Рабочая программа Информатика 10-11 класс углублённый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 78

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
10-11 класс
Углубленный уровень

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
"Информатика" (углубленный уровень) – требования к предметным
результатам освоения углубленного курса информатики должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов
обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по
выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умением использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования
программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и
об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная
система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах
разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования
компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов
обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними;

9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с
помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе
моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и
справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта
использования компьютерных средств представления и анализа данных.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» выпускник на
углубленном уровне научится:
– кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить
неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по
возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте
символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;
– строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции,
конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные
преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности,
свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с
дизъюнкцией);
– строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить
логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице
истинности; определять истинность высказывания, составленного из
элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна
истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область
истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические
уравнения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать
выигрышную стратегию игры;
– записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием;
использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности
признак делимости числа на основание системы счисления;
– записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять
знания о представлении чисел в памяти компьютера;
– описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер
(весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов,
в частности задачу построения оптимального пути между вершинами

ориентированного ациклического графа и определения количества различных
путей между вершинами;
– формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных
моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать
содержание тезиса Черча–Тьюринга;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных
исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от
размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых
алгоритмов;
– анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких
исходных значениях возможно получение указанных результатов;
– создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые
алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе
приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления,
делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов
чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные
алгоритмы;
– применять метод сохранения промежуточных результатов (метод
динамического программирования) для создания полиномиальных (не
переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск
минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества
путей;
– создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе
изученных алгоритмов и методов;
– применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья,
очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со
структурами данных;
– использовать основные понятия, конструкции и структуры данных
последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций
и структур в выбранном для изучения языке программирования;
– использовать в программах данные различных типов; применять
стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк;
выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной
размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи;
составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла;
выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять
подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в

полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать
подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип
построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
– применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
– выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты,
описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектноориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном
языке программирования;
– выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде
программирования; использовать при разработке программ стандартные
библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать
многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
– инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые
для решения учебных задач по выбранной специализации;
– пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания
программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным
проектным работам;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить
эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
– понимать основные принципы устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию
компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
– понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы
современных операционных систем; знать виды и назначение системного
программного обеспечения;
– владеть принципами организации иерархических файловых систем и
именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
– использовать на практике общие правила проведения исследовательского
проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных
данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета);
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
– использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение
графиков и диаграмм;

– владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных,
их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– использовать компьютерные сети для обмена данными при решении
прикладных задач;
– организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать
работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
– понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
– представлять общие принципы разработки и функционирования интернетприложений (сайты, блоги и др.);
– применять на практике принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права
(в том числе авторские права);
– проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче
информации; определять пропускную способность и помехозащищенность
канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также
использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
– использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов
окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев
при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
– использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
– приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые
имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
– использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
– использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и
недостатки двух языков программирования;
– создавать программы для учебных или проектных задач средней
сложности;

– использовать
информационно-коммуникационные
технологии
при
моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным
профилем;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения
для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных
целей;
– проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и
согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности)
результатов натурных и компьютерных экспериментов;
– использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления
данных, в том числе – статистической обработки;
– использовать методы машинного обучения при анализе данных;
использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
– создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и
справочными системами с помощью веб-интерфейса.

2. Содержание учебного предмета информатика по курсу 10-11 классов.
Углубленный уровень
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных
для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.. Информационное взаимодействие
в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления.
Математическое и компьютерное моделирование систем управления.

Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное
условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода.
Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программ-архиваторов.
Алгоритм LZW.

Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и
декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений
в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью
обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография
(алгоритмы шифрования). Стеганография.
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность
дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла,
полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости
числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с
заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись
этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах
счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным
основанием.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная
арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические уравнения.

Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная
нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены
ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы
рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений). Бинарное
дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов
окружающего мира.

Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и
приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными
коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения
НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без
использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности
(вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов
последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы
заданных элементов, их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного
одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива;
заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в

двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива.
Вставка и удаление элементов в массиве.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени
заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го
элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности
Фибоначчи). Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи
рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример:
сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация сортировки
массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений
символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки
внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом
деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в
том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации ее
ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции,
заданной формулой, программой или таблицей значений. Приближенное вычисление
площади фигуры методом Монте-Карло. Построение траекторий, заданных
разностными схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы вычислительной
геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического
программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари, деревья, очереди. Хэштаблицы.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над
строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.

Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков
программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в
выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования.
Изучение второго языка программирования.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала
выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие
цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка
программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования.
Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы.
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса
пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной
универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста).
Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки
и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки
слиянием (MergeSort).

Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых
алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного
пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение
вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания.
Использование дискретизации и численных методов в математическом моделировании
непрерывных процессов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для
проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия.
Использование учебных систем автоматизированного проектирования.

Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа
данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные
системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация
программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их функции.
Программное обеспечение мобильных устройств.

Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели
построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки
данных в крупных информационных системах.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное
администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ:
диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц.
Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация
страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа,
автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка
используемой литературы и таблиц. Библиографическое описание документов.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи.
Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы.
Работа с аудиовизуальными данными
Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений.
Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация
объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы
автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и
узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования.
Аддитивные технологии (3D-печать).

Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных.
Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в
формулах. Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная
работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Запрос.
Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор методов
исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация
(проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка
достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект. Анализ данных с применением методов машинного
обучения. Экспертные и рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических
экспериментов, интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Технологии
их обработки и хранения.

Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных
сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы.

Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи
системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных
имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML.
Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический
HTML. Размещение веб-сайтов.
Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Понятие о серверных языках
программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные
сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и
гостиниц и т.п. Облачные версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные
технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета
вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена
данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные
электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные
ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного
взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры
(запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и
др.) и компьютерной эры (языки программирования).
Информационная безопасность

Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные
программы. Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы
использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в
области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
10 класс.
Углубленный уровень. 140 час (4 часа в неделю)
№

Тема

Содержание

К-во

урока

урока

урока

часов

1.Введение. Информация и информационные процессы. Данные (3 часа)

1

Техника
безопасности.

Техника безопасности и правила работы на
компьютере. Гигиена, эргономика,
ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями
его использования.

1

Применение специализированных программ
для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Технология проведения
профилактических работ над средствами
ИКТ: диагностика неисправностей.
* Техника безопасности при работе за
компьютером

2

Способы
представления
данных.

Способы представления данных. Различия
в представлении данных, предназначенных
для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных
системах и предназначенных для
восприятия человеком.

1

3

Системы.

Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие. Информационное
взаимодействие в системе, управление.
Разомкнутые и замкнутые системы
управления. Математическое и
компьютерное моделирование систем
управления.

1

*Информационные процессы в жизни
человека

2. Алгоритмы и структуры данных (16 часов)

4-5

Алгоритмы
исследования
элементарных
функций.

Алгоритмы исследования элементарных
функций, в частности – точного и
приближенного решения квадратного
уравнения с целыми и вещественными
коэффициентами, определения
экстремумов квадратичной функции на
отрезке.

2

6-7

Алгоритмы записи
чисел в системе
счисления.

Алгоритмы анализа и преобразования
записей чисел в позиционной системе
счисления.

2

8-9

Алгоритм Евклида

Алгоритмы, связанные с делимостью
2
целых чисел. Алгоритм Евклида для
определения НОД двух натуральных чисел.
*Вклад Евклида в науку

10-13

Алгоритмы
обработки
последовательности
чисел

Алгоритмы линейной (однопроходной)
обработки последовательности чисел без
использования дополнительной памяти,
зависящей от длины последовательности
(вычисление максимума, суммы; линейный
поиск и т.п.). Обработка элементов
последовательности, удовлетворяющих
определенному условию (вычисление
суммы заданных элементов, их максимума
и т.п.).

4

14-18

Алгоритмы
обработки массивов.

19

Контрольная работа №1 «Алгоритмы и структуры данных»

Алгоритмы обработки массивов. Примеры:
перестановка элементов данного
одномерного массива в обратном порядке;
циклический сдвиг элементов массива;
заполнение двумерного числового массива
по заданным правилам; поиск элемента в
двумерном массиве; вычисление
максимума и суммы элементов двумерного
массива. Вставка и удаление элементов в
массиве.

5

1

3.Разработка программ (8 часов)

20-21

Этапы решения задач
на компьютере.

Этапы решения задач на компьютере.

2

22-26

Структурное
программирование

Структурное программирование. Проверка
условия выполнения цикла до начала
выполнения тела цикла и после
выполнения тела цикла: постусловие и
предусловие цикла. Инвариант цикла.

5

27

Контрольная работа №2 «Разработка программ»

1

4.Языки программирования (19 часов)

28

Подпрограммы.

1

29-30
Процедуры

31-32

Функции

Подпрограммы (процедуры, функции).
Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.

2

2

33-36

37-38
39-42

43-46

47-48

4

Рекурсивные
процедуры и
функции.

Логические
переменные

Логические переменные. Символьные и
строковые переменные. Операции над
строками.

2
4

Символьные и
строковые
переменные

4

Операции над
строками.
Контрольная работа № 3 «Зачет: Языки программирования»

2

5. Тексты и кодирование. Передача данных (7 часов)

49

Знаковые системы.

Знаки, сигналы и символы. Знаковые
системы.

1

50

Равномерные и
неравномерные коды

Равномерные и неравномерные коды.
Префиксные коды. Условие Фано.
Обратное условие Фано. Алгоритмы
декодирования при использовании
префиксных кодов.

1

51

Условие Фано.

52

Сжатие данных.

1
Сжатие данных. Учет частотности
символов при выборе неравномерного
кода. Оптимальное кодирование
Хаффмана. Использование программархиваторов. Алгоритм LZW.

1

53

Передача данных.

Передача данных. Источник, приемник,
канал связи, сигнал, кодирующее и
декодирующее устройства.

1

Пропускная способность и
помехозащищенность канала связи.
Кодирование сообщений в современных
средствах передачи данных.

54

Искажение
Искажение информации при передаче по
информации, способы каналам связи. Коды с возможностью
защиты
обнаружения и исправления ошибок.

1

Способы защиты информации,
передаваемой по каналам связи.
Криптография (алгоритмы шифрования).
Стеганография.

55

Контрольная работа № 4

1

6. Дискретизация (3 часа)

56

Измерения и
дискретизация.

Измерения и дискретизация. Частота и
разрядность измерений. Универсальность
дискретного представления информации.

1

57

Дискретное
представление
звуковых данных

Дискретное представление звуковых
данных. Многоканальная запись. Размер
файла, полученного в результате записи
звука.

1

58

Дискретное
представление
графической
информации.

Дискретное представление статической и
динамической графической информации.

1

Сжатие данных при хранении графической
и звуковой информации.

7. Системы счисления (10 часов)

59-61

Свойства
позиционной записи
числа

Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак
делимости числа на основание системы
счисления.

3

62-64

Алгоритм перевода

Алгоритм перевода десятичной записи
3
числа в запись в позиционной системе с
заданным основанием. Алгоритмы
построения записи числа в позиционной
системе счисления с заданным основанием
и вычисления числа по строке, содержащей
запись этого числа в позиционной системе
счисления с заданным основанием.

65-67

Арифметические
действия

Арифметические действия в позиционных
системах счисления.

3

Краткая и развернутая форма записи
смешанных чисел в позиционных системах
счисления. Перевод смешанного числа в
позиционную систему счисления с
заданным основанием.
Представление целых и вещественных
чисел в памяти компьютера.
Компьютерная арифметика.

68

Контрольная работа №5 «Системы счисления»

1

8. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики (24
часа)

69-70

Логические функции.

Операции «импликация», «эквиваленция».
Логические функции.

2

71-74

Законы алгебры
логики.

Законы алгебры логики. Эквивалентные
преобразования логических выражений.

4

*История науки логика

75-77

Логические
уравнения.

Логические уравнения.

3

78-81

Таблицы истинности.

Построение логического выражения с
данной таблицей истинности.
Дизъюнктивная нормальная форма.
Конъюнктивная нормальная форма.

4

82-85

Логические элементы
компьютеров.

Логические элементы компьютеров.
Построение схем из базовых логических
элементов.

4

86-91

Выигрышные
стратегии.

Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Выигрышные стратегии.

6

92

Контрольная работа №6

«Элементы комбинаторики, теории
множеств и математической логики »

1

9.Дискретные объекты (8 часов)

93-94

Решение задач,
Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом связанных с анализом графов (примеры:
графов
построения оптимального пути между
вершинами ориентированного
ациклического графа; определения
количества различных путей между
вершинами).

2

Обход узлов дерева в глубину.
Упорядоченные деревья (деревья, в
которых упорядочены ребра, выходящие из
одного узла).

95-96

Использование
деревьев при
решении задач

Использование деревьев при решении
алгоритмических задач (примеры: анализ
работы рекурсивных алгоритмов, разбор
арифметических и логических выражений).
Бинарное дерево. Использование деревьев
при хранении данных.

2

97-99

Использование
графов, деревьев,
списков

Использование графов, деревьев, списков
при описании объектов и процессов
окружающего мира.

3

*Использование человеком информации,
представленной в разных формах

100

Контрольная работа №7 «Дискретные объекты»

10.Аппаратное и программное обеспечение компьютера (5 часов)

1

101
102

Аппаратное
обеспечение
компьютеров.
Многопроцессорные
системы.

Аппаратное обеспечение компьютеров.
Персональный компьютер.

1

Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые
устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.

1

Соответствие конфигурации компьютера
решаемым задачам. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
*История развития компьютера

103104

Программное
обеспечение
компьютера

Программное обеспечение (ПО)
компьютеров и компьютерных систем.
Классификация программного
обеспечения. Многообразие операционных
систем, их функции. Программное
обеспечение мобильных устройств.

2

Модель информационной системы
«клиент–сервер». Распределенные модели
построения информационных систем.
Использование облачных технологий
обработки данных в крупных
информационных системах.
*Современные информационные
технологии

105

Инсталляция и
деинсталляция ПО.

Инсталляция и деинсталляция
программного обеспечения. Системное
администрирование.
Тенденции развития компьютеров.
Квантовые вычисления.
*Тенденции развития компьютеров.

11.Подготовка текстов и демонстрационных материалов (8 часов)

1

106109

Технологии создания
текстовых
документов.

Технологии создания текстовых
документов. Вставка графических
объектов, таблиц. Использование готовых
шаблонов и создание собственных.

4

Средства поиска и замены. Системы
проверки орфографии и грамматики.
Нумерация страниц. Разработка
гипертекстового документа: определение
структуры документа, автоматическое
формирование списка иллюстраций, сносок
и цитат, списка используемой литературы и
таблиц. Библиографическое описание
документов. Коллективная работа с
документами. Рецензирование текста.
*Культура оформления текста

110113

Создание
математических
текстов.

Средства создания и редактирования
математических текстов.

4

Технические средства ввода текста.
Распознавание текста. Распознавание
устной речи. Компьютерная верстка
текста. Настольно-издательские
системы.

12. Подготовка и выполнение исследовательского проекта (6 часов)
Технология выполнения
исследовательского проекта: постановка
задачи, выбор методов исследования,
составление проекта и плана работ,
подготовка исходных данных, проведение
исследования, формулировка выводов,
подготовка отчета. Верификация (проверка
надежности и согласованности) исходных
данных и валидация (проверка
достоверности) результатов исследования.

2

115

Технология
выполнения
исследовательского
проекта.

116-

Статистическая
обработка данных.

Статистическая обработка данных.
Обработка результатов эксперимента.

2

114-

117
118119

Системы
искусственного
интеллекта

Системы искусственного интеллекта и
машинное обучение

2

Машинное обучение – решение задач
распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Анализ данных с применением методов
машинного обучения. Экспертные и
рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике
(геномные данные, результаты физических
экспериментов, интернет-данные, в
частности данные социальных сетей).
Технологии их обработки и хранения.
13.Электронные (динамические) таблицы (12 часов)

120123

124127

Технология
обработки числовой
информации

Технология обработки числовой
4
информации. Ввод и редактирование
данных. Автозаполнение. Форматирование
ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок
в формулах. Фильтрация и сортировка
данных в диапазоне или таблице.
Коллективная работа с данными.
Подключение к внешним данным и их
импорт.

Решение
вычислительных
задач

Решение вычислительных задач из
различных предметных областей.

4

*Использование информационных
технологий в различных областях

128130
131

Визуализация
данных.

Компьютерные средства представления и
анализа данных. Визуализация данных.

Контрольная работа № 8

14. Компьютерные сети (3 часа)

3

1

132

Принципы
построения
компьютерных сетей

Принципы построения компьютерных
сетей. Аппаратные компоненты
компьютерных сетей. Проводные и
беспроводные телекоммуникационные
каналы. Сетевые протоколы. Принципы
межсетевого взаимодействия. Сетевые
операционные системы. Задачи
системного администрирования
компьютеров и компьютерных сетей.

1

133

Интернет.

Интернет. Адресация в сети Интернет (IPадреса, маски подсети). Система доменных
имен.

1

134

Технология WWW.
Браузеры.

Технология WWW. Браузеры.

1

15. Деятельность в сети Интернет (7 часов)

135

Использование
языков построения
запросов.

Расширенный поиск информации в сети
Интернет. Использование языков
построения запросов.

1

136-

Сервисы Интернета.

Другие виды деятельности в сети
Интернет. Сервисы Интернета.
Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов,
определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и
гостиниц и т.п. Облачные версии
прикладных программных систем.

2

Новые возможности
Интернета.

Новые возможности и перспективы
развития Интернета: мобильность,
облачные технологии, виртуализация,
социальные сервисы, доступность.
Технологии «Интернета вещей». Развитие
технологий распределенных вычислений.

2

137

138139

* Новые возможности и перспективы
развития Интернета

140

141144

Контрольная работа № 10

Резерв

1

4

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
11 класс
Углубленный уровень. 136 час (4 часа в неделю)
№

Тема

Содержание

К-во

урока

урока

урока

часов

1.Алгоритмы и элементы программирования.
Алгоритмы и структуры данных ( 36 час)
Рекурсивные
Рекурсивные алгоритмы, в частности:
1-4
4
алгоритмы
нахождение натуральной и целой степени
заданного ненулевого вещественного
числа; вычисление факториалов;
вычисление n-го элемента рекуррентной
последовательности (например,
последовательности Фибоначчи).
Построение и анализ дерева рекурсивных
5-8 Построение и анализ вызовов. Возможность записи рекурсивных
дерева рекурсивных алгоритмов без явного использования
вызовов.
4
рекурсии.

9-12
Сортировка
одномерных
массивов.

4

Алгоритмы анализа
отсортированных
массивов.

4

Алгоритмы анализа

Построение графика функции, заданной
формулой, программой или таблицей

4

1720

Алгоритмы анализа отсортированных
массивов. Рекурсивная реализация
сортировки массива на основе слияния
двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в
том числе: подсчет количества появлений
символа в строке; разбиение строки на
слова по пробельным символам; поиск
подстроки внутри данной строки; замена
найденной подстроки на другую строку.

1316

Сортировка одномерных массивов.
Квадратичные алгоритмы сортировки
(пример: сортировка пузырьком). Слияние
двух отсортированных массивов в один без
использования сортировки.

символьных строк.

2124

Построение графика
функции.

2528

Алгоритмы
приближенного
решения уравнений

значений.
Алгоритмы приближенного решения
уравнений на данном отрезке, например,
методом деления отрезка пополам.
Алгоритмы приближенного вычисления
длин и площадей, в том числе:
приближенное вычисление длины плоской
кривой путем аппроксимации ее ломаной;
приближенный подсчет методом трапеций
площади под графиком функции, заданной
формулой, программой или таблицей
значений. Приближенное вычисление
площади фигуры методом Монте-Карло.
Построение траекторий, заданных
разностными схемами. Решение задач
оптимизации. Алгоритмы вычислительной
геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование
промежуточных результатов. Метод
динамического программирования.

4

4

Представление о структурах данных.
Примеры: списки, словари, деревья,
очереди. Хэш-таблицы.
*Поиск ошибок в программе. Контроль
решения. Решение задач оптимизации.

2932

Метод динамического
программирования.

33-

Представление о
структурах данных.

35
36

4

3
Контрольная работа №1

1

2.Языки программирования (13 часов)

37-

Двумерные массивы

Двумерные массивы (матрицы).

4

Многомерные массивы.

40

Средства работы с данными во внешней
памяти. Файлы.

41-

Файлы

44

4548

Обзор процедурных
языков
программирования.

Подробное знакомство с одним из
универсальных процедурных языков
программирования. Запись
алгоритмических конструкций и структур
данных в выбранном языке
программирования. Обзор процедурных
языков программирования.

4

4

Представление о синтаксисе и семантике
языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках
программирования и парадигмах
программирования. Изучение второго
языка программирования.
*Изучение второго языка
программирования разработки Гвидо Ван
Россо о языке Python.

49

Контрольная работа №2

1

3.Разработка программ (13 часов)

5051
52-

Методы
проектирования
программ

Методы проектирования программ «сверху
вниз» и «снизу вверх». Разработка
программ, использующих подпрограммы.

2

Подпрограммы

Библиотеки подпрограмм и их
использование.

2

53
5455
5657
58-

Интегрированная
среда разработки
программы
Объектноориентированном
программировании.
Среды быстрой

Интегрированная среда разработки
программы на выбранном языке
программирования. Пользовательский
интерфейс интегрированной среды
разработки программ.
Понятие об объектно-ориентированном
программировании. Объекты и классы.
Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

2

2

2

59

разработки программ

6061

Использование
модулей
(компонентов) при
разработке программ.

62

Контрольная работа №3

Среды быстрой разработки программ.
Графическое проектирование интерфейса
пользователя. Использование модулей
(компонентов) при разработке программ.

2

*Использование модулей при разработке
программ.

1

4.Элементы теории алгоритмов (7 часов)

6364

6566
6768

Формализация
понятия алгоритма.

Универсальные
вычислительные
модели
Примеры задач
анализа алгоритмов

Формализация понятия алгоритма. Машина 2
Тьюринга – пример абстрактной
универсальной вычислительной модели.
Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные
модели (пример: машина Поста).
Универсальный алгоритм. Вычислимые и
невычислимые функции. Проблема
остановки и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные
порождающие модели (пример:
грамматики).
Сложность вычисления: количество
выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от
размера исходных данных. Сложность
алгоритма сортировки слиянием
(MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов:
определение входных данных, при которых
алгоритм дает указанный результат;
определение результата алгоритма без его
полного пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
*Машина Тьюринга – пример абстрактной
универсальной вычислительной модели.

2

2

Доказательство правильности программ.

69

Контрольная работа №4

1

5.Математическое моделирование (9 час.)

7071
7273
7475
7677

Модели и
моделирование
Работа с
компьютерной
моделью.
Графическое
представление
данных
Построение
математических
моделей

Практическая работа с компьютерной
моделью по выбранной теме. Проведение
вычислительного эксперимента. Анализ
достоверности (правдоподобия)
результатов компьютерного эксперимента.

2

2

Представление результатов моделирования
в виде, удобном для восприятия человеком.
2
Графическое представление данных
(схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для
решения практических задач.
Имитационное моделирование.
Моделирование систем массового
обслуживания.
Использование дискретизации и численных
методов в математическом
моделировании непрерывных процессов.
Использование сред имитационного
моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и
материальный прототипы изделия.
Использование учебных систем
автоматизированного проектирования.
*Моделирование систем массового
обслуживания.

2

80

Контрольная работа №5

1

6.Работа с аудиовизуальными данными (9 часов)

8182
8384
8586

Технические средства Технические средства ввода графических
2
ввода графических
изображений. Кадрирование изображений.
изображений.
Цветовые модели. Коррекция изображений.
Работа с многослойными изображениями.
Цветовые модели.
2
Работа с векторными графическими
объектами. Группировка и трансформация
объектов.
Работа с векторными
2
графическими
Технологии ввода и обработки звуковой и
объектами.
видеоинформации.

87-

Технологии цифрового моделирования и

88

проектирования новых изделий. Системы
автоматизированного проектирования.
Разработка простейших чертежей
деталей и узлов с использованием
примитивов системы
автоматизированного проектирования.
Аддитивные технологии (3D-печать).

Технологии ввода и
обработки звуковой и
видеоинформации.

2

* Коррекция изображений. Разработка
простейших чертежей деталей

89

Контрольная работа №6

1

7.Базы данных (21 час)

9091
9293
94-

Сетевое хранение
данных.

Понятие и назначение базы данных (далее
– БД). Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и
поле. Ключевое поле. Типы данных.
Понятие и назначение
Запрос. Типы запросов. Запросы с
базы данных
параметрами. Сортировка. Фильтрация.
Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.

2

2

2

95

Классификация БД.

96-

Системы управления
БД

2

Типы данных. Запрос.

2

97
98-

Многотабличные БД. Связи между
таблицами. Нормализация.

99
100- Сортировка.

2

101
102- Фильтрация.

2

103
104- Вычисляемые поля

2

105
106- Многотабличные БД

4

107
108

Контрольная работа №7

1

8.Компьютерные сети (9 часов)

109110

Веб-сайт.

111- Динамические
112

страницы.

113- Облачные сервисы.
114

115- Сетевое хранение

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие вебстраницы с сервером. Язык HTML.
Динамические страницы.

2

Разработка веб-сайтов. Язык HTML,
каскадные таблицы стилей (CSS).
Динамический HTML. Размещение вебсайтов.

2

Использование сценариев на языке
Javascript. Формы. Понятие о серверных
языках программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные
сервисы.

2

2

116

данных.

Контрольная работа №8

117

1

9.Социальная информатика (8 часов)

118-

Социальные сети

119
120121

Мобильные
приложения

122123

Информационная
культура.

124125

Информационные
пространства
коллективного
взаимодействия

Социальные сети – организация
коллективного взаимодействия и обмена
данными. Проблема подлинности
полученной информации.
Государственные электронные сервисы и
услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная культура.
Информационные пространства
коллективного взаимодействия. Сетевой
этикет: правила поведения в
киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере
информатики и ИКТ докомпьютерной эры
(запись чисел, алфавитов национальных
языков, библиотечного и издательского
дела и др.) и компьютерной эры (языки
программирования).

2

2

2

2

*Государственные электронные сервисы и
услуги. Стандартизация и стандарты в
сфере информатики и ИКТ.
10.Информационная безопасность (7 часов)

126127
Средства защиты
информации в АИС,
компьютерных сетях
и компьютерах.

Средства защиты информации в
автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной
безопасности АИС. Компьютерные вирусы
и вредоносные программы. Использование

2

антивирусных средств.

128129

Компьютерные
вирусы и
вредоносные
программы

130131

132

Использование
антивирусных
средств.

2

Техногенные и экономические угрозы,
связанные с использованием ИКТ.
2
Правовое обеспечение информационной
безопасности.

*Правовые нормы использования
Правовые нормы
компьютерных программ и работы в
использования
Интернете
компьютерных
программ и работы в
*Техногенные и экономические
Интернете.
угрозы, связанные с использованием ИКТ.
Правовое обеспечение информационной
безопасности.

133136

Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Правовые нормы использования
компьютерных программ и работы в
Интернете. Законодательство РФ в области
программного обеспечения.

1

4
Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».