Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г
Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:54:51 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Основы тележурналистики»
телестудии Школы № 2 «Яркий миг»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Лучникова И. М.,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2024 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность
ДООП «Основы тележурналистики» имеет социально-гуманитарную
направленность и нацелена на освоение современных информационных
технологий, совершенствование основных видов речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую
подготовку.
1.2 Актуальность
Основанием для разработки ДООП «Основы тележурналистики»
служат следующие нормативные правовые акты и правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от
24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(утверждён
стандарт
приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
(в ред. от 21.12.2020)
3.
Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
2
6.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Постановление Главного государственного санитарного врача
7.
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20
8.
«Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том
числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации основных и дополнительных образовательных программ
цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей
в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
включая
детей-
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Изменение информационной структуры общества требует нового
подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства
информации:
глобальные
компьютерные
сети,
телевидение,
радио,
3
мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные
технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания
себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от
компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании
устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли
рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном,
политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и
дополняют друг друга в программе работы по направлению «Основы
тележурналистики».
Данная программа предполагает овладение навыками создания
видеороликов, воспитание интересов к тележурналистике, выявление
индивидуальных
особенностей
учащихся,
развитие
творческих
способностей. Теоретические и практические занятия призваны дать
представление о специфике деятельности телевизионного ведущего,
особенностях телевизионного производства и телевизионных технологиях организационной, сценарной, операторской, режиссерской. Производство
телепрограммы - особая профессиональная и психологическая среда,
требующая как от телеведущего, так и от участников программы
(ньюсмэйкеров, героев репортажей, гостей в студии) определенных навыков
и способностей. Как создается телевизионная атмосфера? В чем специфика
работы "на камеру"? Как подготовиться к телевизионному общению? Что
должен знать и уметь телеведущий? Как создается экранный образ? В чем
секрет популярности телевизионных ведущих? Программа призвана
прояснить эти и многие другие вопросы. Особая задача на тренинге отработка навыков и приемов работы в кадре. Ребята овладевают знаниями
и опытом общения с компьютером и техническим оснащением телестудии,
осваивают компьютерные программы позволяющие производить запись и
монтаж телепрограмм.
1.3
Отличительные особенности программы.
4
ДООП «Основы тележурналистики» даёт возможность использовать
навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского
мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации
общества.
Благодаря занятиям в телестудии школы № 2 «Яркий миг»
обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом
интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми,
помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций,
приобретают
навыки
контролировать
себя,
становятся
более
эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий
уровень культуры учащихся;
учащиеся объединения
ограждены от
отрицательного влияния окружающей среды.
1.4Адресат программы.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован
учащимся в возрасте 12-17 лет.
ДООП «Основы тележурналистики» разработана в соответствии с
возрастными и психологическими особенностями подростков.
В данный возрастной период в учебной деятельности подростка
развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер,
проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность
подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения
разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала.
Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к
познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим
количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их
систематичность.
Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая
больше всего их увлекает. В этом возрасте у учащихся формируются
задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот
период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном
5
направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но
справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и
понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь
в нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и
каждого.
Система набора в группу:
Набор учащихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных данных и при наличии сертификата дополнительного
образования.
Максимальное количество учащихся в учебной группе -15 человек.
1.5 Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю –6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
1.6 Объем программы – 204 часа. Программа рассчитана на 1 год
обучения. При желании и обеспечении социально-педагогических условий
возможно продолжение.
1.7 Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки. Набор детей
- по желанию. Количество обучающихся в группе: 12-15 человек. (Согласно
приложению Сан ПиН 2.4.4.1251-03)
Программа носит комплексный характер и включает в себя различные
элементы:
обучение
основам
телевизионных
специальностей:
тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
развитие творческих, коммуникативных способностей личности
в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
6
участие
в
социально-значимой
деятельности
детского
самоуправляемого коллектива.
Особенностью
реализации
данной
программы
является
ее
практическая направленность, так как в результате проведения занятий
учащимися создаются школьные теленовости, которые транслируются на
местном телевизионном канале.
1.8 Форма обучения.
Формы
обучения
по
ДООП
«Основы
тележурналистики»:
индивидуальная, групповая, с использованием дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы
тележурналистики»
предусматривает
теоретические
и
практические занятия: беседа, творческое общение, индивидуальное
общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмки
телепрограмм,
сюжетное
построение,
тренинги,
игры,
просмотр
видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения;
проблемный разбор самого удачного/неудачного репортажа месяца; встречи
с работниками СМИ.
1.10 Формы итоговой аттестации
Форма начальной диагностики – собеседование.
Форма промежуточной аттестации – создание сюжета на свободную
тему.
Форма
итоговой
аттестации
результатов
образовательной
деятельности по годам обучения – контрольное практическое занятие.
Форма аттестации учащихся по итогам реализации программы –
защита проектной работы.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы:
7
Развитие творческой,
всесторонне
образованной, социально
позитивной личности через создание и трансляцию школьных новостей.
2.1 Задачи программы
1. Обучающие задачи:
Повысить уровень ИКТ - компетенций обучающихся (изучение
компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке
видеоматериала);
Обучить детей выступлению перед публикой и камерой;
Обучить детей первоначальным знаниям о тележурналистике.
2.
Воспитывающие задачи:
Создать условия для успешной социализации;
Овладеть навыками общения и коллективного творчества;
Воспитать интерес к общению с информацией и обширной
аудиторией;
Вовлечь обучающихся в систему соуправления воспитательной
работой в образовательном пространстве муниципального образования;
Воспитать волю, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитать объективное отношение к себе, к своим поступкам,
чувство самоконтроля.
3. Развивающие задачи:
Развить ораторские навыки; освоить технику культуры речи;
Развить творческие и коммуникативные способности, развить
актёрские способности и навыки;
Активизировать мыслительный процесс и познавательный
интерес;
Развить умения импровизировать, сочинять, фантазировать т.е.
творчески относится к поставленной задаче;
Развить у детей способности к логическому, творческому
мышлению;
8
Создать условия к саморазвитию воспитанников;
Активизировать
интеллектуальные
качества
личности,
сознательного выбора профессии.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Основы
тележурналистики» выделяются следующие группы результатов:
1.
Личностные результаты освоения программы.
2.
Метапредметные результаты.
3.
Предметные результаты.
1.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы должны отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться
системой
позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
-
оценивать
свои
и
чужие
поступки
в
однозначных
и
неоднозначных ситуациях;
- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и
гражданских ценностей;
- проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
- строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать
другую культуру, не допускать оскорблений;
- осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
2. Метапредметные результаты.
Метапредметные
регулятивных,
результаты
познавательных
и
отражают
сформированность
коммуникативных
универсальных
учебных действий.
Регулятивные УУД
9
Учащийся научится:
целеполаганию;
планировать пути достижения целей;
работать
по
плану,
сверяя
свои
действия
с
целью,
корректировать свою деятельность;
вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при
планировании
достижения
целей
самостоятельно
и
адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять
альтернативные
способы
достижения
целей
и
выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути
достижения целей;
осуществлять рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе работы.
10
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,
процессов;
организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
адекватно
различных
использовать
коммуникативных
речевые
задач;
средства
владеть
для
решения
монологической
и
диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать
разные
мнения
и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов
всех участников;
договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
брать
на
себя
инициативу
в
организации
совместной
деятельности (деловое лидерство);
11
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и
позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.
3. Предметные результаты.
В конце обучения ребенок должен знать:
1.
Основы теории тележурналистики;
2.
Правила ТБ при работе с видеоаппаратурой, компьютером,
проектором;
В конце обучения ребенок должен уметь:
1. Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как
правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию;
2. Знать культуру и технику речи, уметь организовать работу в кадре и
съемочный процесс;
3. Выполнять правила ТБ.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебный (тематический) план
№
п/п
1
1.1
1.2
Название модуля
Введение в
тележурналистику.
Телевидение как
средство
коммуникации.
Социальные
функции
телевидения
Телевизионные
Количество часов
Всего
Теория
46
7
Практика
39
Форма
аттестации/контроля
6
3
3
Текущий контроль.
Практическое задание
6
2
4
Текущий контроль.
12
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
специальности.
Этапы создания
телепередач
Создание ролика на
произвольную тему
Телевизионные
жанры. Специфика
регионального
телевидения
Выпуск
теленовостей
Телевизионный
сюжет.
Телевизионный
язык.
Телевизионный
язык: умение
рассказывать
«картинками»
Композиция
телевизионного
сюжета
Создание ролика на
произвольную тему
Типы и элементы
телевизионных
сюжетов
Взаимодействие
журналиста и
оператора при
работе над сюжетом
Понятия
«закадровый текст»,
«стендап»,
«синхрон», «лайф»,
«экшн»
Выпуск
теленовостей
Новости. Критерии
отбора новостей.
Верстка новостного
выпуска
Критерии отбора
новостей. Верстка
новостного выпуска
Экскурсия в
школьную
телестудию ЗАТО
«Свободный»
«Классический»,
«домашний»,
«публицистический»
Практическое задание
Создание сюжета на
свободную тему
Текущий контроль.
Практическое задание
8
-
8
8
2
6
18
-
18
50
10
40
6
2
4
Текущий контроль.
Практическое задание
6
2
4
Текущий контроль.
Практическое задание
8
-
8
6
2
4
Создание сюжета на
свободную тему
Текущий контроль.
Практическое задание
8
2
6
Текущий контроль.
Практическое задание
8
2
6
Текущий контроль.
Практическое задание
8
-
8
Текущий контроль.
Практическое задание
76
8
68
8
2
6
Текущий контроль.
Практическое задание
18
-
18
Текущий контроль.
Практическое задание
8
2
6
Текущий контроль.
Практическое задание
Текущий контроль.
Практическое задание
13
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
стиль новостей.
Создание сюжета
Сбор информации.
Источники
информации.
Достоверность
информации
Информационный
повод
Особенности работы
над
информационным
сюжетом.
«Подводка» к
информационному
сюжету
Выпуск новостей
Интервью.
Цели и особенности
интервью. Активное
слушание
Подготовка
вопросов для
интервью.
Требования к
вопросу.
Взаимодействие
оператора и
журналиста при
съемке интервью
Создание сюжета
«Фильм – портрет»
Выпуск новостей
Итого:
Текущий контроль.
Практическое задание
Текущий контроль.
Практическое задание
8
-
8
8
2
6
8
-
8
10
2
8
8
-
8
32
8
4
2
28
6
8
2
6
Текущий контроль.
Практическое задание
8
--
8
8
204
29
8
175
Создание сюжета на
заданную тему
Защита проекта
Создание сюжета на
свободную тему
Текущий контроль.
Практическое задание
Текущий контроль.
Практическое задание
Текущий контроль.
Практическое задание
4.2 Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в тележурналистику. Телевидение как средство
коммуникации.
1.1 Социальные функции телевидения
Теория: ознакомление с программой. Журналистика как профессия
и общественная деятельность. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Практика: практическое задание.
1.2 Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач .
14
Теория: Основные события в истории телевидения. Особенности
работы на телевидении, в газете и на радио. Функции современного
телевидения
и
способы
его
воздействия
на
зрителя.
Структура
телевизионной программы. Форматы телевизионных программ. Понятия
«Синхрон»,
«Стенд-АП»,
Специализация
«Лайф-ту-тейп»,
телевизионных
журналистов.
«Экшн»,
«Люфт».
Изучение
сущности
авторского права и способов его защиты на телевидении.
Практика:
определение
формата
предложенных
телевизионных
программ. Работа в мини-группах и инсценировка синхрона, стенд-апа и
лайф-ту-тепа. Творческое задание «Моя специализация как телевизионного
журналиста.
1.3 Создание ролика на произвольную тему
Практика:
создание информационного
сюжета,
специального
репортажа. Запись интервью с работником образовательной
организации.
1.4 Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения.
Теория: жанры информационной тележурналистики. Знакомство с
понятиями «Информационный повод», «Информационный сюжет»,
«Синопсис». Синопсис в работе корреспондента телевидения.
Практика: определение жанра предложенного текста. Написание
синопсиса в рамках создания информационного сюжета.
1.5 Выпуск теленовостей
Практика:
съемка
пилотного
новостного
выпуска,
съемка
видеоклипа.
Тема 2. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык.
2.1Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».
Теория: телевизионный язык. Умение рассказывать «картинками».
Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных
сюжетов. Структура сюжета. Подготовка к съемке. Сбор предварительной
информации, создание списка спикеров. Понятия «закадровый текст»,
15
«синхрон»,
«лайф»,
«экшн»,
«стенд-ап».
Съёмка
телесюжета
(взаимодействие оператора и журналиста). Алгоритм работы оператора при
съёмке телесюжета.
Практика: разработка концепции телесюжета, создание монтажного
плана. Съемка.
2.2 Композиция телевизионного сюжета.
Теория: композиция телевизионного сюжета.
Практика:
Возможности
ТВ.
Объекты
съемок.
Посещение
мероприятия с видеооператором. Написание заметки. Отсмотр снятого и
создание ТВ-текста. Значение факта. Сценарий ТВ программы. Его
особенности.
2.3 Создание ролика на произвольную тему.
Практика:
создание
информационного
сюжета,
специального
репортажа. Запись интервью с работником образовательной организации.
2.4 Типы и элементы телевизионных сюжетов
Теория:
жанровое
своеобразие.
Общественно-социальная
проблематика. Композиция. Обсуждение проблем жизни подростков,
учащихся учебного заведения, их актуализация. Определение тематики
сюжетов. Обоснование той или иной темы.
Практика: сбор материала для выбранной темы (анкетирование,
интервьюирование учителей и учащихся, изучение публикаций и т. д.).
Написание сценария. Конкурс сценариев. Выбор лучшего для создания
сюжета. Работа по сценарию. Поиск героев. Выбор места съемок. Съемки.
Написание текста. Монтаж.
2.5 Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом
Теория: выбор плана при съёмке человека. Съёмка взаимодействующих
объектов.
Работа
телеведущего.
Съёмки
диалога.
«Правило
восьмёрки».
«Говорящий фон». Съёмка «стенд-апа».
Практика: творческое задание «Стенд-ап». Съёмка «стенд-апа».
16
Просмотр и обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стенд-апа».
2.6 Понятия «закадровый текст», «стендап», «синхрон», «лайф»,
«экшн»
Теория: знакомство с понятиями.
Практика: творческое задание. Разработка концепции телесюжета,
создание монтажного плана. Съемка.
2.7 Выпуск теленовостей
Практика: съемка новостного выпуска, съемка видеоклипа.
Тема 3. Новости. Критерии отбора новостей. Верстка новостного
выпуска.
3.1 Критерии отбора новостей. Верстка новостного выпуска.
Теория: ознакомление с технологией телепроизводства.
Практика: подготовка и сбор оборудования к выезду на сюжет.
Подготовка оборудования к съемке в студии: постановка света, установка
камер,
размещение
микрофонов.
Настройка
света
при
интервью.
Определение правильного ISO для съемки в здании, в студии, в темном
помещении, на улице. Определение баланса белого для съемки в здании, на
улице, в студии. Настройка параметров камеры для съемки.
3.2 Экскурсия в школьную телестудию ЗАТО «Свободный»
Практика:
информационная
и
информационно-развлекательная
программа. Особенности монтажа информационной программы. Монтаж
информационной программы на основе ранее отснятого материала.
3.3
«Классический»,
«домашний»,
«публицистический»
стиль
новостей. Теория: основные черты новости. Типы информации. Методы
получения информации. Факт как основа информационных жанров.
Правила построения информации.
Практика: практикум по сбору и написанию информаций.
3.4 Создание сюжета
3.5
Сбор
информации.
Источники
информации.
Достоверность
информации.
17
Теория:
этика
и
право
в
работе
тележурналиста.
Кодекс
профессиональной этики российского журналиста. Анонимные источники
информации. Личная жизнь и общественный интерес. Конфиденциальные
сведения. Съемки «скрытой камерой».
Практика:
создание
собственных
текстов
различных
жанров
журналистики, запись закадрового текста разных жанров, создание
собственного стиля телеведущего, языковые тренинги, анализ документов,
регламентирующих деятельность журналиста.
3.6 Информационный повод.
Теория: жанры информационной тележурналистики. Знакомство с
понятиями
«Информационный
повод»,
«Информационный
сюжет»,
«Синопсис». Синопсис в работе корреспондента телевидения.
Практика: определение жанра предложенного текста. Написание
синопсиса в рамках создания информационного сюжета.
3.7 Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к
информационному сюжету.
Теория:
подводка
ведущего.
Текст.
Основные
принципы
подготовки текста. Указание источников информации и цитирование.
Закадровый текст. Stand-up и синхрон в репортаже.
Практика: взаимодействие корреспондента и оператора.
3.8 Выпуск новостей
Практика: съемка новостного выпуска, съемка видеоклипа.
Тема 4. Интервью.
4.1 Цели и особенности интервью. Активное слушание.
Теория: интервью как источник информации. О чём могут рассказать
люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие,
специалисты. Источники объективной информации: прямое наблюдение,
работа
с
документами,
государственные
учреждения.
Особенность
информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять.
Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно выбирать
18
источники
информации.
Недостаточность
информации
как
способ
искажения реальной картины действительности.
Практика: практическая индивидуальная работа с выпуском программы
«Специальный репортаж» — анализ источников информации и их роли в
интерпретации фактов.
4.2 Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие оператора и журналиста при съемке интервью .
Теория: интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог;
интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Практика: Практическая работа. Выполнение упражнений для развития
правильного речевого дыхания. Работа над улучшением дикции: голосовые
тренировки. Работа с речевым текстом: интонация в тексте. Создание
экранного образа: работа над мимикой, пантомимикой и вокальной
мимикой. Творческое задание «Стенд-ап». Съёмка «стенд-апа». Просмотр и
обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стенд-апа»
4.3 Создание сюжета «Фильм – портрет» .
Практика: Самостоятельное выполнение учащимися итоговой работы –
создание телевизионной передачи на выбранную тему в любом жанре на
основе полученных знаний.
4.4 Выпуск новостей.
Защита итоговой работы (проекта).
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
34
170
4
136
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
19
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая
Выходные дни
Окончание учебного года
9
10
5.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение.
Кабинет с выходом в сеть Интернет и организованной локальной
сетью.
Видео и звуковоспроизводящая аппаратура:
видеокамеры,
микрофон,
колонки,
фотоаппарат,
компьютеры,
видеопроектор,
экран,
штативы.
5.3 Кадровое обеспечение программы.
Реализовывать данный проект в ОУ может любой педагог.
Должностные
«Основы
обязанности:
тележурналистики»,
осуществлять
способствовать
реализацию
ДООП
формированию
общей
культуры, социализации, осознанного выбора и освоения программы
внеурочной деятельности.
Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование, без предъявления
требований к стажу работы.
5.4 Методические материалы
20
№
п/п
Название раздела
Введение в
тележурналистику.
Телевидение как средство
коммуникации.
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
ПК,
презентация,
видеокамера,
фотоаппарат
Телевизионный сюжет.
Телевизионный язык.
ПК,
презентация,
видеокамера,
фотоаппарат
Новости. Критерии отбора
новостей. Верстка
новостного выпуска
ПК,
презентация,
видеокамера,
фотоаппарат
Интервью.
ПК,
презентация,
видеокамера,
фотоаппарат
Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Формы
учебного
занятия
Объяснительноиллюстративный,
практическая
работа
съёмочной
группы
Объяснительноиллюстративный
практическая
работа
съёмочной
группы
Объяснительноиллюстративный,
практическая
работа
съёмочной
группы
Объяснительноиллюстративный,
практическая
работа
съёмочной
группы
Практические
занятия,
фронтальный
опрос
Практические
занятия,
интервью
Практические
занятия,
фронтальный
опрос
Интервью,
практические
занятия
На занятиях объединения телестудии «Яркий миг» необходимо
раскрыть творческие способности детей, активизировать внутренний
потенциал в процессе самостоятельной деятельности. Знания, полученные
при изучении разделов программы, учащиеся могут использовать при
создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных
исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др.
Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье,
мультимедиа-презентации, размещено на web-странице или импортировано
в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в
результате освоения данных разделов, являются фундаментом для
дальнейшего
совершенствования
мастерства в области
трехмерного
21
моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной
реальности.
Некоторые ребята хотят быть ведущими телепрограмм. Ведущий
телепрограмм - это человек, который умеет разговаривать с многотысячной
аудиторией телезрителей и с каждым по отдельности. Зачисление в кружок
происходит по результатам собеседования.
Научиться общаться профессионально - это то, что нужно сегодня
очень многим. Разумеется, телеведущий - это призвание, это профессия,
особая профессия, "недемократичная в силу своей редкости", по словам
Леонида Парфенова. Редкая потому, что слишком много условий должны
совпасть в нужное время и в нужном месте. Здесь важны и качества
личности, и общественная ситуация момента. Телеведущий вообще и
особенно телеведущий - ребёнок вызывает интерес широкой публики - как и
режиссер, политик или музыкант. Конечно, телевизионная журналистика
для школьника - это не столько профессия, сколько стиль мышления, образ
жизни, отношение к людям.
Примерная структура теоретического занятия
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы и цели занятия.
3.
Изложение нового учебно-познавательного материала
4.
Решение задач, упражнений, тестов на отработку практических
умений.
5.
Домашнее задание, планирование практической деятельности
6.
Итог занятия.
Принципы ведения занятий:
•
от простого к сложному;
•
от малой нагрузки, к большой;
•
от бессистемности к системности;
•
от «хочу» к «надо».
22
На занятиях должно быть интересно, понятно, должно быть
взаимопонимание
с
детьми,
доверительные
отношения,
доброжелательность, нравственные принципы; занятия должны быть
полезными и веселыми.
5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений
учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются
разнообразные виды контроля:
− входной контроль проводится в начале учебного года для
определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по
Программе;
−
текущий
контроль
ведется
на
каждом
занятии
в
форме
педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической
работы;
успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия
путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ сначала детьми,
затем педагогом;
− промежуточный контроль проводится по итогам изучения каждого
раздела Программы в форме выполнения творческого задания;
− итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме
конкурса
телевизионных
роликов;
позволяет
выявить
изменения
образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей
составляющей обучения.
Формы контроля
− выполнение творческого задания;
− опрос;
− выполнение практической работы;
− конкурс.
23
Уровни развития учащихся по итогам освоения ДООП «Основы
тележурналистики»
Уровни развития
обучающегося
Уровень полученных
теоретических знаний
Высокий
Обучающийся
легко
ориентируется
в
теоретическом материале,
знает базовые термины,
понятия.
В
доступной
форме может объяснить тот
или иной раздел изучаемого
направления.
Средний
Обучающийся хорошо
понимает материал, иногда
испытывает трудности в
объяснении понятий блока.
Для выполнения заданий
пользуется дополнительной
информацией
Низкий
Очень
трудно
ориентируется в теории.
Ответы на поставленные
вопросы даются с трудом,
опираясь
на
вспомогательный материал
Умение
обучающегося
работать
над проектом
Легко
контактирует
с
участниками
команды,
обсуждает идеи, вносит
коррективы
в
работу,
уточняет действия. Активно
выполняет
задания,
проявляет инициативу. В
итоге работа получается
качественной.
Во время командной работы
принимает
участие
в
обсуждении,
иногда
высказывает свои идеи,
предложения, коррективы.
С небольшой инициативой
выполняет
полученные
задания. В итоге работы
необходимо
исправлять
ошибки, недочеты.
Во время командной работы
принимает
пассивное
участие, свои идеи не
вносит.
Выполняет
полученные задание без
инициативы. В итоге работу
необходимо исправлять и
переделывать.
Выявление результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются
систематические
педагогические
наблюдения
за
обучающимися
и
собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности
обучающихся
и
их
интереса
к
занятиям,
уровень
гражданской
ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и
изучение результатов продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как
осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной
24
и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения
избранного вида деятельности.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от
24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(утверждён
стандарт
приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
(в ред. от 21.12.2020) (https://fgos.ru)
3.
Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования».
5.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н.
6.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
25
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8.
Распоряжение Министерства просвещения России от 01.03.2019
№ Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в
том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с
целью реализации основных и дополнительных образовательных программ
цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей
в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах».
Литература, использованная при составлении программы
9.
Амзин А.А., Гатов В., Галустян А.А. Как новые медиа изменили
журналистику. 2012-2016. /Под ред. С. Балмаевой - М.: Кабинетный ученый,
2016.
Богатов В.Н. Новости на TV. Практическое пособие. - М.:
10.
Грифон, 2017.
Бонд С. Обычные сюжеты, отличные фотографии: как
11.
превратить
12.
тривиальный сюжет в потрясающий снимок. - М.: Добрая книга,
13.
Гаврилов К.В. Как делать сюжет новостей. - М.: Пальмира, 2017.
14.
Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и
2012.
журнал в школе. Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
15.
Дмитриев М. 1858 - 1948. Начало репортажной фотографии. -
М.: Арт-Родник, 2012.
16.
Ермилов А.Е. Скажите почему... Практика телеинтервью и
телерепортажа. - М.: Алгоритм, 2017.
17.
Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней
школе. - М.:
18.
Бином. Лаборатория знаний, 2012.
26
19.
Ковалев-Случевский
К.
Тележурналистика
XXI
века.
Настольная книга для познания современного ТВ. - М.: Грифон, 2012.
20.
Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Учебное
пособие. М.: Аспект Пресс, 2017.
21.
Короповская В., Орешко М., Семенова О., Ястребцева Е.
Интернет - технологии в помощь ответственному отношению к делу в
современной
журналистике.
Дистанционный
курс.
/Под
ред.
Е.
Ястребцевой. - М.: Лига юных журналистов, 2016.
22.
Короповская В., Кубрак Н., Орешко М., Ястребцева Е.
Мобильные приложения в современной журналистике (на примере темы
«Герои в современной жизни»). Дистанционный курс. /Под ред. Е.
Ястребцевой - М.: Лига юных журналистов, 2016.
23.
Кульчицкая Д.Ю., Галустян А.А. Лонгриды в онлайн-СМИ. -
М.: Аспект Пресс, 2016.
24.
Максимов А.М. Журналист ТВ? Это просто. - СПб: ИД Питер,
25.
Муратов С.А. Заповедник. Архитектоника передачи. Курс
2017.
телевизионных лекций. - М.: Икар, 2014.
26.
Найтингейл Д. Экспозиция. Современные приемы креативной
цифровой фотографии. /Пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: Эксмо, 2011.
27.
Познин
В.Ф.
Техника
и
технология
СМИ.
Радио-
и
тележурналистика. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017.
28.
Потупчик К. «Запрещенный» Telegram. Путеводитель по самому
скандальному интернет-мессенджеру - М.: Водолей, 2019.
29.
Правовые и этические нормы в журналистике. /Сост. Е.П.
Прохоров. М.: Аспект Пресс, 2012.
30.
Резников Ф.А. Видеомонтаж на персональном компьютере. - М.:
ТРИУМФ, 2006.
31.
Рихтер
А.Г.
Правовые
основы
интернет-журналистики.
Учебник. - М.: Икар, 2014.
27
Розенталь
32.
А.
Создание
кино
и
видеофильмов,
как
увлекательный бизнес. - М.: ТРИУМФ, 2000.
33.
Розов Г. Как снимать. Что может ваша камера. - М.: Астрель,
34.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. /Под ред.
2012.
Я.Н. Засурского - М.: Академический проект, 2014.
Телевизионная журналистика. Учебное пособие для студентов
35.
вузов. М.: Аспект Пресс, 2019.
Шпаковский В.О., Егорова Е.С., Розенберг Н.В. Интернет-
36.
журналистика и интернет-реклама. Учебное пособие. - М.: ИнфраИнженерия, 2018.
Ядловский А.Н. Цифровая фотография. Полный курс. - М.: ACT,
37.
2005.
Электронные образовательные ресурсы
38. Основы журналистики: [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL.
URL: https://busylancer.livejournal.com/25877.html
Как создать текст для телевизионного сюжета: [Электронный
39.
ресурс]
//
МАСТ.
URL:
http://iast.pro/materials/kak-sozdat-tekst-dlya-
televizionnogo - syuzheta/
40.
Новостной сюжет (телевидение): [Электронный ресурс] //
Школа журналистики. Медиаграмотным может стать каждый. URL:
https://xn----7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/novostnoj-syuzhet-televidenie/
41.
Словарь
терминов
журналиста:
[Электронный
ресурс]
//
ЖУРДОМ. URL: https://jourdom.ru/news/8934
42.
Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ: [Электронный
ресурс] // NAROD.RU. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/069.htm
28