Рабочая программа Родной язык (русский) 11 класс базовый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 96

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
Базовый уровень
11 класс

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение)
и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
• сознательно использовать изобразительно - выразительные средства
языка при создании
текста;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее,
реферативное)
и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему
и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского
литературного языка;
•

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
• использовать основные нормативные словари и справочники для
оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
• отличать
язык
художественной
литературы
от
других
разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
• дифференцировать
главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
•

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
•

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура. Язык и общество. Родной язык, литература
и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире – в международном и
межнациональном общении. Развитие языка как объективный процесс.
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка.
Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные
ошибки в построении сложных предложений.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет
Интернет переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.. Пути становления и истоки
русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты.
Средства речевой выразительности. Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения,
антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и
убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
№

Тема

Кол.ча Содержание
сов

1

Язык и культура. 2
Язык и общество.

Язык и культура. Язык и общество. Родной
язык, литература и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации
и в современном мире – в международном и
межнациональном общении. Развитие языка
как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение
новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
* Словарный запас современного культурного
человека

2

Культура речи
2
Основные
орфоэпические
нормысовременн
ого русского
литературного
языка.

Активные процессы в области произношения
и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.

3

Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.

2

Лексическая
сочетаемость
слова
и
точность. Свободная и несвободная
лексическая
сочетаемость.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
нарушением
лексической
сочетаемости.
Речевая
избыточность и точность. Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Словари русского
языка.
Словари
языка
писателей.
Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
*Экология речи

4

Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.

2

Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные ошибки в
построении сложных предложений.

5

Речевой этикет.

2

Речевой этикет. Этика и этикет в
электронной среде общения. Этикет
Интернет переписки. Этические нормы,
правила
этикета
Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения. *Телефонный этикет в
деловом общении.

6

Речь. Речевая
деятельность.
Текст
Язык и речь.
Виды
речевой
деятельности

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала..
Пути становления и истоки русского
речевого идеала в контексте истории
русской культуры. Основные риторические
категории и элементы речевого мастерства
Понятие эффективности речевого общения.
Оратория:
мастерство
публичного
выступления. Принципы подготовки к
публичной
речи.
Техника
импровизированной речи. Особенности
импровизации.

7

Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельно
сти

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи:
интервью,
научная
дискуссия,
политические дебаты.
* Культура публичного выступления

8

Средства
речевой
выразите
льности.

2

Средства
речевой
выразительности.
Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Структура и риторические функции
метафоры,
сравнения,
антитезы.
Мастерство беседы. Мастерство спора.
Доказывание и убеждение. Стратегия и
тактика
спора.
Речевое
поведение
спорящих.
* Как избежать конфликта?

9

Контроль
ная
работа и
ее анализ

1

17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».