Рабочая программа курса внеурочной деятельности Работа с текстом 10 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№244 от 30.08.2022
Приложение № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
РАБОТА С ТЕКСТОМ
10 класс

Результаты освоения курса
Личностные результаты:
– готовность к самостоятельной творческой деятельности;
– способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения и
выработке собственной позиции по отношению к общественной проблеме, исследуемой в
тексте, на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
– гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– готовность и способность к образованию на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
– владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи.
Познавательные:
– владение предметными понятиями: текст, формы и качества словесного выражения,
стилистические возможности языковых средств, средства художественной
изобразительности, видоизменения авторского повествования,
лингвостилистический анализ текста;
– критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание
и фиксирование противоречий в информационных источниках;
– нахождение и приведение критических аргументов в отношении действий и суждений
другого; спокойное и разумное восприятие критических замечаний в отношении
собственного суждения, рассматривая их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные:
– осуществление деловой коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми,
подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернутое, логичное и точное изложение своей точки зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– выстраивание деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных
оценочных суждений.

Предметные результаты:
Обучающийся на базовом уровне научится:
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения и осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Содержание программы

Тема 1. Понятие о тексте. (6 часов)
Текст как явление употребления языка. Значение слова текст. Лингвистический подход к
тексту. Текст как результат употребления языка. Определение текста. Признаки текста:
выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность или
структурность, лингвистическая организованность. Текст как основная единица общения.
Композиция текста. Тема и содержание. Восстановление информационного содержания
текста. Тема и идея текста. Смысловой анализ текста.
Тема 2. Формы и качества словесного выражения. (7 часов)
Возможности словесного выражения темы. Понятие форм словесного выражения.
Выражения устные и письменные. Выражения диалогические и монологические.
Взаимодействие форм словесного выражения. Функциональнные стили. Типы речи.
Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые
средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения
рассуждения.. Создание текста по структурной модели.
Тема 3. Средства художественной выразительности. (5 часов)
Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Фигуры:
анафора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое
восклицание. Стилистические фигуры, нахождение в текстах-образцах стилистических
фигур, выявление их роли. Стилистические ресурсы грамматики.
Тема 4. Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)
Различные толкования структуры текста. Система текста. Система категорий, образующих
структуру текста. Предмет лингвостилистического анализа текста. Пути и приёмы
лингвостилистического анализа текста. Лингвостилистический анализ текста научного
или научно–популярного стиля речи. Лингвостилистический анализ текста
публицистического стиля речи. Лингвостилистический анализ текста художественного
стиля. Основная функция художественной литературы-воздействие через художественный
образ.
Тема 5. Работа над созданием собственного текста (сочинения)( 8 часов) Этапы
выполнения задания с развернутым ответом ( сочинение), Композиция сочинениярассуждения. Проблемы в художественных и публицистических текстах. Способы
выявления проблемы в тексте, способы формулировки проблемы Авторская позиция и

способы аргументации авторской позиции. Практикум по написанию сочинения. Работа
над сочинение- рассуждением.
Тематическое планирование с учётом программы воспитания
№ урока

Тема урока

Содержание урока
Понятие о тексте (6 часов)
1
Лингвистический подход к
Текст как явление
тексту
употребления языка.
Значение слова текст.
Текст как результат
употребления языка.
Определение текста.
2
Текст как основная единица
Признаки текста:
общения
выраженность,
отграниченность,
связность, цельность,
упорядоченность или
структурность,
лингвистическая
организованность
3-4
Композиция текста. Тема и
Разновидности текстов по
содержание
тематике и содержанию.
Структура текста
5-6
Идея текста. Смысловой анализ
Проблематика текстов
текста
разных стилей. Практика:
смысловой анализ текста
Формы и качества словесного выражения. (7 часов)
8

Возможности словесного
выражения темы

9-10

Функциональнные стили

11

Типы речи. Повествование

15-17

Средства выразительности
и их стилистические
возможности

1

1

2

2

Понятие словесного выражения
темы. Выражения устные и
письменные. Выражения
диалогические и монологические.
Взаимодействие форм словесного
выражения
Работа с текстом разных
функциональных стилей
Языковые средства выражения
повествования
Языковые средства описания
Языковые средства рассуждения
Структура текста ( практикум)

1

Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Тропы:метафора, метонимия,
синекдоха. Фигуры: анафора,
антитеза, градация, оксюморон,
риторический вопрос,
риторическое восклицание.

3

Описание
Рассуждение
Создание текста по
структурной модели
Средства художественной выразительности. (5 часов)
12
13
14

Кол-во часов

2
1
1
1
1

Стилистические фигуры,
нахождение в текстах-образцах
стилистических фигур, выявление
их роли. Стилистические ресурсы
грамматики.
18-19

Анализ текста

Работа с текстом (практикум)

2

Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)
20

Различные толкования
структуры текста.

Предмет лингвостилистического
анализа текста

1

21

Пути и приемы
лингвостилистического
анализа текста
Лингвистический анализ
текста

Система категорий, образующих
структуру текста.

1

Лингвостилистический анализ
текста научного или научно–
популярного стиля речи.
Лингвостилистический анализ
текста публицистического стиля
речи. Лингвостилистический
анализ текста художественного
стиля

3

Анализ текста

Работа с текстом (практикум)

1

22-24

25-26

Работа над созданием собственного текста (сочинения)(8 часов)
Этапы выполнения
задания с развернутым
ответом ( сочинение)
Проблемы в
художественных и
публицистических текстах

Композиция сочинения рассуждения

2

Способы выявления проблемы в
тексте, способы формулировки
проблемы

2

31-32

Авторская позиция и
способы аргументации
авторской позиции

Умение находить авторскую
позицию и аргументировать свои
рассуждения

2

33-34

Практикум по написанию
сочинения

Работа над сочинением рассуждением

2

27-28

29-30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».