Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 14:55:39 +05'00' Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» Возраст обучающихся: 12-17лет Срок реализации: 1год Составитель Бабиков С.В., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда 2024 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.1 Направленность программы. ДООП «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды » является программой технической направленности. Содержание программы ориентировано преимущественно на организацию проектной деятельности учащихся. Такая направленность обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе изучения предметной области «Информатика». 1.2 Актуальность. Основанием для разработки ДООП «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды » служат следующие нормативные правовые акты и правовые документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования (утверждён образовательный приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации реализации к обновлению основных и материально-технической дополнительных базы, образовательных с целью программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе адаптированных с «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна. ДООП «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося. ДООП «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия. В программу заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайнменеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи концептуальную моделирование, решения проработку, поставленной задачи, эскизирование, визуализацию, далее осуществляют макетирование, конструирование, трёхмерное прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических текстов, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы. 1.3 Отличительные особенности программы. ДООП «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно с освоением программ основного общего образования в предметных областях «Математика», «Информатика», «Физика», «Изобразительное искусство», «Технология», «Русский язык». ДООП «Промышленный дизайн» предполагает возможность участия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Предполагается, что обучающиеся овладеют навыками в области дизайнэскизирования, трёхмерного компьютерного моделирования. 1.4 Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-17 лет. Учащиеся формируются в группу с учетом индивидуальных особенностей. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста. В данный возрастной период в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер, проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. В этом возрасте у обучающихся формируются задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. 1.5 Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1.8 Форма обучения Формы обучения по ДООП «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды»: индивидуальная, групповая, с использованием дистанционных технологий. 1.9 Виды занятий. Образовательный процесс включает в себя как теоретические (инструктаж, беседа, изучение программы), так и практические занятия. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов, выступающих на вопросы наставника и других команд. 1.10 Формы итоговой аттестации Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов выполнения кейсов, представленных в программе. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Цель программы: формирование Hard- и Soft- компетенций у обучающихся через кейс-технологии на занятиях промышленного дизайна. 2.2 Задачи программы: Обучающие: − объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей; − сформировать прототипирования; базовые навыки ручного макетирования и − сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования; − сформировать базовые навыки создания презентаций; − сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга; − привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: − формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); − способствовать расширению словарного запаса; − способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; − способствовать формированию интереса к знаниям; − способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; − сформировать умение формулировать, умение выступать аргументировать и отстаивать своё мнение; − сформировать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: − воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; − способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; − способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; − воспитывать трудолюбие, уважение к труду; − формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; − воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Промышленный дизайн» выделяются следующие группы результатов: 1. Личностные результаты освоения программы. 2. Метапредметные результаты. 3. Предметные результаты. Личностные результаты: − критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: − умение принимать и сохранять учебную задачу; − умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели; − результату; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по − способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; − умение различать способ и результат действия; − умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; − умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; − способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − умение использовать коммуникационных технологий средства для информационных решения и коммуникативных, познавательных и творческих задач; − умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; − умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; − умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; − умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); − умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − умение выслушивать собеседника и вести диалог; − способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; − умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владение монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты В результате освоения программы обучающиеся должны освоить Hardи Soft- компетенции через кейс-технологии. Также учащиеся должны знать: − правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. уметь: − применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования; − анализировать формообразование промышленных изделий; − строить изображения предметов по правилам линейной перспективы; − передавать с помощью света характер формы; − различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; − получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна; − применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона); − работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360); − описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; − анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; − оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости; − выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности; − оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии; − проводить оценку и испытание полученного продукта; − представлять свой проект. владеть: − научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна. Смежные предметы основного общего образования Математика Статистика и теория вероятностей Выпускник научится: − представлять данные в виде таблиц, диаграмм; − читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет: − извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений. Геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится: − оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет: − решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. Измерения и вычисления Выпускник научится: − выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов. Физика Выпускник научится: − соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; − понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; − использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета. Информатика Выпускник научится: − различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; − приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике; − классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач. Математические основы информатики Выпускник получит возможность: − познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: − классифицировать файлы по типу и иным параметрам; − выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы). Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе): − навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; − различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); − познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): − практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); − познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; − познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); − познакомиться с примерами использования ИКТ в современном − получить представления о роботизированных устройствах и их мире; использовании на производстве и в научных исследованиях. Технология Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания Формирование технологической технологического мышления обучающихся Выпускник научится: культуры и проектно- − следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; − оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищённости; − прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; − в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; − проводить оценку и испытание полученного продукта; − проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; − описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; − анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; − проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих: − определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), − встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку, − изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; − проводить и анализировать технологических проектов, предполагающих: разработку и/или реализацию − оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике), − разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; − проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих: − планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации), − планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов. Выпускник получит возможность научиться: − выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; − технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта. Занятия предполагают развитие личности: − развитие интеллектуального потенциала обучающегося (анализ, синтез, сравнение); − развитие практических умений и навыков (эскизирование, 3D- моделирование, конструирование, макетирование, прототипирование, презентация). Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у обучающихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и исторических ценностей. Становление личности через творческое самовыражение. 4.1 Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы 1 1.1 Кейс «Объект из будущего» Введение. Методики формирования идей Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) Создание прототипа объекта промышленного дизайна Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Кейс «Пенал» Анализ формообразования промышленного изделия Натурные зарисовки промышленного изделия Генерирование идей по улучшению промышленного изделия Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией Количество часов Всего Теория Практика 24 8 16 8 2 6 4 2 2 8 2 6 4 2 2 24 2 22 4 4 4 4 4 4 8 4 24 3 3.1 3.2 Кейс «Космическая станция» Создание эскиза объёмнопространственной композиции Урок 3D-моделирования (Fusion 2 Презентация результатов 6 4 4 4 8 Формы аттестации/ контроля Презентация результатов 20 4 2 6 Презентация результатов 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 360) Создание объёмнопространственной композиции в программе Fusion 360 Основы визуализации в программе Fusion 360 Кейс «Как это устроено?» Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия Фотофиксация элементов промышленного изделия Подготовка материалов для презентации проекта Создание презентации Кейс «Механическое устройство» Введение: демонстрация механизмов, диалог Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика» Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов Мозговой штурм Выбор идей. Эскизирование 3D-моделирование 3D-моделирование, сбор материалов для презентации Рендеринг Создание презентации, подготовка защиты Защита проектов 5.1 0 Всего часов: 4.2 8 8 4 2 2 24 4 20 4 2 2 4 2 2 4 8 4 4 8 40 4 4 4 4 Презентация результатов 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 136 Презентация результатов 22 Содержание учебного (тематического) плана 114 1. Кейс «Объект из будущего» Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта. 1.1 Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой. 1.2 Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой. 1.3 Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам. 1.4 Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга. Примечание: при наличии оборудования можно изучать технику маркерного или цифрового скетча. 2. Кейс «Пенал» Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах. 2.1 Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы. 2.2 Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга. 2.3 Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах. 2.4 Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога. 2.5 Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией. 3. Кейс «Космическая станция» Знакомство с объёмно-пространственной композицией на примере создания трёхмерной модели космической станции. 3.1 Понятие объёмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. Изучение модульного устройства космической станции, функционального назначения модулей. 3.2 Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы КОМПАС-3D, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов. 3.3 Создание трёхмерной модели космической станции в программе КОМПАС-3D. 3.4 Изучение основ визуализации в программе КОМПАС-3D, настройки параметров сцены. Визуализация трёхмерной модели космической станции. 4. Кейс «Как это устроено?» Изучение функции, формы, эргономики, материала, технологии изготовления, принципа функционирования промышленного изделия. 4.2 Формирование команд. Выбор промышленного изделия для дальнейшего изучения. Анализ формообразования и эргономики промышленного изделия. 4.3 Изучение принципа функционирования промышленного изделия. Разбор промышленного изделия на отдельные детали и составные элементы. Изучение внутреннего устройства. 4.4 Подробная фотофиксация деталей и элементов промышленного изделия. 4.5 Подготовка материалов для презентации проекта (фото- и видеоматериалы). 4.6 Создание презентации. Презентация результатов исследования перед аудиторией. 5. Кейс «Механическое устройство» Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора Fisher-technic «Mechaic 2.0». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов. 5.1 Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека. 5.2 Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника. 5.3 Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы. Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника. 5.4 Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма. 5.5 Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах. 5.6 3D-моделирование объекта в КОМПАС-3D. 5.7 3D-моделирование объекта в КОМПАС-3D, сборка материалов для презентации. 5.8 Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг. 5.9 Сборка презентации, подготовка защиты. 5.10 Защита командами проектов. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней 34 170 3 4 5 6 7 8 Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 4 136 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2 Условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы Аппаратное и техническое обеспечение: − Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь. − Рабочее место наставника: ноутбук: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); презентационное оборудование компьютеру — 1 комплект; с возможностью подключения к флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; единая сеть Wi-Fi. Программное обеспечение: − офисное программное обеспечение; − программное обеспечение для трёхмерного моделирования (TinkerCAD КОМПАС-3D); − графический редактор. Расходные материалы: бумага А4 для рисования и распечатки; бумага А3 для рисования; набор простых карандашей — по количеству обучающихся; набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.; клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.; скотч двусторонний — 2 шт.; картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся; нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся; коврик для резки картона — по количеству обучающихся; PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов. 5.3 Кадровое обеспечение Дополнительная общеобразовательная «Промышленный дизайн. реализовываться Проектирование педагогами общеразвивающая материальной среды» дополнительного технологии. 5.4Методические материалы программа образования, может педагогами № Месяц п/п Сентябрь 1. Форма Кол-во занятия часов Л/ПР 4 Тема занятия Введение в Форма контроля Тестирование образовательную программу, техника безопасности Сентябрь 2. Л/ПР Беседа 4 Методики формирования идей Сентябрь 3. Л/ПР 4 Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) Беседа 4. Сентябрь Л/ПР 4 Создание прототипа объекта промышленного дизайна Беседа 5. Октябрь Л/ПР 4 Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) Демонстрация решений кейса 6. Октябрь Л/ПР 4 Анализ формообразования промышленного изделия Беседа 7. Октябрь Л/ПР 4 Натурные зарисовки промышленного изделия Беседа 8. Октябрь Л/ПР 4 Генерирование идей по улучшению промышленного изделия Беседа 9. Ноябрь Л/ПР 4 Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона Беседа 10 Ноябрь Л/ПР 4 Испытание прототипа Беседа Ноябрь Л/ПР 4 Презентация проекта перед аудиторией Демонстрация решений кейса 0 . 11 . Ноябрь 12 Л/ПР Создание эскиза объёмнопространственной композиции . 13 Декабрь Л/ПР 4 Урок 3D- моделирования (КОМПАС-3D) Беседа Декабрь Л/ПР 4 Создание объёмнопространственной композиции в программе КОМПАС-3D Беседа Декабрь Л/ПР 4 Основы визуализации в программе КОМПАС-3D Демонстрация решений кейса Декабрь Л/ПР 4 . 14 . 15 . 16 Январь Л/ПР 4 Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия Беседа Январь Л/ПР 4 Фотофиксация элементов промышленного изделия Беседа Январь Л/ПР 4 Подготовка материалов для презентации проекта Беседа Январь Л/ПР 8 Создание презентации Февраль Л/ПР 4 . 18 . 19 . 20 Беседа Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия . 17 Беседа 4 Демонстрация решений кейса . 21 . Беседа Введение: демонстрация механизмов, диалог 22 Февраль Л/ПР 4 Сборка механизмов из набора Fisher-technic «Mechaic 2.0» Беседа Февраль Л/ПР 4 Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов Беседа Февраль Л/ПР 4 Мозговой штурм Беседа Март Л/ПР 4 Выбор идей. Эскизирование Беседа Март Л/ПР 4 3D-моделирование Март Л/ПР 4 3D-моделирование, сбор материалов для презентации Март Л/ПР 4 Рендеринг Апрель Л/ПР 4 Создание презентации, подготовка защиты Апрель Л/ПР 4 Защита проектов . 23 . 24 . 25 . 26 Тестирование . 27 . 28 Беседа Тестироване . 29 . 30 . Беседа Демонстрация решений кейса 31 Апрель Л/ПР 4 Май Л/ПР 4 Май Л/ПР 4 Май Л/ПР 4 . 32 . 33 . 34 . 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования образовательный (утверждён приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н Профессиональный 6. стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Постановление Главного государственного санитарного врача 7. Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации реализации к обновлению основных и материально-технической дополнительных базы, образовательных с целью программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 7. 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе адаптированных с «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Список литературы, использованной при составлении программы 11. Адриан Шонесси. Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу / Питер. 12. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Рипол Классик. 13. Майкл Джанда. Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / Питер. 14. Жанна Лидтка, Тим Огилви. Думай как дизайнер. Дизайн- мышление для менеджеров / Манн, Иванов и Фербер. 15. Koos Eissen, Roselien Steur. Sketching: Drawing Techniques for Product Designers / Hardcover, 2009. 16. Kevin Henry. Drawing for Product Designers (Portfolio Skills: Product Design) / Paperback, 2012. 17. Bjarki Hallgrimsson. Prototyping and Modelmaking for Product Design (Portfolio Skills) / Paperback, 2012. 18. Kurt Hanks, Larry Belliston. Rapid Viz: A New Method for the Rapid Visualization of Ideas. 19. Jim Lesko. Industrial Design: Materials and Manufacturing Guide. 20. Rob Thompson. Prototyping and Low-Volume Production (The Manufacturing Guides). 21. Rob Thompson. Product and Furniture Design (The Manufacturing Guides). 22. Rob Thompson, Martin Thompson. Sustainable Materials, Processes and Production (The Manufacturing Guides). 23. Susan Weinschenk. 100 Things Every Designer Needs to Know About People (Voices That Matter). 24. Jennifer Hudson. Process 2nd Edition: 50 Product Designs from Concept to Manufacture. 25. Интернет-источники: 26. http://designet.ru/. 27. http://www.cardesign.ru/. 28. https://www.behance.net/. 29. http://www.notcot.org/.