Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности 5, 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Шпаковская Л.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы финансовой грамотности
для обучающихся 5, 7 классов

г. Верхняя Салда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 5,7 класса составлена на
основе положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ».
Актуальность программы определяется тем, что вопросы грамотного финансового
поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского
общества. В «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ»
отмечается, что «низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное
благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств», а также, что «российскому
потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с
возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые
финансовые риски на государство (патернализм), пассивное отношение населения к
контролю за личными финансами, низкий уровень финансовой дисциплины». Одним из
условий улучшения ситуации является изучение вопросов финансовой грамотности в
образовательных организациях.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
направлены на формирование специальных компетенций в области управления личными
финансами у учащихся. Реализация данной программы способствует формированию
личности социально-развитого,
критически
мыслящего, конкурентоспособного
выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя
ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Важным условием реализации рабочей программы является ее практикоориентированный характер. Он достигается путем введения уроков-практикумов,
реализацию мини-проектов по финансовой грамотности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по финансовой грамотности изучается на базовом уровне.
Тематическое планирование рассчитано на 17 часов за год (0,5 часа в неделю) в 5 классе и
17 часов (0,5 часа в неделю) в 7 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА обращено к подростковому возрасту,
посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.
Особого внимания требует использование в учебном процессе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Учитель должен представлять себе их
образовательные возможности и, в то же время, отчётливо осознавать границы их
применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Содержание программы составлено с учётом возрастных особенностей учащихся и
имеет преемственный характер. Программа 7 класса дополняет и расширяет знания,
полученные в 5 классе.

5 класс
Вводный урок. (1 ч). Введение в курс «Финансовая грамотность». Для чего нужна
Финансовая грамотность. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
Тема 1. (2 ч). Основы Финансовой грамотности
От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение своё и
окружающих.
Тема 2. (3ч.) Личное финансирование. Человеческий капитал, финансы, финансовые
цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы.
Тема 3. (5 ч.) Деньги - что это такое?
Почему возникла необходимость в появлении денег? Выявить проблемы бартерного
обмена, что использовалось в его качестве. Какими свойствами должны обладать деньги.
Виды денег, особенности современных денег. Преимущества и недостатки разных видов
денег. Решение задач с простыми денежными расчетами. Что такое ЦБ (Центральный
банк), его основные функции. Изготовление фальшивых денег – преступление,
преследуемое по Закону. Учебные мини-проекты «Деньги».
Тема 4. (5 ч.) Доходы и расходы семьи.
Доходы семьи, из чего они складываются. Какие есть возможности увеличения семейных
доходов. Каким образом подросток может в этом помочь. Расходы семьи, причины, по
которым люди совершают покупки, оплачивают счета. Доли расходов на разные товары и
услуги. Семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета на условных
примерах, сравнение доходов и расходов, принятие оптимального решения. Причины, по
которым люди делают сбережения, формы сбережений. Последствия превышения
расходов над доходами. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
Обобщение курса (1 ч.) Демонстрация мини-проектов «Моя финансовая грамотность»
Всего – 17 часов.
7 класс
Вводный урок (1ч). Содержание и назначение курса «Финансовая грамотность».
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – независимый регулятор
финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.
Тема 1. Личное финансирование (3 ч). Человеческий капитал, финансы, финансовые
цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы
(номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит,
профицит, баланс.
Тема 2. Банк и банковские продукты (6 ч). Деньги. История и функции денег. Как
преумножаются деньги. Сбережения, инфляция, банк, банковский счет, вкладчик,
депозит, депозитный договор, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат,
финансовые риски. Банковский кредит, заемщик, принципы кредитования (платность,
срочность, возвратность), виды кредитов по целевому назначению (потребительский,
ипотечный), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые
организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный
платеж по кредиту.

Тема 3. Страхование (4 ч). Для чего нужно страхование, как оно работает.
Возможные риски в жизни современного человека. Виды страхования.
Тема 4. Налоги (2 ч). Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет
и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения
(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты
налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Обобщение (1 ч).
Всего – 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания курса финансовой грамотности.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены
по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление
и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства;
• финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других
людей, системы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
экономических источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Должны обеспечить:
 сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
 понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества;
 сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской
культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов
сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и
инструментов;
 сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
 развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и
услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан изпод защиты Закона;
 владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные

суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую
информацию для решения практических задач в реальной жизни;
 умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя,
продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
 умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
 умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социальноэкономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической
политики государства.
7 класс
Должны обеспечить:
• умение применять полученные экономические знания для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей;
• умение использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с финансовыми средствами;
• умение применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• умение оценивать влияние инфляции на финансовые средства;
• умение применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
• умение оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• умение разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на
основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№
п/
п
1.

2.

3.
4.

Наименование разделов и тем Количество часов
Электронные
программы
всего контрольн практическ (цифровые)
ые
ие работы образовательные
ресурсы
работы
http://школа.вашифинан
Введение в курс «Финансовая 1
сы.рф
грамотность».
https://youtu.be/h0JV1VI
xaK4
https://www.youtube.com
Личное финансирование.
3
/watch?v=Zsc0VmzKFM
U&t=84s
http://школа.вашифинан
Основы
Финансовой 2
сы.рф
грамотности
Деньги - что это такое?
http://школа.вашифинан
5
сы.рф

5.

Доходы и расходы семьи.

5

6.

Обобщение курса

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 17
ПО ПРОГРАММЕ

https://youtu.be/eoCupST
1O5c ,
https://youtu.be/uLemsd
WRx9I
http://школа.вашифинан
сы.рф
https://youtu.be/XYEk0o
Q2TJM

0

0

7 класс
№
п/
п
1.
2.

3.

4.
5.

6.

Наименование разделов и тем Количество часов
Электронные
программы
всего контрол практически (цифровые)
образовательные
ьные
е работы
ресурсы
работы
https://youtu.be/h0JV1VI
Вводный урок.
1
xaK4
https://www.youtube.com
Личное финансирование.
3
/watch?v=Zsc0VmzKFM
U&t=84s
https://youtu.be/c3LjБанк и банковские продукты 6
sYoxw4,
https://youtu.be/ISLk337
Acv0
https://youtu.be/XlM_w8
Страхование.
4
z7504
https://youtu.be/LUnJf3N
Налоги.
2
6rYM ,
https://youtu.be/6OuKOj7
RoT4,
https://youtu.be/UUmw_2
aI5Ic
Обобщение курса.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 17
ПО ПРОГРАММЕ

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».