Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утвержден приказом №211/1 от 31.08.2021 Приложение № 97 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Элективный курс 10 класс Планируемые предметные результаты освоения элективного курса «Индивидуальный проект» Обучающийся научится: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся: – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Обучающийся получит представление: – о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; – о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; – о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; – об истории науки; – о новейших разработках в области науки и технологий. Обучающийся получит возможность научиться: – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; Обучающийся сможет получить представление: – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); – о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.); 1. Содержание учебного курса Введение Понятие «проект». Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследовательскому проекту. Понятие индивидуального проекта. Методология научного творчества Основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научный факт, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, ресурсов, которые будут привлечены к реализации проекта, а также источники этих ресурсов, определение рисков при реализации проекта, описание процесса исследования, фиксация результатов исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов, в том числе положительных эффектов, которые получил как сам автор, так и другие люди. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Поиск информации: виды информации, методы поиска информации, глоссарий по теме исследования, плагиат и как его избегать в своей работе. Направления исследовательских проектов: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях; – экономические исследования; – – социальные исследования; научно-технические исследования. Защита темы проекта Выбор темы проекта, обоснование актуальности работы, положительных эффектов от реализации проекта, выбор ресурсов, определение возможных рисков при реализации проекта. Подготовка публичного выступления и защита темы проекта. Участие в оценке защиты тем проектов других учащихся. Работа в рамках научного исследования Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с литературными источниками. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа и фиксация её результатов. Оценка полученных результатов. Оформление исследовательской работы Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников, приложения. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Оформление текста исследовательской работы. Представление результатов научно-исследовательской работы Психологический аспект готовности к выступлению. Подготовка автореферата, мультимедийной презентации (буклетов, макетов, видеороликов и т.п.) Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы. Защита проекта, участие в оценке защиты тем проектов других учащихся. 3. Тематическое планирование (68 часов) № 1 2 Тема урока Содержание урока Введение (1 ч.) Понятие «проект». Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследовательскому проекту. Понятие индивидуального проекта. Методология научного творчества (6 ч.) Основные понятия Основные понятия научнонаучноисследовательской работы: гипотеза, исследовательской дедукция, идея, индукция, категория, работы концепция, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, Введение Количество часов 1 1 3 Общая схема хода научного исследования 4 Методы научного познания 5 Логические законы и правила 6 Направления исследовательских проектов. Поиск информации. научный факт, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, ресурсов, которые будут привлечены к реализации проекта, а также источники этих ресурсов, определение рисков при реализации проекта, описание процесса исследования, фиксация результатов исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов, в том числе положительных эффектов, которые получил как сам автор, так и другие люди. *Формирование самостоятельности при выполнении сложного и продолжительного вида деятельности Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Поиск информации: виды информации, методы поиска информации, глоссарий по теме исследования, плагиат и как его избегать в своей работе. Направления исследовательских проектов: естественно-научные исследования; исследования в гуманитарных областях; экономические исследования; социальные исследования; научнотехнические исследования * Понимание ценности проводимых исследований, разработки проекта в научной и социальной сферах деятельности 2 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Защита темы проекта (8 ч.) Выбор темы проекта, обоснование 3 актуальности работы, положительных эффектов от реализации проекта, выбор ресурсов, определение возможных рисков при реализации проекта. Публичное выступление Подготовка публичного выступления 3 и защита темы проекта. Экспертная оценка Участие в оценке защиты тем 2 публичной защиты проектов других учащихся. Работа в рамках научного исследования (30 ч.) Выбор темы проекта. Выбор темы. 1 План научноСоставление плана научно2 исследовательской исследовательской работы. работы. Работа с литературными Работа с литературными источниками. 5 источниками. Понятийный аппарат. Работа с понятийным аппаратом. 3 ОпытноОпытно-экспериментальная работа и 15 экспериментальная фиксация её результатов. работа и фиксация её * Достоверное представление результатов. полученных результатов. Оценка полученных Оценка полученных результатов. 4 результатов. Оформление исследовательской работы (10 ч.) Структура Структура содержания 1 исследовательской исследовательской работы: титульный работы лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников, приложения. Общие правила Общие правила оформления текста 1 оформления текста научно-исследовательской работы: научноформат, объем, шрифт, интервал, поля, исследовательской нумерация страниц, заголовки, сноски работы и примечания, приложения. Оформление текста Оформление текста 8 исследовательской исследовательской работы работы Представление результатов научно-исследовательской работы (10 ч.) Психологический аспект Психологический аспект готовности к 1 готовности к выступлению. выступлению Подготовка защиты Требования к докладу. Подготовка 6 проекта автореферата, мультимедийной презентации (буклетов, макетов, видеороликов и т.п.) Культура выступления и Культура выступления и ведения 1 ведения дискуссии дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, Подготовка защиты темы проекта ответы на вопросы. 22 Защита проекта Резервное время (5 ч.) * Формирование культуры диалога, аргументированного выступления Защита проекта, участие в оценке защиты тем проектов других учащихся. 2