Рабочая программа курса Черчение и графика 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Тарасова В.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Черчение и графика
для обучающихся 7 классов

г. Верхняя Салда

Планируемые результаты
Ученик научится:
 осознано воспринимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации;
 представлять форму предметов и геометрических тел, их состав, структуру, размеры,
положение и ориентацию предметов в пространстве;
 правилам выполнения и чтения чертежей в соответствии с основными стандартами
ЕСКД;
 правилам выполнения шрифтов и чертежей;
 методам графического отображения геометрической информации (метод центрального и
параллельного проецирования);
 методу прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три плоскости
проекции;
 способам построения проекций;
 последовательности выполнения чертежа детали;
 простейшим геометрическим построениям;
 принципам построения наглядных изображений;
 основным правилам построения линий пересечения простейших геометрических образов;
 анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);
 отображать форму изделия выбирая необходимое число изображений (в том числе
главное изображение чертежа);
 читать и выполнять проекционные изображения, развѐртки простых геометрических тел и
моделей деталей;
 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
 анализировать графический состав изображений;
 выполнять геометрические построения (деление окружности на равные чести,
сопряжения);
 читать и выполнять чертежи несложных деталей, эскизы и наглядные изображения
предметов;
 Развивать визуально-пространственное мышление (осуществлять преобразования
простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию объекта в
пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже);
 Рационально использовать чертежные инструменты.
 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
 правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы
изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей
сборочной единицы;
 выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных
моделей и деталей;
 выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
 читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести
деталей;

2
















ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других
объектов;
читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями,
справочной литературой;
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
выполнять необходимые разрезы;
правильно определять необходимое число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования).
осознано воспринимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации;
развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое, динамическое и
пространственное представления;
развивать творческое мышление и формировать элементарные умения преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
опыту создания творческих работ с элементами конструирования;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
формировать стойкий интерес к творческой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:
 осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
 иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре,
размерах формы, положении и ориентации предметов в пространстве;
 правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения;
 развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.
 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
 основным правилам выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на
комплексных чертежах;
 условным обозначениям материалов на чертежах;
 познакомиться с основными типами разъемных и неразъемных соединений;
 условным изображениям и обозначениям резьбы на чертежах;
 особенностям выполнения чертежей общего вида и сборочных;
 условностям и способам упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
 особенностям выполнения архитектурно-строительных чертежей;
 способам построения развѐрток преобразованных геометрических тел; методам
вспомогательных секущих плоскостей

3

Содержание учебного предмета
7 класс
(34ч, по 1 ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении
размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение
и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и
окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на
равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и
прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения,
нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические
рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической
проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар
и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы
предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные
части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе
творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах.
Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
4

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
7 класс
№
урока

Тема

Содержание теоретической части

Кол ч

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

1

Введение. Учебный
предмет черчение.

Значение черчения в практической
деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные методы
выполнения чертежей с применением
компьютерных программ. Цели и задачи
изучения черчения в школе. Инструменты,
принадлежности
и
материалы
для
выполнения
чертежей.
Рациональные
приёмы
работы
инструментами.
Организация рабочего места.

1

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
2

Правила оформления
чертежей.

3

«Линии чертежа»

4

Сведения о
чертёжном шрифте

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
*Профессия дизайнер шрифта

1

5

Сведения о нанесении Некоторые сведения о нанесении размеров на
размеров
чертежах (выносная и размерная линии,
стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание
толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
«Чертёж плоской
Повторение теоретических знаний по изученным
детали»
темам

1

6

Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб,
основная надпись.
ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными
инструментами.

1

Линии чертежа. Применение и обозначение
масштаба.

1

1

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
7

Деление окружности
на равные части

Деление окружности на равные части
(деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12
частей).

1

8, 9

Сопряжения

10

«Чертёж детали с
использованием
геометрических
построений»

Сопряжения (сопряжения прямого,
острого и тупого углов, сопряжение
прямой и окружности, сопряжение дуг и
окружностей внешнее и внутреннее).
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и
тупого углов, сопряжение прямой и окружности,
сопряжение дуг и окружностей внешнее и
внутреннее). Построение сопряжения в контуре
детали.

2

1

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
11

Способы
проецирования

12

Проецирование
детали на три

Проецирование. Центральное и
параллельное проецирование.
Прямоугольныепроекции.
Выполнение изображений предметов на
одной,
двух
и
трех
взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.

1

1

плоскости проекций
13

Расположение видов
на чертеже. Местные
виды.

14

«Построение трёх
проекций предмета».

15

Получение и
построение
аксонометрических
проекций.

16

Аксонометрические
проекции
плоскогранных
предметов.
Аксонометрические
проекции предметов
имеющих круглые
поверхности.
Технический рисунок.

17

18

Расположение видов на чертеже и их
названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева.

1

Повторение по теме
«Проецирование детали на три плоскости
проекций».
Косоугольная фронтальная диметрическая
и прямоугольная изометрическая проекции.
Определение необходимого и достаточного
числа видов на чертежах. Понятие о
местных
видах
(расположенных
в
проекционной связи). Направление осей,
показатели искажения, нанесение размеров.
Понятие о техническом рисунке.

1

Аксонометрические проекции плоских и
объемных фигур. Построение
геометрических фигур по осям в
аксонометрических проекциях.
Эллипс как проекция окружности.
Построение овала. Способы построения
предметов имеющихкруглые поверхности
в изометрической проекции.
Технические
рисунки
и
аксонометрические
проекции
предметов.
Выбор
вида
—
аксонометрической
проекции
и
рационального способа ее построения.
Отличие технического рисунка от

1

1

1

1

аксонометрических проекций. Правила
построения технического рисунка.
19

Повторение темы
«Технический рисунок»
*Архитектурно- строительные чертежи.
Профессия архитектор.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)

«Технический
рисунок».

20, 21, 22 Анализ
геометрической
формы предмета.
Проекции
геометрических тел.

Анализ геометрической формы предметов.
Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические
тела — призмы, цилиндры, конусы,
пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел.

1

3

Проекции вершин,
ребер и граней
предмета
23

24

25

26

27

28

Основные геометрические тела, составляющие
формы деталей и предметов. Алгоритм анализа
геометрической формы предметов.
Чертежи развёрток
Развертывание поверхностей некоторых
поверхностей
тел.
Анализ
графического
состава
геометрических тел. изображений. Формулы для построения
развёртокгеометрических тел.
«Построение третьей
Выполнение эскиза детали (с натуры).
проекции по двум
Решение графических задач, в том числе
данным».
творческих. Определение необходимого и
достаточного числа изображений на
чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение
и
выполнение
чертежей,
содержащих
условности.
Решение
графических задач, в том числе творческих.
Повторение темы
«Проецирование предмета на три плоскости
проекций ».
Нанесение размеров с Нанесение размеров на чертежах с учетом
учётом формы
формы предметов. Использование знака
предмета.
квадрата.
Рациональное нанесение размеров на чертежах.
Повторение темы
«Чертежи и
«Получение и построение аксонометрических
аксонометрические
проекции предметов». проекций».
Порядок чтения
Чтение чертежей детали. Алгоритм
чертежей деталей.
чтения чертежей. Выявление
габаритных размеров детали и чтение её
геометрической формы.
Практическая работа
Повторение по теме
«Устное чтение
«Порядок чтения чертежей деталей».
чертежей».

1

1

1

1

1

1

29

30

31, 32

33, 34

«Выполнение
чертежа предмета в 3х видах с
преобразованием его
формы».
Эскизы деталей.

«Эскиз и
технический рисунок
предмета».
«Выполнение
чертежа предмета»

Закрепление знаний теоретического материала.

1

Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих
форму предмета. Выполнение чертежей
предметов с использованием геометрических
построений: деление отрезка, окружности и угла
на равные части; сопряжений.
Правила и целесообразность выполнения
эскизов.
Повторение по темам «Технический рисунок» и
«Эскизы».

1

Обобщение знаний, полученных в 8 классе по
черчению.

3

Итого

34 ч

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».