Рабочая программа Основы финансовой грамотности 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №48

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
7 класс

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса:
• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление
и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных
действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа
финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов
личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере
материалов данного курса;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения задач данного курса;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической,
фактической и аналитической финансовой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты
• применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с финансовыми средствами;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на финансовые средства;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе
полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Содержание
Вводный урок (1ч). Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность».
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – независимый регулятор
финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.
Тема 1. Личное финансирование (3 ч). Человеческий капитал, финансы, финансовые
цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы
(номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит,
профицит, баланс.
Тема 2. Банк и банковские продукты (6 ч). Деньги. История и функции денег. Как
преумножаются деньги. Сбережения, инфляция, банк, банковский счет, вкладчик,
депозит, депозитный договор, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат,
финансовые риски. Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), виды
кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), финансовые риски
заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история,
коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Тема 3. Страхование (4 ч). Для чего нужно страхование, как оно работает.
Возможные риски в жизни современного человека. Виды страхования.

Тема 4. Налоги (2 ч). Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет
и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы,
порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Обобщение (1 ч).
Всего – 17 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
0,5 час в неделю. Всего 17 часов.
№
урока
1

2

3

4

5
6

7

8

9

10

Тема

Содержание

Значение финансовой грамотности в
современном социуме.
Тема 1: Личное финансирование (3 ч)
Человеческий
Человеческий капитал. Способы принятия
капитал.
решений в условиях ограниченности ресурсов.
* Воспитание прагматичной оценки своих
способностей.
Личные финансы и
Личные финансы и личный бюджет.
личный бюджет.
Структура, способы составления и
планирования личного бюджета.
Личный финансовый план: финансовые цели,
стратегия и способы их достижения. Деловой
практикум. Составляем личный финансовый
план и бюджет.
* Воспитание бережного отношения к
финансовым средствам.
Семейный бюджет.
Структура семейного бюджета: доход, расход,
способы экономии.
* Воспитание экономного отношения к
ресурсам семьи.
Тема 2. Банк и банковские продукты (6 ч)
Деньги.
История и функции денег. Как преумножаются
деньги.
Банк и банковские
Обзор банковских продуктов. Как собирать и
продукты.
анализировать информацию о банке и
банковских продуктах.
Влияние инфляции на Что такое инфляция и как она влияет на
депозиты.
стоимость активов. Управление рисками по
депозиту.
Кредиты, их виды.
Кредиты, виды банковских кредитов для
физических лиц. Принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность)
Плата за кредит.
Из чего складывается плата за кредит. Как
собирать и анализировать информацию о
кредитных продуктах.
Кредитный договор.
Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и
анализировать кредитный договор. Кредитная
Вводный урок

Кол-во
часов
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

11
12
13
14

15
16

история. Кредит как часть личного финансового
плана. Практикум: кейс «Покупка машины»
Тема 3. Страхование (4 ч)
Что такое страхование Для чего нужно страхование, как оно работает.
и как оно работает.
Виды страхования.
Возможные риски в жизни современного
человека. Виды страхования.
Договор страхования. Практикум: «Страхование в моей семье»
Тема 4. Налоги (2ч)
Для чего платят
Для чего платят налоги. Как работает налоговая
налоги.
система в РФ.
* Воспитание активной гражданской позиции.
Виды налогов.
Какие налоги платят граждане РФ.
Обобщение. Деловая
Деловая игра «Мой уровень финансовой
игра.
грамотности»
Итого:

1
2
1

1
1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».