Положение о наставничестве в Школе № 2.pdf

Подписано цифровой
подписью: Р.Ф. Калиенко
DN: cn=Р.Ф. Калиенко, o=школа
№2, ou=должность: директор,
email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2022.03.29 09:34:01 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
(Школа № 2)
624760, Свердловская область, г.Верхняя Салда, ул. Энгельса д. 87 корп2, тел. (34345) 5-59-00
E-mail: vs_school2@mail.ru
ОКПО 55160357, ОГРН 1026600784902, ИНН/КПП 6607008202 / 662301001

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 13.10.2020 года № 249
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в Школе № 2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в Школе №2 (далее - положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства
просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для организаций, осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества Школы № 2 (далее школа), осуществляющая образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)"
и
"Успех
каждого
ребенка"
национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности
наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы
наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в школе.
2.8.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует
обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.)

3.

Цели и задачи наставничества

3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации
В современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней
образования и молодых специалистов Школы № 2.
3.2.
Основными задачами школьного наставничества являются:

разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;

разработка и реализация программ наставничества;

реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;

инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;

осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;

проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;

формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного
образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1.
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2.
Руководство деятельностью наставничества осуществляют кураторы, заместители директора
школы по учебно – воспитательной работе.
4.3.
Кураторы целевой модели наставничества назначаются приказом директора школы.
4.4.
Реализация наставнической программы происходит через работу кураторов с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
кураторами, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими
информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
4.6.
Наставляемым могут быть обучающиеся:

проявившие выдающиеся способности;

демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавшие в трудную жизненную ситуацию;

имеющие проблемы с поведением;

не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива.
4.7.
Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.

4.8. Наставниками могут быть:

обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

родители обучающихся – активные участники родительских советов;

выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;

сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;

успешные предприниматели или общественные
деятели,
которые
чувствуют
потребность передать свой опыт;


ветераны педагогического труда.
4.9.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и
их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами
наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве
на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества.
5.1.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества:
«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
5.2.
Представление программ наставничества по указанным формам на ученической конференции,
педагогическом совете и родительском совете.
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.

Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.

Регулярные встречи наставника и наставляемого.

Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
5.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи – планировании.
6.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
6.2.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального
роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Обязанности наставника:

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава Школы № 2, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.

Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого
диалога.

Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.

Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, указывать на риски и
противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие
у
наставляемого своего индивидуального видения.


Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать,
подталкивать и ободрять его.

Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его
поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора

Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с
предложениями и выводами.
8. Права наставника:

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.

Защищать профессиональную честь и достоинство.

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.

Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.

Получать психологическое сопровождение.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого:

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава Школы № 2, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.

Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.

Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.

Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.

Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.

Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», "Наставник+";

Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.

Доска почета «Лучшие наставники».

Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся развития школы.




12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в Школе № 2;
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;






целевая модель наставничества в Школе № 2.
Дорожная карта внедрения системы наставничества в Школе № 2.
Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества в Школе № 2.
Приказ об организации
«Школы наставников» с утверждением
программ и графиков обучения наставников.

Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».

Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».