Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 30.08.2021 Приложение №41 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 класс Планируемые результаты Личностные результаты: В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей); • ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках наглядной геометрии. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению геометрии; • умение выбирать желаемый уровень математических результатов; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции. Метапредметные образовательные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: • совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности; • анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия); • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; • применять приемы самоконтроля при решении геометрических задач; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно ставить учебные цели; • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Ученик получит возможность научиться: • брать на себя инициативу в решении поставленной задачи; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей); • осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты; • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; • формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов; • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • самостоятельно давать определение понятиям; • строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Предметные результаты В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум: -знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других; - изображать знакомые фигуры по их описанию; - выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах; - иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; - измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие; - выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений; - вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы; - проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса; - пользоваться геометрической символикой; - устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам Основные умения и навыки: - владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира; - умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур; - построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий); - пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков; - умение анализировать свойства геометрических фигур; - складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур; - умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии; - конструирование объемных фигур; - умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера; - построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат; - использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач; - развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности; - умение использовать теоретические знания в практической работе; Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № Название темы Количес Содержание тво часов 1. Введение в геометрию, 4 часа. 1 Математические исследования. 1 *История Первые шаги в геометрии. геометрии 2 Простейшие геометрические фигуры. 1 3 4 Угол. Виды углов. Углы. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. 1 1 2. Фигуры на плоскости, 4 часа. 5 Конструирование на плоскости и в пространстве. 1 возникновения Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Виды углов Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. *История возникновения градусов Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Треугольник. Виды треугольников. 1 Треугольник. Практическая работа «Виды треугольников». 8 Треугольник. Построение треугольников. 3. Фигуры в пространстве, 4 часа. 9 Пространство и размерность. 1 10 Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. 1 11 12 Куб и его свойства. Куб и его свойства. Развертка куба. 1 1 6 7 4. Занимательная геометрия, 3 часа. 13 Задачи на разрезание и складывание фигур. 14 Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. 15 Геометрические головоломки. Танграм. 5. Многогранники, 2 часа. 16 Правильные многогранники. Теорема Эйлера. 17 Правильные многогранники. 6. Измерение величин, 7 часов 18 Измерение длины, единицы измерения. 1 1 1 1 1 1 1 1 19 Старинные меры длины. Составление 1 кроссворда. 20 Площадь. Единицы измерения 1 Изображение симметричных фигур. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. *Воспитание графической культуры школьников Треугольник, виды треугольников Треугольник, виды треугольников Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. *Пространственные тела в архитектуре Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур Разрезание и составление геометрических фигур Разрезание и составление геометрических фигур * История возникновения головоломки Танграм Правильные многоугольники. Правильные многогранники. * Исторический вклад ученого математика Архимеда Правильные многогранники Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины Понятие площади фигуры; площадей. 21 Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности. 1 22 Прямоугольный параллелепипед. Объем. Единицы измерения объема. 1 23 Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба». 1 24 Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. 1 7. Окружность, 4 часа 25 Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда 1 26 Замечательные кривые. Кривые линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда. 1 27 Окружность. Геометрические узоры. 1 28 Окружность. Геометрические узоры. Практическая работа «Геометрический орнамент». 1 8. Занимательная геометрия, 6 часов 29 Топологические опыты. единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры Площадь прямоугольника, квадрата Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. *Формирование критического мышления и навыков самооценки в процессе решения задач в группах и фронтально Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций * Многообразие применения темы «Окружность» в повседневной жизни» 1 30 Практическая работа «Топологические опыты». 1 31 Задачи со спичками. 1 32 Оригами. 1 33 Практическая работа «Оригами». 1 34 Зашифрованная переписка. 1 Всего: 34 * Исторический вклад ученого математика Евклида * Вклад Фридриха Фрёбеля в развитие оригами Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. Важны внешние мотивирующие подкрепления. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Создание ситуации успеха на занятии. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.