Рабочая программа Физика 7-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №25

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИКА
7-9 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость её распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Нъютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• различать основные признаки изученных физических
материальная точка, инерциальная система отсчёта;

моделей:

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы
Нъютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,
амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её
распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности npu обращении с приборами и техническими

устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде,

• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических
явлениях
и
физических
законах,
использования
возобновляемых источников энергии,“ экологических последствий
исследования космического пространства,
• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
закон Архимеда и др.),

• приёмам noиcкa и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний пo механике с
использованием
математического
аппарата,
оценивать
реальность
полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость
газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые
явления,
используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная
теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя;
при
описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон
сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и
твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах,
формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты,

внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная
теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для
её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности npu обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде, приводить примеры экологических
последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и
гидроэлектростанций,

• приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях,
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в
тепловых пpoцeccax) и ограниченность использования частных законов,
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического annapama и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током, прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света, дисперсия света;
•описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение,
электрическое сопротивление,
удельное сопротивление
вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин,
их обозначения и единицы измерения;
указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта
электрического сопротивления припоследовательном и параллельном
соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять
физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить
расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности npu обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде,
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях,
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического
заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля Ленца и др.),
• приёмам построения физических моделей, noиcкa и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов,
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического annapama и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра
излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период
полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни npu обращении с
приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде,

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы,
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы,’ понимать принцип действия дозиметра,
• понимать экологические проблемы, возникающие npu использовании
атомных электростанций, и nymu решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного
неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• понимать различия между гелиоцентрической и
системами мира.

геоцентрической

Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет, пользоваться
картой звёздного неба npu наблюдениях звёздного неба,
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, тeмnepamypa),
соотносить цвет звезды с её температурой,

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

1. Содержание предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный
метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний
маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити
электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения
гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену
деления шкалы прибора.
Механические явления. Кинематика. Механическое движение. Траектория.
Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора
скорости.
Равномерное
прямолинейное
движение.
Относительность
механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от
времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное
движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного
прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по
окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:

1.
Равномерное прямолинейное движение.
2.
Свободное падение тел.
з. Равноускоренное прямолинейное движение.
4. Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение ускорения свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном
движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц
и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и
скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от

времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном
прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела
по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного
движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при
движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона.
Взаимодействие тел.
Macca — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная
величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие
плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Измерение силы по деформации пружины
Третий закон Ньютона.
Свойства силы трения.
Барометр.
Опыт с шаром Паскаля.
Гидравлический пресс.
Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:
1.
Измерение массы тела.
2.
Измерение объема тела.
3.
Измерение плотности твердого тела.
4.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
5.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от
приложенной
СИЛЫ.
6. Исследование зависимости силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
7. Исследование условий равновесия рычага.
8. Измерение архимедовой силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение
тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона
Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от
приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы
взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения.

Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр
тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного
давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические
колебания и волны.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент
полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук.
Использование колебаний в технике.
Демонстрации:

1. Простые механизмы.
2. Наблюдение колебаний тел.
3. Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы и опыты:

1. Измерение КПД наклонной плоскости.
2. Изучение колебаний маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов
взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую
энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять
потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон
сохранения механической энергии для расчета потенциальной и
кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной
плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс
колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника
от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость
распространения звуковых волн.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества.
Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные
состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Демонстрации:

1.
Диффузия в растворах и газах, в воде.
2. Модель хаотического движения молекул в
газе. 3. Модель броуновского движения.
4. Сцепление твердых тел.
5. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
6. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий): Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по
обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства
газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения
вещества.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и
конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.
Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
1. Принцип действия термометра.
2. Теплопроводность различных
материалов. 3. Конвекция в жидкостях и
газах.
4. Теплопередача путем излучения.
5. Явление испарения.
6. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:

1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
2. Исследование процесса
испарения. 3. Измерение влажности
воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе
внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость
вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии
воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах
теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.
Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.
Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия
применения
двигателей
внутреннего
сгорания,
тепловых
и
гидроэлектростанций.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение.
Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление.
Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе
с источниками электрического тока.
Демонстрации:
2. Электризация тел.
3. Два рода электрических зарядов.
4. Устройство и действие электроскопа.
5. Проводники и изоляторы.
6. Электростатическая индукция.
7. Источники постоянного тока.
8. Измерение силы тока амперметром.
9. Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:

1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2. Измерение силы электрического тока.
3. Измерение электрического напряжения.
4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
5. Измерение электрического сопротивления проводника.
6. Изучение последовательного соединения проводников.
7. Изучение параллельного соединения проводников.
8. Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять
явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и
диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в
электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое
сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от
напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической
цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле.
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
1. Опыт Эрстеда.

2.
3.
4.
5.
6.

Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Устройство генератора постоянного тока.

Лабораторные работы и опыты:
1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий): Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия
тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие
электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.
Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия
электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.Принципы радиосвязи и
телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное
распространение света.
Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы.
Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические
приборы. Дисперсия света. Демонстрации:
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Принцип
действия
микрофона
и
громкоговорителя.
3. Принципы радиосвязи.
4. Прямолинейное распространение света.
5. Отражение света.
6. Преломление света.
7. Ход лучей в собирающей линзе.
8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
9. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:

1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать
переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально
изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в

зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать
изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление
дисперсии света.
Квантовые явления.
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные
силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность.
Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный
реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические
проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
1.
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
3. 3. Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных
действий):
Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в
камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить
период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния
радиоактивных излучений на живые организмы.
Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
7 КЛАСС
№
урока

Тема урока

Содержание урока

Количество
часов

Физика и физические методы изучения природы (5 часов)
1

Физика–наука о природе.

Физика – наука о природе.
Физические тела и явления.
наблюдение и описание
физических явлений.

2

Физическая величина. Способы
измерения. Физические приборы.

3

Международная система единиц.

Физическая величина и способы ее
измерения. Точность и
погрешность измерений.
Погрешности измерений.
Измерение времени. Измерение
длины. Точность и погрешность
измерений.
Метрическая система мер.
Приближенная запись больших и

Физический эксперимент.
Физическая теория.

1

1

1

4

5

Лабораторная работа № 1.
Определение цены деления шкалы
измерительного прибора

Физика и техника

малых чисел. Среднее
арифметическое значение
Определение цены деления шкалы
прибора. Измерение размеров тел.
Проведение прямых измерений
физических величин. Оценка
погрешности измерения. Расчет
погрешности измерения. Снятие
показаний прибора
Физика и техника. Достижения
науки, техники, примеры
открытий и достижений
российских ученых. Физические
законы и закономерности. Схема
метода научного познания.

1

1

* Влияние технологических
процессов на окружающую среду
* Наука и научные знания будущее всего человечества.
Строение вещества (7часов)
6

7
8

9

Строение вещества. Атомы и
молекулы.

Лабораторная работа № 2. Измерение
размеров малых тел.
Броуновское движение. Диффузия.
Связь температуры со скоростью
движения молекул.

Взаимодействие молекул.
Практическое значение
взаимодействия молекул.

Строение вещества.
Представления о строении
вещества. Опыты
подтверждающие, что все тела
состоят из отдельных частиц.
Атомы и молекулы. Молекула –
мельчайшая частица вещества.
Размеры молекул.
Измерение размеров малых тел
Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Связь скорости
диффузии и температуры тела.
Опыты Броуна. Броуновское
движение. Связь температуры со
средней скоростью теплового
движения молекул.
Физический смысл
взаимодействия молекул.
Взаимодействие (притяжение и
отталкивание) молекул.
Существование сил взаимного
притяжения и отталкивания
молекул. Явление смачивания и не
смачивания тел.
* Биомикрогель - российская
инновационная разработка

1

1
1

1

10

Опытное обоснование основных
положений МКТ

11

Три состояния вещества.

12

Контрольная работа

Объяснение свойств газов,
жидкостей и твердых тел на
основе молекулярного строения
Агрегатные состояния вещества.
Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Контроль полученных знаний

1

1

1

Движение и взаимодействие тел (23 часа)
13

Механическое движение.
Относительность движения

Механическое движение.
Относительность механического
движения.

14

Материальная точка. Траектория,
путь, перемещение.

Материальная точка как модель
физического тела. Физические
величины, необходимые для
описания движения и взаимосвязь
между ними (путь, перемещение).
Траектория движения тела,
путь. Перемещение - векторная
величина. Основные единицы
пути и перемещения в СИ.

1

15

Равномерное и неравномерное
движение.

Равномерное прямолинейное
движение. Виды движения по
форме траектории, по быстроте
движения. Опыты с капельницей.

1

16

Скорость равномерного
прямолинейного движения.

Физические величины,
необходимые для описания
движения и взаимосвязь между
ними (путь, скорость, время
движения) Скорость равномерного
движения. Векторные и скалярные
физические величины. Единицы
измерения скорости. Определение
скорости. Решение задач.

18

Лабораторная работа № 3. Измерение
скорости равномерного движения
тела.
Расчет пути и времени движения.

19

Решение задач.

17

Методы измерения скорости
Физические величины,
необходимые для описания
движения и взаимосвязь между
ними (путь, скорость, время
движения) Определение пути,
пройденного телом при
равномерном движении, по
формуле и с помощью
графиков. Нахождение времени
движения тела. Решение задач.
Аналитический способ
определения пути, времени,
скорости

1

1

1

1

1

* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
20

Инерция.

Закон Галилея. Инерция.
Инертность.

1

* Жизненный путь Галилея – путь
к современной науке.
Взаимодействие тел. Масса тела.

Масса тела. Мера инертности тела.
Эталон массы. Единицы массы.

1

22

Измерение массы тела на рычажных
весах.

Весы. Правила пользования
весами.

1

23

Лабораторная работа № 4. Измерение
массы тела.

Методы измерения массы тела.
Исследование зависимости массы
от объема.

1

24

Лабораторная работа № 5. Измерение
объема тела.

Методы измерения объема.
Исследование зависимости массы
от объема.

Плотность вещества.

Плотность вещества. Единицы
измерения плотности тела.

1

Лабораторная работа № 6.
Определение плотности вещества
твердого тела.
Расчет массы и объема тела.

Методы измерения плотности
вещества.

1

Аналитический способ
нахождения массы и объема тел.
Исследование зависимости массы
от объема

1

28

Сила. Сила тяжести и всемирное
тяготение. Центр тяжести тела.

Сила. Сила - причина изменения
скорости тел. Единицы силы.
Виды сил. Сила тяжести. Центр
тяжести тел.Гравитационные
силы.

1

29

Сила упругости. Деформация. Закон
Гука.

Сила упругости. Сила упругости электромагнитная сила.
Коэффициент жесткости.
Определение жесткости пружины.
Закон Гука.Измерение силы. Связь
между силой тяжести и массой
тела.

1

Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Единицы измерения веса
тела. Невесомость. Масса и вес.
Сила тяжести и вес.

1

Лабораторная работа № 7.
Конструирование динамометра.
Исследование зависимости
деформации пружины от силы.

Динамометр. Измерение
Методы измерения силы.

1

21

25
26

27

30

31

силы.

32

Равнодействующая сила.

Сложение сил, действующих
вдоль одной прямой.Правило
сложения сил.Равнодействующая
сила. Графические и
аналитические методы
нахождения результирующей
силы.

33

Сила трения.

Сила трения - электромагнитная
сила.
Исследование зависимости силы
трения от силы давления. Трение
скольжения, трение покоя, трение
качения. Трение в природе и
технике.

Лабораторная работа № 8.
Определение коэффициента трения
скольжения.
Контрольная работа

Методы измерения коэффициента
трения

1

Контроль полученных знаний.

1

34

35

1

1

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (24 часа)
36

Давление твердых тел. Единицы
измерения давления. Сила давления.

37

Лабораторная работа № 9. Измерение
давления твердого тела.
Передача давления в жидкостях и
газах. Закон Паскаля.

38

39

Давление жидкости на дно и стенки
сосуда.

40

41

Сообщающиеся сосуды с однородной
и неоднородной жидкостью. Закон
сообщающихся сосудов.
Гидравлические механизмы.

42

Атмосферное давление. Вес воздуха.

43

Зависимость атмосферного давления
от высоты. Опыт Торричелли.

Давление твердых тел. Причина
давления твердых тел. Способы
изменения давления твердых тел.
Единицы измерения давления.
Метод измерения давления.

1

Давление жидкостей и газов.
Плотность газа. Закон Паскаля.
Зависимость давления газа от
объема и температуры.
Наблюдение зависимости
давления газа от объема и
температуры.
Давление жидкости на дно и
стенки сосуда. Зависимость
давления, вызванного действием
силы тяжести, от плотности
жидкости. Изменение давления в
жидкостях с высотой. Метод
измерения силы давления

1

Сообщающиеся сосуды.
Применение. Устройство шлюзов,
водомерного стекла.
Гидравлические механизмы
(пресс, насос). Водяная колонка,
гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Вес
воздуха.
Измерение атмосферного
давления. Атмосферное давление
на различных высотах. Опыт

1

1

1

1

1
1

44

45
46
47

48

49

50

51
52
53

Торричелли.
Барометр – анероид. Методы
измерения атмосферного
давления.
Манометр.
Методы измерения давления
жидкостей и газов.
Поршневой насос.
Устройство и действие
поршневого насоса.
Выталкивающая сила. Действие
Давление жидкости и газа на
жидкости и газа на погруженное тело. погруженное в них тело.
Архимедова сила. Эмпирическое
нахождение силы Архимеда.
Закон Архимеда.
Теоретический вывод формулы
силы Архимеда.
Барометр - анероид.

Лабораторная работа № 11.
Исследование зависимости веса тела
в жидкости от объема погруженной
части.
Лабораторная работа № 12
Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в
жидкость тело.
Плавание тел.Условия плавания тел.
Лабораторная работа № 13.
Выяснение условий плавания тел.
Плавание тел и судов.
Воздухоплавание.

1

1
1
1

1

* Великий из Сиракуз.
Методы нахождения силы
Архимеда.

1

Практический способ нахождения
силы Архимеда.

1

Условие плавания тел. Работа с
таблицей плотностей тел.
Выяснение условий плавания тел.

1

Ватерлиния. Грузоподъемность.
Конструирование модели лодки с
заданной грузоподъемностью.
Плавание судов. Воздухоплавание.

1

1

* Новости морского и речного
судостроения в России.
54

Контрольная работа.

55

Механическая работа.

56

Мощность.

Контроль полученных знаний.
Работа и энергия (28часов)
Механическая работа.
Определение работы, единицы
измерения. Работа - скалярная
величина.
Мощность. Быстрота совершения
работы и ее единицы измерения.

1
1

1

* Самые быстрые и мощные
машины в России
57

Простые механизмы. Блоки, рычаг,
наклонная плоскость.

58

Рычаг. Равновесие рычага.

Простые механизмы. Виды
простых механизмов и их
использование.
Рычаг. Рычаг - простой механизм.
Условие равновесия рычага.

1

1

59

Момент силы.

60

62

Лабораторная работа № 14.
Выяснение условий равновесия
рычага. Определение момента силы.
Лабораторная работа № 15.
Нахождение центра тяжести плоского
тела.
Блоки.

63

"Золотое правило" механики.

64

КПД механизмов и машин.

65

Лабораторная работа №15.
Измерение КПД наклонной
плоскости.

66

Механическая энергия.

61

67
68

Потенциальная энергия
деформированной пружины
Закон сохранения и превращения
энергии. Лабораторная работа №16.
Проверка закона сохранения энергии.

Равновесие сил на рычаге. Рычаги
в технике, быту и природе
Момент силы. Условие равновесия
твердого тела, имеющего
закрепленную ось движения.
Вращающее действие силы и ее
единицы измерения. Правило
моментов.
Эксперимент по проверке правила
моментов сил.
Центр тяжести тела.
Экспериментальное определение
центра тяжести плоского тела.
Блок. Подвижные и неподвижные
блоки. Блоковые гирлянды.
Выигрыш в силе при применении
подвижного и неподвижного
блоков.
Равенство работ при
использовании простых
механизмов («Золотое правило
механики»).
Коэффициент полезного действия
механизма. Причина нарушения
"золотого правила" механики.
Конструирование наклонной
плоскости с заданным значением
КПД. Методы определения КПД
наклонной плоскости.
Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Единицы
измерения энергии.
* Ветряные электростанции в
России
Потенциальная энергия упруго
деформированного тела.
Превращение одного вида
механической энергии в другой.
Закон сохранения полной
механической энергии. Опытная
проверка закона сохранения
энергии Энергия рек, ветра.
* Беспроводная передача энергии

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

8 класс
№
урока

Тема урока

Содержание урока

Количеств
о часов

Тепловые явления (25 часов)
Тепловое движение.
Температура.

1

Внутренняя энергия.
2

3

Способы изменения
внутренней энергии тела.

Способы изменения внутренней
энергии. Виды теплопередачи.

Теплопроводность.

Теплопроводность и ее особенности.
Объяснение явления с помощью
атомарной теории. Примеры
применения теплопроводности.

4

Конвекция. Излучение.
5

6

Количество теплоты. Удельная
теплоемкость.

Решение задач.
7

8

Вводный инструктаж по охране труда и
технике безопасности в кабинете.
Температура- мера средней
кинетической энергии. Тепловое
движение атомов и молекул. Тепловое
равновесие. Связь температуры со
скоростью хаотического движения
частиц. Температура и ее измерение.
Термометр.
Механическая энергия. Внутренняя
энергия. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и
тепловых процессах. Зависимость
внутренней энергии от температуры,
агрегатного состояния вещества и
степени деформации.

Лабораторная работа № 1.
Сравнение количеств теплоты

Конвекция и ее особенности.
Объяснение явления с помощью
атомарной теории. Примеры
применения конвекции. Излучение электромагнитная волна. Излучение и
его особенности. Примеры применения
излучения.
Примеры теплопередачи в природе и
технике. Количество теплоты. Единицы
измерения. Удельная теплоемкость.
Сравнение удельных теплоемкостей
различных веществ.
Количество теплоты. Единицы
измерения. Удельная теплоемкость.
Сравнение удельных теплоемкостей
различных веществ.
Опытное сравнение количеств теплоты
при смешивании воды разной
температуры.

1

1

1

1

1

1

1

при смешивании воды разной
температуры.
Решение задач.
9

10

Энергия топлива. Закон
сохранения энергии. Решение
задач.

Контрольная работа.

Расчет количества теплоты при
теплообмене. Решение задач на
уравнение теплового баланса.
Закон сохранения и превращения
энергии в тепловых процессах. Законы
термодинамики. Необратимость
процессов теплопередачи. Удельная
теплота сгорания топлива Физический
смысл удельной теплоты сгорания
топлива. Единицы измерения удельной
теплоты сгорания.
Контроль полученных знаний.

1

1

11

12

Агрегатные состояния.
Плавление и кристаллизация.

13

График плавления и
отвердевания тела.
Удельная теплота плавления.

14
Решение задач
15

16

Испарение и конденсация.
Удельная теплота
парообразования.

Решение задач
17

18

19

Относительная влажность
воздуха и ее измерение.
Лабораторная работа № 2
«Измерение относительно
влажности воздуха с помощью
термометра»
Кипение.

Агрегатные состояния вещества.
Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Температура
плавления.
График плавления и его реперные
точки. Объяснение процессов на основе
атомарной теории.
Удельная теплота плавления
Физический смысл удельной теплоты
плавления. Единицы измерения
удельной теплоты плавления.
Расчет количества теплоты в процессах
плавления, отвердевания тел.
Агрегатные состояния вещества.
Испарение и конденсация. Факторы,
влияющие на интенсивность испарения.
Насыщенный и ненасыщенный пар.
Удельная теплота парообразования и
конденсации. Физический смысл
удельной теплоты парообразования.
Единицы измерения удельной теплоты
парообразования.
Расчет количества теплоты в процессах
парообразования и конденсации.

1

1

1

1

1

1

Влажность воздуха. Методы измерения
влажности воздуха. Относительная и
абсолютная влажность . Точка росы.
Приборы, измеряющие влажность.
Кипение. Зависимость температуры
кипения от давления. Поглощение
энергии при испарении и выделение ее
при конденсации пара.

1

20

Удельная теплота
парообразования.

Решение задач
21

22

Двигатель внутреннего
сгорания, реактивный
двигатель.

Удельная теплота парообразования и
конденсации. Физический смысл
удельной теплоты парообразования.
Единицы измерения удельной теплоты
парообразования.
Алгоритм решения задач на расчет
количества теплоты в различных
тепловых процессах.
Тепловые машины и принцип их
действия. Схема тепловой машины.
Работа газа при расширении. Принципы
работы тепловых двигателей. Виды
двигателей КПД двигателей.
Разнообразные типы ДВС – газовая
турбина, реактивный двигатель.
Преобразование энергии в тепловых
машинах (паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания, реактивный
двигатель)

1

1

1

* «Ноосферное мышление» в основных
вопросах глобальной экологии.
Губительные последствия для всего
человечества без экстренного решения

экологических проблем.

Паровая турбина
23
КПД тепловой машины.
24

Экологические проблемы
использования тепловых
машин.
Контрольная работа

Преобразование энергии в тепловых
машинах (паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания, реактивный
двигатель)
Холодильник и принцип его действия.
КПД тепловой машины. Экологические
проблемы использования тепловых
машин и пути их решения.

1

1

Контроль полученных знаний.
1

25
Электромагнитные явления(22 часа)

26

Электризация тел. Два вида
электрических зарядов.
Делимость электрического
заряда.

Электризация физических тел. Виды
электризации. Элементарный
электрический заряд. Делимость
электрического заряда. Единицы
измерения. Два рода электрических
зарядов. Взаимодействие заряженных
тел. Закон сохранения электрического
заряда.

1

27

28

29

30

31

Электрическое поле как особый вид
материи. Элементарный электрический
заряд. Приборы, измеряющие
электрический заряд. Электроскоп.
Напряженность электрического поля.
Действие электрического поля на
электрические заряды.
* Вклад советского физика Иоффе в
развитие теории электричества.
Проводники, полупроводники и
Проводники, диэлектрики и
изоляторы электричества.
полупроводники.
Электрические свойства тел.
Постоянный электрический ток. Электрический ток. Условия
существования электрического тока.
Источники постоянного тока.
Электрическая цепь. И ее составные
Электрическая цепь.
части. Электрическая схема. Источники
электрического тока.
Направление и действия электрического
Электрический ток в
тока. Проводники. Носители
металлических проводниках.
электрических зарядов в металлах.
Действия электрического тока.
Действия тока и их применение.
Сила тока. Единицы измерения. Прибор
Сила тока. Амперметр.
для измерения силы тока. Сборка
Лабораторная работа № 3.
электрической цепи. Измерение силы
«Сборка электрической цепи и
тока в различных участках цепи.
измерение силы тока»
Электрическое поле. Действие
электрического поля на
электрические заряды. Опыт
Иоффе и Милликена

1

1

1

1

32

Электрическое напряжение.
Вольтметр. Лабораторная
работа № 4. «Измерение
напряжения».

Электрическое напряжение. Единицы
измерения. Вольтметр и его включение
в цепь. Сборка электрической цепи.
Измерение напряжения в различных
участках цепи.

1

33

Зависимость силы тока от
напряжения. Электрическое
сопротивление проводников

Электрическое сопротивление
проводников. Единицы сопротивления.
Удельное сопротивление. Решение задач
на использование формул силы тока,
напряжения, сопротивления.

1

34

Закон Ома для участка
электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения.
Закон Ома для участка цепи.

1

35

Решение задач.

Расчет электрических цепей.

1

* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
36

Реостаты. Лабораторная работа
№ 5 «Регулирование силы тока
реостатом»

Резистор. Реостат. Виды реостатов.
Регулирование силы тока реостатом.

1

37

Лабораторная работа № 6.

Измерение сопротивление при помощи

1

Измерение сопротивление при
помощи амперметра и
вольтметра.

амперметра и вольтметра на основе
закона Ома.

38

Последовательное соединение
проводников.

Последовательное соединение
проводников Законы последовательного
соединения проводников.

1

39

Решение задач.

Расчет электрических цепей.

1

* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
40

Параллельное соединение
проводников.

Параллельное соединение проводников
Законы параллельного соединения
проводников.

1

41

Решение задач.

Аналитический способ расчета
электрических цепей. Смешанное
соединение проводников.

1

* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
42

Электрическая энергия. Работа
и мощность электрического
тока. Лабораторная работа № 7.
«Измерение работы и
мощности электрического
тока.»

Работа электрического тока по
перемещению электрических зарядов.
Электрический счетчик. Мощность
электрического тока. Ваттметр.
Единицы измерения работы и мощности
электрического тока.

1

43

Тепловое действие
электрического тока и его
практическое применение.
Короткое замыкание.
Предохранители.

Нагревание проводников электрическим
током. Закон Джоуля-Ленца.
Применение теплового действия тока.
Электрические нагревательные и
осветительные приборы. Правила
техники безопасности при работе с
ними. Короткое замыкание.

1

* Лодыгин, Петров - российские
изобретатели "света".
44

Контрольная работа

Контроль полученных знаний

1

45

Магнитное поле. Магнитное
поле прямого тока, катушки с
током. Электромагниты.
Применение электромагнитов.

Опыт Эрстеда. Опыт Ампера.
Магнитное поле Магнитное поле тока.
Электромагнит. Применение
электромагнитов. Электромагнитное
реле. Действие магнитного поля на
проводник с током

1

* Электромагнитное оружие России на
новых физических принципах

46

Постоянные магниты.
Лабораторная работа № 8
« Изучение свойств магнита,
его сборка, испытание его
действия»

47

Электрический двигатель.

Взаимодействие магнитов. Магнитное
поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Компас. Магнитные бури,
магнитные аномалии. Принцип действия
электроизмерительных приборов.

1

Устройство и принцип действия
электрического двигателя. Магнитное
поле катушки с током.
Электродвигатель.

1

* Заметный след в истории физики. Якоби
Б.С. - российский изобретатель
электродвигателя.
Световые явления (20часа)
48

Свет - электромагнитная волна.
Скорость распространения
электромагнитных волн

Свет - электромагнитная волна.
Скорость света. Свойства
электромагнитных волн. Дисперсия
света. Интерференция и дифракция
света. Скорость света. Методы
измерения скорости света.

1

* Основные этапы получения научных
знаний, место в истории физики научных
заблуждений и ошибок. Корпускулярноволновой дуализм света.
49

Дисперсия света. Влияние
электромагнитных излучений
на живые организмы.

Дисперсия света. Опыты Ньютона по
дисперсии. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.

1

* Исаак Ньютон – основоположник
корпускулярной теории света.
50

Элементы геометрической
оптики. Источники света.

Геометрическая оптика и ее законы.
Источники света. Виды источников
света.

1

51

Прямолинейное
распространение света.

Прямолинейное распространение света.
Опыты, доказывающие
прямолинейность распространения
света. Световой луч. Тень и полутень.
Пучок и луч. Солнечные и лунные
затмения. Закон прямолинейного
распространения света в природе.

1

52

Отражение света. Закон
отражения.

Отражение света. Наблюдение
отражения. Закон отражения света.

1

53

Диффузное и зеркальное
отражение света.

Свойства зеркального и диффузного
отражения света.

54

Решение задач

Решение задач на законы
геометрической оптики.
* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
Плоское зеркало. Построение
изображений в плоском зеркале.

1

55

Плоское зеркало.

56

Построение изображения в
плоском зеркале. Системы
плоских зеркал.

Построение и характеристика
изображения в плоском зеркале.
Изображение предмета в зеркале.
Системы плоских зеркал. Получение
изображений в системе плоских зеркал.
Практическое применение системы
плоских зеркал.

1

57

Сферическое зеркало.

Сферическое зеркало. Основные
понятия. Построение изображений в
плоском зеркале.

1

58

Преломление света. Оптически
более плотные и менее плотные
среды. Закон преломления
света.

Преломление света. Абсолютный и
относительный показатели преломления
среды. Закон преломления света.

1

59

Решение задач

Решение задач на законы
геометрической оптики.

1

60

Линза. Фокус линзы.

Линзы. Основная характеристика линзы
- фокус. Главная оптическая ось.
Оптический центр. Оптическая
плоскость.

Фокусное расстояние.

1

1

1

Лабораторная работа № 11.
«Измерение фокусного
расстояния собирающей
линзы.»

Экспериментальное определение фокуса
собирающей линзы. Изображение
предмета в линзе. Изучение свойств
изображения в линзах Оптическая сила.
Единицы измерения. Фокусное
расстояние и оптическая сила линзы.
Оптическая сила системы линз.

62

Построение изображений,
даваемых тонкой линзой.

Построения в тонких линзах. Свойства
трех замечательных лучей.

1

63

Решение задач

Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Оптическая сила системы линз.

1

64

Лабораторная работа № 11.

Получение изображений при помощи
линзы Линейное увеличение тонкой
линзы. Недостатки линз.

1

Оптические приборы. История
появления. Проекционный аппарат.
Кино. Лупа. Микроскоп. Телескоп.

1

61

« Получение изображений при
помощи линзы.»
65

Оптические приборы.

Фотоаппарат. Исторические вехи
развития фотоаппарата.
66

Глаз как оптическая система.

Глаз как оптическая система.
Устройство глаза, как оптического
прибора. Близорукость и
дальнозоркость. Очки. Угол зрения и
его увеличение.

1

* Бионические линзы - искусственный
хрусталик глаза.
67

Контрольная работа

68

Повторение

Контроль полученных знаний.

1
1

9 класс
№
урока
1/1

Тема урока

Содержание урока

Основы кинематики (20 часов)
Механическое движение.
Механическое движение. Материальная
Материальная точка. Перемещение. точка как модель физического тела.
Виды движения тела и точки.
Перемещение.
Система отсчета. Виды систем отсчета.
Радиус- вектор. Относительность
механического движения.
Прямолинейное равномерное движение.

Кол-во
часов
1

2/2

Прямолинейное движение.
Координаты. Система отсчета.

3/3

Различные
способы
описания Способы описания движения.
движения.
Траектория.
Путь. Траектория. Путь. Перемещение.
Перемещение.
Скалярные и векторные величины.

1

4/4

Решение задач.

Алгоритмы в механике. Физические
величины, необходимые для описания
движения и взаимосвязь между ними
(путь, перемещение, скорость, время
движения)
* Решение задач с явно заданной
физической моделью.

1

5/5

Графики скорости, пути,
координаты.

Графики модуля скорости, проекции
скорости, пути, координаты.

1

6/6

Средняя скорость при
неравномерном прямолинейном
движении. Мгновенная скорость.

Неравномерное прямолинейное
движение. Характеристики
прямолинейного неравномерного
движения.

1

1

7/7

Ускорение. Равноускоренное
движение. Перемещение при
равноускоренном движении

8/8

Лабораторная работа № 1
Исследование зависимости пути от
времени при равноускоренном
движении без начальной скорости
Решение задач.

9/9

10/10

Графики скорости, ускорения,
координаты.

11/11

Свободное падение.

12/12

Прямолинейное ускоренное движение.
Ускорение. Единицы измерения
ускорения.
Решение основной задачи механики для
равноускоренного движения.

1

1

Аналитический способ нахождения
1
ускорения, перемещения при
равноускоренном движении.
Физические величины, необходимые для
описания движения и взаимосвязь между
ними (путь, перемещение, скорость,
ускорение, время движения)
* Решение задач с явно заданной
физической моделью.
Графическое представление
равноускоренного движения.
Графический способ нахождения
скорости,
координаты,
пути
при тел.
Сила тяжести.
Свободное
падение
равноускоренном
Опыты Галилея. движении.

1

Движение тела, брошенного
вертикально вверх

Движение тела под действием силы
тяжести по вертикали.

1

13/13

Решение задач.

Движение тела под действием силы
тяжести по вертикали.

1

14/14

Криволинейное движение.
Движение тела, брошенного
горизонтально.

*Движение
Решение задач
тела под
с явно
действием
заданной
силы
тяжести. Криволинейное движение.
физической моделью.

1

15/15

Движение тела брошенного под
углом к горизонту.

Движение тела под действием силы
тяжести. Криволинейное движение.

1

16/16

Равномерное движение тела по
окружности.

17/17

Угловая скорость.
Центростремительное ускорение.

Движение по окружности. Его основные 1
характеристики. Равномерное движение
по окружности.
Угол поворота, угловая скорость,
1
центростремительное ускорение. Связь
линейной и угловой скоростей.

18/18

Связь линейной и угловой
скоростей. Период. Частота.

19/19

Относительность движения.

20/20

Контрольная работа №1.

Период. Частота. Связь ускорения с
угловой скоростью.
Относительность движения.
Относительность перемещения и
скорости. Закон сложения скоростей.
* Решение задач с явно заданной
физической моделью. Проверка
достоверности полученного результата.
Контроль полученных знаний.

Законы движения и силы. Основы динамики (19 часов)

1

1
1

1

21/1

Взаимодействие тел. Инерция. ИСО. Взаимодействие тел. Принцип Галилея.
Принцип относительности в
Инерция. Инерциальные системы
механике.
отсчета. Система отсчета – Земля.
Принцип относительности в механике.

1

22/2

Первый закон Ньютона.

Первый закон Ньютона и инерция. ИСО
и НИСО.
* Исаак Ньютон – основоположник
механики.

1

23/3

Сила. Сложение сил. Связь между
силой и ускорением.

Сила - характеристика взаимодействия
тел. Динамометр. Принцип
суперпозиции сил. Равнодействующая.
Связь между силой и ускорением.

1

24/4

Второй закон Ньютона.

Инертность. Масса. Плотность. Второй
закон Ньютона.

1

25/5

Решение задач.

Использование второго закона Ньютона
при решении задач аналитическим и
графическим способами.
* Решение задач с явно заданной
физической моделью. Проверка
достоверности полученного результата.

1

26/6

Третий закон Ньютона.

Третий закон Ньютона и границы его
применимости. Особенности третьего
закона Ньютона.

1

27/7

Сила всемирного тяготения.
Гравитационная постоянная. Закон
всемирного тяготения.

Взаимодействия в природе.
Гравитационное взаимодействие.
Гравитационная постоянная. Свободное
падение. Закон всемирного тяготения и
границы его применимости.
Г еоцентрическая и гелиоцентрическая
системы мира.

1

28/8

Сила тяжести. Центр тяжести тела.

Сила тяжести - частный случай
гравитационного взаимодействия.
Ускорение свободного падения. Центр
тяжести тела.

1

29/9

Движение
искусственных Движение искусственных спутников. 1
спутников.
Расчет
первой Расчет первой космической скорости.
космической скорости.
Вторая и третья космические скорости.
*Успешное
освоение
космического
пространства российскими аппаратами.

30/10

Деформация. Сила упругости. Закон Сила упругости - электромагнитная
Гука.
сила. Виды деформации. Коэффициент
жесткости тела. Закон Гука.

1

31/11

Лабораторная работа №3.
Определение жесткости пружины.

Закон Гука. Определение жесткости
пружины.

1

32/12

Вес тела.

Вес тела - электромагнитная сила.

1

33/13

Невесомость и перегрузки.

34/14

Сила трения. Природа и виды силы
трения.

Невесомость. Перегрузки. Невесомость 1
и перегрузки в космосе.
*Условия подготовки российских
космонавтов.
Сила трения - электромагнитная сила.
1
Природа и виды силы трения.
Коэффициент трения. Роль силы трения.

35/15

Лабораторная работа №4.
Определение коэффициента трения
скольжения.
Движение тела под действием
нескольких сил.

Роль силы трения в жизни.
Экспериментальное определение
коэффициента трения скольжения.
Движение тела под действием
нескольких сил.

1

37/17

Движение системы связанных тел

Движение системы связанных тел.

1

38/18

Движение тел по наклонной
плоскости.
Контрольная работа № 2

Движение тел по наклонной плоскости.

1

Систематизация знаний по теме
«Динамика. Применение законов
динамики»

1

36/16

39/19

1

Элементы статики (9 часов)
40/1
41/2
42/3

Статика.
Условия равновесия тел.
Равновесие деформируемых тел.

Статика. Основные законы статики.
Момент силы. Правило моментов.
Условия
равновесия
тел.
Равновесие
деформируемых
тел.

1
1
1

43/4

Момент силы. Правило моментов.

Момент силы. Правило моментов.

1

44/5

Виды равновесия. Устойчивость
равновесия тел.

Виды равновесия: устойчивое,
неустойчивое, безразличное
Устойчивость равновесия тел.

1

45/6

Лабораторная работа №5.
Выяснение условий равновесия
рычага.
Примеры решения задач на
определение центра тяжести.

Выяснение условий равновесия рычага.

1

Решение задач на определение центра
тяжести.

1

47/8

Центр масс. Центр тяжести.

Центр масс. Формула центра масс.
Центр тяжести.

1

48/9

Лабораторная работа №6.
Экспериментальное нахождение
Нахождение положения центра
положения центра тяжести плоской
тяжести плоской фигуры.
фигуры.
Законы сохранения в механике (16часов)

46/7

1

49/1

Законы сохранения в механике.

50/2

1

51/3

Импульс
материальной
точки. Импульс тела. Единицы измерения.
Другая
формулировка
второго Импульс силы. Единицы измерения.
закона Ньютона.
Изменение импульса системы тел.
Импульс системы тел.

52/4

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

1

53/5

Решение задач.

1

54/6

Реактивное движение.

Алгоритм решения задач на
использование
закона сохранения
Реактивное движение.
К.Э.Циолковский
импульса.
- основоположник реактивного

Законы сохранения в механике.
Значение законов сохранения.

1

1

1

движения. Уравнение Мещерского.
55/7

Реактивные двигатели. Успехи в
освоении космического
пространства.

56/8

Механическая работа. Мощность.

57/9

Решение задач.

Расчет механической работы и
мощности.

1

58/10

Коэффициент полезного действия.

КПД. Определение КПД для
движущихся систем тел.

1

59/11

Энергия. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия

Механическая энергия. Единицы
1
измерения. Виды энергии. Кинетическая
энергия - энергия движения.
Потенциальная энергия
взаимодействующих тел.

60/12

Закон сохранения механической
энергии.
Изменение энергии системы под
действием внешних сил.

Закон сохранения механической энергии 1
в замкнутой системе тел.
Изменение энергии системы под
1
действием внешних сил.

62/14

Решение задач

Систематизация знаний по теме "Законы 1
сохранения".

63/15

Законы сохранения в механике.

Систематизация знаний по теме "Законы 1
сохранения".

64/16

Контрольная работа № 3

Контроль полученных знаний

61/13

Виды реактивных двигателей. Успехи в
освоении космического пространства.
* Вклад С.П. Королева в развитие
космической отрасли.

1

Механическая работа и мощность - 1
скалярные величины.
* Самые быстрые и мощные машины в
России.

1

Механические колебания и волны. Звук (9 часов)
65/1

Механические колебания.
Амплитуда, период, частота.

Механические колебания.
Характеристики колебательного
движения.

1

66/2

Свободные и вынужденные
колебания. Уравнение
колебательного движения.

Замкнутая система. Свободные и
вынужденные колебания Фаза
колебаний. Уравнение колебательного
движения

1

67/3

Математический маятник.
Лабораторная работа №7. Изучение
зависимости периода колебаний
маятника от длины нити.

Математический маятник. Период
математического маятника. Изучение
зависимости периода колебаний
маятника от длины нити.

1

68/4

Пружинный маятник.
Лабораторная работа №8. Изучение
зависимости периода колебаний
груза на пружине от массы груза.

Колебания математического маятника и 1
груза на пружине. Гармонические
колебания математического и
пружинного маятников. Период
пружинного маятника. Изучение
зависимости периода колебаний груза на
пружине от массы груза.

69/5

Лабораторная работа №9. Измерение Измерение
ускорения
свободного 1
ускорения свободного падения с
падения с помощью маятника.
помощью маятника.

70/6

Явление резонанса. Решение задач.

71/7

Механические волны. Виды волн.

72/8

Звуковые волны. Отражение звука.
Эхо. Акустический резонанс.
Ультразвук и инфразвук.

Звук. Свойства звука. Высота и тембр
звука. Громкость звука. Резонанс.
Ультра- и инфразвук. Интерференция
звука.

73/9

Контрольная работа №4.

Контроль полученных знаний.

Резонанс. Решение задач на
использование формул периода
пружинного и математического
Механические волны. Виды волн.
маятников.
Скорость, длина волны.

1
1

1

Электромагнитное поле(17 часов)
74/1

Магнитное поле. Однородное
неоднородное магнитное поле.

75/2

Направление тока и направление Магнитное
линий
его
магнитного
поля. поток.
Магнитный поток.

76/3

Обнаружение магнитного поля по
его действию на электрический ток,
на движущиеся
заряженные
частицы.
Явление
электромагнитной
индукции.

77/4

и Магнитное
поле. Опыт Эрстеда. 1
Взаимодействие магнитов. Магнитные
линии.
Графическое
изображение
магнитного поля. Магнитное поле
постоянных магнитов.
поле

тока.

Магнитный 1

Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило 1
левой руки.
Электромагнитная
индукция, 1
самоиндукция, правило Ленца.
Опыты Фарадея.

78/5

Самоиндукция

Самоиндукция.

79/6

Лабораторная работа №4 «Изучение
явления
электромагнитной
индукции»
Получение
переменного
электрического
тока.
Трансформатор.

Электромагнитная
Фарадея.

80/7

1
индукция.

Опыт 1

Переменный
ток.
Трансформатор. 1
Принцип
действия трансформатора.
Передача электрической энергии на
расстояние. Электродвигатель.
* Яблочков - изобретатель устройства,
неусовершенствованного временем.

81/8

Электромагнитное
Электромагнитные волны.

поле. Электромагнитные волны и их свойства. 1
Принцип радиосвязи и телевидения.
* Практическая ценность физики как
науки для электромагнитных волн.

82/9

Конденсатор.
Колебательный Конденсатор. Виды конденсаторов. 1
контур.
Получение Механизм
накопления заряда в
электромагнитных колебаний
конденсаторе.
Электромагнитные
колебания. Механизм возникновения
электромагнитных
колебаний.
Колебательный контур.

83/11

Электромагнитная природа света.

Историческое
развитие взглядов на 1
природу света. Свет-электромагнитная
волна.
* Основные этапы получения научных
знаний, место в истории физики
научных заблуждений и ошибок.
Корпускулярно-волновой дуализм света.

84/12

Преломление света

85/13

Дисперсия света.

86/14

Типы
оптических
спектров Развитие взглядов на природу света. 1
Поглощение и испускание света Типы оптических спектров. Линейчатые
спектры. Поглощение и испускание
атомами.
света
атомами.
Происхождение
линейчатых
спектров.
Квантовый
характер поглощения и испускания света
атомами.

87/16

Влияние
электромагнитных Влияние электромагнитных излучений 1
излучений на живые организмы
на живые организмы

88/17

Контрольная работа № 5

Преломление света. Закон преломления 1
света. Физический смысл показателя
преломления.
Дисперсия света. Цвета тел.
1

1

Квантовые явления (10часов)
89/1

Радиоактивность. Модели атомов.
Виды радиоактивных излучений

Радиоактивность. Строение атомов.
Модели атомов. Планетарная модель
атома. Опыты Резерфорда. Альфаизлучение. Бета-излучение. Гаммаизлучение.
* Основные этапы получения научных
знаний, место в истории физики научных
заблуждений и ошибок. Модель атома
Резерфорда и Томсона.
Период полураспада. Закон
радиоактивного распада и его
статистический характер.

90/2

Период полураспада.

91/3

Методы регистрации частиц.

Регистрирующее устройство.
Экспериментальные методы
регистрации заряженных частиц.

1

92/4

Лабораторная работа №11. Изучение
треков заряженных частиц по
фотографиям.
Состав атомного ядра. Протоннонейтронная модель ядра. Изотопы.

Изучение треков заряженных частиц по
фотографиям.

1

1

1

Протон, нейтрон и электрон. Атомное
ядро. Состав атомного ядра. Ядерные
силы. Изотопы. Получение и
Дефект масс. Энергия связи атомных применение
Дефект масс изотопов.
.Закон Эйнштейна о
ядер.
пропорциональности массы и энергии.
Дефект масс и энергия связи атомных
ядер.

1

95/7

Ядерные реакции.

Ядерные реакции. Экзо- и эндотермические реакции.

1

96/8

Деление и синтез ядер. Источники
энергии Солнца и звезд.

Деление и синтез ядер. Термоядерная
реакция. Источники энергии Солнца и
звезд.

1

97/9

Влияние радиоактивных излучений
на живые организмы.

Влияние радиоактивных излучений на
живые организмы.

1

98/10

Ядерная энергетика. Экологические
проблемы работы атомных
электростанций.

99/1

Геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира.
Строение и эволюция Вселенной.

93/5

94/6

Проблемы и перспективы развития
ядерной энергетики. Экологические
проблемы работы атомных
электростанций.
* Ядерные реакторы России.
* Уроки Чернобыля
Строение и эволюция Вселенной (3часа)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы. Теория "Большого взрыва".
Строение Вселенной. Эволюция
Вселенной.

1

1

1

100/2

Состав, строение, происхождение
Солнечной системы. Физическая
природа Солнца и звезд.

101/3

Физическая природа небесных тел
Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Галактика. Мир Солнечной системы. Схема Галактики.
Угловая скорость вращения Галактики.
галактик.
Мир галактик. Виды галактик. Причины
различия галактик. Эволюция галактик.
РЕЗЕРВ – 1 час.

Солнечная система. Строение Солнца и 1
основные процессы, протекающие на его
поверхности,
происхождение
Солнечной системы. Классификация
звезд по физическим характеристикам.
Физическая природа Солнца и звезд.
Термоядерные реакции, механизм их
протекания.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».