Рабочая программа Музыка 5-8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №33

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА
5-8 класс

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
•
понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
•
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм,
темп, динамику, лад;
•
определять
характер
музыкальных
образов
драматических, героических, романтических, эпических);

(лирических,

•
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
•
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров;
•
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
•

различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

•
производить
произведения;
•

интонационно-образный

анализ

музыкального

понимать основной принцип построения и развития музыки;

•
анализировать взаимосвязь
музыкальных образов;

жизненного

содержания

музыки

и

•
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
•
понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
•
определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
•
понимать специфику
произведениях композиторов;

перевоплощения

народной

музыки

в

•
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
•
распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
•
определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
•
определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
•
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
•
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
•
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
•
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,
концерт и т.п.);
•
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
•

определять тембры музыкальных инструментов;

•
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
•
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
•

владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

•
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
•

определять характерные особенности музыкального языка;

•
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
•
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
•
анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
•

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

•
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной
идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
•
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
•
различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
•

определять характерные признаки современной популярной музыки;

•
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
•

анализировать творчество исполнителей авторской песни;

•
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
•
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
•
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
•
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
•
находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
•

понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

•
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

•
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
•

владеть навыками вокально-хорового музицирования;

•
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
•
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении;
•
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
•
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
•
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
•
проявлять творческую
эстетической деятельности;

инициативу,

участвуя

в

музыкально-

•
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
•
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
•
приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
•
применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
•
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
•
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях,
при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться

•
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
•
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
•
понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
•

определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

•
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
•
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл,
сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов;
•
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
•
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
•
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
•
активно использовать язык музыки для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно
обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как
части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных
способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию
произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности,
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:

•
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
•
расширение музыкального и общего культурного кругозора
школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
•
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
•
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
•
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия
музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности
в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство»,
«История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых
для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору
образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и
теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством,
может
быть
дополнен
регионально-национальным
компонентом.
Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические,
героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка
русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант
эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.
Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.
Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX
века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная
и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.
Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ
столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В.
Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л.
Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М.
Каллас; Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная

музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие
музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы
жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая
сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в
обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации для использования в обеспечении образовательных
результатов
•
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
•
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
•
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город НьюЙорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
•
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
•
Э. Артемьев. «Мозаика».
•
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для фно Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга
ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита
№ 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для
скрипки соло.
•
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
•
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время
старости».
•
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони
«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
•
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).
Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт»
(Увертюра.Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
•
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I
д., Сегедилья, Сцена гадания).

•
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).
Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
•
А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2
«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
•
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу».
•
Ж. Брель. Вальс.
•
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
•
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного
квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
•
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
•
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный
сарафан» (сл. Г. Цыганова).
•
В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина
(симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе»
(№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
•
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV
часть.
•
Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»
(№ 44) из оратории «Мессия».
•
Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,
Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из
II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
•
М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д.,
хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»).
«Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
•
М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
•
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых
напев», Мелодия, Хор фурий).
•
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,
«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).

•
А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
•
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
•
Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
•
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. ЛебедеваКумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
•
А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по
выбору учителя).
•
Знаменный распев.
•
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог
Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
•
В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
•
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
•
Д. Каччини. «AveMaria».
•
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для
арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
•
В. Лаурушас. «В путь».
•
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
•
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
•
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
•
Ф. Лэй. «История любви».
•
Мадригалы эпохи Возрождения.
•
Р. де Лиль. «Марсельеза».
•
А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,
Адажио).
•
М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
•
Д. Мийо. «Бразилейра».
•
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское
плавание, Галоп).
•
В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для
фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).
Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
•
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня
Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
•
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
•
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и
стран мира по выбору образовательной организации.

•
Негритянский спиричуэл.
•
М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
•
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра
«Кармина Бурана». («Песни Бойерна:Мирские песни для исполнения
певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими
изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
•
Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
•
С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).
Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
•
М. Равель. «Болеро».
•
С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).
Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор, соль минор,
соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
•
Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,
хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня
Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог:Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе
Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»).
Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
(ст. М. Лермонтова).
•
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
•
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»
(«Грустный вальс»).
•
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
•
Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,
аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
•
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми
бемоль минор).
•
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы
гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для
оркестра.

•
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
•
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,
другие фрагменты по выбору учителя).
•
Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты
по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
•
А.
Хачатурян.
Балет
«Гаянэ»
(Танец
с
саблями,
Колыбельная).Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к
драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс)
•
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
•
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.
Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
•
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин».
Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).
Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита
№ 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова).
«Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
•
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
•
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.
Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
•
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для
скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
•
Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
•
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная
увертюра».
•
И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая
мышь».
•
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл
на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
•
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки
Варвары).
•
Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
5 класс
№
урок
а

Тема урока

1

Музыка и
литература.
Что роднит
музыку и
литературу.

2-3

Вокальная
музыка.

4-5

Фольклор в
музыке
композиторов.

6

Жанры
инструментально
й
музыки.
Вторая жизнь
песни.

7

Содержание урока

1 полугодие
1 четверть
Музыка ка вид искусства. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимосвязь
музыки и речи на основе их
интонационной
общности и различий.
Устное народное музыкальное творчество
в
развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной
музыки. Основные жанры русской
народной
вокальной музыки. Различные
исполнительские типы художественного
общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
*Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством
своего
региона. Истоки и интонационное
своеобразие музыкального фольклора
разных стран.
Программная музыка. Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокально­
инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки.
Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального
искусства. Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной
музыки. Формирование русской
классической музыкальной школы -М. И.
Глинки. Стилевые особенности в
творчестве

колво
часо
в
8ч
1

2

2

1

1

8

1-2

3

4-5

6-7

1

2-3

русских композиторов (М.И.
Глинки,М.П.Мусоргского,А.П.Бородин,Н.
А. Римский-Корсаков,П.И.Чайковский,
С.В.Рахманинов).
Писатели и поэты Осознание учащимися значимости
о
музыкального искусства для творчества
музыке и
поэтов и писателей, расширение
музыкантах.
представлений о творчестве
западноевропейских композиторов.
2 четверть
Первое
*Взаимодействие музыки и литературы в
путешествие в
музыкальном театре. Программная музыка.
музыкальный
Традиции русской музыкальной классики,
театр.
стилевые черты русской классической
Опера.
музыкальной школы.
Второе
*Взаимодействие музыки и литературы в
путешествие в
музыкальном театре Формирование
музыкальный
русской
театр.
классической балетной школы.
Балет.
Музыка в театре, Музыка- неотъемлемая часть
кино
произведений
и на телевидении. киноискусства. Киномузыка-средство
создания экранного образа реального
события.
Третье
Взаимодействие музыки и литературы в
путешествие
музыкальном театре. Современные
Музыкальный
выдающиеся композиторы,
театр.
вокальные исполнители и
Мюзикл.
инструментальные
коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального
образования.
Музыка и
2 полугодие
изобразительное
3 четверть
искусство
Что роднит
музыку и
изобразительное
искусство.
Небесное и
земное в звуках и
красках.

Взаимосвязь музыки и живописи через
образное восприятие мира. Многообразие
связей музыки с изобразительным
искусством.
*Древнерусская духовная музыка.
Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки.

1

7ч
2

1

2

2

10 ч

1

2

4-5

6-8

9

10

1

2

3-4

Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения -кант. хоровой
концерт. литургия. Духовная музыка
русских композиторов.
Звать через
*Выразительность и изобразительность
прошлое к
музыкальной интонации. Круг
настоящему.
музыкальных
образов (лирические, драматические,
героические, романтические, их
взаимосвязь
и развитие).
Музыкальная
Картины природы в музыке и в
живопись и
изобразительном искусстве. Общее и
живописная
особенное в русском и
музыка.
западноевропейском искусстве в
различных
исторических эпохах, стилевых
направлениях. творчестве выдающихся
композиторов прошлого. Творчество
композиторов-романтиков-Ф. Шопен, Ф.
Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э.Григ.
Колокольность в Колокольность- важный элемент
музыке и
национального мировосприятия.
изобразительном Знакомство
искусстве
с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона.
Обобщение
Многообразие связей музыки с
изученного
изобразительным искусством. Картины
материала.
природы в музыке и изобразительном
искусстве.
4 четверть
Портрет в музыке Портрет в музыке и изобразительном
и
искусстве. Символика скульптуры,
изобразительном архитектуры, музыки.
искусстве.
Волшебная
Значение дирижера в исполнении
палочка
симфонической музыки. Основные жанры
дирижера.
светской музыки (соната, симфония.
камерно- инструментальная и вокальная
музыка, опера, балет).
Застывшая
*Средневековая духовная музыка музыка.
григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко (мадригал, мотет,

2

3

1

1

9 ч.
1

1

2

Полифония в
музыке
и живописи.
Музыка на
мольберте.

5

6

Обобщение.

7

фуга, месса, реквием, шансон).
И.С. Бах- выдающийся музыкант эпохи
Барокко. Органная музыка Баха. Светская
музыка. Фуга.
Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке 20
века(импрессионизм)
Обобщение представлений о
взаимодействии изобразительного
искусства
и музыки. Обобщение музыкальных и
художественных впечатлений, знаний.
опыта школьников, опыт исполнительства.

2

1

2

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания
6 класс
№
урока

1

Тема урока

Содержание урока

Преобразующая сила
музыки.

1 полугодие
1 четверть

Разное воздействие
музыки на людей.

2-3

Задушевность
лирической
интонации.

4-5

Музыка с человеком в
горе и радости.

6

Музыка - опора и

Преобразующая сила музыки как
вида искусства. Интонация как
носитель образного смысла.
Многообразие интонационно
образных построений.
Образы романсов и песен русских
композиторов. Средства
музыкальной выразительности в
создании музыкального образа.
Развитие жанров светской музыки камерная, инструментальная,
вокальная.
*Преобразующая сила музыки.
Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных
композиторов- С.С. Прокофьев.
Портрет в музыке и живописи.

Колво
часов
17 ч.
9 ч.
1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

утешение.

7-8

9

Сила героической
интонации.

Обобщение.

1-2

Обряды и обычаи в
фольклоре и в
творчестве
композиторов.

3-4

Взволнованные
интонации искусства.

5-6

Образы русской
народной и духовной
музыки.

Традиции русской музыкальной
классики. Приемы развития
произведения
*Преобразующая сила музыки как
вида искусства. Музыкальный образ
и мастерство исполнителя
Многообразие интонационнообразных построений. Венская
классическая школа.

1

Преобразующая сила музыки.
Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и
жизненной правды.

1ч

2 четверть
Преобразующая сила музыки Устное
народное музыкальное творчество в
развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской
народной музыки. Стилевые
особенности в творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка, М.П.
Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А.
Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального
музыкального искусства.

8 ч.
2 ч.

Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе.
Вечные проблемы жизни в
творчестве композиторов. Панорама
современной музыкальной жизни в
России и за рубежом.
*Музыка Рождества. Древнерусская
духовная музыка. Знаменный распев
как основа древнерусской храмовой
музыки. Древнерусская духовная
музыка. Знаменный распев как
основа древнерусской храмовой
музыки. Основные жанры
профессиональной музыки эпохи
Просвещения: кант, хоровой концерт,
литургия. Формирование русской

2 ч.

2 ч.

7-8

Образы духовной
музыки западной
Европы.
Музыкальное
искусство как
воплощение
жизненной красоты и
жизненной правды.

1

Вечные темы
искусства и жизни.

классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение
композиторов к народным истокам
профессиональной музыки. Духовная
музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
*Музыка Средневековая духовная
музыка. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко -мадригал,
мотет фуга. месса. реквием. шансон).
2 полугодие

18 ч.

3 четверть

10 ч.

Красота и правда в искусстве и в
жизни. Формирование русской
классической школы. Стиль как
отражение мироощущений
композитора.
*Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных
композиторов -Д.Д.Шостакович.
Современные выдающиеся
композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные
коллективы.

1 ч.

2ч

2-3

Красота и правда
музыки о героях ВОВ.

4-5

Красота и правда
музыки И.С.Баха
Сила нравственной
красоты в музыке.

И.С. Бах- выдающийся музыкант
эпохи Барокко.
Музыкальные иллюстрации к
повести А.С.Пушкина –Метель.
Многообразие интонационнообразный построений. Средства
музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и
характера музыки. Образы
симфонической музыки

2 ч.

Разнообразие красоты

Принцип сходства и различия.

1 ч.

6-8

9-10

2 ч.

3 ч.

и выразительности в
музыке.
1-2

Единство содержания
и формы - красота
музыки.

3-5

Красота и правда
музыки легкой и
серьезной.

6-7

Никто не забыт, ничто
не забыто Образы
киномузыки.

8

Обобщение
пройденного
материала.

контраста. Симфония. Тембры
инструментов
4 четверть
Программная музыка. Авторская
песня. Знакомство с творчеством
всемирно известных отечественных
композиторов.
Панорама современной музыкальной
жизни в России и за рубежом концерты, конкурсы, фестивали
(современной и классической
музыки. Наследие выдающихся
отечественных и зарубежных
исполнителей. классической музыки.
Рок-музыка и ее отдельные
направления (рок-опера, рок-н-ролл).
Обобщенное представление о
современной музыке и ее
разнообразии и характерных
признаках. Электронная музыка.
*Жизненная сила музыки. Наиболее
яркие композиторы и исполнители.
Отечественные и зарубежные
композиторы песенники 20 столетия.
Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Всемирные
центры музыкальной культуры и
музыкального образования.

Всего

8ч
2 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

34

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
7 класс
№
урока

Тема урока

Содержание
1полугодие - 16 ч.

Количество
часов

1 четверть
1

Музыка как вид
искусства.

2

Интонация как
Интонация как носитель образного
носитель
смысла. Многообразие
образного смысла. интонационно-образных
построений. Разнообразие
вокальной, инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные
формы построения музыки
(двухчастная и трехчастная,
вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов.

1 ч.

3

Интонация как
Отличительные черты творчества
носитель
композиторов-романтиков (Ф.
образного смысла. Шопен, Ф. Лист, и др.). Основные
жанры светской музыки. Камерная
инструментальная музыка
(прелюдия, ноктюрн и др.)

1 ч.

4-5

Интонация как
*Знаменный распев как основа
носитель
древнерусской храмовой музыки.
образного смысла. Духовная музыка русских
композиторов. Хоровой концерт.

2ч.

Средства
музыкальной
выразительности
в создании
музыкального

1 ч.

6

Музыкальный фольклор народов
России. Истоки и интонационное
своеобразие музыкального
фольклора разных стран.

9ч

Своеобразие раскрытия вечных
проблем жизни в творчестве
композиторов различных эпох и
стилевых направлений -войны и
мира (Д. Д. Шостакович).

1 ч.

образа и
Возможности воплощения
характера музыки. музыкального образа и его
развития в различных музыкальных
формах (двухчастной трехчастной,
вариации, рондо).

7

Средства
музыкальной
выразительности
в создании
музыкального
образа и
характера музыки.

Образы войны и мира.
Разнообразие вокальной, вокальноинструментальной, камерноинструментальной, симфонической
и театральной музыки.

1 ч.

8

Обобщение темы.

Современные выдающиеся
композиторы. Вокальные
исполнители и инструментальные
коллективы.

1 ч.

2 четверть

8 ч.

1

Музыка как вид
искусства.

Средневековая духовная музыка:
1 ч.
григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской
музыки в эпохи Возрождения и
Барокко (мадригал, мотет, фуга,
месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи
Барокко.

2

Круг
музыкальных
образов.

Классицизм и романтизм в
западноевропейской музыке.
Реквием. Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р.
Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ).

3-4

Круг
музыкальных
образов.

Романтизм в русской музыке. Круг 1 ч.
музыкальных образов (лирические,
драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их

1ч.

взаимосвязь и развитие. Различные
исполнительские типы
художественного общения. Жанры
светской музыки - романс.
Особенности проявления
романтизма в русской музыке.
5

Круг
музыкальных
образов.

Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века (Ж. Бизе,
Дж. Верди).

1 ч.

6

Разнообразие
музыкальных
образов.

Основные жанры светской музыки
(соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная
музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки Основные
жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная
музыка, опера, балет).

2 ч.

7

Особенности
венской
классической
школы. Образцы
духовной музыки.

* Венская классическая школа (Й.
Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

1 ч.

8

Обобщение.

Музыкальный образ – жизнь в
различных её проявлениях.
Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального
образования.

1 ч.

2 полугодие - 18 ч.
3 четверть

1

Музыка как вид
искусства.
Развитие жанров

Многообразие интонационнообразных построений.
Музыкальная драматургия

9 ч.

1 ч.

светской музыки.
2-4

Музыкальный
жанр симфоническая
картина.

Драматизм, героика, психологизм,
картинность, народно-эпическая
образность как характерные
особенности русской классической
школы.

2ч

5-6

Развитие жанров
светской музыки.

Развитие музыкальных образов
(сходство, повтор, контраст).
Музыкальная культура 19 века.
Формирование русской
классической школы.

2 ч.

7-8

Русская
музыкальная
культура 19 века.

*Стилевые особенности русской
классической школы и их
претворение в творчестве: М.И.
Глинки, М.П.Мусоргского,
А.П.Бородина, Н.А.РимскийКорсакова, П.И.Чайковского,
С.В.Рахманинова.

2ч

9

Сонатная форма

Основные жанры светской музыки
–соната, симфония.

1 ч.

10

Обобщение темы
четверти.

Музыкальный жанр- увертюрафантазия. Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа 19-20
веков. Роль выразительных средств
в создании, исполнении и
восприятии музыкального
произведения.

1 ч.

4 четверть

9 ч.

1

Драматургия
контрастных
сопоставлений.

Различные формы построения
музыки, их возможности в
воплощении развитии
музыкальных образов.

1 ч.

2

Интонационное
единство балета,
оперы.

Интонация как носитель смысла в
музыке. Интонационно-образная
жанровая, стилевая основа музыки.

1 ч.

3

Столкновение
двух образов основа
драматургии

Роль выразительных средств в
создании, исполнении и
восприятии музыкального
произведения.

1 ч.

4-5

Жизненное
содержание и
форма
музыкальных
произведений

Различные формы построения
музыки, их возможности в
воплощении развитии
музыкальных образов.

2 ч.

6-7

«А значит нам
нужна одна
Победа!».

*Знакомство с наиболее яркими
произведениями отечественных
композиторов. История страны в
вокальном жанре.

2 ч.

8

Жизненное
содержание и
форма
музыкальных
произведений.

Творчество отечественных
композиторов -песенников,
ставшее музыкальным символом
своего времени (И.О. Дунаевский).
Многообразие современной
популярной музыки -основные
жанры, стили, направления.

1 ч.

9

Обобщение

Форма музыкальных произведений. 1 ч.
Роль выразительных средств в
создании, исполнении и
восприятии музыкального
произведения. Русская и
зарубежная музыкальная культура.
Наследие выдающихся
отечественных и зарубежных
исполнителей.
34

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания
8 класс
Тема урока

Содержание

Количество
часов

Первая четверть
9
1-2 Классика и
современность.
3-4 Классика и
современность.

5-7 Новые краски музыки
20 в.

8-9 Новые краски музыки

Музыка как вид искусства.
Может ли современная музыка
считаться классической.
Классическая музыка в
современных обработках.
Зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIXXXI вв. Знакомство с
творчеством всемирно
известных отечественных
композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев,
Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке) и
зарубежных композиторов ХХ
столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг).
Многообразие стилей в
отечественной и зарубежной
музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз:
спиричуэл, блюз, симфоджаз –
наиболее яркие композиторы и
исполнители. Отечественные и
зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о
современной музыке, ее
разнообразии и характерных
признаках. Авангардная музыка.
Современные выдающиеся
композиторы.
*Авторская песня-прошлое и

2

2

3

2

20 в.

настоящее. Ансамбль.
Вокальные исполнители и
инструментальные коллективы.
Вторая четверть

7

10 В музыкальном театре.
-12 Мюзикл.

Музыка к драматическому
3
спектаклю. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература,
изобразительное искусство,
театр, кино). Мюзикл.
Электронная музыка.
Современные технологии записи
и воспроизведения музыки.

13- В музыкальном театре.
15 Рок-опера.

* Родство зрительных,
3
музыкальных и литературных
образов; общность и различие
выразительных
средств разных видов искусства.
Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие
музыки и литературы в
музыкальном театре. Рок-музыка
и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.).

16

Стилевое многообразие Стиль как отражение
музыки XX—XXI вв.
мироощущения композитора.
Стили музыки XX—XXI вв.
(импрессионизм,
неофольклоризм, неоклассицизм
и др.).
Третья четверть.

1

17- Русская музыка от
Роль фольклора в становлении
2
18 эпохи Средневековья
профессионального
до рубежа XIX—XX вв. музыкального искусства.
Древнерусская духовная музыка.
Музыка религиозной традиции
русских композиторов. Русская
музыка XVII—XVIII вв., русская
музыкальная культура XIX в.

10

(основные стили, жанры и
характерные черты, специфика
русской национальной школы).
19 Зарубежная музыка от Роль фольклора в становлении
-21 эпохи Средневековья
профессионального зарубежного
до рубежа XIX—XX вв. музыкального искусства.
Духовная музыка
западноевропейских
композиторов. Григорианский
хорал как основа
западноевропейской
религиозной музыки. Музыка
религиозной традиции
зарубежных композиторов.
22- Традиции и
*Человек и народ – герои
23 новаторство в
М.П.Мусоргского. Творчество
творчестве русских и
С.С.Прокофьева.
советских
композиторов.
24- Взаимопроникновение Опера. Оперетта. Круг
26 легкой и серьезной
музыкальных образов
музыки.
(лирические, драматические,
героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь
и развитие.
Четвертая четверть.
27- Современная
29 музыкальная жизнь.

30- Великие наши
32 современники.

3

2

3

8

Панорама современной
3
музыкальной жизни в России и
за рубежом: концерты, конкурсы
и фестивали (современной и
классической музыки). Наследие
выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А.
Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский,
Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М.
Каллас; Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки.
* Современные выдающиеся,
3
композиторы, вокальные
исполнители и

33- Значение музыки в
34 жизни человека.
Обобщение.

инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального
образования. Может ли
современная музыка считаться
классической? Классическая
музыка в современных
обработках.
Музыкальное искусство как
2
воплощение жизненной красоты
и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения
композитора. Воздействие
музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
«Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины
мира в национальных
музыкальных культурах Востока
и Запада. Влияние средств
массовой информации, центров
музыкальной культуры
(концертные залы, фольклорные
объединения, музеи) на
распространение традиций и
инноваций музыкального
искусства. Музыка мира как
диалог культур.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».