Рабочая программа Учимся общаться 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики,
математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №47

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ
7 класс

Планируемые результаты изучения курса Предметные результаты
1. Знание возрастной динамики становления способности к восприятию
другого человека, роли индивидуальных различий в восприятии человека
человеком
2. Понимание психологических механизмов формирования первого
впечатления о другом человеке, его значения для установления
взаимоотношений между людьми.
3. Формирование представления о типах отношений между людьми, о
формах проявления отношения к другому человеку в словах, поступках,
мимике, жестах
4. Умение правильно интерпретировать информацию, получаемую при
непосредственном наблюдении за человеком.
5. Формирование представления об особенностях общения при различных
видах коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях,
основанных на взаимности, взаимодействии.
6. Формирование понятия потребности в общении, осознание своей
потребности и своих характерных особенностей в общении.
7. Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии
отношений между людьми, обеспечивающем подлинно гуманное
отношение к другим людям.
8. Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии
и антипатии между людьми. Формирование представления о дружбе и
товариществе как высших формах проявления человеческой симпатии, о
чувстве любви как высшем человеческом чувстве.
9. Осознание роли основных психических процессов в понимании другого
человека.
10. Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как
факторов, препятствующих пониманию другого человека.
11. Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных
критериев понимания и оценки другого человека
12. Формирование представления о том, как на понимание другого человека
влияют возраст и профессия.
Личностные результаты
1. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
2

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества.
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.

1.

2.

3.

4.
5.

6.
7.
8.

Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
3

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
10. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТ–
компетенции);
Содержание программы Тема
1. Что значит – «я подросток».
1. Осуждение правил групповой работы.
2. Создание условий для осознания подростками происходящих с ними
психологических изменений.
Тема 2. Диагностика
Определение уровня тревожности, самооценки, эмоционального состояния,
уровня агрессии
Тема 3. Мои эмоции. Эмоциональный словарь. Чувства «полезные» и
«вредные».
1. Создание условий для обращения подростков к телесному опыту
переживания эмоций.
2. Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций
Тема 4. Нужно ли управлять своими эмоциями? Что такое «запретные
чувства»?
1. Создание условий для анализа подростками необходимости управления
собственными эмоциями как свободного выбора.
2. Актуализация запроса на информацию о способах управления своими
чувствами.
3. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства
Тема 5. Что такое страх?
1. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в
общении; анализ психологической природы страха.
2. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Тема 6. Злость и агрессия. Как справиться со злостью?
1. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту
агрессии.
2. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
4

Тема 7. Обида
1. Создание условий для осознания подростками психологической природы
обиды.
2. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных
отношений на основе обращения к личному опыту.
Тема 8. Что такое эмпатия? Зачем мне она нужна?
1. Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций.
2. Создание условий для развития эмпатии учащихся.
Тема 9. Способы выражения чувств.
1. Анализ возможного поведения и чувств
конфликтной ситуации.
2. Формулирование механизма безопасного
конструктивного выражения претензий.

сторон

в

потенциально

выражения чувств

и

Тема 10. Тренировка «Я – высказываний».
Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования
«Я - высказываний».
Тема 11. Комплименты.
Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать
комплименты.
Тема 12. Я - это я, и это замечательно
Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках
психологии в 7 классе.
Подведение итогов.
Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках
психологии в 7 классе.

5

Тематическое планирование по курсу «Учимся
общаться»
7 класс (0,5 часа в неделю)
№
урока

Тема урока

Содержание

Кол-во
часов

1

Введение

Что значит «я подросток»?

1

2

Диагностический блок

Диагностика самооценки, тревожности
учащихся.

1

3
4

Диагностический блок
Диагностический блок

Определение типа личности.
Диагностика уровня агрессии учащихся.

1
1

5

Мои эмоции

Эмоциональный словарь.

1

6

Мои эмоции

Чувства «полезные» и «вредные».

1

7

Мои эмоции

1

8

Что такое страх?

9

Злость и агрессия

Нужно ли управлять своими эмоциями? Что
такое «запретные чувства»?
*Учимся управлять своими эмоциями.
Определение понятия страха (тревоги). Анализ
психологической природы страха.
Определение понятий злости и агрессии.
*Как справиться со злостью.

10

12

Что такое эмпатия?

Разрядка агрессивных тенденций в поведении
(вербальных и невербальных).
Определение понятия обиды и её последствий
для межличностных отношений.
*Как простить обиду.
Диагностика уровня эмпатии.

1

11

Как справиться со
злостью?
Обида

13

Развиваем эмпатию

1

14

Способы выражения
чувств

15

Тренировка «Я –
высказываний»

Исследование учащимися уровня своей
эмпатии.
*Создание условий для развития эмпатии.
Формулирование механизма безопасного
выражения чувств и конструктивного
выражения претензий.
Формирование навыков «Я – высказываний».

16

Комплименты

1

17

Я — это я, и это замечательно

Как выражать и принимать комплименты
*Учимся говорить и принимать комплименты
Изучение способов рефлексии.

18

Итоговое

Подведение
материала

1

итогов

изучения

учебного

1
1

1

1

1

1

1

6

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
• Важны внешние мотивирующие подкрепления.
• Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение
следует осуществлять постепенно.
• Создание ситуации успеха на занятии.
• Благоприятный климат на уроке.
• Опора на эмоциональное восприятие.
• Введение физминуток через 15-20 минут.
• Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
• Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
• Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
• При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные
условия:
• Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
• Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных
навыков.
• Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
• Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
• Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
• Повтор инструкции.
• Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
• Речевой образец или начало фразы.
• Демонстрация действий.
• Подбор по аналогии, по противопоставлению.
• Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
• Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных
учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные
действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность
выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и
(или) словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».