Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №36

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ
5 класс

Планируемые результаты
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного предмета должно определять
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного
предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве.

Содержание
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г.
Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и
др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,
упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме
в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов
(Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде
– красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам,
христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте
России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в

России. Культовые сооружения буддистов.
Искусство танка. Буддийский календарь.

Буддийские

монастыри.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания

№
урока

Тема урока

1

Величие
российской
культуры.

2

Человек –
творец и
носитель
культуры.

Содержание урока
Раздел I. В мире культуры
Российская культура – плод усилий
разных народов. Деятели науки и
культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем,
Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.).
Вклад личности в культуру зависит от
ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть
культуры общества.
*Источники, создающие нравственные
установки.

Количество
часов
2
1

1

Раздел 2. Нравственные ценности
российского народа
3
«Береги землю Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои
родимую, как
национального эпоса разных народов
мать
(Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
любимую».
др.). Тема труда в фольклоре разных
народов (сказках, легендах,
пословицах).
Реальные примеры выражения
4-5 Жизнь
патриотических чувств в истории
ратными
России (Дмитрий Донской, Кузьма
подвигами
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова
полна.
и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.).
*Вклад народов нашей страны в победу
над фашизмом.
«Плод добрых трудов славен…».
6
В труде –
Буддизм, ислам, христианство о труде и
красота
трудолюбии. Люди труда. Примеры
человека.
самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
7
Природа
Одушевление природы нашими
России.
предками. Роль заповедников в
сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
*Бережное отношение к природе.
Роль семьи в жизни человека. Любовь,
8-9 Семья –
искренность, симпатия, взаимопомощь
хранитель
и поддержка – главные семейные
духовных
ценности. О любви и милосердии в
ценностей.
разных религиях. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов
семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов.
*Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
10-11 Культурное
Вклад религии в развитие материальной
наследие

7
1

2

1

1

2

5
2

и духовной культуры общества.
Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие
князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Православный
храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная
музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон.
*Особенности православного
календаря.
Возникновение ислама. Первые
Культура
столетия ислама (VII-XII века) –
ислама.
золотое время исламской культуры.
Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть
– часть исламской культуры.
Исламский календарь.
Возникновение иудаизма. Тора –
Иудаизм и
Пятикнижие Моисея. Синагога –
культура.
молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский
календарь.
Распространение буддизма в России.
Культурные
Культовые сооружения буддистов.
традиции
Буддийские монастыри. Искусство
буддизма.
танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Конституционные гарантии права
Забота
гражданина исповедовать любую
государства о
религию. Восстановление памятников
сохранении
духовной культуры, охрана
духовных
исторических памятников, связанных с
ценностей.
разными религиями. Хранить память
предков.
* Уважение к труду, обычаям, вере
предков.
Примеры благотворительности из
Меценаты
российской истории. Известные
России.
христианской
Руси.

12

13

14

15

16

1

1

1

2
1

1

17

меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Нравственные Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его
качества
интересы, увлечения, симпатии,
человека.
радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного
мира. Культура поведения человека.
*Этикет в разных жизненных
ситуациях.
Всего

1
1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».