Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 30.08.2021 Приложение №112 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 класс Планируемые результаты изучения курса Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать электронные таблицы для решения учебной задачи, использовать формулы, встроенные функции для решения вычислительных задач; строить диаграммы; использовать табличные базы данных, создавать простую базу данных, создавать запросы, удовлетворяющие определенному условию; записывать на выбранном языке программирования простейшие программы для решения учебных задач. Выпускник получит возможность: создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Содержание учебного предмета Понятие алгоритма Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Этапы решения задачи на компьютере. Использование таблиц при решении учебных задач Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ. Встроенные функции. Логические функции. Организация вычислений в ЭТ. Диаграмма как средство визуализации данных. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных. Простые запросы. Общие сведения о языке программирования Паскаль Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы. Организация ввода и вывода данных. Решение линейных задач. Ветвление. Составной оператор. Программирование циклических алгоритмов. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Пр. №1 «Основы работы в электронных таблицах» Пр.№2» «Использование встроенных функций» Пр.№3 «Вычисления в электронных таблицах» Пр. №4 «Визуализация данных» Пр. №5 «Проектирование и создание однотабличной базы данных» Пр.№6 «Простые запросы» Пр. №7 «Ввод и вывод данных» Пр.№8 «Программирование линейных алгоритмов» Пр. №9 «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Пр.№10 «Различные варианты программирования циклического алгоритма» Тематическое планирование Номер урока Тема урока 1 Понятие алгоритма Содержание Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Этапы решения задачи на компьютере. Колич ество часов 1 2-3 4-5 6 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Основные режимы работы ЭТ. ПР№1 Пр. №1 «Основы работы в электронных таблицах» Встроенные функции Пр.№2 Встроенные функции. ПР№2 «Использование встроенных функций» Логические функции Логические функции. 2 2 1 Организация вычислений в ЭТ. Пр.№3 «Вычисления в электронных таблицах» Диаграмма как средство визуализации данных. Пр. №4 «Визуализация данных» 2 Реляционные базы данных Реляционные базы данных. Система управления базами данных. 2 13-14 Создание базы данных. ПР№5 2 15-16 Простые запросы Создание базы данных. Пр. №5 «Проектирование и создание однотабличной базы данных» Простые запросы. 17-18 Простые запросы. ПР№6 Пр.№6 «Простые запросы» 2 Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы. 2 Организация ввода и вывода данных. Пр. №7 «Ввод и вывод данных» Решение линейных задач. Пр.№8 «Программирование линейных алгоритмов» Ветвление. Пр. №9 «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Составной оператор. 2 Программирование циклических алгоритмов. Пр.№10 «Различные варианты программирования циклического алгоритма» Программирование циклических алгоритмов. 2 7-8 Организация вычислений в ЭТ. ПР№3 9-10 Диаграмма как средство визуализации данных. ПР№4 11-12 19-20 Алфавит и словарь языка. 21-22 Структура программы. 23-24 Организация ввода и вывода данных.ПР№7 25-26 Решение линейных задач. ПР№8 27-28 Ветвление. ПР№9 29-30 Составной оператор. 31-32 Программирование циклических алгоритмов.ПР№10 33-34 Программирование циклических алгоритмов. 2 2 2 2 2 2 2 Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. Важны внешние мотивирующие подкрепления. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Создание ситуации успеха на занятии. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.