Рабочая программа Трудные вопросы информатики 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждено приказом
№211 от 30.08.2021
Приложение №65

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИКИ
9 класс

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

Выпускник научится:
- различать основные алгоритмические конструкции языка программирования;
- оперировать инструментами среды программирования;
- составлять несложные программы и тестировать правильность их работы;
- оперировать понятиями «высказывания», «умозаключения»;
- различать логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквивалентность;
- строить таблицы истинности;
- применять логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквивалентность) для проверки истинности и ложности сложных
высказываний;
- представлять и переводить числа в различных системах счисления.

Выпускник получит возможность научиться:
- решать задания ОГЭ по информатике на программирование;
- решать задания ОГЭ по информатике на логику;
- решать задачи на кодирование информации.

Содержание учебного курса
Введение в Паскаль (3 часа)
Структура программы на Паскале. Стиль записи программы, использование
комментариев. Алфавит языка. Типы данных. Константы. Переменные.
Операции. Операнды. Арифметические выражения. Стандартные функции.
Правила записи арифметических выражений.
Линейные задачи (3 часа)
Простые команды. Оператор присваивания. Команды ввода-вывода.
Организация ввода данных с клавиатуры.
Линейные алгоритмы и организация программы линейной структуры. Примеры
программ линейной структуры.
Условный оператор (4 часа)
Запись условного оператора (разветвляющейся структуры) на алгоритмическом
языке, языке блок-схемы и на Паскаль. Операторные скобки. Оператор выбора.
Циклы (5 часов)
Три вида циклов. Цикл с параметром. Циклы с постусловием и предусловием.
Вложенные циклы.
Формы познания и мышления (2 часа)
Логика. Возникновение и развитие логики, роль логики в повышении культуры
мышления. Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение,
доказательство.
Законы алгебры логики (4 часов)
Логические операции конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация,
эквивалентность. Таблицы истинности логических операций. Логические
выражения. Равносильные логические выражения. Построение таблиц
истинности для составных высказываний. Задания из Демо-версий ОГЭ.
Составление таблиц истинности на составные высказывания в электронных
таблицах.
Математическая логика в решении задач (4 часов)
Способы решения логических задач. Решение логических задач с
использованием таблиц. Решение логических задач на перебор возможных
вариантов. Решение логических задач из Демо-версий ОГЭ. Обобщенные
способы решения логических задач.
Системы счисления и кодирование информации (9 часов)
Представление числовой информации в различных системах счисления.
Компьютерное представление числовой информации.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические
вычисления в различных системах счисления.
Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов.
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в
графическом редакторе. Кодирование звуковой информации.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания

№ урока
1

2-3

4

5-6

Содержание урока

Тема урока
Введение в Паскаль (3 часа)
Структура программы на
Питоне. Алфавит языка.

Типы данных. Арифметические
выражения. Стандартные
функции.
Линейные задачи (3 часа)
Простые команды. Оператор
присваивания. Команды вводавывода.
Линейные алгоритмы. Решение
линейных задач.

Колич
ество
часов

Структура программы на Питоне. Стиль
записи
программы,
использование
комментариев. Алфавит языка.
*Формирование
алгоритмического
мышления – основа программирования.
Типы данных. Константы. Переменные.
Операции. Операнды. Арифметические
выражения. Стандартные функции. Правила
записи арифметических выражений.

1

Простые команды. Оператор присваивания.
Команды ввода-вывода. Организация ввода
данных с клавиатуры.
Линейные алгоритмы и организация
программы линейной структуры. Примеры
программ линейной структуры.

1

1

2

2

Условный оператор (4 часа)
7

Запись условного оператора.
Операторные скобки.

8

Оператор выбора.

Запись условного оператора
(разветвляющейся структуры) на
алгоритмическом языке, языке блок-схемы и
на Питоне. Операторные скобки.
Оператор выбора. Понятие селектора.

Решение задач на ветвление.

Решение задач на ветвление.

2

Три вида циклов. Цикл с параметром (две
формы). Шаг цикла.
Циклы с постусловием и предусловием.
Условие выполнения циклов.
Вложенные циклы. Примеры структур.

1

Логика. Возникновение и развитие логики,
роль логики в повышении культуры
мышления.
*Значение логического мышления для
человека
Формы мышления: понятие, высказывание,
умозаключение, доказательство.

1

9-10
11
12-13
14-15

16

17

Циклы (5 часов)
Цикл с параметром.
Циклы с постусловием и
предусловием.
Вложенные циклы.
Формы
познания
мышления
(2 часа)
Логика. Возникновение и
развитие.

Формы мышления.
Законы алгебры логики

1

2
2

и

1

(4 часа)
Логические операции. Таблицы Логические операции конъюнкция,
истинности
логических дизъюнкция, инверсия, импликация,
операций.
эквивалентность. Таблицы истинности
логических операций.
Логические выражения.
Логические
выражения.
Равносильные
Построение таблиц истинности логические выражения. Построение таблиц
для составных высказываний.
истинности для составных высказываний.
Составление таблиц истинности
на составные высказывания в
электронных таблицах.
Логические законы и правила
Логические законы и правила
преобразования логических
преобразования логических выражений:
выражений.
законы де Моргана, двойного отрицания,
коммутативности, ассоциативности,
дистрибутивности. Правила преобразования
логических выражений.
Математическая логика в
решении задач (4 часа)
Способы решения логических задач. Решение
Решение логических задач с
логических
задач с использованием таблиц.
использованием таблиц.
*Умение выбрать способ решения задачи
Решение логических задач на
Решение логических задач на перебор
перебор возможных вариантов. возможных вариантов.
Решение логических задач из
Решение логических задач из Демо-версий
Демо-версий ОГЭ.
ОГЭ. Обобщенные способы решения
логических задач.
Системы счисления и кодирование информации (9 часов)

1

Представление
числовой Дискретная форма представления
информации
в
различных информации. Представление числовой
системах счисления.
информации в различных системах
счисления.
Виды систем счисления.
*История возникновения систем счисления.
Значение для человека.
Компьютерное представление Компьютерное представление числовой
числовой информации
информации. Двоичное кодирование.
Перевод
чисел
из
одной Перевод чисел из одной системы счисления
системы счисления в другую и в другую и арифметические вычисления
арифметические вычисления в двоичных чисел.
различных системах счисления.

1

30-31

Кодирование
текстовой Компьютерное представление текстовой
информации.
Определение информации.
числовых кодов символов

2

32-33

Кодирование
графической Кодирование графической информации
информации. Установка цвета в (пиксель, растр, кодировка цвета,
палитре RGB в графическом видеопамять).
редакторе.

2

18

19

20

21

22

23
24-25

26

27
28-29

1

1

1

1

1
2

1
2

34

Кодирование
информации.

звуковой Кодирование
звуковой
информации.
Решение задач на запись звуковых файлов с
различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации).

1

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует
осуществлять постепенно.
 Создание ситуации успеха на занятии.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Введение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
 При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные
условия:
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
 Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных
навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
 Повтор инструкции.
 Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
 Речевой образец или начало фразы.
 Демонстрация действий.
 Подбор по аналогии, по противопоставлению.
 Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
 Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных
действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним
относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или)
словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».