Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

ПРИНЯТО
педагогическим советом Школы № 2
Протокол от 19.04.2022 № 12

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от 21.04. 2022 № 115/1

Положение
о формах, периодичности, порядке текущего контроля, успеваемости
и промежуточной аттестации учащихся 1 – 11-х классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школы № 2 с углублённым изучением физики,
математики, русского языка и литературы»
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о формах, периодичности и промежуточной аттестации
учащихся (далее – Положение) разработано в соответствии:
- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с ч.1 ст.58, ч.9 ст.58, п.11 ч.3 ст.28, п.10 ч.3 ст.28);
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 №197 – ФЗ;
государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования", утв. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования", утв. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Уставом образовательного учреждения;
- основными образовательными программами начального общего образования, основного
общего образования, среднего общего образования.
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы
внутришкольного мониторинга качества образования и отражают динамику индивидуальных
образовательных достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения
основной
общеобразовательной
программы
школы
(образовательными
программами
соответствующего уровня).
1.4. Образовательные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и
промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный
план класса, в котором они обучаются.
1.

1

1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют
педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными
нормативными актами школы.
1.6. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть) являются документальной
основой для составления отчета о самообследовании.
1.7. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации являются участниками образовательных отношений: педагоги, учащиеся
и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления ОУ, экспертные
комиссии при проведении лицензирования и аккредитации, учредитель.
1.8. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся принимается
(рассматривается и рекомендуется к утверждению) педагогическим советом образовательного
учреждения, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, утверждается
директором школы.
2. Текущий контроль
2.1. Текущему контролю подлежат учащиеся 1-11 классов образовательного учреждения.
2.2. Цель текущего контроля успеваемости заключается:
- в определении степени освоения учащимися образовательной программы соответствующего
уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам,
дисциплинам учебного плана во всех классах;
- коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин в зависимости от
результатов анализа темпа, качества, особенностей изучаемого материала;
- предупреждения неуспеваемости.
2.3 Текущий контроль успеваемости проводится: поурочно, по темам в форме диагностики
(стартовой, промежуточной, итоговой), устных и письменных ответов, защиты проектов,
результатов физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития, а также
по учебным четвертям, полугодиям.
2.4. Результаты обучения по предметам ФГОС оцениваются по пятибалльной системе.
2.5. Учащимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения
учащимися 1-х классов программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.
Текущий контроль успеваемости в 1 классах осуществляется без фиксации образовательных
результатов в виде отметок по 5-балльной шкале и использует только положительную и не
различаемую по уровню фиксацию
Во 2- х - 11 классах – пятибалльная система отметки: 5» (отлично), «4» (хорошо), «3»
(удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно) «1» - (балл за невыполненную работу).
2.6. Для факультативных курсов вводится оценивание "зачет", "незачет", как оценка усвоения
материала за учебный период; элективные (вариативные) курсы или предметы формируемой части
образовательных отношений могут оцениваться как по пятибалльной системе, так и по системе
«зачет», «незачет», что отражается в рабочей программе педагога.
2.7.Промежуточная аттестация проводится: 2-9 классах по предметам с недельной нагрузкой 1
час и более – по четвертям, менее 1 часа, а также по вариативным курсам – по полугодиям, в 10-11
классах – по полугодиям.
2.8.Итоговые отметки за четверть и полугодие выставляются как среднее арифметическое
текущих отметок, которых должно быть не менее трёх, с учётом качества знаний учащихся по
контрольным, лабораторным и практическим работам.
2.9. Отметка за четверть (полугодие) выставляется по правилам математического округления.
2.10. Учащиеся, получающие начальное общее, основное общее и среднее общее образование
на дому в 2-11 классах, аттестуются по предметам обязательной части учебного плана
образовательного учреждения, включенным в индивидуальный учебный план, по 5-балльной
оценочной системе. Учащиеся, получающие начальное общее образование на дому в 1 классе,
аттестуются только по предметам обязательной части учебного плана образовательного учреждения,
включенным в индивидуальный учебный план на основе качественной оценки.

2

2.11. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных
общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных
заведениях.
2.12. Учащиеся, пропустившие 2/3 учебного времени и более, не аттестуются. Вопрос об
аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке директором школы по
согласованию с родителями учащихся.
2.13. Форму текущего контроля учитель определяет самостоятельно в рабочей программе по
предмету с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала, используемых им
образовательных технологий, технологий контроля уровня освоения ФГОС.
2.14. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются
по пятибалльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный
журнал к следующему уроку, за исключением отметок за творческие работы по русскому языку и
литературе в 5-11-х классах – не позднее чем через 7 дней после их проведения.
При проведении работы повторно отметка выставляется в журнал рядом с предыдущей.
2.15. В течение одного учебного дня в одном классе может проводиться не более одной
контрольной работы. Оценочные процедуры не проводятся на первом и последних уроках (за
исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот
урок является первым или последним в расписании). Ситуации замещения полноценного учебного
процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных
заданий конкретной оценочной процедуры должны быть исключены. Не используются для
проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии.
2.16. Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определяется ее моделью, формой
организации занятий, особенностями выбранного направления. Оценивание внеучебных достижений
учащихся в ОУ осуществляется согласно «Положению о внеурочной деятельности в Школе № 2».
3. Промежуточная аттестация учащихся
3.1. Освоение основной образовательной программы, в том числе, отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса сопровождается промежуточной аттестацией.
3.2 Целью промежуточной аттестации учащихся является определение степени освоения ими
учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам в рамках освоения
образовательных программ общего образования по уровням образования за учебный год.
3.3. Формы промежуточной аттестации:
- годовая отметка;
- итоговое сочинение (изложение) для учащихся 11 классов как условие допуска к
государственной итоговой аттестации;
- итоговое устное собеседование по русскому языку для учащихся 9 классов как условие
допуска к государственной итоговой аттестации;
- защита итогового индивидуального проекта для учащихся 9 классов.
3.4. Не аттестованным считается учащийся, указанный в п. 2.12. настоящего Положения.
3.5. Учащиеся 1-11 классов аттестуются по всем предметам по окончании учебного года.
Годовая отметка по предмету выставляется учащимся 2-11классов, имеющим не менее 2-х итоговых
четвертных отметок или 1-ой полугодовой отметки. Учащиеся 1-ых классов аттестуются по итогам
учебного года на основе качественной оценки.
3.6. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных (полугодовых)
отметок, при среднем арифметическом 2,5, 3,5 или 4,5 вычисляется среднее арифметическое всех
текущих отметок в течение года.
3.7.Учащемуся, имеющему менее 2-х четвертных отметок или 1-ой полугодовой отметок в 1011 классах, годовая отметка в баллах не выставляется. Такой ученик считается не аттестованным по
данному предмету.
3.8.Учащийся, имеющий неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, признаётся имеющим академическую задолженность.

3

3.9. Перевод учащихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета
в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения.
3.10. Результаты промежуточной аттестации являются предметом анализа и обсуждения на
заседаниях методических объединений, педагогических консилиумах, малых педсоветах,
педагогическом совете (см. Приложение 1 «Формы и методы оценки учащихся 1-4 классов в
соответствии с требованиями ФГОС НОО»; Приложение 2 «Формы и методы оценки учащихся 5-6ых классов в соответствии с требованиями ФГОС OОО»; Приложение 3 «Критерии и нормы
оценочной деятельности»).
3.11. В случае несогласия учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) с выставленной
отметкой за четверть (полугодие, год) по предмету учащиеся, их родители (лица, их заменяющие)
обращаются с письменным заявлением на имя директора школы. На основании письменного заявления родителей в соответствии с приказом по образовательному учреждению собирается конфликтная
комиссия, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося
определяет соответствие выставленной оценки по предмету фактическому уровню его знаний.
Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в
личном деле учащегося.
4. Академическая задолженность. Перевод учащихся в следующий класс
4.1. Переводу в следующий класс подлежат учащиеся 1-3, 5-8, 10 классов. Учащиеся 4, 9-х
классов завершают освоение программ начального, основного общего образования и имеют право
продолжить обучение на следующем уровне.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью.
4.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4.4. Образовательное учреждение, родители (законные представители) несовершеннолетнего
учащегося, обеспечивающие получение учащимся общего образования в форме семейного
образования, создают условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и
обеспечивают контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз
в сроки, определяемые педагогическим советом образовательного учреждения, в пределах одного
года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются
время болезни учащегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и
родам.
4.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз решением педагогического
совета создается комиссия.
4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.
4.8. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам
учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам.
4.9. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
4.10. Учащиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные
сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательном
учреждении.
4.11. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в ОУ не предусмотрена.

4

5. Хранение информации о результатах текущей и промежуточной аттестации
5.1. Результаты текущей и промежуточной аттестации фиксируются учителями в электронном
журнале в системе «Дневник.ру», права доступа к информации в данной системе разграничены для
разных категорий участников образовательного процесса: педагогов, учащихся,
родителей
(законных представителей), администраторов, руководителей.
5.2. По завершению учебного года электронный вариант классного журнала распечатывается на
бумажном носителе.
5.3. Классные журналы на бумажных носителях по окончанию учебного года подлежат
хранению в архиве Школы № 2.
5.4. При отсутствии в архиве места для хранения, но не ранее чем через 5 лет, из классных
журналов изымаются сводные ведомости успеваемости учащихся, прошиваются в соответствии с
правилами хранения документов, и впоследствии подлежат хранению только сводные ведомости, а
классные журналы уничтожаются с составлением акта уничтожения документа.
6. Заключительные положения
1. Изменения и дополнения в данное положение принимаются в соответствии с Уставом Школы
№2.

5

Приложение 1
Формы и методы оценки учащихся 1-4 классов
в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 1-4 классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа,
тестирование и другие формы.
В связи с реализацией ФГОС НОО в 1-4 классах проводятся следующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:

оцениваются личностные, метапредметные, предметные результаты образования учащихся начальных классов, используя комплексный
подход;

организуется работа по накопительной системе оценки в рамках «Портфолио достижений» учащихся 1-4-х классов по трём
направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку,
математике, окружающему миру;
- материалы, характеризирующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах,
конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за
выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и диагностической работе на межпредметной основе).
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по
возможности ставится отдельная отметка.
«Портфолио достижений учащегося» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учащегося
в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учащимся своих текущих
достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфолио достижений» пополняется и оценивается учащимся. Учитель раз в полугодие пополняет небольшую обязательную часть
(после контрольных работ), а в остальном обучает учащегося порядку пополнения портфолио основным набором материалов и
их оцениванию по качественной шкале: «удовлетворительно», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО вводятся «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня
действий (умений), которыми должен и может овладеть учащийся. Таблицы вводятся в конце 1 класса. В таблице отметки выставляются в
графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-балльной системе.
Используются три группы таблиц:

таблицы предметных результатов – литературное чтение (1-4 классы), русский язык (1-4 классы), математика (1-4 классы), окружающий
мир (1-4 классы), технология (1-4 классы), изобразительное искусство (1-4 классы);

таблицы метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные действия (1, 2, 3-4 классы), познавательные
универсальные учебные действия (1, 2, 3-4 классы), коммуникативные универсальные учебные действия (1-2, 3-4 классы);

таблицы личностных неперсонифицированных результатов (1-2, 3-4 классов).

6

Отметки заносятся в таблицы предметных результатов один раз в год в конце учебного года.
Используются следующие критерии оценивания метапредметных результатов по признакам двух уровней успешности:
- необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия
и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в программе.
- повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации либо
использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение
действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.
Определение итоговых оценок:

предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов);

итоговая оценка за первый уровень образования определяется на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных
результатов.

7

Приложение 2
Формы и методы оценки учащихся
в соответствии с требованиями ФГОС OОО
В соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО вводятся таблицы метапредметных результатов: регулятивные универсальные
учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия и таблицы
личностных неперсонифицированных результатов.
Для метапредметных и личностных результатов используются следующие критерии оценивания по признакам двух уровней
успешности:
- необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия
и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в программе.
- повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации либо
использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету); умение
действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

8

ТАБЛИЦЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Тест 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – таблица результатов (заполняется в электронном виде)

9

Тест 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – таблица результатов (заполняется в электронном виде)

10

Тест 3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД – таблица результатов (заполняется в электронном виде)

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».