Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Утвержден приказом
№ 211/1 от 31.08.2021
Приложение № 91
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭКОНОМИКА
базовый уровень
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных
возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственнойсемьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Макроэкономика
приводить примеры влияния государства на экономику;
выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
определять назначение различных видов налогов;
анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики
государства;
выявлять сферы применения показателя ВВП;
приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета
России;
приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
различать факторы, влияющие на экономический рост;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
–
–
–
–
–
–
–
различать сферы применения различных форм денег;
определять практическое назначение основных элементов банковскойсистемы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
объяснять причины неравенства доходов;
различать меры государственной политики по снижению безработицы;
приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических
институтов на социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– проводить анализ достоинств и недостатков типов экономическихсистем;
– анализировать события общественной и политической жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполненииучебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических
проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории изисточников
различного типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированныхисточников по
экономической теории.
Микроэкономика
– применять полученные теоретические и практические знания дляопределения
экономически рационального поведения;
– использовать приобретенные знания для экономически грамотногоповедения в
современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейныйбюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малогобизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы егоприменения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и
предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
–определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее
создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых вдоговорах
по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практическихзаданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковыхсистемах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестнойрекламе в
средствах массовой информации;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– преобразовывать и использовать экономическую информацию по
макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролейнаемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться
–
–
–
–
–
–
–
к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
анализировать события общественной и политической мировой жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты
труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработнойплаты
и стимулирования труда;
применять теоретические знания по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие
государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковыхсистемах;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и практическиезадачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированныхисточников по
макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной
деятельности;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
– приводить примеры использования различных форм международныхрасчетов;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния
российской экономики в современном мире;
– анализировать текст экономического содержания по международной
экономике.
Содержание программы курса «Экономика»
Базовый уровень
Основные концепции экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и
экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость.
Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Главные вопросы
экономики. Типы экономических систем. Собственность.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет.
Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи.
Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.
Страхование.
Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие.
Последствия введения фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность
спроса. Эластичность предложения.
Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые
формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый
рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования
бизнеса. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль. Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнесплан. Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с
ослабленной конкуренцией.
Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Макроэкономика
Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость
регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет.
Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика
государства.
Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт.
Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и
интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты.
Вклады. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.
Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Международная экономика
Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное
разделение руда. Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные.
расчеты. Государственная политика в области международной торговли.
Международные экономические организации. Глобальные экономические
проблемы. Особенности современной экономики России.
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания
№
Тема
урока
1-2 Главные вопросы
экономики
3-4
Типы экономических
систем
5-9
Силы, которые
управляют рынком
Содержание
Экономика и экономическая наука.
Потребности. Свободные и
экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Факторы
производства и факторные доходы
(заработная плата, рента, процент,
прибыль). Выбор и альтернативная
стоимость. Главные вопросы
экономики.
* Воспитание бережного отношения
к природным ресурсам.
Типы экономических систем.
Собственность. Конкуренция.
Экономическая свобода. Значение
специализации и обмена.
Рыночный спрос. Рыночное
предложение. Рыночное
равновесие. Последствия
введения фиксированных цен.
Равновесная цена.
Эластичность спроса.
Кол-во
часов
2
2
5
10-11
12-13
14-18
19-23
24-25
Эластичность предложения.
Деньги. Функции денег. Инфляция.
Мир денег
Социальные последствия инфляции.
* Воспитание практичного
отношения к деньгам.
Банки. Банковская система.
Банковская система
Финансовые институты. Вклады.
Денежные агрегаты. Монетарная
политика Банка России.
Рынок труда. Заработная плата и
Человек на рынке
стимулирование труда. Прожиточный
труда
минимум. Занятость. Безработица.
Виды безработицы. Государственная
политика в области занятости.
Профсоюзы.
* Воспитание уважительного
отношения к труду и человеку
труда.
Что такое фирма и как Фирма и ее цели. Экономические
цели фирмы. Организационноона действует на
правовые формы предприятий.
рынке
Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Фондовый рынок.
Франчайзинг.
Предпринимательство. Источники
финансирования бизнеса. Факторы
производства. Издержки, выручка,
прибыль. Производство,
производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность
труда.Основные принципы
менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Бизнес- план. Реклама.
Конкуренция. Рынки с интенсивной
конкуренцией. Рынки с ослабленной
конкуренцией.
* Воспитание предпринимательских
качеств личности.
Семейная экономика Рациональный потребитель. Защита
прав потребителя. Семейный
бюджет. Источники семейных
доходов. Реальные и номинальные
доходы семьи. Основные виды
расходов семьи. Потребительский
кредит. Ипотечный кредит.
Страхование.
2
2
5
5
2
26-28 Экономические
задачи государства
29-30 Экономический рост
31-32 Международная
торговля
33-34 Особенности
современной
экономики России
Итого
* Воспитание рациональных
потребительских качеств.
Роль государства в экономике.
Общественные блага.
Необходимость регулирования
степени социального неравенства.
Государственный бюджет.
Государственный долг. Налоги.
Виды налогов. Фискальная политика
государства.
Основные макроэкономические
проблемы. Валовой внутренний
продукт.
Макроэкономическое равновесие.
Экономический рост. Экстенсивный
иинтенсивный рост. Факторы
экономического роста.
Экономические циклы.
Международная торговля.
Внешнеторговая политика.
Международное разделение руда.
Валютный рынок. Обменные курсы
валют. Международные.расчеты.
Государственная политика в
области международной торговли.
Международные экономические
организации. Глобальные
экономические проблемы.
Особенности современной
экономики России.
* Воспитание правильной
гражданской позиции.
3
2
2
2
34