Рабочая программа Индивидуальный проект

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211/1 от 31.08.2021
Приложение № 97

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Элективный курс
10 класс

Планируемые предметные результаты освоения элективного курса
«Индивидуальный проект»
Обучающийся научится:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающийся получит представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
Обучающийся сможет получить представление:
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права
и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые
структуры и др.);

1. Содержание учебного курса
Введение
Понятие «проект». Особенности проектной деятельности. Основные требования к
исследовательскому проекту. Понятие индивидуального проекта.
Методология научного творчества
Основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, дедукция, идея,
индукция, категория, концепция, метод исследования, методология научного познания,
научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научный факт,
объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы,
постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета
исследования, выбор методов и методики проведения исследования, ресурсов, которые
будут привлечены к реализации проекта, а также источники этих ресурсов, определение
рисков при реализации проекта, описание процесса исследования, фиксация результатов
исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка
полученных результатов, в том числе положительных эффектов, которые получил как сам
автор, так и другие люди.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,
абстрагирование, анализ и синтез.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон
исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических
определений.
Поиск информации: виды информации, методы поиска информации, глоссарий по теме
исследования, плагиат и как его избегать в своей работе.
Направления исследовательских проектов:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях;
– экономические исследования;

–
–

социальные исследования;
научно-технические исследования.

Защита темы проекта
Выбор темы проекта, обоснование актуальности работы, положительных эффектов от
реализации проекта, выбор ресурсов, определение возможных рисков при реализации
проекта. Подготовка публичного выступления и защита темы проекта. Участие в оценке
защиты тем проектов других учащихся.
Работа в рамках научного исследования
Выбор темы.
Составление плана научно-исследовательской работы.
Работа с литературными источниками.
Работа с понятийным аппаратом.
Опытно-экспериментальная работа и фиксация её результатов.
Оценка полученных результатов.
Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение,
основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников,
приложения.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем,
шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
Оформление текста исследовательской работы.
Представление результатов научно-исследовательской работы
Психологический аспект готовности к выступлению. Подготовка автореферата,
мультимедийной презентации (буклетов, макетов, видеороликов и т.п.)
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил
этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы. Защита проекта, участие в оценке
защиты тем проектов других учащихся.
3. Тематическое планирование (68 часов)
№

1

2

Тема урока

Содержание урока

Введение (1 ч.)
Понятие
«проект».
Особенности
проектной деятельности. Основные
требования к исследовательскому
проекту. Понятие индивидуального
проекта.
Методология научного творчества (6 ч.)
Основные понятия
Основные понятия научнонаучноисследовательской работы: гипотеза,
исследовательской
дедукция, идея, индукция, категория,
работы
концепция, метод исследования,
методология научного познания,
научная дисциплина, научная тема,
научная теория, научное исследование,
Введение

Количество
часов
1

1

3

Общая схема хода
научного исследования

4

Методы научного
познания

5

Логические законы и
правила

6

Направления
исследовательских
проектов. Поиск
информации.

научный факт, объект исследования,
предмет исследования, принцип,
проблема, теория, умозаключение
Общая схема хода научного
исследования: обоснование
актуальности выбранной темы,
постановка цели и конкретных задач
исследования, определение объекта и
предмета исследования, выбор
методов и методики проведения
исследования, ресурсов, которые
будут привлечены к реализации
проекта, а также источники этих
ресурсов, определение рисков при
реализации проекта, описание
процесса исследования, фиксация
результатов исследования, обсуждение
результатов исследования,
формулирование выводов и оценка
полученных результатов, в том числе
положительных эффектов, которые
получил как сам автор, так и другие
люди.
*Формирование самостоятельности
при выполнении сложного и
продолжительного вида деятельности
Методы научного познания:
наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент, абстрагирование, анализ
и синтез.
Применение логических законов и
правил: закон тождества, закон
противоречия, закон исключенного
третьего, закон достаточного
основания; правила построения
логических определений.
Поиск информации: виды
информации, методы поиска
информации, глоссарий по теме
исследования, плагиат и как его
избегать в своей работе.
Направления исследовательских
проектов: естественно-научные
исследования; исследования в
гуманитарных областях;
экономические исследования;
социальные исследования; научнотехнические исследования
* Понимание ценности проводимых
исследований, разработки проекта в
научной и социальной сферах
деятельности

2

1

1

1

7

8
9

10
11

12
13
14

15

16

17

18

19

20

21

Защита темы проекта (8 ч.)
Выбор темы проекта, обоснование
3
актуальности работы, положительных
эффектов от реализации проекта,
выбор ресурсов, определение
возможных рисков при реализации
проекта.
Публичное выступление Подготовка публичного выступления
3
и защита темы проекта.
Экспертная оценка
Участие в оценке защиты тем
2
публичной защиты
проектов других учащихся.
Работа в рамках научного исследования (30 ч.)
Выбор темы проекта.
Выбор темы.
1
План научноСоставление плана научно2
исследовательской
исследовательской работы.
работы.
Работа с литературными Работа с литературными источниками.
5
источниками.
Понятийный аппарат.
Работа с понятийным аппаратом.
3
ОпытноОпытно-экспериментальная работа и
15
экспериментальная
фиксация её результатов.
работа и фиксация её
* Достоверное представление
результатов.
полученных результатов.
Оценка полученных
Оценка полученных результатов.
4
результатов.
Оформление исследовательской работы (10 ч.)
Структура
Структура содержания
1
исследовательской
исследовательской работы: титульный
работы
лист, оглавление, введение, основная
часть, заключение (выводы), список
литературы и других источников,
приложения.
Общие правила
Общие правила оформления текста
1
оформления текста
научно-исследовательской работы:
научноформат, объем, шрифт, интервал, поля,
исследовательской
нумерация страниц, заголовки, сноски
работы
и примечания, приложения.
Оформление текста
Оформление текста
8
исследовательской
исследовательской работы
работы
Представление результатов научно-исследовательской работы (10 ч.)
Психологический аспект Психологический аспект готовности к
1
готовности к
выступлению.
выступлению
Подготовка защиты
Требования к докладу. Подготовка
6
проекта
автореферата, мультимедийной
презентации (буклетов, макетов,
видеороликов и т.п.)
Культура выступления и Культура выступления и ведения
1
ведения дискуссии
дискуссии: соблюдение правил
этикета, обращение к оппонентам,
Подготовка защиты
темы проекта

ответы на вопросы.

22

Защита проекта

Резервное время (5 ч.)

* Формирование культуры диалога,
аргументированного выступления
Защита проекта, участие в оценке
защиты тем проектов других
учащихся.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».