Рабочая программа Путь к успеху 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №42

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПУТЬ К УСПЕХУ
5 класс

Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты
1.
Знание возрастной динамики становления способности к восприятию другого
человека, роли индивидуальных различий в восприятии человека человеком
2.
Понимание психологических механизмов формирования первого впечатления о
другом человеке, его значения для установления взаимоотношений между людьми.
3.
Формирование представления о типах отношений между людьми, о формах
проявления отношения к другому человеку в словах, поступках, мимике, жестах
4.
Умение
правильно
интерпретировать
информацию,
получаемую
при
непосредственном наблюдении за человеком.
5.
Формирование представления об особенностях общения при различных видах
коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях, основанных на взаимности,
взаимодействии.
6.
Формирование понятия потребности в общении, осознание своей потребности и своих
характерных особенностей в общении.
7.
Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии отношений между
людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к другим людям.
8.
Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии и антипатии
между людьми. Формирование представления о дружбе и товариществе как высших формах
проявления человеческой симпатии, о чувстве любви как высшем человеческом чувстве.
9.
Осознание роли основных психических процессов в понимании другого человека.
10.
Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как факторов,
препятствующих пониманию другого человека.
11.
Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных критериев понимания
и оценки другого человека
12.
Формирование представления о том, как на понимание другого человека влияют
возраст и профессия.
Личностные результаты
1.
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
6.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2

7.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
8.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
9.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
1.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2.
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные
возможности её решения;
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
7.
Смысловое чтение;
8.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

Содержание курса
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой
сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в
пространстве школы.
У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им
важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить
первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на
первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Наш опыт работы
показывает, что среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном
этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении
опыта сотрудничества.
3

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у
пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса,
установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими
сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной
стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не
относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей
доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности.
Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей.
На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя
состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить
следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам,
ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.
Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность,
аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном
кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие
достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации
пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и
правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача
ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку.
На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств.
Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных
ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со
школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных
навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается
работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные
способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используем приемы,
позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у
детей в различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5
классе. Подводятся итоги групповой работы.
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. принятие правил поведения. Мобилизация внутреннего ресурса.
Профилактика проблем адаптации
Диагностический блок (3 часа)
Диагностика самооценки, тревожности, эмоционального состояния, уровня агрессии.
Новичок в средней школе (6 часов)
Возрастные изменения пятиклассников. Ответственность человека за свои чувства и
мысли. Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Отношениях учитель – ученик.
Развитие представлений о дружественном общении между собой. Формирование
представлений о бесконфликтном общении в классном коллективе
Тренинг партнерского общения (6 часов)
Представление собственных качествах личности. Самопознание. Способы снятия
эмоционального напряжения. Самооценка. Факторы, влияющие на формирование адекватной
самооценки. Что такое жизненные ценности и внутренний мир человека. Виды проявления
4

1.
2.
3.

4.

5.









агрессии. Способы безвредной разрядки отрицательной энергии. Правильное и нормативное
общение. Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростов.
Подведение итогов
Подвести итоги полученных представлений
Методы и техники, используемые в программе
Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например,
обиженный и обидчик; учитель и ученик).
Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое
любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в
рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как
«Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость»,
«Гнев», «Обида»).
Моделирование образцов
поведения. Поскольку тревожность и
страхи
перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка
адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на
преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить
поведенческий репертуар ребенка.
Метафорические истории и притчи.

Условия проведения и оборудование:
класс или другое просторное помещение,
стулья,
доска или листы ватмана,
фломастеры,
старые газеты,
ручки, тетради для записи учащимися информации,
памятки по мини – лекциям для учащихся

5

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы
воспитания
№
урока

Тема урока

Содержание

Кол-во
часов
1
1

1
2

Введение
Диагностический блок

Зачем человеку занятия психологией
Диагностика самооценки, тревожности учащихся.

3

Диагностический блок

1

4
5
6
7

Диагностический блок
Я – пятиклассник
Понимаем ли мы друг
друга?
Мир эмоций

Диагностика эмоционального состояния учащихся.
* Как бороться с негативными эмоциями
Диагностика уровня агрессии учащихся..
Возрастные изменения пятиклассников
Ответственность человека за свои чувства и мысли
* Ответственность и/или безответственность?
Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека

8

Мир эмоций

Представления о рефлексии эмоциональных состояний

1

9
10

Наши учителя
Ищу друга

1
1

11

Я и мой класс

12

Моя индивидуальность

Отношения учитель – ученик
Развитие представлений о дружественном общении между
собой
* Понятия «Приятель», «Друг», «Дружба»
Формирование представлений о бесконфликтном общении в
классном коллективе
* Бесконфликтное общение с окружающим мировм
Самопознание.
Снятие эмоционального напряжения.

13

Какой я и чем я
отличаюсь
от
остальных
Что
такое
самооценка?

Самопознание. Снятие эмоционального напряжения.
* Отличительные особенности каждого человека

1

Понятие самооценки. Факторы, влияющие на формирование
адекватной самооценки

1

15

Агрессия

1

16
17

Способы
разрядки
агрессии
Как мы говорим?

18

Итоговое

Виды агрессии. Последствия агрессивного поведения
* Последствия агрессивного поведения. Как справиться с
агрессией.
Способы
безвредной
разрядки отрицательной
энергии.
Правильное и нормативное общение. Сленг и ненормативная
лексика в жизни младших подростков
* Сленг и ненормативная лексика в жизни младших
подростков
Подведение итогов работы за курс

14

1
1
1
1

1

1

1
1

1

6

Организация специальных условий получения образования обучающихся с
ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
• Важны внешние мотивирующие подкрепления.
• Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует
осуществлять постепенно.
• Создание ситуации успеха на занятии.
• Благоприятный климат на уроке.
• Опора на эмоциональное восприятие.
• Введение физминуток через 15-20 минут.
• Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
• Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
• Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
• При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
• Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
• Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
• Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
• Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
• Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
• Повтор инструкции.
• Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
• Речевой образец или начало фразы.
• Демонстрация действий.
• Подбор по аналогии, по противопоставлению.
• Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
• Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных
действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним
относятся следующие умения: - умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность
выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или)
словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».