Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утвержден приказом №211 от 31.08.2021 Приложение №42 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПУТЬ К УСПЕХУ 5 класс Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты 1. Знание возрастной динамики становления способности к восприятию другого человека, роли индивидуальных различий в восприятии человека человеком 2. Понимание психологических механизмов формирования первого впечатления о другом человеке, его значения для установления взаимоотношений между людьми. 3. Формирование представления о типах отношений между людьми, о формах проявления отношения к другому человеку в словах, поступках, мимике, жестах 4. Умение правильно интерпретировать информацию, получаемую при непосредственном наблюдении за человеком. 5. Формирование представления об особенностях общения при различных видах коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях, основанных на взаимности, взаимодействии. 6. Формирование понятия потребности в общении, осознание своей потребности и своих характерных особенностей в общении. 7. Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии отношений между людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к другим людям. 8. Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии и антипатии между людьми. Формирование представления о дружбе и товариществе как высших формах проявления человеческой симпатии, о чувстве любви как высшем человеческом чувстве. 9. Осознание роли основных психических процессов в понимании другого человека. 10. Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как факторов, препятствующих пониманию другого человека. 11. Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных критериев понимания и оценки другого человека 12. Формирование представления о том, как на понимание другого человека влияют возраст и профессия. Личностные результаты 1. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 2 7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. Смысловое чтение; 8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) Содержание курса На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Наш опыт работы показывает, что среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества. 3 На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используем приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. Введение (1 час) Цели и задачи курса. принятие правил поведения. Мобилизация внутреннего ресурса. Профилактика проблем адаптации Диагностический блок (3 часа) Диагностика самооценки, тревожности, эмоционального состояния, уровня агрессии. Новичок в средней школе (6 часов) Возрастные изменения пятиклассников. Ответственность человека за свои чувства и мысли. Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Отношениях учитель – ученик. Развитие представлений о дружественном общении между собой. Формирование представлений о бесконфликтном общении в классном коллективе Тренинг партнерского общения (6 часов) Представление собственных качествах личности. Самопознание. Способы снятия эмоционального напряжения. Самооценка. Факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки. Что такое жизненные ценности и внутренний мир человека. Виды проявления 4 1. 2. 3. 4. 5. агрессии. Способы безвредной разрядки отрицательной энергии. Правильное и нормативное общение. Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростов. Подведение итогов Подвести итоги полученных представлений Методы и техники, используемые в программе Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Метафорические истории и притчи. Условия проведения и оборудование: класс или другое просторное помещение, стулья, доска или листы ватмана, фломастеры, старые газеты, ручки, тетради для записи учащимися информации, памятки по мини – лекциям для учащихся 5 Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания № урока Тема урока Содержание Кол-во часов 1 1 1 2 Введение Диагностический блок Зачем человеку занятия психологией Диагностика самооценки, тревожности учащихся. 3 Диагностический блок 1 4 5 6 7 Диагностический блок Я – пятиклассник Понимаем ли мы друг друга? Мир эмоций Диагностика эмоционального состояния учащихся. * Как бороться с негативными эмоциями Диагностика уровня агрессии учащихся.. Возрастные изменения пятиклассников Ответственность человека за свои чувства и мысли * Ответственность и/или безответственность? Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека 8 Мир эмоций Представления о рефлексии эмоциональных состояний 1 9 10 Наши учителя Ищу друга 1 1 11 Я и мой класс 12 Моя индивидуальность Отношения учитель – ученик Развитие представлений о дружественном общении между собой * Понятия «Приятель», «Друг», «Дружба» Формирование представлений о бесконфликтном общении в классном коллективе * Бесконфликтное общение с окружающим мировм Самопознание. Снятие эмоционального напряжения. 13 Какой я и чем я отличаюсь от остальных Что такое самооценка? Самопознание. Снятие эмоционального напряжения. * Отличительные особенности каждого человека 1 Понятие самооценки. Факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки 1 15 Агрессия 1 16 17 Способы разрядки агрессии Как мы говорим? 18 Итоговое Виды агрессии. Последствия агрессивного поведения * Последствия агрессивного поведения. Как справиться с агрессией. Способы безвредной разрядки отрицательной энергии. Правильное и нормативное общение. Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростков * Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростков Подведение итогов работы за курс 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. • Важны внешние мотивирующие подкрепления. • Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. • Создание ситуации успеха на занятии. • Благоприятный климат на уроке. • Опора на эмоциональное восприятие. • Введение физминуток через 15-20 минут. • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. • Точность и краткость инструкции по выполнению задания. • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. • При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. • Индивидуальная помощь в случаях затруднения. • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. • Повтор инструкции. • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). • Речевой образец или начало фразы. • Демонстрация действий. • Подбор по аналогии, по противопоставлению. • Чередование легких и трудных заданий (вопросов). • Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности. 7