Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Утверждена приказом
№244 от 30.08.2022
Приложение № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Решение задач с параметрами
10-11 класс
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
- применять основные методы и приемы решения задач с параметрами;
- понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений:
- владеть техникой алгебраических преобразований;
- использовать различные методы и приемы при решении уравнений и неравенств с
параметрами;
- использовать свойства функций при решении уравнений и неравенств с параметрами;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений,
свойств функций, производной;
- выполнять расчеты практического характера;
- проводить доказательные рассуждения, логические обоснования, делать выводы;
- использовать различные языки математики для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
- иметь свою точку зрения, отстаивать её посредством математики как универсального
языка науки;
- проверять и оценивать результаты своей работы, соотносить их с поставленной задачей,
с личным жизненным опытом;
- самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, обобщать и
систематизировать полученную информацию, интегрировать ее в личный опыт.
Ученик получит возможность научиться:
- решать широкий класс задач из различных разделов курса;
- применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса,
а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- овладеть поисковой и творческой деятельностью при решении задач повышенной
сложности и нетиповых задач;
- планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность: выполнять и
самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на
математическом материале;
- использовать и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных
случаев и результатов эксперимента;
- строить и исследовать математические модели для описания и решения прикладных
задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни.
Содержание.
I.
Линейные уравнения и неравенства с параметрами.
Введение. Понятие уравнения и неравенства с параметрами. Линейное уравнение с
параметром. Решение линейных уравнений. Линейное неравенство с параметром.
Линейное неравенство с параметром. Решение линейных неравенств с параметром.
II.
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами.
Квадратное уравнение с параметром. Исследование количества корней квадратного
уравнения, содержащего параметр. Использование теоремы Виета. Аналитический способ
решения квадратных уравнений с параметром. Графический способ решения квадратных
уравнений с параметром. Квадратное неравенство с параметром. Аналитический способ
решения квадратных неравенств. Графический способ решения квадратных неравенств.
Решение квадратных уравнений и неравенств.
III.
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства с параметрами.
Дробно-рациональные уравнения с параметрами. Иррациональные уравнения с
параметрами. Решение рациональных и иррациональных уравнений, содержащих
параметр. Дробно-рациональные неравенства, содержащие параметр. Иррациональные
неравенства.
IV.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.
Свойства степени. Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений,
содержащих параметр. Решение показательных неравенств, содержащих параметр.
Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических
уравнений, содержащих параметр. Решение логарифмических неравенств, содержащих
параметр.
V.
Тригонометрия и параметры.
Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами.
Тригонометрические уравнения, содержащие параметр. Тригонометрические неравенства,
содержащие параметр. Область значений тригонометрических функций.
VI.
Производная и ее применение.
Касательная к графику функции. Экстремумы. Монотонность. Задачи на нахождение
наибольшего и наименьшего значений функции. Построение графиков функций.
Поурочное планирование с учётом программы воспитания
II. Квадратные уравнения и неравенства с
параметрами (18 часов)
I. Линейные уравнения и неравенства с параметрами (8 часов)
Тема
Введение. Понятие
уравнения и
неравенства с
параметрами
№ урока
Содержание с учетом программы воспитания
1
Иметь первоначальное представление о параметре;
знать определение уравнения и неравенства с
параметром; понимать, что значит решить уравнение
или неравенство с параметром; иметь представление
о записи ответа, как составной части решения
уравнения
2
Знать
определение
линейного
уравнения
с
параметром, общие подходы при решении линейного
уравнения с параметром; уметь определять
«контрольные» значения параметра;
решать
линейные уравнения в общем, виде
3-4
Исследовать количество решений уравнения в
зависимости от значений параметра; знать и
применять алгоритм решения линейных уравнений;
решать уравнения, сводящиеся к линейным, а также
линейно-кусочные уравнения;
5-6
Знать определение линейного неравенства с
параметром; применять алгоритм решения неравенств
с параметром; решать стандартные линейные
неравенства, простейшие неравенства с параметрами
7-8
Исследовать полученный при решении неравенства
ответ; обрабатывать результаты, полученные при
решении; решать неравенства сводящиеся к
линейным; применять свойства линейной функции
при решении линейных неравенств с параметрами
графическим способом
9-10
Знать определение квадратного уравнения с
параметром,
решать
простейшие
квадратные
уравнения, содержащие параметр
Исследование
количества
корней
квадратного уравнения,
содержащего параметр
11-12
Исследовать
количество
корней
квадратного
уравнения в зависимости от его дискриминанта;
применять теорему Виета при исследовании
квадратного уравнения, содержащего параметр;
Использование
теоремы Виета
13-14
Линейное уравнение с
параметром
Решение линейных
уравнений
Линейное неравенство
с параметром
Решение линейных
неравенств
Квадратное уравнение с
параметром
Аналитический способ
решения
квадратных
уравнений
с
параметром
15-16
Применять алгоритм решения квадратного уравнения
с параметром; уметь определять «контрольные»
значения параметра при решении квадратного
уравнения, которые приводят к качественному
изменению уравнения; выполнять проверку, в том
случае, когда могут появиться посторонние корни
Графический
способ
решения
квадратных
уравнений
с
параметром
Квадратное
неравенство
параметром
19-20
Решать
простейшие
квадратные,
неравенства
содержащие
параметр;
уметь
определять
«контрольные» значения параметра при решении
квадратного неравенства, которые приводят к его
качественному изменению
21-22
Использовать
различные
способы
решения
квадратных неравенств с параметром, в том числе
решать неравенства с параметрами методом
интервалов
23-24
Изображать на координатной плоскости множества
решений неравенств, содержащих параметры в
плоскости xOy и в плоскости xOa
25-26
Выбирать наиболее рациональный способ решения
уравнения или неравенства; знать и применять
различные методы решения квадратных уравнений и
неравенств, в том числе аналитический, графический
и графо-аналитический способы
с
Аналитический способ
решения
квадратных
неравенств
Графический
способ
решения
квадратных
неравенств
Решение
квадратных
уравнений
и
неравенств
IV. Показательные и
логарифмические
III. Рациональные и иррациональные уравнения
уравнения и неравенства с
и неравенства с параметрами (22 часа)
параметрами
17-18
Использовать свойства квадратичной функции при
решении квадратных уравнений; описывать по
графику поведение и свойства квадратичной функции
Дробно-рациональные
уравнения
с
параметрами
27-28
Иррациональные
уравнения
параметрами
с
29-30
Решение рациональных
и
иррациональных
уравнений,
содержащих параметр
31-32
Дробно-рациональные
неравенства,
содержащие параметр
33-34
Иррациональные
неравенства
35-36
Свойства
степени.
Свойства
показательной функции
37-38
Решение
показательных
уравнений,
содержащих параметр
39-40
Решение
показательных
41-42
Находить область допустимых значений уравнения и
отбирать в соответствии с ней корни уравнения;
выполнять преобразование дробно-рационального
уравнения к рациональному; понимать, в каких
случаях происходит переход к уравнению следствию,
а в каких к равносильному уравнению; обрабатывать
результаты, полученные при решении. Чтобы
исключить посторонние корни, находить значение
параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, т.
е. решать соответствующие уравнения относительно
параметра.
Использовать
различные
способы
решения
рациональных и иррациональных
уравнений с
параметром; выбирать наиболее рациональный
способ решения; мотивированно обосновывать свой
выбор; самостоятельно решать поставленные задачи
Знать свойства степени, свойства показательной
функции; применять эти свойства при решении
показательных уравнений и неравенств, в частности,
множество значений и монотонность показательной
функции; анализировать условие задачи; знать
основные приемы решения показательных уравнений
и неравенств с параметрами; уметь графически
интерпретировать
решение
уравнения
или
неравенства
неравенств,
содержащих параметр
Свойства логарифмов и
логарифмической
функции
43-44
Решение
логарифмических
уравнений,
содержащих параметр
45-46
VI. Производная и ее применение (12 ч)
V. Тригонометрия и параметры (8 часов)
Решение
логарифмических
неравенств,
содержащих параметр
47-48
Использование
основных
свойств
тригонометрических
функций в задачах с
параметрами
49-50
Тригонометрические
уравнения, содержащие
параметр.
51-52
Тригонометрические
неравенства,
содержащие параметр.
53-54
Область
значений
тригонометрических
функций.
55-56
Касательная к графику
функции
57-58
Экстремумы.
Монотонность
59-60
Задачи на нахождение
наибольшего
и
наименьшего значений
функции
61-62
Построение
функций
63-64
графиков
Решение задач по всему
курсу
Знать
свойства
логарифмов,
свойства
логарифмической функции; применять эти свойства
при решении логарифмических уравнений и
неравенств, в частности, область определения и
монотонность логарифмической функции. Находить
область определения логарифмического уравнения и
неравенства и соотносить с ней полученное решение;
анализировать условие задачи; знать основные
приемы решения логарифмических уравнений и
неравенств с параметрами; уметь графически
интерпретировать
решение
уравнения
или
неравенства
65-68
Сформировать
умение
использовать
свойства
тригонометрических
функций
при
решении
тригонометрических уравнений и неравенств с
параметрами; выполнять проверку в том случае, если
происходит расширение области определения
уравнения; использовать числовую окружность при
решении
неравенств;
исследовать
множество
решений уравнений и неравенств; решать уравнения и
неравенства
с
применением
графических
представлений; правильно записывать ответ
Решать прикладные задачи, в том числе социальноэкономические и физические, на наибольшие и
наименьшие значения, на нахождение скорости и
ускорения с применением аппарата математического
анализа.
Понимать
геометрический
смысл
производной,
находить
угловой
коэффициент
касательной. Решать уравнения и неравенства с
параметрами с помощью производной; исследовать
функции с помощью производной, строить графики
функций, выполнять преобразования графиков
2 часа – резервное время.