Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:14:57 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Уральская народная живопись» Срок реализации – 1 год Возраст обучающихся: 9- 12 лет Составитель: Рябова Т.В., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда 2024 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Уральская народная живопись» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.1 Направленность ДООП «Уральская народная живопись» имеет художественную направленность и может реализовываться как в начальном, так и в среднем звене. 1.2. Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Уральская народная живопись» разработана на основе следующих документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования 6. детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Постановление 7. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О 8. направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе с адаптированных «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования 9. Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Жизнь выдвигает необходимость комплексного подхода к теоретическому осмыслению и практической реализации задач воспитания подрастающего поколения. Единство патриотического, трудового, нравственного и эстетического воспитания – важное условие эффективности всей педагогической работы. Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Программа «Уральская народная живопись» разработана на основе авторской программы Отмаховой Елены Леонидовны, педагога высшей категории, члена СХ России, мастера народных художественных промыслов Свердловской области. «Уральская лаковая роспись по металлу» 2007г. Рецензент кандидат педагогических наук, профессор кафедры ДПИ Российского государственного профессионально-педагогического университета член СХ России Максяшин А. С. 1.3. Отличительные особенности программы Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные предполагаемый и учебно-образовательные результат, программа задачи, ставит работая перед на собой конечный основную педагогическую цель — непрерывный рост личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального народного искусства. 1.4 Адресат программы Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована ученикам 3-5 классов. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Система набора в группу: Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в группы производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных и при наличии сертификата дополнительного образования. Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек. 1.5. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. 1.6. Объём и срок освоения программы: Объём программы- 68 часов Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7. Особенности организации образовательного процесса Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного творчества. Теоретический материал при реализации программы подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций; - для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения; - практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 30 минут; - работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст младших школьников. 1.8. Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая. 1.9. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс. 1.10. Формы итоговой аттестации Форма аттестации учащихся по данной программе итоговая проектная работа. Запланированы участия в конкурсах, выставках, результаты которых также являются оценочной единицей. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Цель программы: формирование и развитие творческих способностей ребенка через овладение основами уральской народной живописи. 2.2 Задачи программы Обучающие: научить понимать значение декоративно-прикладного искусства сформировать умения и навыки выполнения композиций в традиции уральской народной живописи; научить владеть «двойным мазком» узнать о технологии производства подносов в Нижнем Тагиле Развивающие: развивать осознанное, заинтересованное отношение к изучению истории и художественной культуры Урала развивать фантазию при разработке творческих проектов, развивать наблюдательность развить стремления к поисковой, исследовательской и творческой деятельности; Воспитательные: воспитывать чувство личной ответственности воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к искусству. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - развитие эстетических чувств на основе знакомства с уральской росписью; -духовно-нравственное развитие; -умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии -в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Метапредметные результаты Регулятивные · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в карточке последовательностью; Познавательные - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; Коммуникативные адекватное использование коммуникативных (речевых) средства для решения различных коммуникативных задач; - строить речевые высказывания в устной форме; овладение диалогической формой коммуникации; - оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; умение договариваться и приходить · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий, · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную) - включаться в творческую деятельность под руководством учителя. осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; умение адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты В результате изучения программы учащиеся должны знать: - историю развития уральской народной живописи - секреты изготовления изделий народного мастерства - мотивы уральской росписи - семантическое прочтение мотива - расположение мотива в домовой росписи - композиционные схемы размещения росписи на подносах Учащиеся должны уметь: - владеть навыком смешения красок - свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки - согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре - выполнять сложные композиции без предварительных эскизов 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ № п/п Тема Содержание теории Содержание практики Форма занятия, виды учебной деятельности . 1 2 «Домовая роспись на Урале» (16 ч.) Вводная беседа Краткие сведения об истории развития уральской домовой росписи Графические и Знакомство с живописные элементы основными в уральской росписи особенностями уральской народной живописи 3 Орнаментальные пояски с ягодками Последовательность выполнения орнаментальных поясков с ягодками. 4 Многолепестковая розетка-основной мотив росписи Знакомство с основным мотивом домовой росписимноголепестковой розеткой-цветка шиповника. Разновидности листьев: простой одинарный листок, берёзовый листок, тройной листок, лист – «пёрышки», лист- «перчик», процветший листок. 5 Варианты написания мотива « листок » 6 Узор в полосе 7 8 9 Мастер-класс по уральской домовой росписи Рассказ, беседа, презентация, мастер- класс Рассказ, демонстрация наглядных пособий, мастер- класс, упражнения с «плясуньей кисточкой» Выполнение демонстрация орнаментальных наглядных поясков с пособий, мастерягодками класс, упражнения с «плясуньей кисточкой» Рисование мастер- класс, основных выполнение элементов мотива росписи Освоение приёмов свободной кистевой росписи домовой росписи Рисование основных элементов домовой росписи Беседа о законах ритма, Выполнение узора в полосе гармонии в композиционном и цветовом решении узора Роспись Декоративное панно « Роспись горницы. горницы Вазон с цветами » Последовательность выполнения цветов: цветок – солнышко, цветок перчик, купавка, пятилепестковый цветок. Обобщение темы Выставка детских работ Обобщение и закрепление четверти Обобщение и знаний закрепление знаний полученных в течении четверти. «Предметы крестьянского быта». (16 ч.) Тагильский валёк Валёк. Что это за вещь? Роспись мастер- класс, выполнение мотива росписи Беседа, выполнение узора в полосе Беседа, демонстрация наглядных пособий, выполнение декоративного панно « Вазон с цветами » Занятиевикторина Беседа. 10,11 Расписные берестяные бураки 12,13 Пряди моя пряха… 14,15 Уральские сундуки, шкатулки 16 Обобщение темы четверти 17 ч.) Образ «солнца » в орнаменте 18 Образ «птицы» символ счастья 19 Образ « коня » символ добра « Древо жизни » символ плодородия и бесконечности рождения Образы «зверей – охранителей : лев, единорог » Грифон – крылатый зверь-хранитель золота и серебра 20,21 22 23 Как она использовалась? Кому служила? Как украшали её? Береста верный спутник крестьян. Идеальная посуда из бересты. Виды бураков. фоновой заготовки валька Роспись фоновой заготовки бурака Демонстрация изделий уральских мастеров. Занятиепутешествие в «царство берестяной росписи» Демонстрация изделий уральских мастеров. Роспись фоновой заготовки лопасти прялки Роспись Праздничные фоновой обрядовые прялки. заготовки Конструкция прялки. лопасти прялки Особенность росписи прялки Выполнение Сундук – теремок, Рассказ, беседа, сюжетной сундук- подголовок. презентация. композиции Сюжетные композиции Выставка детских работ Обобщение и Занятие закрепление Обобщение и инсценирование знаний закрепление знаний ярмарки полученных в течении четверти. «Образы символов в уральском орнаменте » (20 Знакомство с детским фольклором – закличками, которые широко применялись на Урале Птицы урало – сибирских росписей: фазан, совушка, птица – пава, синяя птичка, золотой петушок. Сладкоголосая птицаСирин Последовательность выполнения коня Легенда о возникновении мира Изображение образа «солнца» Рассказ, беседа, презентация. Изображение образа сказочной птицы Рассказ, беседа, презентация. Изображение образа коня Мастер- класс. Мифические животные. Добродушный лев и единорог Миф о Диковинном звере -Грифоне Изображение образа льва или единорога Изображение образа Грифона Создание образа Рассказ, беседа, «Древо - жизни» презентация. Рассказ, беседа, презентация. Рассказ, беседа, презентация. 24,25 26 27 28 29,30 31 32,33 34 Создание образа Беседа, Продолжаем знакомство с уральским «девушкидемонстрация весны» фольклором. Весну наглядных зазывали песнями пособий. веснянками Обобщение темы Выставка детских работ Обобщение и Занятиезакрепление четверти Обобщение и викторина, знаний закрепление знаний мини - тест полученных в течении четверти. «Уральская лаковая живопись по металлу» ( 16 ч) Выполнение «Уральская роза»Краткие сведения об Рассказ, беседа, мотива росписи презентация, символ современного истории развития нижнетагильуральской лаковой мастер- класс, ского живописного живописи по металлу. промысла Знакомство с символом современного нижнетагильского живописного промысла«Уральской розой », с техникой исполнения Мелкие цветочки, Продолжить знакомство Выполнение мастер- класс, мотива росписи травки в орнаменте с растительными выполнение мотивами росписи, мотива росписи освоить последовательность изображения цветов и листьев Роспись Подносы круглой и Знакомство с Рассказ, фоновой прямоугольной формы разнообразной формой демонстрация подносов, с основными заготовки наглядных подноса типовыми пособий и изделий композициями, с уральских последовательностью мастеров. выполнения росписи на подносе. Золотные цветы и Знакомство с золотным Выполнение Беседа, разновидностей травы в орнаменте орнаментом, освоение мастер- класс орнамента последовательности выполнения разновидностей орнамента Создание «Секторные подносы» Знакомство с Беседа, сюжетной «секторной» презентация композиции композицией на роспись фоновых КТД примере росписи заготовок. . подносов. Обобщение и Итоговое занятие. Выставка детских Игра в закреплеие. работ. Обобщение и экскурсоводов, закрепление знаний заслушиваются полученных в течении рассказы ребят об учебного года. их работах Образ « весны» символ пробуждения природы 4.1 Учебный (тематический) план № п/п Название модуля «Домовая роспись на Урале». (16 ч.) Вводная беседа Графические и живописные элементы в уральской росписи Орнаментальные пояски с ягодками 1 2 Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика 2 2 2 1 0 1 2 1 1 2 1 1 5 Многолепестковая розетка-основной мотив росписи Варианты написания мотива « листок » 2 1 1 6 Узор в полосе 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 3 12,13 Пряди моя пряха… 4 1 3 14,15 Уральские сундуки, шкатулки 4 1 3 1 1 3 4 7 8 9 Декоративное панно «Вазон с цветами » Обобщение темы четверти «Предметы крестьянского быта». (16 ч.) Тагильский валёк 10,11 Расписные берестяные бураки 16 Обобщение темы четверти 2 «Образы символов в уральском орнаменте» (20 ч.) беседа Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. викторина Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. выставка 17 Образ «солнца » в орнаменте 2 1 1 18 Образ «птицы» символ счастья 2 1 1 19 Образ « коня » - символ добра 2 1 1 1 3 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 Практическая раб. 1 1 Практическая 20,21 « Древо жизни » - символ плодородия и 4 бесконечности рождения 22 Образы «зверей – охранителей: лев, 2 единорог» 23 Грифон – крылатый зверь-хранитель 2 золота и серебра 24,25 Образ « весны» - символ пробуждения 4 природы 26 Обобщение темы четверти 2 «Уральская лаковая живопись по металлу» (16 ч.) 27 «Уральская роза»- символ 2 современного нижнетагильского живописного промысла 28 Мелкие цветочки, травки в орнаменте 2 Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. тест раб. Практическая раб. Практическая раб. Практическая раб. Защита проекта 29,30 Подносы круглой и прямоугольной формы 31 Золотные цветы и травы в орнаменте 4 1 3 2 1 1 32,33 «Секторные подносы» 4 1 3 Итоговое занятие. Выставка работ 2 1 1 Итого: 68 часов 31 час 37 часов 34 5. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 34 170 2 68 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое ресурсов учебных кабинетов, обеспечение личной предполагает методической использование копилки педагогов, использование ТСО, информационных, цифровых, интернет- ресурсов и других средств обучения, использование материально-технической базы школы, необходимой для осуществления образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, компьютер с выходом в интернет, проектор, краски гуашевые, кисти, палитры, бумага белая, цветной картон. Наглядные пособия, приобретённые автором: - расписные изделия уральских мастеров (берестяной бурак, разделочная доска) - изделия тагильских мастеров (поднос с изображением рябины, поднос с изображением фруктов в корзине, три подноса с цветочными композициями) - календарь: Н- Тагил 250 лет уральской лаковой живописи по металлу - репродукция: «Н-Тагил 1830-е годы» В.Худояров (изображение на крышке сундука) - книги с цветными иллюстрациями: - Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург, 1995 г. - Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, металлу. Свердловск, 1982 г. - Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История «лакерного дела» на Урале. Екатеринбург 2000 г. Наглядные пособия, выполненные автором: - Раздаточный материал: 1.Цветы. Разновидности цветов и плодов – 15 карточек; 2.Листок Последовательность выполнения его разновидностей – 15 карточек; 3.Птицы. Последовательность выполнения мотивов: золотой петушок, фазан, соловушка – 5 карточек; синяя птица – 5 карточек; поющая птица – петушок – 5 карточек; 4.Конь. Последовательность выполнения коня – 15 карточек. 5.Последовательность выполнения уральской розы – 10 карточек: 6.Последовательность выполнения мелких цветов – 10 карточек: 7.Последовательность выполнения плодов – 10 карточек: 8.Последовательность выполнения золотного орнамента – 16 карточек: - Изделия: (два валька с цветочной композицией, поднос с изображением осеннего пейзажа, поднос с цветочной композицией). - Таблицы: 1. Графические украешки и пояски. Стебли, травки, корни. 2. Разживка: живописные украешки и пояски. Ягодка, бутон. 3.Последовательность выполнения орнаментальных поясков с ягодками. 4. Последовательность выполнения разновидности цветка шиповника. 5. Последовательность выполнения цветов: цветок – солнышко, цветок перчик, купавка, пятилепестковый цветок. 6. Разновидности листьев: простой одинарный листок, берёзовый листок, тройной листок, лист – « пёрышки», лист- «перчик», процветший листок. 7. Приёмы написания цветка шиповника. 8. Последовательность выполнения поющей птицы – петушка. 9. Птицы урало – сибирских росписей: фазан, совушка, птица – пава, синяя птичка, золотой петушок. 10. Последовательность выполнения мотива – льва. 11.(а,б,в)Последовательность выполнения цветочной композиции. 12. Последовательность выполнения уральской розы. 13. Азбука кистевых мазков. 14. Приёмы изображения цветка – уральской розы. 15. Разновидности уральской розы. 16. Последовательность выполнения мелких цветов. 17. Последовательность выполнения яблока, груши, сливы, вишни. 18. Последовательность выполнения рябины. 19. Последовательность выполнения женской фигуры. 20. Последовательность выполнения мужской фигуры. 21. Последовательность выполнения золотого орнамента. 22.(а,б,в) Последовательность выполнения «центровой» композиции на подносе. 23. Композиционные схемы размещения росписи на круглых подносах. 24. Композиционные схемы размещения росписи на прямоугольных подносах. Работы учащихся школы № 2 г. Верхняя Салда. 5.3 Кадровое обеспечение ДООП «Уральская народная живопись» может реализовываться педагогами изобразительного искусства. 5.4 Методические материалы № Название раздела Материальнотехническое п/п оснащение, дидактикометодический материал 1 «Домовая роспись на Урале» Краски гуашевые, кисти, палитры, бумага белая, цветной картон 2 «Предметы крестьянского Краски гуашевые, кисти, быта». палитры, бумага белая, цветной картон 3 «Образы символов в Краски гуашевые, кисти, уральском орнаменте » палитры, бумага белая, цветной картон 4 «Уральская лаковая Краски гуашевые, кисти, живопись по металлу» палитры, бумага белая, цветной картон Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Выполнение мотива росписи Выполнение мотива росписи Выполнение мотива росписи Выполнение мотива росписи Формы учебного занятия Беседа, мастеркласс, выполнение разновидностей орнамента Беседа, мастеркласс, выполнение разновидностей орнамента Беседа, мастеркласс, выполнение разновидностей орнамента Беседа, мастеркласс, выполнение разновидностей орнамента 5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 1. Вводный контроль проводится в форме собеседования (сентябрь). 2.Промежуточный контроль: тестирование, участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах рисунков (январь). 3. Итоговый контроль: выставка творческих работ или портфолио (май). 4.Текущий контроль проводится в форме 5-минуток, мини-тестов, групповых работ, выставки (после каждого раздела). Тест по теме: «Домовая роспись на Урале» 1. Где находится центр Уральской домовой росписи? А) в Москве Б) в Екатеринбурге В) в Мюнхене 2. В чем сходство Уральской домовой росписи и росписи Тагильского подноса? А) выполняется по металлу Б) выполняется по дереву В) двуцветный мазок 3. На чем выполняют домовую роспись? А) стены Б) потолок В) печь Г) дверь Д) утварь Е) все перечисленное 4. Как называли людей, занятых Уральской росписью? А) маляр Б) штукатур В) красильщик Г) художники Д) реставратор Е) мастер 5. «Шахранить» означает: А) украсить работу Б) подпортить работу В) общий термин 6. Как реализовывали расписной товар? А) на ярмарках Б) заказчику В) раздавали всем даром 7. Какие краски используют в Уральской домовой росписи? А) масляные Б) акриловые В) минеральные Г) пигментные 8. Укажи элементы Уральской домовой росписи: А) змейка Б) ягодка В) листочек Г) цветочек Д) травка Е) приписка 9. Нанесение краской элементов перед росписью называлось А) эскиз Б) набросок В) мазок Г) подмалёвок 10.Какие цвета преобладали в росписи? А) пастельные Б) контрастные В) какая разница Ключ: 1Б, 2Г, 3Е, 4АВЕ, 5Б, 6АБ, 7АБ, 8АБВГДЕ, 9Г, 10Б 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе адаптированных с «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы. 10. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, металлу. Свердловск. 1982 г. 11. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М. 1986 г. 12. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск. 1987 г. 13. Вяткин В.В. У сказки есть продолжение. Журнал Юный техник. М. 1987г. 14. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.1984 г. 15. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М. 1997 г. 16. Лапшина Л.Л. Расцвёл сад, запели птицы. М.1995 г. 17. Маерова К.К., Дубинская К.К. Русское народное прикладное искусство. М. 1990 г. 18. Нижнетагильский музей – заповедник. Свердловск. 1988 г. 19. Пастухова Г.В. Приобщение старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи. Екатеринбург. 1998 г. № 2 20. Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург. 1995 г. 21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. 22. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М. 1985 г. 23. Шигина А.Н. Белая горница. Свердловск. 1985 г. 24. Шпикалова Т.Я. Народное рисования. М. 1979 г. искусство на уроках декоративного