Рабочая программа курса Я - подросток 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Шпаковская Л.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Я - подросток
для обучающихся 8 классов

г. Верхняя Салда

1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе книги «Встречи с самим собой
Программа уроков по психологии»
(8 класс). автор Микляева А.В. СПб.:
Издательство «Речь», 2006
Общая характеристика курса
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни
человека. Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие,
сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением
мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский
Л.С.[12]). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для
понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса
полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена
настроения, депрессия, неусидчивость, плохая
концентрация внимания,
раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение.
Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются
определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде
всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в
личности ребенка и чаще всего этот период протекает проблематично во всех
отношениях, часто возможны более серьезные нарушения, отклонения.
Подростки могут допускать срывы в своём поведении. Эмоциональная
поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает
самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и
половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в
раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный
оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к
алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне
тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи,
преувеличение удачности.
В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная
практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так
как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях
психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и
нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.
В настоящее время педагогическое образование превращается в образование
психолого-педагогическое. Школа меняет свое направление и ее целью становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение
субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование
навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1. Создать оптимальные социально-психологические условия личностного и
интеллектуального развития обучающихся основной школы.
2. Формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию.
3. Снижение уровня тревожности учащихся, педагогов, родителей.
2

Содержание учебного предмета, курса
Программа направлена на формирование и сохранение психологического
здоровья обучающихся, так как способствует развитию интереса школьника к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления
трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и
описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает
ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и
создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого
как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием
формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация
к социуму.
Курс направлен на формирование у обучающихся следующих умений и
способностей:
• умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
• умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
• умение справляться с негативными эмоциями;
• умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать
бесконфликтные отношения с окружающими;
• стремление к изучению своих возможностей и способностей.
Занятия проводятся в малых группах, один раз в 2 недели, в течение года:
диагностическая работа проводится совместно со всем классом (3 часа), далее класс
делится на 2 группы, каждая из которых приходит на занятие (соответственно 1 раз
в 2 недели).
Результаты освоения психологических занятий
В ходе работы формируются универсальные учебные действия:
1. Личностные УУД:
• Формирование ответственного отношения к учению;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• овладение начальными навыками адаптации в социуме.
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Регулятивные УУД:
• овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого характера.
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
3

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Познавательные УУД:
• овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий, простых причинно- следственных связей.
• перерабатывать полученную информацию, делать выводы имоделировать.
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами
4. Коммуникативные УУД:
• излагать свое мнение и оценку событий;
• признавать возможность существования различных точек зрения;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
• справляться со своими эмоциями;
• слушать и слышать собеседника;
• осознавать свои чувства и выражать их;
• использовать доступные источники и средства получения информациидля
решения коммуникативных и познавательных задач.
Приёмы и формы работы
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя
следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся
впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои
поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность,
научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную
ситуацию глазами партнёра.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к
4

каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя.
Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития
личности детей.
Тематическое планирование 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Основное содержание по темам

Знакомство. Диагностика.
Диагностика. Наедине с собой?
Диагностика. Мое имя.
Моё уникальное Я. Я глазами других.
Мои достоинства
Мои недостатки.
Как превратить недостатки в достоинства?
Мои ценности
Я в «бумажном зеркале»
Моя будущая профессия.
Моя семья. «Трудные дети» и «трудные родители»
Что такое дружба?
Что такое любовь?
Что такое уверенностьв себе?
Рисковать или не рисковать?
Уверенность и самоуверенность.
Подведение итогов.

Кол-во
часов
1
1
1
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
1

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».