Рабочая программа Родная литература (на русском языке) 5-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДНАЯ (РУССКАЯ)ЛИТЕРАТУРА
5-9 класс

Рабочая программа по предмету «Родная литература» для учащихся 5-9 классов
разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации Примерной
основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской)
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета.
На предмет «Родная (русская) литература» отводится 0,2 учебных часа в количестве 7
уроков.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:


понимание значимости родной русской литературы для вхождения в

культурно-языковое

пространство

своего

народа;

осознание

коммуникативно-

эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;


проявление ценностного отношения к родной русской литературе как

хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;


понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской

литературы и культурыпроизведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;


осмысление

ключевых

для

национального

сознания

культурных

и

нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать

литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;


овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в

произведениях

родной

русской

литературы,

и

создание

собственных

текстов,

содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

в

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы

повседневной

жизни

и

проектной

учебной

деятельности,

в

речевом

самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;


накопление

произведений

родной

опыта
русской

планирования
литературы,

собственного
определения

и

досугового

чтения

обоснования

своих

читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс


формирование умения выделять проблематику русских народных и

литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами
России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных
инравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;


формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;


формирование

начальных

представлений

о

русском

национальном

характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка
и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;

формирование

начальных

представлений

о

проектно-исследовательской

деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс


развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных

сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном
идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать
связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных инравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме;


развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах

и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах
в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством

учителя

произведениями
внеклассного

других

чтения;

сопоставлять
искусств;
развитие

произведения

самостоятельно

начальных

словесного
отбирать

умений

искусства

произведения

самостоятельной

с
для

проектно-

исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и
презентации.
Третий год обучения. 7 класс


развитие

своеобразие

русских

умения

выделять

народных

песен

проблематику и

понимать

(исторических

лирических),

и

эстетическое
выявлять

фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;



развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;


развитие представлений о русском национальном характере, истоках

русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности
русского языка и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии
и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс


развитие

умения

выделять

проблематику и

понимать

эстетическое

своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;


развитие представлений о русском национальном характере в произведениях

о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;


развитие

умений

давать

смысловой

и

идейно-эстетический

анализ

фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно

отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс


развитие

умения

выделять

проблематику и

понимать

эстетическое

своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;


развитие представлений о русском национальном характере в произведениях

о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

единстве

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
формы

ассоциаций,

и

давать

содержания,

устанавливать

самостоятельный

смысловой

поле
и

собственных

читательских

идейно-эстетический

анализ

художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные

тексты

интерпретирующего

характера

в

различных

форматах;

самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.
Содержание учебного курса, предмета
5 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Рождество
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
6 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (2 ч.)
Преданья старины глубокой (1 ч.)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Родные просторы (1 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
Праздники русского мира (1 ч.)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (1 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (2 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (1 ч)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев.«Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (2 ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

7 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (4 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…». А. К. Толстой. «Моя душа
летит приветом…»
Города земли русской (1 ч)
Сибирский край
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (1 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».И. А. Гофф. «Русское поле».
Проверочная работа по итогам изучения раздела 1 (1 ч)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (2 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
На Первой мировой войне
М. М. Пришвин.«Голубая стрекоза».
Проверочная работа по итогам изучения 2 и 3 раздела (1ч)
8 класс
Россия -Родина моя. Преданья старины глубокой С.Н. Марков «Сусанин», О. Ильина
«Во время грозного и злого поединка…»
Города земли русской В.А.Степанова. «Золотое кольцо», М.А.Кузьмина «Я знаю вас не
понаслышке», И Кобзева «Поездка в Суздаль»
Родные просторы «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка…». Н. А. Некрасов «Люблю я
краткой той поры…»
Русские традиции. Праздники русского мира. И.А.Бунин «Троица», С.А. Есенин
«Троицыно утро, утренний канон…», И.А. Новиков «Троицкая кукушка».
Русский характер – русская душа. Не до ордена - была бы Родина. Э.Н. Веркин
«Облачный полк».
Б.Л. Васильев «Завтра была война»
Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось»
9 класс
Преданья старины глубокой. Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе: Песня «Как не две тученьки не две грозныя...» (русская народная песня)
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) М. И. Цветаева.
«Генералам двенадцатого года».

Города земли русской. Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный...»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
Родные просторы. Степь раздольная и красота русской природы
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» (русская народная песня)
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Тепло родного дома. Родительский дом и семейные ценности

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Не до ордена – была бы Родина. Человек на войне. Н. П. Майоров. «Мы»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках. Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» 2 (фрагмент)
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания,
в 5 классе
№
п\п
1

Тема

Кол.ч

Содержание

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ –
РОДИНА МОЯ
Преданья старины
глубокой
Сказка «Лиса и
медведь» (русская
народная сказка).

1

Нравственная проблематика, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость,
невежество, самонадеянность. Приёмы создания
характеров и ситуаций.
*Воспитание нравственных качеств

2

Города земли русской
А. С. Пушкин. «На тихих
берегах Москвы…»
М.
Ю.
Лермонтов.
«Москва,
Москва!..
люблю тебя как сын…»

1

Москва в произведениях русских писателей
Богатство и выразительность языка. Приемы
создания художественного образа.

3

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
Праздники русского
мира
А. И. Куприн. «Бедный
принц».

1

Рождество.
Основная тема и способы её раскрытия.
*Воспитание уважения к русским традициям

4

Тепло родного дома
И. А. Крылов. «Дерево».

1

Семейные ценности

5

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША
Не до ордена – была бы
Родина
Д. В. Давыдов.
«Партизан» (отрывок).

1

Отечественная война 1812 года
Беда и радость; злое и доброе начало в
окружающем мире; образы главных героев,
своеобразие языка.
*Воспитание любви к Родине

6

Загадки русской души
К.
Г.
Паустовский.
«Похождения
жука-

1

Парадоксы русского характера
Образная система, художественное своеобразие.

носорога»
сказка).

(солдатская

7

О ваших ровесниках
А. А. Гиваргизов.
«Контрольный диктант».

8

Лишь слову жизнь дана
К. Д. Бальмонт. «Русский
язык».
Ю. П. Мориц. «Язык
обид – язык не русский…»

1

Краткие сведения о писателе. Школьные
контрольные. Основная тематика и нравственная
проблематика.
*Воспитание морально-нравственных принципов.
На русском дышим языке
*Воспитание уважительного отношения к родному
языку

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания,
в 6 классе
Блок

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья
старины
глубокой

Родные
просторы

Былина «Илья Муромец и
Святогор». И. А. Бунин.
«Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец
былин»
И. С. Никитин. «Встреча
Зимы». А. А. Блок. «Снег
да снег. Всю избу
занесло…». Н. М. Рубцов.
«Первый снег». Е. Л.
Шварц. «Два брата»

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники
русского мира

Тепло родного
дома

Количество
часов

Тема

Содержание

2

1

Русские былины богатыри и
богатырство.
Былинные сюжеты и
герои в русской
литературе
*Любовь к Родине.

1

Стихи русских поэтов о
зиме. По мотивам
русских сказок о зиме
*Любовь к родной
природе.
*Семейные ценности.

2

М. Ю. Лермонтов.
«Посреди небесных
тел…». А. Д. Дементьев.
«Прощёное воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины».

1

Масленица
*Интерес к родной
культуре

В. А. Рождественский.
«Русская природа»
К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев.
«Поздним вечером»

1

Всюду родимую Русь
узнаю
*Семейные ценности.

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР –
РУССКАЯ ДУША
А. Н. Апухтин.
«Солдатская песня о
Не до ордена –
Севастополе». А. А. Фет.
была бы
«Севастопольское
Родина
братское кладбище».
Рюрик Ивнев.
«Севастополь»

Загадки
русской души

О ваших
ровесниках

Ф. И. Тютчев. «Чему бы
жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков.
«Неразменный рубль»
В. П. Астафьев. «Бабушка
с малиной»
Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова».
Е. С. Велтистов.
«Миллион и один день
каникул»

4

1

Оборона Севастополя
*Чувство патриотизма

1

Чудеса нужно делать
своими руками
*Морально-этические
ценности русского
народа

2

Реальность и мечты
*Интерес к творческой и
интеллектуальной
деятельности

8
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания,
в 7 классе
Количес
Блок
Тема
тво
часов
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 4
Преданья
старины
глубокой

И. З. Суриков. «Я ли в
поле да не травушка
была…». А. К. Толстой. 1
«Моя
душа
летит
приветом…»

Города
земли
русской

А.И. Солженицын.
«Колокол Углича»

Родные
просторы

И. А. Гофф. «Русское
поле».И. С. Никитин.
1
«Поле»

1

Содержание

Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе
Понятие фольклора. Идейнохудожественное содержание
стихотворений.
*воспитание нравственности,
эстетических чувств
Сибирский край
Биография А. И. Солженицына.
Образ народа. Образ города. Анализ
произведение.
*воспитание любви к родному
городу
Русское поле
Образ природы. Анализ
произведения.
*воспитание уважительного

отношения к природе
Проверочная работа по итогам
изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
К.
Д.
Праздники Бальмонт«Благовещенье
в Москве». А. А. Фет.
русского
«Христос Воскресе!» (П.
мира
П. Боткину)
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР –
РУССКАЯ ДУША
Не до
ордена –
М. М. Пришвин.«Голубая
была бы
стрекоза»
Родина
Проверочная работа по итогам
изучения 2 и 3 разделов

1
1
Пасха
Описание русских праздников.
Пасха.

1

2
На Первой мировой войне
Творчество М. М. Пришвина. Образ
войны в русской литературе.
*воспитание патриотизма,
уважительного отношения к
ветеранам

1

1

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания
в 8 классе
1

2

3

4

5

Тема
Россия -Родина моя.
Преданья старины
глубокой С.Н. Марков
«Сусанин», О. Ильина
«Во время грозного и
злого поединка…»
Города земли русской
В.А.Степанова. «Золотое
кольцо», М.А.Кузьмина
«Я знаю вас не
понаслышке», И Кобзева
«Поездка в Суздаль»
Родные просторы «Уж
ты, Волга-река, Волгаматушка…». Н. А.
Некрасов «Люблю я
краткой той поры…»
Русские традиции.
Праздники русского
мира. И.А.Бунин
«Троица», С.А. Есенин
«Троицыно утро,
утренний канон…», И.А.
Новиков «Троицкая
кукушка».

Кол.ч
Содержание
1
Анализ стихотворения. Тема, основная мысль.
Проблематика стихотворения. Образ Ивана
Сусанина.

Русский характер –

1

*Воспитание патриотизма, любви к Родине,
нравственного идеала русского народа.
1

Тема, идея стихотворений. Образ Родины.
Художественно- изобразительные средства.(
эпитеты, сравнения, метафоры).

1

Своеобразие решения темы великой реки в
лирике. Анализ произведениий.
* Воспитание любви к родной природе.

1

Описание праздника троицы в произведениях
русских писателей. Анализ произведений.
* Воспитание уважительного отношения к
духовным традициям русского народа.

русская душа. Не до
ордена - была бы
Родина. Э.Н. Веркин
«Облачный полк».
6

Б.Л. Васильев «Завтра
была война»

1

Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига
во имя победы.

7

Г.Н. Щербакова «Вам и не
снилось»

1

Тема взросления, нравственная проблематика
произведения.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания,
в 9 классе
1

Преданья старины
1
глубокой. Песня «Как не
две тученьки не две
грозныя...».А. С. Пушкин.
«Полководец»,
«Бородинская годовщина».
М. И. Цветаева.
«Генералам двенадцатого
года»

Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе

2

Города земли
русской.А.С.Пушкин.
«Город пышный, город
бедный...».
О. Э. Мандельштам.
«Петербургские строфы»

1

Петербург в русской литературе
*Духовные ценности современного общества

3

Родные просторы. «Уж ты, 1
степь ли моя, степь
Моздокская...».А. П.
Чехов. «Степь»

Степь раздольная и красота русской природы
*Моя малая Родина

4

Тепло родного
1
дома.А.П.Платонов. «На
заре туманной юности». В.
П. Астафьев. «Далёкая и
близкая сказка»

Родительский дом и семейные ценности

5

Не до ордена – была бы
Родина.Н. П. Майоров.
«Мы». Ю. М. Нагибин.
«Ваганов» Е. И. Носов.
«Переправа»

Человек на войне.
* Патриотизм как основа воспитания

1

6

Загадки русской души.Б.
1
К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское
искусство»

Судьбы русских эмигрантов

7

О ваших
ровесниках.Ю.И.Коваль.
«От Красных ворот»

Прощание с детством
*Проблемы подросткового возраста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».