Рабочая программа Технология Индустриальные технологии 5-8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №37

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология. Индустриальные технологии
5-8 класс

Предметные результаты освоения предмета «Технология»
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
 развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
 активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
 совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
 формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
 формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для
решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованности на рынке труда.
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития
Выпускник научится:
 называть
и
характеризовать
актуальные
управленческие,
медицинские,
информационные технологии, технологии производства и обработки материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 называть
и характеризовать перспективные управленческие, медицинские,
информационные технологии, технологии производства и обработки материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия
современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий,
связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов,
свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их
технологической чистоты;
 проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на
основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:

 приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы
развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование
технологической
культуры
и
проектно-технологического
мышления обучающихся
Выпускник научится:
 следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищенности;
 прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в
зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
 в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность –
качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько
технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или
информационного продукта;
 проводить оценку и испытание полученного продукта;
 проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
 описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;
 анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов,
предполагающих:
‒
изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
‒
модификацию материального продукта по технической документации и
изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств
материального продукта;
‒
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его
моделирование в информационной среде (конструкторе);
‒
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
‒
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной
оболочке;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов,
предполагающих:
‒
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося
материального продукта (после его применения в собственной практике);
‒
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными
субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп
их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием,
регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного
применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей,
согласование с заинтересованными субъектами;
‒
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
технологии получения материального и информационного продукта с заданными
свойствами;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов,
предполагающих:
‒
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
‒
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов;

‒
разработку плана продвижения продукта;
 проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с
помощью материального или виртуального конструктора).
 Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
 модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом /
потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
 технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
 оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения
Выпускник научится:
 характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания,
сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
 характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее
развития,
 разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном
рынке труда,
 характеризовать группы предприятий региона проживания,
 характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
 анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
 анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории,
 анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности,
 получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами
в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них
работников,
 получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации
об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
 предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования
для занятия заданных должностей;
 анализировать
социальный
статус
произвольно
заданной
социальнопрофессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания,
сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы
следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
 характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
 характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и
реализации технологического процесса;
 называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных
производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

 разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс»,
«потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими
понятиями;
 объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную
группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
 приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере
быта;
 объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе
характеризуя негативные эффекты;
 составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
 осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по
инструкции;
 осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
 осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза,
фотографии;
 конструирует модель по заданному прототипу;
 осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на
основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
 получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального
окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
 получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации
модели;
 получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной
ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование,
испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
 получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по
заданному алгоритму;
 получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе
технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования)
рабочих инструментов;
 получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии
на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
 называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений,
профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
 описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
 оперирует понятием «технологическая система» при описании средств
удовлетворения потребностей человека;
 проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
 проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе
проектирования продукта;
 читает элементарные чертежи и эскизы;
 выполняет эскизы механизмов, интерьера;
 освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с
содержанием проектной деятельности) ;
 применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации /
проектированию технологических систем;
 строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по
кинематической схеме;
 получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и
состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
 получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами
ЖКХ;

 получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли,
удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с
информационными источниками различных видов;
 получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической
документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
 получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения
материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и
разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований
потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области
энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
 называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии,
характеризует профессии в сфере информационных технологий;
 характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания,
профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные
примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
 перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для
передачи энергии;
 объясняет
понятие
«машина»,
характеризует
технологические
системы,
преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
 объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует
автоматические и саморегулируемые системы;
 осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ
неполадок электрической цепи;
 осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с
поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной
задачей;
 выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
(на выбор образовательной организации);
 конструирует простые системы с обратной связью на основе технических
конструкторов;
 следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного
помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
 получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного
станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
 получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии)
получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого
способа).
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки
материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
 характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и
перспективы ее развития;
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;,
 называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни
профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях
региона проживания,
 характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её
развития;
 перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации

 характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей
деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические,
возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием
произвольно избранных источников информации),
 объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными
примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует
профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
 разъясняет функции модели и принципы моделирования,
 создаёт модель, адекватную практической задаче,
 отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным
критериям,
 составляет рацион питания, адекватный ситуации,
 планирует продвижение продукта,
 регламентирует заданный процесс в заданной форме,
 проводит оценку и испытание полученного продукта,
 описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения,
 получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,
 получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения
логистических задач,
 получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения
виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного
средства,
 получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики
населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
 получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,
 получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу
 получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального
продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не
требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих
инструментов / технологического оборудования,
 получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его
встраивания в заданную оболочку,
 получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение
параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и
информационного продукта с заданными свойствами.

Общий тематический план курса «Индустриальные технологии»
5 – 8 классы
№
п/п

Разделы и темы

Кол час
5часчас/кл
6 7 8
9

Ведение

2 2 2 1

1.

Технологии обработки конструкционных материалов (126 ч)
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

50 50 26 20 18 8 -

2.

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

3.
4.
5.

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Технологии домашнего хозяйства (28 ч)
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Эстетика и экология жилища
Бюджет семьи

22
2
6
6
4
2
-

18
2
6
8
2
-

2 6 6 4 10
- - 2
- 4

Технологии ремонтно-отделочных работ
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Машины и механизмы (4 ч)
Электротехника (36 ч)
Электромонтажные и сборочные технологии
Устройства с электромагнитом
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Бытовые электроприборы
Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч)
Сферы производства и разделение труда
Профессиональное образование и профессиональная карьера
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (33 ч)
Итого

10
68

4
4
8
68

4
4
24
6
8
6
4
8
68

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
1.
2.

- 6 4

-

4
12
4
4
4
4
2
2
7
34
5

Содержание учебного предмета
«Индустриальные технологии»
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов (126 ч)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (46 ч)
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения.
Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы
древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины
и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные
обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое
изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах.
Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение.
Использование ЭВМ для подготовки графической документации.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из
древесины. Точность измерений и допуски при обработке.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки
древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки
древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление,

сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка
деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии
изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (10 ч)
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на
сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы
работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном
станке.
Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на
токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных
работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды,
назначение, область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов,
автоматизация процессов производства.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (42ч)
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область
применения. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Виды,
способы получения и обработки отливок из металла, проката. Исследование технологических
свойств металлов.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область
применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и
утилизации искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов.
Спецификация. Допуски и посадки. Правила чтения сборочных чертежей. Применение
компьютеров при проектировании и разработке графической документации.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и
разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных
технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и
приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы
применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами,
спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными
инструментами.
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки
поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные
материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (32 ч)
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных
работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном
станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе,
приемы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на
токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения.
Особенности точения изделий из искусственных материалов.

Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления
для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их
выполнения.
Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением.
Роботизированные комплексы.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов.
Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их классификация.
Особенности выполнения сборочных работ.
Правила безопасности труда при выполнении работ на металлорежущих станках.
Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и
искусственных материалов.
Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (18 ч)
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и
одежде, художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального
назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические
требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных
работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при
работе с древесиной и металлами в России.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов.
Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление
рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными
инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с
древесиной и металлами.

Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (28 ч)
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
(6 ч)
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебели,
их мелкий ремонт.
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и
использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с
одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы
утепления окон в зимний период.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Тема 2. Эстетика и экология жилища (4 ч)
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода
и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные
приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды.
Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы
фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Тема 3. Бюджет семьи (4 ч)

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и
оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи.
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка
возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор
возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа
потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила
поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом
потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня
доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ (6 ч)
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтноотделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения
малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев
встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтноотделочных и строительных работ.
Тема 5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (6 ч)
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в
доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение,
способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и
смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы
ремонта запорной аппаратуры.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы,
связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных
работ.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами.
Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных
устройствах со сменными буксами.

Раздел 3. Машины и механизмы (4 ч)
Тема 1. Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и
чертежам (2 ч).
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения.
Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических
устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического
устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Тема 2. Сложные механизмы (2 ч).
Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах.
Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических
схемах.
Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.

Раздел 4. Электротехника (36 ч)
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии (10 ч)

Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды
источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на
электрических схемах. Понятие об электрической цепи и схеме. Виды проводов. Инструменты
для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений
установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (10 ч)
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей.
Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости
электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов
в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды
датчиков (механические, контактные, реостат), биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и о регулировании. Виды и назначение автоматических
устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы
устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье
человека.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных
работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических
и электронных устройств.
Тема 3. Бытовые электроприборы (6 ч)
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.
Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической энергии в быту.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их
преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах
эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых
холодильников и стиральных машин.
Тема 4. Устройства с электромагнитом (8 ч).
Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных
схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия
и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и
обслуживанием электротехнических устройств.
Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства.
Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств с
электромагнитом из деталей электроконструктора. Проверка моделей в действии. Проверка
работы промышленного низковольтного электромагнитного реле.

Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование (4 ч)
Тема 1. Сферы производства и разделение труда (2 ч)
Сферы и отрасли современного индустриального производства. Основные составляющие
производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды,
содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и
технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни
квалификации и уровни образования.
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Виды
сквозных профессий по отраслям индустриального производства.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 ч)

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального
производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Профессиональные качества личности. Профессиональный отбор кадров. Диагностика и
самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной
деятельности.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального
образования. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика
условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности
(33ч)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (33 ч)
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на
рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их
решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка
сборки, вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический
анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска
информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования.
Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение
ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий.
Технологическая и трудовая дисциплина на производстве.
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как
товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации
проектов. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Тематический план
№

5 КЛАСС
Разделы и темы программы

Кол-во часов

п/п

1.

2.

3.

Теория
Введение
Технологии обработки конструкционных
материалов
Технологии ручной обработки древесины и древесных
материалов
Технологии ручной обработки металлов и
искусственных материалов
Технологии машинной обработки металлов и
искусственных материалов
Технологии художественно-прикладной обработки
материалов
Технологии домашнего хозяйства
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и
обуви и ухода за ними
Эстетика и экология жилища
Технологии исследовательской и опытнической
деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
Итого:

В т.ч.
практика

2
50

30

20

12

22

14

2
6

4

6
4

4
3

2
10

1
8

10
68

8
42

Поурочное тематическое планирование предмета «Технология» направление «Индустриальные технологии»
5 класс ФГОС
№
урока
1-2

3-4

Тема урока
Вводный инструктаж по технике
безопасности Творческий проект.
Этапы выполнения творческого
проекта

Кол-во
часов

2

Древесина Пиломатериалы и
древесные материалы
2

5-6

7-8

Графическое изображение деталей
и изделий

2

Рабочее место и инструменты для
ручной обработки древесины
2

9-10

Последовательность изготовления
деталей из древесины

11-12

Разметка заготовок из древесины

13-14

Пиление заготовок из древесины

2
2
2

15-16

17-18

Строгание заготовок из древесины

Сверление отверстий в деталях из
древесины

Содержание урока
Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в
5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда.
Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта
(поисковый, технологический, заключительный). Защита (презентация) проекта. Методы
поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет
Древесина, строение древесины. Свойства и области ее применения. Лиственные и хвойные
породы древесины. Характерные признаки и свойства. Пиломатериалы. Виды
пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. Области
применения древесных материалов. Профессии, связанные с производством древесных
материалов и восстановлением лесных массивов
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок,
эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Виды проекции детали. Профессии, связанные с
разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий
Устройство столярного верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака.
Инструменты для обработки древесины. Организация рабочего места: рациональное
размещение инструментов и заготовок. Профессии современного столярного производства.
Правила безопасной работы
Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая
карта и её назначение. Основные технологические операции. Профессии, связанные с
разработкой технологических процессов
Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты
для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона
Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления.
Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества
выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов

2

Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство.
Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Правила
безопасной работы при строгании

2

Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления,
их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила
безопасной работы при сверлении. Профессии, связанные с работой на сверлильных
станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве

19-20

Соединение деталей из древесины
гвоздями, шурупами и саморезами
2

21-22
23-24

Соединение деталей из древесины
клеем
Отделка изделий из древесины

2

2

25-26

Выпиливание лобзиком
2

27-28

Выжигание по дереву
2

29-32

Творческий проект «Стульчик для
отдыха на природе»
4

33-34

Понятие о механизме и машине
2

35-36

37-38

39-40

41-42

Тонколистовой
проволока.
материалы.

металл
и
Искус-ственные

Рабочее
место
для
обработки металлов

2
ручной

Графическое изображение деталей
из металла и искусственных
материалов
Технология изготовления изделий
из металла и искусственных
материалов

2

2

2

Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов.
Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами.
Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии,
связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и
мебельных предприятиях
Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины.
Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы
Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий
из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины
тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и
отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины.
Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях
Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Последовательность выпиливания деталей
лобзиком. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной
работы
Выжигание по дереву. Электровыжигатель. Виды линий. Технология выжигания рисунка на
фанере. Отделка изделия раскрашиванием и лакированием. Визуальный контроль качества
выполненной операции. Правила безопасной работы с электрическими приборами
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах,
журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия.
Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль
и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого
проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ
Машина и её виды. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Типовые детали.
Типовые соединения деталей. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы.
Искусственные материалы и их виды. Виды пластмасс. Виды и способы получения
листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения.
Профессии, связанные с
производством металлов и производством искусственных
материалов
Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии,
связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке
металла
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз)
деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение
конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из
металла и пластмассы. Развертка
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов .
Технологическая карта. Изделия из металла и искусственных материалов. Способы
изготовления изделий из металла и искусственных материалов. Области применения
изделий из металла и искусственных материалов. Профессии, связанные с производством
изделий из металла и искусственных материалов

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

57-60

Правка и разметка заготовок из
тонколистового металла, проволоки, пластмассы
Резание и зачистка заготовок из
тонколистового
металла,
проволоки
и
искусствен-ных
материалов
Гибка
заготовок
из
тонколистового
металла
и
проволоки
Получение отверстий в заготовках
из металлов и искусствен-ных
материалов
Устройство
настольного
сверлильно-го станка
Сборка изделий из тонколистового
металла, проволоки искусственных материалов
Отделка изделий из тонколистового
металла, проволоки
и
пластмассы
Творческий проект «Подставка для
рисования»

2

2

2

2

2

2

2

4

61-62

Интерьер жилого помещения

63-64

Эстетика и экология жилища

2

2
65-66

Технологии ухода за жилым
помещением, одеждой и обувью
2

67-68

Защита проекта

2

Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и
разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы.
Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для
выполнения операций резания и зачистки. Технологии резания и зачистки заготовок из
металла, проволоки и пластмассы. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с
резанием и шлифованием заготовок
Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и
приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Профессии,
связанные с изготовлением заготовок из металла
Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и
приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Технологии
пробивания и сверления отверстий заготовок из металла и пластмассы. Правила безопасной
работы
Настольный сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для
работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда
при работе на сверлильном станке
Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей.
Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с
изготовлением изделий из тонколистового металла
Отделка изделий окрашиванием. Технология отделки изделий. Метод распыления. Правила
безопасности труда
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах,
журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия.
Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль
и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого
проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное
размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения
Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища.
Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима,
влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила
пользования бытовой техникой
Технология ухода за различными видами напольных покрытий, за мебелью, за одеждой и
обувью. Технология ухода за кухней. Чистка и стирка одежды. Хранение одежды и обуви.
Средства для ухода. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Экологические аспекты
применения современных химических средств в быту. Соблюдение правил безопасного
труда и гигиены
Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения
проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)

Тематический план
6 класс
№п/п

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Из них
практика

Вводное занятие

2

Технологии обработки конструкционных
материалов

50

30

1.

Технология ручной обработки древесины и
древесных материалов

18

10

2.

Технологии машинной обработки древесины и
древесных материалов

6

4

3.

Технология ручной обработки металлов и
искусственных материалов

18

12

4.

Технология машинной обработки металлов и
искусственных материалов

2

2

5.

Технологии художественно-прикладной
обработки материалов

6

4

Технология домашнего хозяйства

8

6

1.

Технологии ремонта деталей интерьера,
одежды и обуви и ухода за ними

2

1

2.

Технологии ремонтно-отделочных работ

4

3

3.

Технологии ремонта элементов систем
водоснабжения и канализации

4

2

Технологии исследовательской и
созидательной деятельности

8

8

Итого

68

44

Поурочное тематическое планирование предмета «Технология» направление «Индустриальные технологии»
6 класс ФГОС
№ урока

Тема урока

1-2

Вводное занятие. Правила техники
безопасности. Требования к творческому
проекту.
Заготовка древесины, пороки древесины.
Свойства древесины.

3-4

Кол-во час.

2

2

5-6

7-8

9-10
11-12

13-14

15-18
19-20

21-26

Чертежи деталей из древесины.
Сборочный чертёж. Спецификация
составных частей изделия.
Технологическая карта - основной
документ для изготовления деталей.
Технология соединения брусков из
древесины.
Технология изготовления
цилиндрических и конических деталей
ручным инструментом.
Устройство токарного станка по
обработке древесины.
Технология обработки древесины на
токарном станке.
Технология окрашивания изделий из
древесины красками и эмалями.
Художественная обработка древесины.
Резьба по дереву.
Виды резьбы по дереву и технология их
выполнения.

2

2
2
2

2
4
2

6

Содержание урока
Изучение потребности, формулировка и исследование задачи проекта
(формы, материал, стилевые решения, цвет, размер и т. д.).
Древесина, свойства и область применения. Пороки древесины. Виды
древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное
использование. Пиломатериалы, свойства и область применения.
Профессии, связанные с производством древесины и древесных
материалов, восстановлением лесных массивов.
Понятие «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж.
Линии и условные обозначения.
Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных
частей изделия и материалов на технической и технологической
документации. Правила чтения сборочных чертежей.
Разметка соединения, удаление лишнего материала. Соединения
деталей с помощью нагеля, гвоздей, шурупов, клея.
Инструменты, приспособления для выполнения столярных
ручных работ и правила безопасности труда. Последовательность
изготовления соединения деталей вполдерева.
Основные части токарного станка. Подготовка заготовки и станка к
точению. Инструменты для точения деталей на токарном станке. Правила
безопасной работы на токарном станке.
Технология и последовательность изготовления цилиндрической детали
ручным способом.
Основные вид отделки: прозрачная, непрозрачная, имитационная,
специальная. Столярная подготовка к отделке. Материалы для
отделки. Инструменты и техника безопасности труда.
История художественной обработки древесины. Оборудование и
инструменты для резьбы по дереву. Правила техники безопасности при
работе с инструментами.
Ажурная резьба. Технология выполнения ажурной резьбы.
Плосковыемчатая резьба. Технология геометрической резьбы. Рельефная
резьба. Скульптурная резьба.

27-28
29-30

Элементы машиноведения. Составные
части машин.
Свойство чёрных и цветных металлов.
Свойства искусственных материалов.

2

2
31-32

Сортовой прокат.
2

33-34
35-36
37-38

39-40
41-42
43-44
45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

Чертежи деталей из сортового проката.

2

Измерение размеров деталей с помощью
штангенциркуля.
Технология изготовления изделий из
сортового проката.

2

Резание металла и пластмассы слесарной
ножовкой.
Рубка металла.

2

Опиливание заготовок из металла и
пластмассы.
Отделка изделий из металла и
пластмассы.

2

Закрепление настенных предметов.
Установка форточек, оконных и дверных
петель.
Основные технологии штукатурных
работ.
Основные технологии оклейки
помещений обоями.
Простейший ремонт сантехнического
оборудования.
Творческий проект. Понятие о

2

2

2

2

2

2

2

Машина и её роль в техническом процессе. Основные части машин:
двигатель, передаточные механизмы, исполнительный механизм.
Механические свойства металлов: прочность, твердость, упругость,
вязкость, хрупкость, пластичность. Черные металлы. Группы цветных
металлов. Характеристика и применение цветных и черных металлов.
Основные профили сортового проката.
Способы получения сортового проката и его профили. Практическая
работа: определите из какого металла изготовлен образец проката.
Читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи
изделий с использованием сортового проката
Разметка с использованием точного инструмента — штангенциркуль.
Назначение, устройство и правила пользования штангенциркулем
Резьбовое соединение. Последовательность нарезания резьбы метчиком
и плашкой. Правила безопасной работы при нарезании резьбы.
Соединение деталей изделия заклепками. Монтаж изделия.
Основные приёмы резания металла и пластмассы слесарной ножовкой.
Правила безопасной работы.
Способы ручной рубки металла: в тисках, на плите. Инструменты,
оборудование и правила безопасной работы.
Типы напильников по назначению. Контроль качества опиливания
поверхности. Правила безопасной работы.
Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды
декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной
работы. Профессии, связанные с отделкой изделия.
Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты,
необходимые для ремонта. Технология закрепления настенных предметов.
Технология навешивания форточек, оконных створок и дверей. Правила
безопасной работы.
Виды вяжущих материалов. Основные технологии штукатурных работ.
Практическая работа: упражнения по выполнению работ, изложенных в
теоретических сведениях.
Назначение и виды обоев. Виды клея для наклеивания обоев.
Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями.
Правила безопасной работы.
Понятие о санитарно-водопроводной сети. Устройство и простейший
ремонт сантехники. Виды труб. Общие понятия о канализационной
системе в квартире. Практическая работа: ремонт водопроводного крана.
Содержание и организация обучения технологии в текущем году.

техническом проектировании.

57-60

61-62

Применение ПК при проектировании
изделия.
Технические и технологические задачи
при проектировании изделия, возможные
пути их решения.
Основные виды проектной
документации.

2

4

2

63-66
Выполнение творческого проекта.
67-68

Защита творческого проекта.

4
2

Инструктаж по технике безопасности труда. Способы представления и
оформления этапов проектной деятельности исследования и анализ
проблемы, экологические аспекты, экономические расчеты).
Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Виды исследований: наблюдение, анкетирование, интервью, опрос, блиц –
опрос, эксперимент. Формы фиксации исследовательской деятельности.
Составление плана защиты проекта. Ознакомить с программой Microsoft
PowerPoint для оформления презентации и защиты проекта.
Испытание проектируемого изделия потребителем. Правила безопасности
труда при выполнении творческого проекта.
Формы оценки проекта. Анализ проектных работ.
Презентация проектной деятельности.

Тематический план
7 класс
№п/п

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Из них
практика

Вводное занятие

2

Технологии обработки конструкционных
материалов

26

18

1.

Технология ручной обработки древесины и
древесных материалов

8

6

2.

Технологии машинной обработки древесины и
древесных материалов

4

2

3.

Технология ручной обработки металлов и
искусственных материалов

2

2

4.

Технология машинной обработки металлов и
искусственных материалов

6

4

5.

Технологии художественно-прикладной
обработки материалов

6

4

Технология домашнего хозяйства

4

2

Технологии ремонтно-отделочных работ

4

3

Машины и механизмы

4

2

Электротехника

24

16

1.

Электромонтажные и сборочные технологии

6

4

2.

Устройства с электромагнитом

8

6

3.

Электротехнические устройства с элементами
автоматики

6

4

4.

Бытовые электроприборы

4

2

Технологии исследовательской и
созидательной деятельности

8

8

Итого

68

46

1.

Поурочное тематическое планирование предмета «Технология» направление «Индустриальные технологии»
7 класс ФГОС
№ урока

Тема урока

1-2

Вводное занятие. Правила техники
безопасности. Требования к творческому
проекту.
Конструкторская и технологическая
документация. Технологическая карта основной документ для изготовления
деталей.
Чертежи деталей из древесины.
Сборочный чертёж. Спецификация
составных частей изделия.
Точность измерений, отклонения и
допуски на размеры детали.

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

Технология шипового соединения
деталей. Технология соединения деталей
шкантами и шурупами в нагель.
Технология обработки наружных
фасонных поверхностей деталей из
древесины. Обработка вогнутой и
выпуклой криволинейной поверхности.
Технология точения декоративных изделий,
имеющих внутренние полости. Контроль
качества деталей. Шлифовка и отделка
изделий.
Классификация сталей. Термическая
обработка сталей. Резьбовые соединения.
Технология нарезания наружной и
внутренней резьбы вручную в металлах и
искусственных материалах. Визуальный и
инструментальный контроль качества
деталей.

Токарно-винторезный и фрезерный
станки: устройство, назначение, приёмы
подготовки к работе, приёмы управления

Кол-во час.

2

2

2

2
2

2

2

Содержание урока
Изучение потребности, формулировка и исследование задачи проекта
(формы, материал, стилевые решения, цвет, размер и т. д.).
Подготовка конструкторской и технологической документации.
Использование ПК. Общие сведения о сборочных чертежах.
Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и
технологической документации.
Понятие «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж.
Линии и условные обозначения. Правила чтения сборочных чертежей.
Расчёт отклонения и допуска на размеры деталей. Настраивание
дереворежущих инструментов. Инструменты, приспособления для
выполнения столярных ручных работ и правила безопасности труда.
Изготовление изделия из древесины с шиповым соединением брусков.
Разметка соединения, удаление лишнего материала. Соединение
деталей с помощью шкантов, шурупов в нагель.
Точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять
разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении
деталей с фасонными поверхностями. Соблюдать правила безопасного труда при
работе на станках.
*Подбор заготовки с учетом экономии древесины.

Точить декоративные изделия из древесины. Соблюдать правила
безопасного труда при работе на станках.

2

Знакомиться с термической обработкой стали. Получать навыки нарезания
резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявлять дефекты и
устранять их. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки,
искусственных материалов по чертежам и технологическим картам.
*Вторичное использование металла на предприятии, т.к. он является
исчерпаемым полезным ископаемым.

2

Изучать устройство токарного и фрезерного станков. Управлять токарновинторезным и фрезерным станками. Налаживать и настраивать станки.
Соблюдать правила безопасного труда.

и выполнения операций.
19-20

Инструменты и приспособления для
работы на станках. Операционная карта.

2

21-22

Основные операции токарной и
фрезерной обработки, особенности их
выполнения. Профессии, связанные с
обслуживанием, наладкой и ремонтом
токарных и фрезерных станков.
Технологии художественно-прикладной
обработки материалов.

2

23-24

2
25-28

29-32

33-36

Технология изготовления декоративных
изделий из проволоки (ажурная
скульптура из металла).
Виды ремонтно-отделочных работ.
Основы технологии малярных работ;
инструменты и приспособления. Основы
технологии плиточных работ. Виды
плитки, применяемой для облицовки стен
и полов. Материалы для наклейки
плитки.
Сборка моделей механических устройств
автоматики по эскизам и чертежам.
Сложные механизмы.

4

4

4

37-42

Электромонтажные работы.

6

Ознакомиться с инструментами для токарных и фрезерных работ.
Разрабатывать операционные карты для изготовления деталей вращения и
деталей, получаемых фрезерованием.
Изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном
и фрезерном станках по чертежам и технологическим картам.
Правила безопасной работы на фрезерном станке.
Знакомство с технологией художественно-прикладной обработки
металлов: мозаики, мозаики с металлическим контуром (филигрань,
скань), художественным ручным тиснением по фольге. Технология
получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы.
Разрабатывать эскизы и изготовлять декоративные изделия из проволоки.
Соблюдать правила безопасного труда.
Изучение технологии малярных работ. Выполнение несложных
ремонтных малярных работ в школьных мастерских. Знакомство с
технологией плиточных работ. Соблюдать правила безопасного труда.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и
строительных работ.
*Применение экологически чистых материалов.
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного
выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств
на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня
жидкости и температуры.
Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов
в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения
механизмов на кинематических схемах.
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ.
Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ.
Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила
безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением
электромонтажных работ.
*Применение альтернативных способов получения электроэнергии.

43-46

Простейшие электрические цепи с
гальваническим источником тока.
4

47-54

Устройства с электромагнитом.

8

55-58

Устройства с элементами автоматики.

4

59-60

Творческий проект. Понятие о
техническом проектировании.
2

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении.
Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные
графические обозначения на электрических схемах. Понятие об
электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из
деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка
работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Организация рабочего места. Условные обозначения элементов
электротехнических
устройств
на
принципиальных
схемах.
Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах.
Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии,
связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических устройств.
Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные
устройства. Разработка схем и сборка моделей электротехнических
установок
и
устройств
с
электромагнитом
из
деталей
электроконструктора. Проверка моделей в действии. Проверка работы
промышленного низковольтного электромагнитного реле.
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических
предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение
бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и
стоимости электрической энергии.
онятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические
сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические
реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и
назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых
электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств
автоматики.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
* Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую
среду и здоровье человека.
Содержание и организация обучения технологии в текущем году.
Инструктаж по технике безопасности труда. Способы представления и
оформления этапов проектной деятельности исследования и анализ
проблемы, экологические аспекты, экономические расчеты).

61-62

63-64

Применение ПК при проектировании
изделия.
Технические и технологические задачи
при проектировании изделия, возможные
пути их решения.
Основные виды проектной
документации.

2

2

65-66
Выполнение творческого проекта.
67-68

Защита творческого проекта.

2
2

Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Виды исследований: наблюдение, анкетирование, интервью, опрос, блиц –
опрос, эксперимент. Формы фиксации исследовательской деятельности.
Составление плана защиты проекта. Знакомство с программой Microsoft
PowerPoint для оформления презентации и защиты проекта.
Испытание проектируемого изделия потребителем. Правила безопасности
труда при выполнении творческого проекта.
Формы оценки проекта. Анализ проектных работ.
Презентация проектной деятельности.

Тематический план
8 класс
№
п/п

Разделы и темы
Ведение

1.
2.
3.

1.
2.
3.

1.
2.

Технологии домашнего хозяйства
Эстетика и экология жилища
Бюджет семьи
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и
канализации
Электротехника
Электромонтажные и сборочные технологии
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Бытовые электроприборы
Современное
производство
и
профессиональное
самоопределение
Сферы производства и разделение труда
Профессиональное образование и профессиональная карьера
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
(40
И т ч)
ого

Кол-во час.
т/о
практика
19
10
2
4
4

5
1
2
2

12
4
4
4

6
2
2
2

4

2

2
2
7
34
5
35

1
1
7
20

Поурочное тематическое планирование предмета «Технология» направление «Индустриальные технологии»
8 класс ФГОС
№
урока

Тема раздела
программы

1-2

Эстетика и экология
жилища (2 ч)

3-6

Бюджет семьи (4 ч)

7-10

Технологии ремонта
элементов систем
водоснабжения
и канализации (4 ч)

Основное содержание
Характеристики основных видов
материала темы
деятельности учащихся
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10 ч)
Характеристика основных элементов систем
Знакомиться с приточно-вытяжной естественной
энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и вентиляцией в помещении. Знакомиться с системой
канализации в городском и сельском (дачном)
фильтрации воды.
домах. Правила их эксплуатации. Современные
системы фильтрации воды. Система безопасности
жилища.
* Воспитание бережного отношения к природе,
формирование и воспитание экологического
мышления и культуры.
Источники семейных доходов и бюджет семьи.
Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов
Способы выявления потребностей семьи.
семьи. Анализировать потребности членов семьи.
Технология построения семейного бюджета.
Планировать недельные, месячные и годовые расходы
Доходы и расходы семьи. Технология совершения семьи с учётом её состава. Анализировать качество и
покупок. Потребительские качества товаров и
потребительские свойства товаров. Планировать
услуг. Способы защиты прав потребителей.
возможную индивидуальную трудовую деятельность.
Технология ведения бизнеса.
* Оценка возможностей предпринимательской
деятельности для пополнения семейного бюджета.
Схемы горячего и холодного водоснабжения в
Определять составляющие системы водоснабжения и
многоэтажном доме. Система канализации в доме. канализации в школе и дома. Знакомиться
Мусоропроводы и мусоросборники. Способы
с конструкцией типового смывного бачка (на учебном
монтажа кранов, вентилей и смесителей.
стенде). Изготовлять приспособление для чистки
Устройство сливных бачков различных типов.
канализационных труб. Разбирать и собирать запорные
Приёмы работы с инструментами и
устройства системы водоснабжения со сменными
приспособлениями для санитарно-технических
буксами.
работ. Экологические проблемы, связанные
с утилизацией сточных вод.
* Профессии, связанные с выполнением санитарнотехнических работ.
Раздел «Электротехника» (12 ч)

11-14

Электромонтажные
и сборочные
технологии (4 ч)

15-18

Электротехнические
устройства с
элементами
автоматики (4 ч)

19-22

Бытовые
электроприборы (4 ч)

Общее понятие об электрическом токе, о силе тока,
напряжении и сопротивлении. Виды источников
тока и приёмников электрической энергии.
Условные графические изображения на
электрических схемах. Понятие об электрической
цепи и о её принципиальной схеме. Виды
проводов. Инструменты для электромонтажных
работ; приёмы монтажа. Установочные изделия.
Приёмы монтажа и соединения установочных
проводов и установочных изделий. Правила
безопасной работы.
* Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Принципы работы и способы подключения
плавких и автоматических предохранителей. Схема
квартирной электропроводки. Работа счётчика
электрической энергии. Элементы автоматики в
бытовых электротехнических устройствах.
Влияние электротехнических и электронных
приборов на здоровье человека. Правила
безопасной работы с электроустановками и при
выполнении электро-монтажных работ.
* Профессии, связанные с производством,
эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических установок.
Электроосветительные и электронагревательные
приборы, их безопасная эксплуатация. Пути
экономии электрической энергии в быту.
Технические характеристики ламп накаливания и
люминесцентных энергосберегающих ламп.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах,
об их устройстве и о правилах эксплуатации.
Общие сведения о принципе работы, видах и
правилах эксплуатации бытовых холодильников и
стиральных машин. Цифровые приборы. Правила
безопасности при работе с бытовыми
электроприборами.
* Профессии связанные с обслуживанием и
эксплуатацией бытовых электроприборов.

Читать простые электрические схемы. Собирать
электрическую цепь из деталей конструктора
с гальваническим источником тока. Исследовать работу
цепи при различных вариантах её сборки. Знакомиться с
видами электромонтажных инструментов и приёмами их
использования; выполнять упражнения по несложному
электромонтажу. Использовать пробник для поиска
обрыва в простых электрических цепях. Учиться
изготовлять удлинитель. Выполнять правила
безопасности и электробезопасности

Собирать модель квартирной проводки с использованием
типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытывать
созданную модель автоматической сигнализации (из
деталей электроконструктора)

Оценивать допустимую суммарную мощность
электроприборов, подключаемых к одной розетке, и в
квартирной (домовой) сети. Исследовать характеристики
источников света. Подбирать оборудование с учётом
гигиенических и функциональных требований.
Соблюдать правила безопасной эксплуатации
электроустановок.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (8 ч)
23-26

27-30

31-34

Сферы производства
Сферы и отрасли современного производства.
Исследовать деятельность производственного
и разделение труда(4ч) Основные составляющие производства. Основные предприятия или предприятия сервиса. Анализировать
структурные подразделения производственного
структуру предприятия и профессиональное разделение
предприятия. Уровни квалификации и уровни
труда. Разбираться в понятиях «профессия»,
образования. Факторы, влияющие на уровень
«специальность, «квалификация»
оплаты труда.
* Понятие о профессии, специальности,
квалификации и компетентности работника
Профессиональное
Виды массовых профессий сферы производства и
Знакомиться по Единому тарифно-квалификационному
образование и
сервиса в регионе. Региональный рынок труда и
справочнику с массовыми профессиями. Анализировать
профессиональная
его конъюнктура. Профессиональные интересы,
предложения работодателей на региональном рынке
карьера (4 ч)
склонности и способности. Диагностика и
труда. Искать информацию в различных источниках,
самодиагностика профессиональной пригодности.
включая Интернет, о возможностях получения
* Источники получения информации о профессиях, профессионального образования. Проводить диагностику
путях и об уровнях профессионального
склонностей и качеств личности. Строить планы
образования. Здоровье и выбор профессии
профессионального образования и трудоустройства
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч)
Исследовательская и
созидательная
деятельность (4 ч)

Проектирование как сфера профессиональной
деятельности. Последовательность
проектирования. Банк идей. Реализация проекта.
Оценка проекта.

Обосновывать тему творческого проекта. Находить и
изучать информацию по проблеме, формировать базу
данных. Разрабатывать несколько вариантов решения
проблемы, выбирать лучший вариант и подготавливать
необходимую документацию и презентацию с помощью
ПК. Выполнять проект и анализировать результаты
работы. Оформлять пояснительную записку и проводить
презентацию проекта.

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
 Создание ситуации успеха на занятии.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Введение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием.
 При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
 Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия,
заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
 Повтор инструкции.
 Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
 Речевой образец или начало фразы.
 Демонстрация действий.
 Подбор по аналогии, по противопоставлению.
 Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
 Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные
универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».