Рабочая программа Физика 7-9 класс (углубленный уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №26

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИКА
7-9 класс
(углубленный уровень)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физика»
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие
твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы,
используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы
Нъютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы
Нъютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма,
сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина
волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи
выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения,
и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности npu обращении с приборами и
техническими

устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде,
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах, использования
возобновляемых источников энергии,“ экологических последствий
исследования космического пространства,
• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
закон Архимеда и др.),
• приёмам noиcкa и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний пo механике с
использованием математического аппарата, оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства
тел
и тепловые
явления,
используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества,
удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового
двигателя; при
описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей
и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых
процессах, формулы,
связывающие
физические
величины (количество
теплоты,

внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества,
удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя):
на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности npu обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде, приводить примеры
экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания
(ДВС), тепловых и гидроэлектростанций,
• приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях,
• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых пpoцeccax) и ограниченность
использования частных законов,
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез
и теоретических выводов на основе эмпирически установленных
фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического annapama и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание
проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током,
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя физические величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать
физический смысл
используемыхвеличин,
их обозначения
и
единицы
измерения; указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света;
при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы,
связывающие физические величины (сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников); на основе
анализа условия задачи выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности npu обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде,
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях,
• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля Ленца и др.),
• приёмам построения физических моделей, noиcкa и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического annapama и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная
и
искусственная
радиоактивность,
возникновение
линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические
величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
период полураспада; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического
использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни npu обращении
с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде,
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы,
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы,’ понимать принцип действия дозиметра,
• понимать экологические проблемы, возникающие npu использовании
атомных электростанций, и nymu решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного
неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
•

понимать различия между гелиоцентрической и
геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет, пользоваться
картой звёздного неба npu наблюдениях звёздного неба,
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет,
meмnepamypa), соотносить цвет звезды с её температурой,

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
1. Содержание предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Измерение физических величин. Международная система единиц.
Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний
маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити
электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):

Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения
гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену
деления шкалы прибора.
Механические явления.
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина.
Скорость
— векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное
прямолинейное движение. Относительность механического движения.
Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное
движение.
Графики
зависимости
пути
и
модуля
скорости
равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
1. Равномерное прямолинейное движение.
2. Свободное падение тел.
з. Равноускоренное прямолинейное движение.
4. Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение ускорения свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном
движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде
таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток
времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного
движения от

времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном
прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения
тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного
движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при
движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел.
Macca — скалярная величина. Плотность вещества.
Сила —
векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон
всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие
плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:
1. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
2. Измерение силы по деформации
пружины. з. Третий закон Ньютона.
4. Свойства силы трения.
s. Барометр.
6. Опыт с шаром Паскаля.
7. Гидравлический пресс.
8. Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение массы тела.
2. Измерение объема тела.
3. Измерение плотности твердого тела.
4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
5. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от
приложенной
СИЛЫ.

6. Исследование зависимости силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
7. Исследование условий равновесия рычага.
8. Измерение архимедовой силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение
тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона
Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от
приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять
силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения.

Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить
центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного
давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические
колебания и волны.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент
полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук.
Использование колебаний в технике.
Демонстрации:
1. Простые механизмы.
2. Наблюдение колебаний тел.
3. Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение КПД наклонной плоскости.
2. Изучение колебаний маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов
взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую
энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины.
Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей.
Применять закон сохранения механической энергии для расчета
потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность.
Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых
механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать
зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды
колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых
волн.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества.
Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные
состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Демонстрации:
1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
2. Модель хаотического движения молекул в
газе. 3. Модель броуновского движения.
4. Сцепление твердых тел.
5. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
6. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Наблюдать и объяснять явление диффузии.
Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного
притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на
основе атомной теории строения вещества.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и
конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.
Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
1. Принцип действия термометра.
2. Теплопроводность различных
материалов. 3. Конвекция в жидкостях и
газах.
4. Теплопередача путем излучения.
5. Явление испарения.
6. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей
воды.
2. Исследование процесса
испарения. 3. Измерение
влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и
работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании
холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную
теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения
внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества
теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации,
испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и
парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать
экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление.
Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при
работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
2. Электризация тел.
3. Два рода электрических зарядов.
4. Устройство и действие электроскопа.
5. Проводники и изоляторы.
6. Электростатическая индукция.
7. Источники постоянного тока.
8. Измерение силы тока амперметром.
9. Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:
1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2. Измерение силы электрического тока.
3. Измерение электрического напряжения.
4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
5. Измерение электрического сопротивления проводника.
6. Изучение последовательного соединения проводников.
7. Изучение параллельного соединения проводников.
8. Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять
явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и
диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в
электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое
сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от
напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока
электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников
электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе
с источниками тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле.
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
1. Опыт Эрстеда.

2. Магнитное поле тока.
3. Действие магнитного поля на проводник с током.
4. Устройство электродвигателя.
5. Электромагнитная индукция.
6. Устройство генератора постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты:
1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Экспериментально изучать явления магнитного
взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества.
Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на
магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на
проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.
Изучать принцип действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение
света. Отражение
и
преломление света.
Плоское
зеркало.
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая
сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света. Демонстрации:
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Принцип действия микрофона и
громкоговорителя. 3. Принципы радиосвязи.
4. Прямолинейное распространение света.
5. Отражение света.
6. Преломление света.
7. Ход лучей в собирающей линзе.
8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
9. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.
Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.
Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать
свойства изображения в

зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать
изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление
дисперсии света.
Квантовые явления.
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные
силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность.
Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный
реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические
проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих
частиц. 3. Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):

Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфачастиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи
атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента.
Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые
организмы.

Тематическое планирование по физике, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
7 КЛАСС

№
урока

Тема
урока

Содержание урока

Количеств
о часов

Физика и физические методы изучения природы (11часов)
1

Физические явления.
Физика— наука о природе.
Физические свойства тел.

2

Физические величины и их
измерение. Физические
приборы.
Международная система
единиц. Погрешности
измерений.

4

5

Лабораторная работа № 1.
Определение цены деления
шкалы измерительного прибора
Научный метод познания.
Наблюдение, гипотеза и опыт по
проверке гипотезы. Физический
эксперимент.

Физика — наука о
природе. Физические тела
и явления. наблюдение и
описание физических
явлений.
Физические величины и их
измерение. Точность и
погрешность измерений.
Измерение времени.
Измерение длины.
Точность и погрешность
измерений. Метрическая
система мер.
Приближенная запись
больших и малых чисел.
Среднее арифметическое
значение
Определение цены деления
шкалы прибора.
Измерение размеров тел.
Научные метод познания.
Наблюдение и опыт.
Физический эксперимент.
Физическая модель,
теория.

1

1

1

1

1

6

Лабораторная работа № 2.
Измерение линейных
размеров тел.

Проведение прямых
измерений физических
величин. Определение
цены деления шкалы
прибора.
Оценка погрешности
измерения. Расчет
погрешности измерения.
Снятие показаний
прибора

1

7

Лабораторная работа № 3.
Измерение объёма жидкости и
тела.

Определение объема
жидкости и объема
твердого тела с помощью
измерительного цилиндра

1

8

Физические методы изучения
природы

Научный метод
познания. Схема метода
научного познания.

1

9

Моделирование явлений и

Моделирование явлений и

1

10

11

объектов природы. Научные
гипотезы. Физические
законы. Физическая картина
мира.

объектов природы.
Физические законы и
закономерности.
Структура общего
теоретического знания в
физике. Причина смены
физической картины мира.

Наука и техника. Физика и
техника

Физика и техника Влияние
технологических процессов
на окружающую среду

Физика и развитие
представлений о материальном
мире.

* Наука и научные знания будущее всего
человечества.
* Достижения науки,
техники, примеры
открытий и достижений
российских ученых.
Роль физики в
формировании
естественнонаучной
грамотности. Эволюция
представлений о материи.

1

1

Строение вещества (6 часов)
12

13
14

15

Атомы. Молекулы. Размеры
молекул и атомов.

Строение вещества.
Представления о строении
вещества. Опыты
подтверждающие, что все
тела состоят из отдельных
частиц. Атомы и
молекулы. Молекула —
мельчайшая частица
вещества. Размеры
молекул.
Лабораторная работа № 4.
Измерение размеров малых
Измерение размеров малых тел.
тел.
Броуновское движение. Диффузия. Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах.
Связь скорости диффузии и
температуры тела. Опыты
Броуна. Броуновское
движение.
Движение и взаимодействие
Физический смысл
молекул.
взаимодействия молекул.
Взаимодействие (притяжение
и отталкивание) молекул.
Существование сил
взаимного притяжения и
отталкивания молекул.
Явление смачивания и
несмачивания тел.
* Биомикрогель - российская
инновационная разработка

1

1
1

1

16

Три состояния вещества.

Агрегатные
состояния вещества.
Различие в строении
твердых тел,
жидкостей и газов.

1

*Графен сверхлегкий и
прочный материала
17

Кристаллические и
Объяснение свойств газов,
аморфные тела.
жидкостей и твердых тел
Объяснение свойств
на основе молекулярного
вещества на основе его
строения
молекулярного строения.
Движение и взаимодействие тел (33 часа)

18

Механическое движение.
Относительность движения.

Механическое движение.
Покой и движение относительны.
Относительность
механического
движения.

19

Материальная точка. Траектория,
путь, перемещение.

Материальная точка как
модель физического тела.
Физические величины,
необходимые для описания
движения и взаимосвязь
между ними (путь,
перемещение). Траектория
движения тела, путь.
Перемещение векторная
величина. Основные
единицы пути и
перемещения в СИ.

1

20

Равномерное и неравномерное
движение

1

21

Скорость равномерного
прямолинейного движения.

22

Лабораторная работа № 5.
Измерение скорости
равномерного движения

Равномерное
прямолинейное движение.
Виды движения по форме
траектории, по быстроте
движения.
Опыты
с
капельницей.
Физические величины,
необходимые для
описания движения и
взаимосвязь между ними
(путь, скорость, время
движения) Скорость
равномерного движения.
Векторные и скалярные
физические величины.
Единицы измерения
скорости. Определение
скорости. Решение
задач.
Методы измерения скорости.

1

1

1

1

тела.

23

Расчет пути и времени движения.

Физические величины,
необходимые для описания
движения и взаимосвязь
между ними (путь, скорость,
время движения).
Определение пути,
пройденного телом при
равномерном движении, по
формуле и с помощью
графиков. Нахождение
времени движения тела.
Решение задач.

1

24

Решение задач.

Аналитический способ
определения пути,
времени, скорости.

1

* Решение задач с явно
заданной физической
моделью. Проверка
результата на
достоверность
25

Графическое представление
движения.

Графики скорости, пути
равномерного
движения

1

26

Неравномерное движение.
Средняя скорость.

Неравномерное движение и
характеристики
неравномерного движения.
Спидометр.

1

27

Решение задач.

Графический способ
определения пути,
времени, скорости.

1

28

Инерция. Взаимодействие тел.

Закон Галилея.
Инерция. Инертность.

1

*Культура безопасности
дорожного движения
29

Macca тела.

Macca тела. Mepa
инертности тела.
Эталон массы. Единицы
массы.

1

30

Измерение массы взвешиванием.

Весы. Правила
пользования весами.

1

31

Лабораторная работа № 6.
Измерение массы тела.

Методы измерения
массы тела.
Исследование
зависимости массы от
объема.

1

32

Плотность вещества.

33

34

Лабораторная работа № 7.
Определение плотности
вещества твердого тела.
Решение задач.

35

Расчет массы и объема тела.

56

Решение задач.

37

Сила. Сила тяжести и всемирное
тяготение

38

Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести. Сила
тяжести, частный случай
гравитационных сил. Центр
тяжести тел.

Плотность
вещества. Единицы
измерения
плотности тела.
Методы измерения
плотности
вещества.

1

Аналитический
способ нахождения
массы и плотности
тел.
Аналитический способ
нахождения массы и объема
тел. Исследование
зависимости массы от объема
Аналитический способ
нахождения массы, объема
и плотности тел.
Конструирование
ареометра и испытание его
работы.

1

Сила. Сила - причина
изменения скорости тел.
Единицы силы. Виды сил.
Гравитационные силы.

1

1

1

1

1

*Сила тяжести на других
планетах. Расчеты ученых.
59

40

Сила упругости. Деформация.
Закон Гука

Сила - векторная величина.
Измерение силы. Динамометр.

Сила упругости. Сила
упругости электромагнитная сила.
Коэффициент
жесткости. Определение
жесткости пружины.
Закон Гука.
*Роберт Гук - один из
ярчайших
представителей науки 17
века.
Векторные и скалярные
величины. Единицы силы.
Динамометр. Связь между
силой тяжести и массой
тела.

1

1

41

Вес тела. Невесомость.

Вес
тела.
Единицы
измерения
веса
тела.
Невесомость. Macca и вес.
Сила тяжести и вес.

1

*Подготовка космонавтов в
России.
42

Решение задач.

Аналитический способ
определения веса тела.

1

43

Лабораторная работа № 8.
Конструирование
динамометра. Исследование
зависимости деформации
пружины от силы.
Сложение сил, действующих
вдоль одной прямой.

Измерение силы. Методы
измерения силы.

1

Правило сложения сил.

1

44

*Русская народная сказка про
репку в помощь физике.
Равнодействующая
сила. Графические и
аналитические методы
нахождения
результирующей силы.

45

Равнодействующая сила.

46

Сила трения.

Сила трения электромагнитная сила
Исследование зависимости
силы трения от силы
давления.

1

47

Виды силы трения.

Трение скольжения, трение
покоя, трение качения.
Трение в природе и технике.

1

48

Методы измерения
коэффициента трения

1

49

Лабораторная работа № 9.
Определение коэффициента
трения скольжения.
Решение задач.

Аналитический способ
нахождения силы трения и
коэффициента трения.

1

50

Контрольная работа №1.

Контроль
полученных знаний.

1

1

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (24 часа)
51

Давление твердых тел.
Единицы измерения
давления. Сила давления.

Давление твердых
тел. Причина
давления твердых
тел. Способы
изменения
давления твердых
тел. Единицы
измерения
давления.

1

52

Решение задач.

53

Лабораторная работа № 10.
Измерение давления твердого
тела.
Передача давления в жидкостях и
газах. Закон Паскаля.

54

55

Давление жидкости на дно и
стенки сосуда.

56

Зависимость давления газа от
объема и температуры.

57

Сообщающиеся сосуды с
однородной и неоднородной
жидкостью. Закон
сообщающихся сосудов.

58

Гидравлические механизмы.

59

61

Атмосферное давление. Вес
воздуха.
Зависимость
атмосферного давления от
высоты. Опыт
Торричелли.
Решение задач.

62

Барометр - анероид.

63

Манометр.

64

Поршневой насос.

60

Аналитический способ
нахождения давления,
силы давления.
Метод измерения давления.

1

Давление жидкостей
и газов. Плотность
газа. Закон Паскаля.

1

*Блез Паскаль
французский
математик, физик,
философ
Давление жидкости на дно и
стенки сосуда. Зависимость
давления, вызванного
действием силы тяжести, от
плотности жидкости.
Изменение давления в
Наблюдение
зависимости давления
газа от объема и
температуры. Метод
измерения силы
давления.
Сообщающиеся
сосуды. Применение.
Устройство шлюзов,
водомерного стекла.
*Речные каналы
России.
Гидравлические механизмы
(пресс, насос). Водяная
колонка, гидравлический
тормоз.
Атмосферное давление. Вес
воздуха.
Измерение атмосферного
давления. Атмосферное
давление на различных
высотах. Опыт Торричелли.
Аналитический способ
нахождения давления.
Барометр — анероид.
Методы измерения
атмосферного
давления.
Методы измерения давления
жидкостей и газов.
Устройство и действие
поршневого насоса.

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

65

Выталкивающая сила. Действие
жидкости и газа на
погруженное тело.

66

Закон Архимеда.

67

68

69

70
71
72

73

74

75

76

Лабораторная работа №
11. Исследование
зависимости веса тела в
жидкости от объема
погруженной части.
Лабораторная работа № 12
Определение выталкивающей
силы, действующей на
погруженное в жидкость
тело.
Плавание тел. Условия плавания
тел.
Лабораторная работа № 13.
Выяснение условий плавания тел.
Решение задач.
Плавание тел и судов.
Воздухоплавание

Давление жидкости и газа
на погруженное в них
тело. Архимедова сила.
Эмпирическое
нахождение силы
Архимеда.
Теоретический вывод
формулы силы Архимеда.

1

1

*Великий из Сиракуз
Методы нахождения силы
Архимеда.

1

Практический способ
нахождения силы Архимеда.

1

Условие плавания
тел. Работа с
таблицей
плотностей тел.
Выяснение условий плавания
тел.
Аналитический способ
нахождения силы Архимеда
Ватерлиния.
Грузоподъемность.
Конструирование
модели
лодки
с
заданной
грузоподъемностью.
Плавание
судов.
Воздухоплавание.

1

*История воздухоплавания
в России
*Новости
морского
и
речного судостроения в
России.
Решение задач.
Алгоритмы, методы
решения задач с
использованием
силы Архимеда.
Контрольная работа.
Контроль полученных
знаний.
Работа и энергия (28часов)
Механическая работа.
Механическая работа.
Определение работы,
единицы измерения. Работа скалярная величина.
Решение задач.
Аналитический и
графический способы
нахождения
механической работы.

1
1
1

1

1

1

1

77

Мощность.

78

Решение задач.

79

Простые механизмы. Блоки,
рычаг, наклонная плоскость.

80

Рычаг.

81

Равновесие рычага.

82

Момент силы.

83

Решение задач.

84

Лабораторная работа № 14.
Выяснение условий
равновесия рычага.
Определение момента силы.
Принцип действия рычажных
весов.
Лабораторная работа № 15.
Нахождение центра
тяжести плоского тела.

85
86

87

Блоки.

88

89

Расчет выигрыша в силе
при применении
подвижного и
неподвижного блоков.
"Золотое правило" механики.

90

Решение задач.

Мощность. Быстрота
совершения работы и ее
единицы измерения.
* Самые быстрые и
мощные машины в
России
Аналитический способ
нахождения мощности
Простые механизмы. Виды
простых механизмов и их
использование.
Рычаг. Рычаг - простой
механизм. Рычаги в
технике, быту и
природе.
Условие равновесия рычага.
Равновесие сил на рычаге.
Момент силы. Условие
равновесия твердого тела,
имеющего закрепленную ось
движения. Вращающее
действие силы и ее единицы
измерения. Правило
моментов.
Алгоритмы решения задач на
равновесие рычага.
Эксперимент по проверке
правила моментов сил.

1

1
1

1

1
1

1
1

Рычажные весы: устройство,
принцип действия.
Центр тяжести тела.
Экспериментальное
определение центра
тяжести плоского тела.
Блок. Подвижные и
неподвижные
блоки. Блоковые
гирлянды.
Выигрыш в силе при
применении подвижного
и неподвижного блоков.

1

Равенство работ при
использовании
простых механизмов
(«Золотое правило
механики»).
Алгоритмы решения задач на
использование "золотого
правила" механики.

1

1

1

1

1

91

КПД механизмов и машин.

92

Лабораторная работа №15.
Измерение КПД
наклонной плоскости.

93

Решение задач.

94

Механическая энергия.

95

Кинетическая энергия.

96

Потенциальная энергия.

97

Потенциальная энергия
деформированной пружины

98

Решение задач.

99

Закон сохранения и превращения
энергии и «золотое правило
механики».

101

Лабораторная работа №16.
Проверка закона
сохранения энергии.
Решение задач.

102

Резерв

100

Коэффициент полезного
действия механизма.
Причина нарушения
"золотого правила"
механики.
Конструирование
наклонной плоскости с
заданным значением КПД.
Методы определения КПД
наклонной плоскости.
Аналитический способ
нахождения КПД
механизмов.
Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия.
Единицы измерения энергии.

1

Кинетическая энергия энергия движения.

1

* Ветряные электростанции в
России
Потенциальная энергия энергия взаимодействия.
Потенциальная энергия
упруго деформированного
тела.
Способы расчета
механической энергии.
Превращение одного вида
механической энергии в
другой. Закон сохранения
полной механической
энергии. Энергия рек, ветра.
* Беспроводная передача
энергии
Опытная проверка закона
сохранения энергии
Решение задач на закон
сохранения энергии.

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

8 КЛАСС
№
урока

1

2

3

4

5

6

Тема урока

Содержание урока

Тепловые явления (26 часов)
1. Строение вещества (2 часа)
Строение вещества.
Таблица Менделеева Химические
элементы и соединения. Периодическая
Опыты, доказывающие
система химических элементов.
атомное строение
Мельчайшая частица вещества. Атом.
вещества
Ион. Виды химических связей. Ион.
Строение электронных оболочек
атомов. Молекула Химическая связь.

Агрегатные состояния
вещества.

Свойства газов, жидкостей и твердых
тел. Метод определения размеров
мельчайших частиц. Газ. Плазма.
Кристалл. Типы кристаллических
связей. Агрегатные состояния
вещества. Твердое тело Жидкость.
Свойства жидкости. Аморфное тело "застывшая жидкость"

2. Температура (2 часа.)
Температура - мера средней
Температура. Тепловое
кинетической энергии. Температурная
равновесие. Связь
шкала. Термоскоп и принцип действия.
температуры со
скоростью хаотического Термометр.
движения частиц.
Термометр.
Виды термометров. Температурные
Температурные шкалы
шкалы. Абсолютная шкала
Градус.
meмnepamyp. Температурная шкала
Кельвина. Строение и свойства воды,
льда. Особенности теплового
расширения воды.
3. Внутренняя энергия (19 часов)
Закон сохранения
Механическая энергия Внутренняя
энергии и тепловые
энергия. Закон сохранения энергии.
явления. Внутренняя
энергия
Работа и теплопередача Способы изменения внутренней
энергии.
как способы изменения
внутренней энергии тела.

Количество
часов

1

1

1

1

1

1

7

Виды теплопередачи:
теплопроводность.

Теплопроводность. Объяснение явления
с помощью атомарной теории.

1

8

Виды теплопередачи:
конвекция, излучение.

Конвекция. Объяснение явления с
помощью атомарной теории.
Излучение - электромагнитная
волна.

1

9

Теплообмен. Количество Примеры теплопередачи в природе и
теплоты.
технике. Количество теплоты.
Единицы измерения.

10

Удельная теплоемкость.

11

Решение задач

12

13

14

15

Лабораторная работа №
1.
Сравнение количеств
теплоты при смешивании
воды разной
температуры.
Лабораторная работа №
2.
Определение
удельной
теплоемкости
твердого тела.
Закон сохранения
энергии в тепловых
процессах.
Необратимость
процессов
теплопередачи.
Термодинамика и ее
законы.
Удельная теплота
сгорания топлива.

*Калория - единица измерения тепла.
Культура правильного питания залог здоровья.
Удельная теплоемкость. Единицы
измерения. Работа с таблицей
удельной теплоемкостей различных
тел.
Решение задач на расчет количества
теплоты.
* Решение задач с явно заданной
физической моделью. Проверка
полученного результата на
достоверность.
Опытное сравнение количеств теплоты
при смешивании воды разной
температуры.

1

1

1

1

Опытное определение удельной
теплоемкости твердого тела.

1

Закон сохранения энергии в тепловых
процессах. Законы термодинамики.

1

Физический смысл удельной теплоты
сгорания топлива. Единицы измерения
удельной теплоты сгорания.

1

16

Решение задач.

Решение задач на расчет количества
теплоты, выделяемой при сгорании
вещества.

1

17

Плавление и
кристаллизация.

Агрегатные состояния вещества.
Плавление и кристаллизация.

1

18

Температура плавления.
График плавления.
Удельная теплота
плавления.

График плавления и его реперные
точки.
Физический смысл удельной теплоты
плавления. Единицы измерения
удельной теплоты плавления.

1

Испарение и
конденсация.
Насыщенный пар.
Влажность воздуха.
Лабораторная работа №
3. Измерение влажности
воздуха.
Удельная теплота
парообразования.
Кипение.
Зависимость
температуры
кипения от
давления.
Расчет количества
теплоты при
теплообмене.
Контрольная работа №1.

Агрегатные состояния вещества.
Испарение и конденсация.
Относительная и абсолютная
влажность. Методы измерения
влажности воздуха.

1

Физический смысл удельной теплоты
парообразования. Единицы измерения
удельной теплоты парообразования.
Кипение.

1

Уравнение теплового баланса.

1

Контроль полученных знаний.

1

19

20

21

22

23

24

25

26

4. Тепловые машины (3 часа)
Преобразования энергии Тепловые машины и принцип их
действия. Принципы работы тепловых
в тепловых машинах.
двигателей. Схема тепловой машины.
Тепловые двигатели.
Холодильная установка. Объяснение
устройства и принципа действия
холодильника. .
Паровая турбина.
Двигатель
внутреннего
сгорания,
реактивный
двигатель.
КПД тепловой
машины.
Экологические
проблемы

1

1

Виды двигателей КПД двигателей.
Разнообразные типы ДВС — газовая
турбина, реактивный двигатель.

1

КПД теплового двигателя.
Экологические проблемы
использования тепловых машин и
пути их решения.

1

использования
тепловых машин.

27

28

29

30

31

32

33

34

35

*«Ноосферное мышление» в основных
вопросах глобальной экологии.
Губительные последствия для всего
человечества без экстренного решения
экологических проблем.
Электромагнитные явления (47 часов)
5. Электрические явления (6 часов)
Электризация тел при соприкосновении.
Электризация тел.
Виды электризации. Электрический
Электрический заряд.
заряд. Единицы измерения. Два рода
зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон
сохранения электрического заряда в
замкнутой системе.
Закон Кулона. Приборы,
Закон Кулона.
измеряющие электрический заряд.
Электроскоп.

Электрическое поле.
Действие электрического
поля на электрические
заряды. Электрон.
Строение атома.
Объяснение
электрических явлений.

Проводники,
диэлектрики и
полупроводники.
Конденсатор. Энергия
электрического поля
конденсатора.

1

1

Электрическое поле и его основное
свойство. Делимость заряда.
Элементарный электрический заряд.

1

Модель атома Резерфорда. Объяснение
электрических явлений на основе
строения атома.

1

* Основные этапы получения научных
знаний, место в истории физики
научных заблуждений и ошибок.
Модель атома Резерфорда и Томсона
Электрические свойства тел.

Конденсатор. Виды конденсаторов.
Электроемкость. Энергия поля
конденсатора.

6. Электрический ток (11 часов)
Постоянный
Электрический ток и условия его
электрический ток.
существования. Электрическая цепь.
Электрическая схема
Источники постоянного Виды источников тока Изготовление
гальванического элемента
тока. Лабораторная
работа № 4.
Изготовление
гальванического
элемента
Электрический ток в
Проводники. Электрический ток в
металлических
проводниках. Действия тока и их
проводниках. Действия
применение

1

1

1

1

1

электрического тока

36

Сила тока. Амперметр.

Сила тока. Единицы измерения.
Прибор для измерения силы тока.

1

37

Электрическое
напряжение. Вольтметр.

Напряжение. Единицы измерения.
Вольтметр и его включение в цепь.

1

38

Лабораторная работа №
5. Сборка электрической
цепи и измерение силы
тока и напряжения.
Электрическое
сопротивление.

39

40

41

42

43

44

45

46
47
48

Сборка электрической цепи.
Измерение силы тока и
напряжения в различных участках
цепи.
Сопротивление. Единицы
сопротивления. Удельное
сопротивление проводника.
Электрическая цепь.
Электрическая цепь. Электрическая
Закон Ома для участка
схема. Закон Ома для участка
электрической цепи.
электрической цепи.
Удельное сопротивление. Удельное сопротивление проводника.
Решение задач
Единицы измерения удельного
сопротивления.
Решение задач.
Решение задач на использование
формул силы тока, напряжения,
сопротивления.

1

Носители
Природа электрического тока в
электрических
металлах, полупроводниках, газах,
зарядов в металлах,
электролитах. Полупроводники.
полупроводниках,
Преимущества и недостатки.
электролитах и
Полупроводниковые приборы.
газах.
Полупроводниковые
приборы.
7. Электрическая цепь (14 часов)
Резисторы. Реостаты.
Резистор. Реостат. Виды реостатов.
Регулирование силы тока реостатом.
Потенциометры

1

Лабораторная работа №
6.
Измерение
сопротивление при
помощи амперметра
и вольтметра.
Последовательное
соединение проводников.
Решение задач.

1

Измерение сопротивления при помощи
амперметра и вольтметра на основе
закона Ома

Законы последовательного
соединения проводников.
Расчет электрических цепей с
последовательным соединением
элементов.
Параллельное
Законы параллельного соединения
соединение проводников. проводников.

1

1

1

1

1

1
1
1

49

Решение задач.

Расчет электрических цепей с
параллельным соединением элементов.
Эквивалентное сопротивление.
Смешанное соединение проводников.

1

50

Эквивалентное
сопротивление.

51

Решение задач.

Расчет электрических цепей со
смешанным соединением элементов.

1

52

Электрическая энергия.
Работа и мощность
электрического тока.

Работа тока. Электрический счетчик.
Мощность электрического тока.
Ваттметр. Единицы измерения работы и
мощности электрического тока.

1

53

Закон Джоуля-Ленца.
Тепловое действие
электрического тока и
его практическое
применение.
Лабораторная работа №
7.
Измерение работы и
мощности
электрического тока.
Электронагревательны
е приборы. Меры
безопасности при
работе с
электрическими
приборами.
КПД. Решение задач.

Закон Джоуля-Ленца.
Применение теплового действия
тока.

1

Измерение работы и мощности
электрического тока.

1

Электронагревательные приборы и
правила техники безопасности при
работе с ними.

1

54

55

56

57

58

59

60

* Лодыгин, Петров - российские
изобретатели "света".
КПД. Решение задач на расчет
работы и мощности электрического
тока.
Контрольная работа №2. Контроль полученных
знаний.
Магнитное поле (6 часов)
Первоначальные
Опыт Эрстеда. Опыт Ампера.
сведения о магнетизме.
Магнитное поле.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Магнитное поле проводника с током.
Действие магнитного
Магнитная индукция. Сила Ампера.
поля на проводник с
Правило левой руки.
током.
Взаимодействи
е магнитов.
Электромагни
т.
Электромагни
тное реле.

Взаимодействие магнитов.
Электромагнит. Электромагнитное реле.
* Электромагнитное оружие России на
новых физических принципах

1

1

1

1

1

1

61

62

63

64

Магнитное noлe Земли.
Магнитные
явления в
космическом
пространстве.
Электрический
двигатель.
Электроизмерительные
приборы.
Контрольная работа №3.

Магнитное поле Земли. Компас.
Магнитные бури, магнитные аномалии.
Полярное сияние.

1

Принцип действия
электроизмерительных приборов.

1

* Заметный след в истории физики.
Якоби Б.С. - российский изобретатель
электродвигателя.
Контроль полученных знаний.

Электромагнитные колебания и волны (10 часов)
Электромагнитная
Опыты Фарадея Электромагнитная
индукция. Индукционный ток. Изучение
индукция. Опыты
Фарадея Лабораторная
явления электромагнитной индукции.
работа № 8.Изучение
явления
*Открытие Фарадея, в практическое
электромагнитной
применение которого не верили.
индукции.

1

1

65
66

Правило Ленца.
ЭДС индукции.
Самоиндукция.
Электрогенератор.

Правило Ленца.
ЭДС индукции. Индуктивность.
Самоиндукция. Электрогенератор.

1
1

67

Конденса
тор и
катушка
с током.
Электро
емкость
и
индуктив
ность.
Колебательный
контур.
Электромагнитные
колебания.
Переменный ток.
Микрофон.
Электромагнитные
волны и их свойства.

Конденсатор и катушка с током в цепи
постоянного и переменного тока.
Электроемкость и индуктивность

1

Колебательный
Превращения
колебательном
Переменный ток.

контур.
энергии
в
контуре.

1

Устройство и принцип действия
микрофона. Электромагнитная
волна. Свойства электромагнитной
волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Скорость
света. Методы измерения скорости
света.

1

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77
78

79

Резонанс. Элементы
радиотехники.
Простейший
радиоприемник.
Принципы радиосвязи и
телевидения.
Трансформатор.
Лабораторная работа №
9. Изучение принципа
действия
трансформатора
Электрические
станции.
Передача
электрической
энергии на
расстояние.
Электроэнергетика и
экология.

Простейший радиоприемник. Принципы
радиосвязи и телевидения.

1

Трансформатор. Принцип действия
трансформатора.

1

* Яблочков - изобретатель устройства,
неусовершенствованного временем.
Передача электрической энергии на
расстояние

Экологические проблемы в
электроэнергетике.

*Современные альтернативные виды
источников энергии.
10. Световые явления (22 часа)
Свет Свет - электромагнитная волна.
электромагнитная
Свойства электромагнитных волн.
волна.
Дисперсия света. Опыты Ньютона
Дисперсия света.
по дисперсии. Влияние
Влияние
электромагнитных излучений на
электромагнитных
живые организмы.
излучений на живые
организмы.
* Основные этапы получения
научных знаний, место в истории
физики научных заблуждений и
ошибок. Корпускулярно-волновой
дуализм света.
Элементы
Геометрическая оптика и ее законы.
геометрической оптики. Источники света. Виды источников
Источники света.
света.
Прямолинейное
Прямолинейное распространение света.
распространение света.
Опыты, доказывающие
Тень и полутень. Пучок и прямолинейность распространения
луч.
света. Световой луч.
Солнечные и лунные
затмения.
Отражение света Закон
отражения.

1

1

1

1

1

Закон прямолинейности в природе.

1

Отражение света. Наблюдение
отражения. Закон отражения света.

1

Диффузное и зеркальное Свойства зеркального и диффузного
отражения света.
отражение света.

1

80

Плоское зеркало. Построение
Плоское зеркало.
Построение изображения изображений в плоском зеркале.
Построение и характеристика
в плоском зеркале
изображения в плоском зеркале.

1

81

История и принцип действия камеры
Камера обскура.
Системы плоских зеркал. обскура. Системы плоских зеркал.
Получение изображений в системе
плоских зеркал. Практическое
применение системы плоских зеркал.

1

82

Сферическое зеркало.

Сферическое зеркало. Основные
понятия. Построение изображений в
плоском зеркале.

1

83

Преломление света.
Оптически более
плотные и менее
плотные среды. Закон
преломления света.
Показатель преломления.
Полное отражение.
Линза. Фокус линзы.
Фокусное расстояние
линзы и оптическая
сила.

Преломление света. Абсолютный и
относительный показатели
преломления среды. Закон
преломления света.

1

Полное внутреннее отражение света.

1

Линза. Основная характеристика
линзы - фокус. Главная оптическая
ось. Оптический центр. Оптическая
плоскость. Оптическая сила. Единицы
измерения. Оптическая сила системы
линз. Фокусное расстояние.

1

Лабораторная работа №
10.
Определение фокуса
собирающей линзы.
Построение
изображений,
даваемых тонкой
линзой. Линейное
увеличение тонкой
линзы.
Недостатки линз
сферическая и
хроматическая
аберрации.
Формула линзы.
Прохождение света
через системы линз.

Экспериментальное определение фокуса
собирающей линзы.

1

Построения в тонких линзах. Свойства
трех замечательных лучей. Линейное
увеличение

1

Недостатки линз.

1

Формула тонкой линзы.
Прохождение света через системы линз.

1
1

84
85

86

87

88

89
90

91

Оптические приборы.
Фотоаппарат.

Оптические приборы. История
появления. Фотоаппарат. Исторические
вехи развития фотоаппарата

1

92

Проекционный annapam.
Кино. Лyna. Микроскоп.
Телескоп.
Глаз как оптическая
система.

Проекционный аппарат. Кино. Лупа.
Микроскоп. Телескоп

1

Устройство глаза, как оптического
прибора Близорукость и
дальнозоркость. Очки. Угол зрения и
его увеличение.

1

93

94

95

96

97
98
99

* Бионические линзы - искусственный
хрусталик глаза.
Получение изображений с помощью
собирающей линзы

Лабораторная работа №
11. Получение
изображений с помощью
собирающей линзы.
Контрольная работа №4. Контроль полученных
знаний.
11. Физические процессы в Солнечной системе (4 часа)
Солнце и его излучение. Солнце - звезда. Физические
процессы, происходящие на Солнце.

1

Солнечное излучение и
жизнь.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Малые тела Солнечной
системы.

1

Солнечное излучение и его влияние на
земную жизнь.
Планеты земной группы Планетыгиганты.
Малые тела Солнечной системы.
* Современные информационные
потоки - источник разнородной
информации гипотез, предположений,
вымыслов о рождении Солнечной
системы.

100102

Резерв (3 часа)

1

1

1
1

9 класс
№
Тема урока
Содержание урока
урока
Механическое движение. Основы кинематики (27 часов)
1/1
Что такое механика?
Механика - наука о движении. История развития
механики.
2/2

Классическая механика
Ньютона и границы ее
применимости.

Классическая механика Ньютона и границы ее
применимости. Основная задача механики.

3/3

Механическое движение.
Движение тела и точки.

Механическое движение. Материальная точка как
модель физического тела. Виды движения тела и
точки.

4/4

Прямолинейное движение. Система отсчета. Виды систем отсчета. РадиусКоординаты. Система
вектор. Относительность механического
отсчета.
движения. Прямолинейное равномерное
движение.

5/5

Различные способы
описания движения.
Траектория. Путь.
Перемещение.

Способы описания движения. Траектория. Путь.
Перемещение. Скалярные и векторные величины.

6/6

Решение задач.

Алгоритмы в механике. Физические величины,
необходимые для описания движения и
взаимосвязь между ними (путь, перемещение,
скорость, время движения)

7/7

Координаты и пройденный Решение основной задачи механики для
путь при равномерном
прямолинейного равномерного движения.
прямолинейном движении

8/8

Графики скорости, пути,
координаты.

9/9

Средняя скорость при
Неравномерное прямолинейное движение.
неравномерном
Характеристики прямолинейного неравномерного
прямолинейном движении. движения.
Мгновенная скорость.

Графики модуля скорости, проекции скорости,
пути, координаты.

10/10

11/11

12/12

Ускорение.
Равноускоренное
движение. Перемещение
при равноускоренном
движении
Лабораторная работа № 1
Исследование зависимости
пути от времени при
равноускоренном
движении без начальной
скорости
Решение задач.

Прямолинейное ускоренное движение.
Ускорение. Единицы измерения ускорения.

Решение основной задачи механики для
равноускоренного движения.

Аналитический способ нахождения ускорения,
перемещения при равноускоренном движении.
Физические величины, необходимые для
описания движения и взаимосвязь между ними
(путь, перемещение, скорость, ускорение, время
движения)
* Решение задач с явно заданной физической
моделью. Проверка достоверности результата.

13/13

Графики скорости,
ускорения, координаты.

14/14

Лабораторная работа № 2 Решение основной задачи механики для
Исследование зависимости равноускоренного движения.
скорости от времени и
пути при равноускоренном
движении.
Свободное падение.
Сила тяжести. Свободное падение тел. Опыты
Галилея.

15/15

Графическое представление равноускоренного
движения. Графический способ нахождения
скорости, координаты, пути при равноускоренном
движении.

16/16

Решение задач.

Движение тела под действием силы тяжести по
вертикали.
* Решение задач с явно заданной физической
моделью.

17/17

Криволинейное движение. Движение тела под действием силы тяжести.
Движение тела брошенного Криволинейное движение.
под углом к горизонту.

18/18

Решение задач.

Изучение движения тела брошенного
горизонтально. Методы решения задач на
движение тела под действием силы тяжести.
* Решение задач с явно заданной физической
моделью.

19/19

Равномерное движение
тела по окружности.

Движение по окружности. Его основные
характеристики. Равномерное движение по
окружности.

20/20

Решение задач.

21/21

Тангенциальное,
нормальное, полное
ускорение.

Решение задач на использование основных
характеристик равномерного движения тела по
окружности.
* Решение задач с явно заданной физической
моделью. Проверка достоверности полученного
результата.
Неравномерное криволинейное движение.
Тангенциальное, нормальное, полное ускорение.

22/22

Угловая скорость и угловое Угол поворота, угловая скорость, угловое
ускорение.
ускорение.

23/23

Связь линейной и угловой
скоростей. Период.
Частота.
Решение задач.

Связь линейной и угловой скоростей. Период.
Частота. Связь ускорения с угловой скоростью.

25/25

Относительность
движения.

Относительность движения. Относительность
перемещения и скорости. Закон сложения
скоростей.

26/26

Решение задач.

Решение задач на закон сложения скоростей.

27/27

Контрольная работа №1.

Контроль полученных знаний.

24/24

Решение задач на использование формул периода,
частоты.

Законы движения и силы. Основы динамики (29 часов)
28/1
Взаимодействие тел.
Взаимодействие тел. Принцип Галилея. Инерция.
Инерция.
29/2

Первый закон Ньютона.

Первый закон Ньютона и инерция. ИСО и НИСО.

30/3

Сила. Сложение сил.

Сила - характеристика взаимодействия тел.
Динамометр. Принцип суперпозиции сил.
Равнодействующая.

31/4

Связь между силой и
ускорением.

Связь между силой и ускорением.

32/5

Второй закон Ньютона.

Инертность. Масса. Плотность. Второй закон
Ньютона.

33/6

Решение задач.

34/7

Третий закон Ньютона.

35/8

ИСО. Принцип
относительности в
механике.
Силы в природе.

Использование второго закона Ньютона при
решении задач аналитическим и графическим
способами.
Третий закон Ньютона и границы его
применимости. Особенности третьего закона
Ньютона.
Инерциальные системы отсчета. Система отсчета
- Земля. Принцип относительности в механике.

36/9

Взаимодействия в природе.

Сила всемирного
тяготения. Гравитационная
постоянная. Свободное
падение.
Закон всемирного
тяготения.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационная
постоянная. Свободное падение.

39/12

Равенство инертной и
гравитационной масс.

Равенство инертной и гравитационной масс.

40/13

Сила тяжести. Центр
тяжести тела.

Сила тяжести - частный случай гравитационного
взаимодействия. Ускорение свободного падения.
Центр тяжести тела.

41/14

Движение искусственных
спутников. Расчет первой
космической скорости.

Движение искусственных спутников. Расчет
первой космической скорости. Вторая и третья
космические скорости.

42/15

Деформация. Сила
упругости. Закон Гука.

Сила упругости - электромагнитная сила. Виды
деформации. Коэффициент жесткости тела. Закон
Гука.

43/16

Решение задач.

Решение задач на расчет силы упругости.

44/17

Лабораторная работа №3.
Определение жесткости
пружины.

Закон Гука. Определение жесткости пружины.

45/18

Вес тела.

Вес тела - электромагнитная сила.

37/10

38/11

Закон всемирного тяготения и границы его
применимости.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира.

46/19

Невесомость и перегрузки. Невесомость. Перегрузки. Невесомость и
перегрузки в космосе.

47/20

Деформация тел под
действием силы тяжести и
упругости.

Деформация тел под действием силы тяжести и
упругости.

48/21

Сила трения. Природа и
виды силы трения.

Сила трения - электромагнитная сила. Природа и
виды силы трения. Коэффициент трения. Роль
силы трения.

49/22

Лабораторная работа №4.
Определение
коэффициента трения
скольжения.

Роль силы трения в жизни. Экспериментальное
определение коэффициента трения скольжения.

50/23

Сила сопротивления при
Жидкое трение.
движении тел в жидкостях
и газах.

51/24

Установившееся движение Движение тел в вязкой среде.
тел в вязкой среде.

52/25

Движение тела под
действием нескольких сил.
Движение системы
связанных тел
Движение тел по
наклонной плоскости.
Решение задач
повышенной сложности.
Контрольная работа № 2

Движение тела под действием нескольких сил.

57/1
58/2
59/3

Статика.
Условия равновесия тел.
Равновесие
деформируемых тел.

Статика. Основные законы статики.
Момент силы. Правило моментов. Условия
равновесия
Равновесие тел.
деформируемых тел.

60/4

Момент силы. Правило
моментов.

Момент силы. Правило моментов.

61/5

Виды равновесия.
Устойчивость равновесия
тел.

Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое,
безразличное Устойчивость равновесия тел.

53/26
54/27
55/28
56/29

Движение системы связанных тел.
Движение тел по наклонной плоскости.
Решение задач на движение системы тел.

Систематизация знаний по теме «Динамика.
Применение законов динамики»
Элементы статики (9 часов)

62/6

Лабораторная работа №5.
Выяснение условий
равновесия рычага.

63/7

Примеры решения задач на Решение задач на определение центра тяжести.
определение центра
тяжести.
Центр масс. Центр
Центр масс. Формула центра масс. Центр тяжести.
тяжести.

64/8
65/9

Лабораторная работа №6.
Нахождение положения
центра тяжести плоской
фигуры.

Выяснение условий равновесия рычага.

Экспериментальное нахождение положения
центра тяжести плоской фигуры.

67/2

Законы сохранения в механике (16 часов)
Законы сохранения в
Законы сохранения в механике. Значение законов
механике.
сохранения.
Импульс материальной
Импульс тела. Единицы измерения. Импульс
точки. Другая
силы. Единицы измерения.
формулировка второго
закона Ньютона.

68/3

Изменение импульса
системы тел.

Импульс системы тел.

69/4

Закон сохранения
импульса.

Закон сохранения импульса.

70/5
71/6

Решение задач.
Реактивное движение.

Алгоритм решения задач на использование закона
сохранения движение.
импульса. К.Э.Циолковский Реактивное
основоположник реактивного движения.
Уравнение Мещерского.

72/7

Реактивные двигатели.
Успехи в освоении
космического
пространства.

Виды реактивных двигателей. Успехи в освоении
космического пространства.
* Вклад С.П. Королева в развитие космической
отрасли.

73/8

Механическая работа.
Мощность.
Решение задач.

Механическая работа и мощность - скалярные
величины.
* Самые
быстрые и мощные
в России.
Расчет
механической
работы машины
и мощности.

Коэффициент полезного
действия.

КПД. Определение КПД для движущихся систем
тел.

66/1

74/9
75/10

76/11

Энергия. Кинетическая
энергия. Потенциальная
энергия

Механическая энергия. Единицы измерения. Виды
энергии. Кинетическая энергия - энергия
движения. Потенциальная энергия
взаимодействующих тел.

77/12

Закон сохранения
механической энергии.

Закон сохранения механической энергии в
замкнутой системе тел.

78/13

Изменение энергии
системы под действием
внешних
сил.
Закон
сохранения
момента
импульса.
Законы сохранения в
механике.
Контрольная работа № 3

Изменение энергии системы под действием
внешних сил.
Момент импульса. Закон сохранения момента
импульса.
Систематизация знаний по теме "Законы
сохранения".
Контроль полученных знаний

79/14
80/15
81/16

Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Механические колебания.
Амплитуда, период,
частота.
Свободные и вынужденные
колебания. Синфазные
колебания и колебания в
противофазе.
Уравнение колебательного
движения.

Механические колебания. Характеристики
колебательного движения.

Математический маятник.
Лабораторная работа №7.
Изучение зависимости
периода колебаний
маятника
от длины
нити.
Пружинный
маятник.

Математический маятник. Период
математического маятника. Изучение зависимости
периода колебаний маятника от длины нити.

87/6

Лабораторная работа №9.
Измерение ускорения
свободного падения с
помощью маятника.

Измерение ускорения свободного падения с
помощью маятника.

88/7

Явление резонанса.
Решение задач.

Резонанс. Решение задач на использование
формул периода пружинного и математического
маятников.

82/1

83/2

84/3
85/4

86/5

Замкнутая система. Свободные и вынужденные
колебания Фаза колебаний. Синфазные колебания
и колебания в противофазе.
Вывод уравнения колебательного движения.

Колебания математического маятника и груза на
Лабораторная работа №8. пружине. Гармонические колебания
Изучение зависимости
математического и пружинного маятников.
периода колебаний груза на Период пружинного маятника. Изучение
пружине от массы груза.
зависимости периода колебаний груза на пружине
от массы груза.

Механические волны.
Виды волн.
Решение задач. Уравнение
плоской волны.

Механические волны. Виды волн. Скорость,
длина волны.
Уравнение плоской волны. Решение задач на
использование формулы плоской волны.

91/10

Звуковые волны.
Отражение звука. Эхо.
Акустический резонанс.
Ультразвук и инфразвук.

Звук. Свойства звука. Высота и тембр звука.
Громкость звука. Резонанс. Ультра- и инфразвук.
Интерференция звука.

92/11

Контрольная работа №4.

Контроль полученных знаний.

89/8
90/9

93/1

Электромагнитное поле(19 часов)
Магнитное поле.
Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Взаимодействие
Однородное и
магнитов.
неоднородное магнитное
поле.

94/2

Графическое изображение
магнитного поля.

Магнитные линии. Магнитное поле постоянных
магнитов.

95/3

Направление тока и
направление линий его
магнитного поля.
Магнитный
поток.
Обнаружение
магнитного
поля по его действию на
электрический ток.
Обнаружение магнитного
поля по его действию на
движущиеся заряженные
частицы.

Магнитное поле тока. Магнитный поток.

Явление электромагнитной
индукции.
Самоиндукция
Лабораторная работа №4
«Изучение явления
электромагнитной
индукции»

Электромагнитная индукция, самоиндукция,
правило Ленца.
Опыты Фарадея.
Самоиндукция.

96/4

97/5

98/6
99/7
100/8

Сила Ампера. Правило левой руки.
Сила Лоренца. Правило левой руки.

Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея.

101/9

Получение переменного
электрического тока.
Трансформатор.

Переменный ток. Трансформатор. Принцип
действия трансформатора. Передача
электрической энергии на расстояние.
Электродвигатель.
* Яблочков - изобретатель устройства,
неусовершенствованного временем.

102/10 Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.

Электромагнитные волны и их свойства. Принцип
радиосвязи и телевидения.
* Практическая ценность физики как науки для
электромагнитных волн.

103/11 Конденсатор

Конденсатор. Виды конденсаторов. Механизм
накопления заряда в конденсаторе

104/12 Колебательный контур.
Получение
электромагнитных
105/13 колебаний
Электромагнитная природа
света.

Электромагнитные колебания. Механизм
возникновения электромагнитных колебаний.
Колебательный контур.
Историческое развитие взглядов на природу
света. Свет-электромагнитная волна.
* Основные этапы получения научных знаний,
место в истории физики научных заблуждений и
ошибок. Корпускулярно-волновой дуализм света

106/14 Преломление света

Преломление света. Закон преломления света.
Физический смысл показателя преломления.

107/15 Дисперсия света.

Дисперсия света. Цвета тел.

108/16 Типы оптических спектров Развитие взглядов на природу света. Типы
оптических спектров. Линейчатые спектры.
109/17 Поглощение и испускание
света атомами.

Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров. Квантовый
характер поглощения и испускания света
атомами.

110/18 Влияние электромагнитных Влияние электромагнитных излучений на живые
излучений на живые
организмы
111/19 организмы
Контрольная работа № 5
Квантовые явления (18 часов)

112/1

Радиоактивность. Модели Радиоактивность. Строение атомов. Модели
атомов.
атомов. Планетарная модель атома. Опыты
Резерфорда.
* Основные этапы получения научных знаний,
место в истории физики научных заблуждений и
ошибок. Модель атома Резерфорда и Томсона.

113/2

Виды радиоактивных
излучений

Альфа-излучение. Бета-излучение. Гаммаизлучение.

114/3

Период полураспада.

Период полураспада. Закон радиоактивного
распада и его статистический характер.

115/4

Методы регистрации
частиц.

Регистрирующее устройство. Экспериментальные
методы регистрации заряженных частиц.

116/5

Лабораторная работа №11. Изучение треков заряженных частиц по
Изучение треков
фотографиям.
заряженных частиц по
фотографиям.

Состав атомного ядра.
Протонно-нейтронная
модель ядра.
119/8 Изотопы.
120/9 Дефект масс.
121/10 Энергия связи атомных
ядер.

Атомное ядро. Состав атомного ядра.
Протон, нейтрон и электрон. Ядерные силы.

122/11 Ядерные реакции.

Ядерные реакции. Экзо- и эндо- термические
реакции.

123/12 Деление и синтез ядер.

Деление и синтез ядер.

117/6
118/7

Изотопы. Получение и применение изотопов.
Дефект масс.
Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и
энергии. Дефект масс и энергия связи атомных
ядер.

124/13 Источники энергии Солнца Термоядерная реакция. Источники энергии
и звезд.
Солнца и звезд.
125/14 Ядерная энергетика.
Проблемы и перспективы развития ядерной
энергетики.
126/15 Дозиметрия.
Дозиметрия.
Дозы облучения.
*
Ядерные реакторы
России. Измерение
Лабораторная работа №12. естественного радиоактивного фона дозиметром.
Измерение естественного
радиоактивного фона
* Уроки Чернобыля
дозиметром

127/16 Влияние радиоактивных
излучений на живые
128/17 организмы.
Экологические проблемы
работы атомных
электростанций.

Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы.
Экологические проблемы работы атомных
электростанций.

129/18 Контрольная работа № 6
Строение и эволюция Вселенной (8часов)
130/1

Видимые движения
небесных светил.

Видимые движения небесных светил.

131/2

Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы мира.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы

132/3

Состав и строение
Солнечной системы.
Физическая природа
небесных тел Солнечной
системы.
Происхождение Солнечной
системы. Физическая
природа Солнца и звезд.

Солнечная система. Строение Солнца и основные
процессы, протекающие на его поверхности.
Физическая природа небесных тел Солнечной
системы.

135/6

Строение и эволюция
Вселенной.
Галактика. Мир галактик.

Теория "Большого взрыва". Строение Вселенной.
Эволюция Вселенной. Схема Галактики. Угловая
скорость вращения Галактики. Мир галактик.
Виды галактик. Причины различия галактик.
Эволюция галактик.

136

Резерв 1 час

133/4

134/5

Происхождение Солнечной системы.
Классификация звезд по физическим
характеристикам.
Физическая природа Солнца и звезд.
Термоядерные реакции, механизм их протекания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».