Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №43

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
5 класс

Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:










объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать
зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе
от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения
людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности.
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег,
в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой
страны; ¸ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления
расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.

Обучающийся получит возможность научиться:








поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности.
самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других
людей в решении повседневных финансовых задач;
самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой
грамотности.
анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых
финансовых решений о расходах;
понимать, при каких условиях можно одалживать деньги

Личностные результаты изучения курса Основы финансовой грамотности:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения
семьи;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение
таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса Основы финансовой грамотности:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения.

Содержание учебного предмета
Вводный урок. (1 ч). Для чего нужна Финансовая грамотность?
Тема 1. (2 ч). Основы Финансовой грамотности
Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Тема 2. (4 ч.) Деньги - что это такое?
Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег,
перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и
недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему
бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет
центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег - преступление
потребности.
Тема 3. (8 ч.) Доходы и расходы семьи.
Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности
труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем
руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной
плате. Расходы семьи. Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать
направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на
разные товары и услуги. Семейный бюджет. Составлять семейный бюджет на условных
примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по
которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия
превышения расходов над доходами.
Тема 4. (5 ч.) Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких
событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять,
почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему
человеку, сравнивать различные виды страхования.
Тема 5. (5ч.) Семья и государство: как они взаимодействуют.
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа
«Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект
«Государство – это мы».
Тема 6. (7 ч.) Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы
по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым
занимаются подростки». Проект «Личный финансовый план».
Обобщение (1 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю. Всего 34 часа.
№ урока
1

2
3

4-5

6

7

8
9
10
11
12
13

Тема
Вводный урок. Для чего
нужна Финансовая
грамотность?

Содержание

Для чего нужна Финансовая
грамотность?
*Овладение начальными навыками
адаптации в мире финансовых
отношений
Тема 1 «Основы финансовой грамотности»
Почему так важно изучать
Финансовая грамотность,
финансовую грамотность?
благосостояние, финансовое поведение.
* Осознание необходимости развития
От чего зависит
собственной финансовой грамотности
благосостояние семьи.
для участия в повседневном принятии
финансовых решений в своей семье.
Тема 2 «Деньги - что это такое»
Что такое деньги и откуда
Объяснять проблемы бартерного обмена,
они взялись. Современные
описывать свойства предмета, играющего
деньги России и других
роль денег, перечислять виды денег,
стран.
приводить примеры товарных денег,
сравнивать преимущества и недостатки
Интерактивная беседа
разных видов денег, составлять задачи с
«Драгоценные металлы.
денежными расчетами, объяснять,
Монеты. Купюры».
почему бумажные деньги могут
Учебные мини – проекты
обесцениваться, знать, что денежной
«Деньги».
системой страны управляет центральный
банк, объяснять, почему изготовление
фальшивых денег - преступление
потребности.
* Понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия
семейного бюджета от грамотности
принимаемых в семье финансовых
решений. Уметь объяснять назначение
денег, в том числе историю их
возникновения
Тема 3 «Доходы и расходы семьи»
Из чего складываются
Описывать и сравнивать источники
доходы семьи.
доходов семьи, виды заработной платы,
знать особенности труда
Учимся считать семейные
несовершеннолетних, объяснять, как
доходы
связаны профессии и образование,
Творческое задание
объяснять, чем руководствуется человек
«Доходы семьи»
при выборе профессии, объяснять
Как появляются расходы
причины различий в заработной плате.
семьи
Расходы семьи. Объяснять причины, по
Работа со статистикой
которым люди делают покупки,
«Расходы семьи»
описывать направления расходов семьи,
Викторина «Предметы

Кол-во
часов
1

1
1

2

1

1

1
1
1
1
1
1

14
15

16

17-18

19-20
21

22-23
24
25
26

27-28
29
30
31-32

первой необходимости»
Викторина «Товары
длительного пользования»
Решение практических
задач «Услуги.
Коммунальные услуги»
Ролевая игра «Семейный
бюджет».

классифицировать виды благ,
рассчитывать доли расходов на разные
1
товары и услуги. Семейный бюджет.
Составлять семейный бюджет на
1
условных примерах, сравнивать доходы и
расходы и принимать решения, объяснять
причины, по которым люди делают
1
сбережения, описывать формы
сбережений, описывать последствия
превышения расходов над доходами.
* Из чего могут складываться
планируемые расходы и доходы
семейного бюджета. Излагать своё
мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
Тема 4 «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься»
Особые жизненные
Риски потери денег и имущества и как
2
ситуации и как с ними
человек может от этого защититься.
справиться
Описывать события, существенно
влияющие на жизнь семьи, определять
Страхование
2
последствия таких событий для бюджета 1
Практическая работа.
семьи, различать обязательное и
Принципы работы
добровольное страхование, объяснять,
страховой компании
почему существует обязательное
страхование, почему государство платит
заболевшему человеку, сравнивать
различные виды страхования.
* Понимание роли страхования и
сбережений для решения финансовых
проблем человека и семьи в особых
жизненных ситуациях.
Тема 5 «Семья и государство: как они взаимодействуют»
Налоги. Виды налогов
Мини-исследование «Налоги».
2
Аналитическая работа «Виды налогов».
Социальные пособия
1
Познавательная беседа «Социальные
Социальные выплаты
1
пособия».
Решение
экономических
задач
Государство - это мы
1
«Социальные выплаты». Проект
«Государство – это мы».
* Умение объяснять, как собираются
налоги и на что они расходуются.
Осознание важности уплаты каждым
гражданином страны налогов, т.к. они
идут на обеспечение необходимых благ
для людей.
Тема 6 «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье»
Банковская карта. Виды
Решение проблемной ситуации «Как
2
банковских карт
спасти деньги от инфляции». Творческое
Как умно управлять своими задание «Банковские услуги».
1
Практическая работа «Вклады
деньгами.
(депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Как сделать сбережения
1
Залог».
Составление
бизнес-плана
Кредиты. Виды кредитов
2

33
34

Личный финансовый план
Обобщение по курсу
«Основы финансовой
грамотности»

«Собственный бизнес». Ролевая игра
1
«Возможности работы по найму и
1
собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая
игра «Примеры бизнеса, которым
занимаются подростки». Проект
«Личный финансовый план».
* Осознание ответственности
потребителя (заемщика) за выбор банка и
банковских услуг, в том числе, кредита.
Уметь объяснять, какие услуги оказывает
банк и как можно пользоваться ими, в
том числе, кредитом. Определение
элементарных проблем в области
семейных финансов и путей их решения.
Умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности.

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение
следует осуществлять постепенно.
 Создание ситуации успеха на занятии.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Введение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
 При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные
условия:
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
 Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных
навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
 Повтор инструкции.

Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
Речевой образец или начало фразы.
Демонстрация действий.
Подбор по аналогии, по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных
действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним
относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или)
словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.








Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».