уровень . 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» "Информатика" (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгор итмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; – строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; – находить оптимальный путь во взвешенном графе; – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; – аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; – переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; – строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ; – понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; – использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; – разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу; – применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; – классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; – понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; – понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; – критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. 2. Содержание учебного предмета информатика по курсу 10-11 классов. Базовый уровень Введение. Информация и информационные процессы Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Математические основы информатики Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: – алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); – алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование программных систем и сервисов Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 10 класс. Базовый уровень. 35 часов. (1 час в неделю) № Тема Содержание К-во урока урока урока часов Введение. Информация и информационные процессы (2 часа) 1. Роль информации в окружающем мире. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. 1 * Роль информации в окружающем мире. 2 Системы. Дискретное представление информации. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. 1 Системы счисления (2часа) 3 Сравнение чисел в различных системах счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. 1 4 Сложение и вычитание чисел, в различных системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. 1 *Поиск собственных ошибок и коррекция. Тексты и кодирование ( 2 часа) 5 Равномерные и неравномерные коды. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. 1 * Изобретения итальянско-американского ученого Роберта Фано. 6 Контрольная работа № 1 Контрольная работа №1 «Кодирование» 1 Составление алгоритмов и их программная реализация (8 часов) 7 Этапы решения задач на компьютере. Этапы решения задач на компьютере. 1 8 Операторы языка программирования. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. 1 9 Интегрированная среда разработки программ. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. 1 10- Составление алгоритмов Составление алгоритмов и программ в выбранной и программ. среде программирования. Приемы отладки программ. 11 2 *Способы автоматизации деятельности человека 12- Решение типовых задач. 13 Разработка и программная реализация алгоритмов 2 решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: – алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм конечной (или числовой произведений) элементов последовательности (или массива); 14 Контрольная работа № 2 Контрольная работа № 2 «Алгоритмы и их программная реализация» 1 Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (6 часов) 1516 Логические операции Операции «импликация», «эквивалентность». * Исследования логических высказываний в работах английского математика Джорджа Буля. 2 17 Законы алгебры логики. Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. 1 18- Таблицы истинности. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. 2 19 Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. 20 Контрольная работа № 3 Контрольная работа № 3 «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» 1 Дискретные объекты (2 часа) 21 Решение задач, связанных с анализом графов. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). 1 22 Использование графов, деревьев, списков. Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. 1 Математическое моделирование (3 часа) 23 Графическое представление данных. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). 1 *Теория графов в работах Леонарда Эйлера 24 Практическая работа с компьютерной моделью. Практическая работа с компьютерной моделью по 1 выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. 25 Контрольная работа № 4 Контрольная работа № 4 «Математическое 1 моделирование» Подготовка текстов и демонстрационных материалов (3 часа) 26 Создание гипертекстового документа Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. 1 27 Деловая переписка, научная публикация Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. 1 28 Коллективная работа с документами. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. 1 Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Компьютерные сети ( 2 часа) 29 Принципы построения компьютерных сетей. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. 1 Аппаратные компоненты компьютерных сетей. 30 Веб-сайт. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие вебстраницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). 1 Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет ( 2 часа) 31 Поиск информации в сети Интернет. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. *Безопасный интернет. 1 32 Виды деятельности в сети Интернет. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. 1 33 Контрольная работа № 5 Контрольная работа № 5 «Деятельность в сети Интернет» 1 34- Резерв 36 2 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 11 класс. Базовый уровень. 35 часов. (1 час в неделю) № Тема Содержание К-во урока урока урока часов Алгоритмические конструкции (6 часов) 1 Подпрограммы. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. 1 2-3 Табличные величины Табличные величины (массивы). 2 4-5 Запись алгоритмических конструкций Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. 2 *Поиск ошибок в алгоритме. Контроль своего решения 6 Контрольная работа № 1 Контрольная работа № 1 «Алгоритмические конструкции» 1 Составление алгоритмов и их программная реализация(6 часов) 7 Программы с использованием трассировочных таблиц. 8 Решение задач. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. – алгоритмы анализа записей 1 чисел в 1 позиционной системе счисления; 9 Решение задач методом перебора. – алгоритмы решения задач методом 1 перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); 10 Решение задач с массивом. – алгоритмы работы с элементами массива 1 с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, элементов массива проверка соответствия некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. 11 Решение задач на редактирование текста. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). 1 12 Решение задач. Постановка задачи сортировки. 1 Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. 1 Анализ алгоритмов (1 час) 13 Работа простейших алгоритмов Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Электронные (динамические) таблицы (3 часа) 1416 Использования электронных таблиц на практике. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). 3 Базы данных ( 4 часов) 17 Реляционные базы данных. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. 1 18 Связи между таблицами. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. 1 19 Базы данных при решении практических задач. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. 1 * Э. Ф. Кодд – как изобретатель реляционной базы данных. 20 Контрольная работа № 2 Контрольная работа № 2 «Базы данных» 1 Компьютер – универсальное устройство обработки данных (6 часов) 21 Архитектура современных компьютеров Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. 1 *Принцип Фон-Неймана. 22 Тенденции развития аппаратного обеспечения ПК Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. 1 23 Программное обеспечение Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. 1 24 Организация хранения и обработки данных. Организация хранения и обработки данных, в том 1 числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. 25 Технологические требования при эксплуатации рабочего места. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. 1 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. 26 Контрольная работа № 3 Контрольная работа № 3 «Компьютер – универсальное устройство обработки данных» 1 Работа с аудиовизуальными данными (2 часа) 27 Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. 28 Использование Использование мультимедийных онлайнмультимедийных онлайн- сервисов для разработки презентаций проектных сервисов. работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. 1 1 Автоматизированное проектирование (1 час) 29 Системы автоматизированного проектирования. 3D-моделирование (1 час) Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 1 30 Трехмерные модели Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. 1 Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение (1 час) 31 Искусственный интеллект. Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. 1 *Плюсы и минусы искусственного интеллекта. Социальная информатика ( 2 час) 32 Социальные сети. Мобильные приложения. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. 1 Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. 33 Контрольная работа № 4 Контрольная работа № 4 «Социальная информатика» 1 Информационная безопасность ( 1 часа) 34 Средства защиты информации Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. 1