Рабочая программа Анализ художественного текста

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Элективный курс
10-11 класс

1

Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится:
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных
методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами
искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей,
философией, педагогикой, психологией и др.);
– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и
современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях,
ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или
характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в
том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих
литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между
ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников
«гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей,
критиков, литературных героев, а также названий самых значительных
произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в
контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об
особенностях восприятия произведений читателями в исторической
динамике;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и
опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного
аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения на разных
его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения

2

Содержание
10 класс
1. Введение
Предмет и задачи курса. Механизмы и законы художественного
восприятия. Анализ художественного текста: диалог науки и искусства.
Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу
художественного текста.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: И.А. Бунин «Книга», Н.С. Гумилев «Слово»;
 для самостоятельного анализа: повесть И.С. Тургенева «Фауст»
2. Художественное произведение как форма бытия искусства.
Художественный текст как эстетический объект и предмет изучения
различных наук. Поэтика как наука о системе средств выражения в
литературных произведениях, о художественном использовании средств
языка.
Лекционное изложение материала с включением дискуссионных
вопросов:
 Возможно ли создать относительно полный список основных идей
мировой литературы?
 Какая часть наиболее ценна в художественном произведении:
форма или содержание?
 Почему литература относится к области искусства?
 Как постигается литературное произведение: эмоционально или
рационально?
Интерпретация стихотворения.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: В.А. Жуковский «Невыразимое», Ф.И. Тютчев
«Silentium», К.Д. Бальмонт «Безглагольность», О.Э Мандельштам
«Silentium!»;
 для самостоятельного анализа: сопоставить стихотворения А.С.
Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтов «Пророк»
3.
Феномен творческого процесса и его результат. Назначение
искусства
Тайна творчества и творческий процесс. Познание, созидание,
самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение.
Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного. Память,
воображение, ассоциации, вдохновение. Сущность и назначение искусства
слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.
Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и
мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни
3

писателей, отображающих особенности творческого процесса.
Обсуждение дискуссионных вопросов:
 Что лежит в основе творчества?
 Подвластно ли творение творцу?
 Совместны ли гений и злодейство?
 Почему одни творения становятся классикой, а другие являются
данью времени или достоянием специалистов?
 Может ли искусство быть массовым?
Литературный материал:
 для анализа на уроке: фрагмент из романа Л. Н. Толстого «Анна
Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. X), А.С. Пушкин
«Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголь «Портрет», Н.А. Некрасов «Поэту», А.А.
Фет «Венера Милосская», Н.А. Заболоцкий «Читая стихи»;
 для самостоятельного анализа: сравните стихотворения А.С.
Пушкина «Поэт» и «Поэту» или проанализируйте рассказа И.С. Тургенева
«Певцы»
4. Интерпретация художественного произведения. Принципы и
приемы филологического анализа художественного текста
Раскрытие эстетической природы художественного текста в процессе
читательского восприятия (эмоционального и интеллектуального),
расшифровка сигналов эстетической информации. Герменевтика как наука о
понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации.
Происхождение понятия «герменевтика».
Принципы анализа художественного текста. Принцип объективности
(закон сохранения языковой материи текста, следование лингвистическим
фактам как воплощению авторского замысла). Принцип системности
(диалектический подход к изучению содержания и формы произведения).
Принцип дополнительности (деабсолютизация субъекта и объекта в системе
«автор-читатель» и в образно-речевой системе произведения словесности,
обладающей диалогическим и динамическим характером). Принцип
восхождения (движение процесса интерпретации от отдельных элементов
произведения к его целостности и единичной уникальности).
Методы и приемы анализа художественного текста. Прием
лингвистического (лингвокультурологического) комментирования текста.
Метод «филологического круга». Метод межтекстового анализа. Метод
лингвистического (стилистического) эксперимента.
Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:
 Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу
истолкование текста, «правильное» прочтение художественного
произведения?
 Что значит «понять произведение»?
 В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения
4

находятся автор и читатель?
 В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором?
 Как соотносится индивидуальное начало исследователя и смысл
произведения, вложенный в него автором?
Литературный материал:
 для анализа на уроке: Притча о сеятеле (Новый Завет),
стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» и В.Я.
Брюсова «Сеятель»;
 для самостоятельного анализа: рассказ А.П. Чехова «Студент»
5. Форма и содержание художественного произведения
Форма и содержание как философские категории и литературоведческие
понятия. Единство формы и содержания. Понятие целостности
художественного произведения. Анализ художественного произведения:
условность выделения отдельных элементов художественной формы и содержательных
планов
произведения.
Формальные
элементы
художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы
художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула,
конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема, тенденция, пафос).
Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей
и критиков о проблеме соотношения формы и содержания (В. Г. Белинский,
Р. Тагор, И. В. Гёте, Л. Н. Толстой). Анализ конкретных художественных
текстов.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: В.А. Жуковский «Лесной царь», М.Ю.
Лермонтов «Молитва», И.С. Тургенева «Русский язык», В. Хлебников
«Кузнечик»;
 для самостоятельного анализа: И.А. Бунин «Вечер», А.С. Пушкин
«Египетские ночи»
6. Сюжет художественного произведения
Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические
сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты,
исторические факты, биографический материал, авторский вымысел.
Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных
событий, воссоздание жизненных противоречий. Компоненты сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое
отступление, эпилог, послесловие.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А.С. Пушкин «Метель», В.А. Соллогуб
«Метель»;
 для самостоятельного анализа: А.С. Пушкин «Сказка о золотом
5

петушке»
7. Композиция художественного произведения
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов
художественной формы: система персонажей, смена точек зрения в
повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования,
антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов.
Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции
художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового
для учащихся текста.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А.С. Пушкин «Осень»
 для самостоятельного анализа: М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
8. Конфликт
Конфликт как функция сюжета. «Вечные» конфликты. Классификация
конфликтов с точки зрения проблематики произведения (философский,
социальный,
нравственно-психологический,
семейно-бытовой),
соотношение участников конфликта (конфликт между героями или
группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе
героя, т. е. внутренний конфликт).
Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные
отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный,
ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого круга
ранее изученных произведений). Развернутая характеристика особенностей
конфликта в романах М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С.
Пушкина «Евгений Онегин», повести Н. В. Гоголя «Шинель» и
Достоевского «Бедные люди».
Литературный материал:
 для анализа на уроке: М.М. Зощенко «Парусиновый портфель»;
 для самостоятельного анализа: А.С. Пушкин «Цыгане», А.М.
Горький «Макар Чудра»
9. Художественный образ
Художественный образ как центральное понятие в искусстве. Функции
образа: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской
оценки, преображение явления действительности. Образная система
произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ
автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др.
Классификация
образов
по
смысловой
обобщенности:
образы
индивидуальные, характерные, типические.
Индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы,
6

архетипы.
Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ
образной системы стихотворения А.А. Фета «В саду»
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
Н.А. Некрасова «В дороге»
 для самостоятельного анализа: рассказ А.П. Чехова «Дама с
собачкой»
10. Контрольная работа за курс 10 класса. Анализ художественного
текста
11 класс
1. Автор в художественном произведении
Автор — повествователь — писатель. Образ автора в художественном
произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в
произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки.
Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской
эмоциональности: героический пафос, трагический пафос, ироническая
интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни,
идиллический настрой. Отношения между автором и героем. Повествователь
в его отношении к персонажам, способы повествования (авторское
повествование, сказ).
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний.
Аспектный анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» с точки зрения
выраженной в нем авторской позиции.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А. С. Пушкин «Повести Белкина», Н.В.
Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. С. Лесков «Левша», рассказы
М.М. Зощенко;
 для самостоятельного анализа: Л.Н. Андреев «Смех»
2. Образ человека в литературе и аспекты его анализа
Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный
образ, характер, тип, собирательный образ). Аспекты анализа образа
человека в художественном произведении (способ введения персонажа в
текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание,
образование, среда, портрет, интерьер и др.). Ситуация раскрытия характера:
неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот исторических событий.
Связь героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза,
«двойничество», соотнесенность характеров без противопоставления.
7

Психологизм в литературе.
Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного
персонажа.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А.П. Платонов «Третий сын», Н.А. Тэффи
«Жизнь и воротник», С.А. Есенин «Исповедь хулигана»
3. Литературный портрет
Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное
представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его
психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке.
Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий.
Возможные компоненты портретной характеристики: статическая часть
(особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть (мимика,
позы, манера держаться, жест, выражение лицаОбщий принцип портретной
характеристики персонажа — установка на читательскую активность.
Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных
характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: А.И. Куприн «Олеся», А.А. Блок
«Незнакомка», Н.А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»;
 для самостоятельного анализа: И.А. Бунин «Темные аллеи», Н.А.
Заболоцкий «Некрасивая девочка»
4. Система персонажей произведения
Система персонажей как способ выражения идейного и
художественного замысла автора. Отношения между персонажами:
параллелизм, «скрещение судеб», протагонисты и антагонисты, «случайные»
персонажи, «персонажи-цитаты», внесценические персонажи.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: М.А. Булгаков «Похождения Чичикова»
 для самостоятельного анализа: С.А. Есенин «Анна Снегина»
5. Время и пространство художественного произведения
Хронотоп (М.М. Бахтин) в художественном тексте. Особенности
времени в эпическом и лирическом произведении. Художественное
пространство: реальное и условное, сжатое и объемное, ограниченное и
безграничное, замкнутое и разомкнутое.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: И. Шмелев «Лето Господне», В.В. Маяковский
«Клоп»
 для самостоятельного анализа: А.И. Солженицын «Один день Ивана
Денисовича»
8

6. Пейзаж и его функции в произведении
Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность
трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения:
природный, урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с
литературными
направлениями:
сентиментальный,
романтический,
реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический,
идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа:
фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое
обобщение и др.
Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках
данного курса.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: Н. М. Карамзин. Бедная Лиза (фрагмент), А.
С. Пушкин. Капитанская дочка (фрагмент: описание бурана), М. Ю.
Лермонтов «Мцыри»,
 для самостоятельного анализа: фрагменты пейзажа из романа
М.А. Шолохова «Тихий Дон»
7. Роды литературы. Проза и поэзия
Две формы художественной речи: проза и поэзия. Понятие
литературного рода. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.
Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: стихотворения из цикла Юрия Живаго к
роману Б.Л. Пастернака, отрывки из романа «Доктор Живаго»;
 для самостоятельного анализа: поэтика
стихотворений и
«Колымских рассказов» В.Т. Шаламова
8. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и
тропы
Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет,
глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение.
Метонимия. Синекдоха.
Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие,
многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм
(прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон,
гипербола, литота, мейозис, ирония.
Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и
обобщением в виде контрольного среза.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: И.А. Бродский «Осенний крик ястреба», «На
смерть Жуковского», «Воротишься на родину…», миниатюры М.М.
9

Пришвина;
 для самостоятельного анализа: лирика (по выбору учащегося).
9. Стиль
Стиль как сквозной принцип построения художественной формы. Стиль
как явление языка и как явление искусства. Влияние на стиль художника
литературного направления, особенностей эпохи. Признаки стиля:
лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной
фразы,
явственность
или
приглушенность
авторского
голоса,
метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении,
особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная
изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера и др.),
символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких
стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической
литературе.
Урок-семинар
с
самостоятельным
анализом
литературного
материала.
Литературный материал:
 для анализа на уроке: Т. Толстая «Людочка», поэзия В. Высоцкого,
Е. Евтушенко
 для самостоятельного анализа: Л. Петрушевская «Дама с
собаками», Л. Улицкая «Перловый суп», стихотворения Б. Окуджавы
10. Контрольная работа за курс 11 класса. Анализ художественного
текста

10

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
10 класс
№

Тема

Количес
тво
часов

1

Предмет и задачи элективного курса. Художественное
восприятие как завершающее звено художественной
коммуникации.
*Эстетическое восприятие
Механизмы и законы художественного восприятия. Анализ
художественного текста: диалог науки и искусства.
*Развитие воображения
Художественное произведение как форма бытия искусства.
Феномен творческого процесса и его результат.
Назначение искусства.
*Интерес к творческой деятельности.
Интерпретация художественного произведения. Принципы
анализа художественного текста.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Методы и приёмы анализа художественного текста.
*Формирование представления о нравственном идеале
Формальные элементы художественного текста (стиль,
жанр, композиция, ритм).
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Содержательные элементы художественного текста.
Сюжет и фабула. Источники сюжетов.
*Интерес к творческой деятельности.
Функции и компоненты сюжета.
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Композиционные приемы.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Конфликт как функция сюжета.
*Формирование представления о нравственном идеале
Классификация конфликтов.
Художественный образ как центральное понятие в
искусстве.
*Интерес к творческой деятельности.
Типы и функции образа.

1

2

3-4
5-7

8-9

10 -11
12 -13

14 - 15
16 -17
18 - 19
20 -21

22 - 23
24 - 25
26 - 27
28 - 29

30 - 31

1

2
3

2

2
2

2
2
2
2

2
2
2
2

2
11

32 - 33
34 - 35

*Интерес к интеллектуальной деятельности
Образная система произведения. Урок-практикум
Контрольная работа за курс 10 класса.
художественного текста
Резервное время

Анализ

2
2
36

11 класс
№
1–3
4-5
6-7

8 - 10
11 - 13

14 - 16
17 - 18
19 - 20
21 - 22
23 - 24
25 – 26
27 – 28
29 – 30
31 – 32

Тема

Количес
тво
часов

Автор в художественном произведении.
*Эстетическое воспитание
Литературный герой.
*Формирование представления о нравственном идеале
Связь героя с другими персонажами: контрастное
сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность
характеров без противопоставления. Психологизм в
литературе.
*Гуманизм как основа взаимоотношений между людьми
Литературный портрет. Типы литературных портретов.
*Положительные и отрицательные качества человека
Система персонажей как способ выражения идейного и
художественного замысла автора.
*Формирование представления о нравственном идеале
Время и пространство художественного произведения.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Образ природы в литературе.
*Любовь в природе
Функции пейзажа.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Понятие литературного рода.
*Эстетическое воспитание
Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.
*Интерес к интеллектуальной деятельности
Виды тропов.
Стилистические фигуры.
*Интерес к творческой деятельности
Стиль как явление языка и как явление искусства.
Индивидуальные стили в русской классической литературе.

3
2
2

3
3

3
2
2
2
2
2
2
2
2
12

33 - 34

*Воспитание читательского вкуса
Контрольная работа за курс
художественного текста

11

класса.

Анализ

2
34

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».