Рабочая программа курса внеурочной деятельности Решение биологических задач 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.31 12:25:45 +05'00'

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Иванова О.С.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 221 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Решение биологических задач
для обучающихся 5 - 9 классов

г. Верхняя Салда

Программа курса внеурочной деятельности «Решение биологических задач» рассчитана
на учащихся 9 класса, 1 час в неделю, 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса учащиеся должны достигнуть следующих
Личностных результатов:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы;
 интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и др.);
Метапредметными результатами освоения курса являются:
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения курса являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
 приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;
на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения

на основе сравнения;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов
в
экосистеме;
взаимосвязей
между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
4. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.












Требования к результатам изучения курса.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в
сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей
среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных
типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности,
культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для
человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;








сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска
на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий)
При проведении занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и
закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых обучающимися знаний
из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования:
биология как наука,
признаки живых организмов,
система, многообразие и эволюция живой природы,
человек и его здоровье,
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на
формирование умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими
биологические объекты и процессы, обучающиеся должны научиться распознавать на
рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных,
человека.
Анализ результатов экзаменов на протяжении нескольких лет показывает, что при
подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который
ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и
превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов,
протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и
хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных
растений, позвоночных животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умений
обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и
изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе,
последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и
функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинноследственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе
знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной
компетентности
(природоохранной,
здоровьесберегающей,
исследовательской),
формированию у обучающихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать
и анализировать информацию из различных источников.
Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои
мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Содержание программы
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.
Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие
макроэргические вещества Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и
немембранные органоиды.
Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей
разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в
клетке.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный
принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы
репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза.
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза
белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.
Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен.
Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы.
Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление
изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних
животных, ухода за ними.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере,
значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные,
голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений.
Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви.
Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика
надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных:
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Тема 4 Человек и его здоровье (17 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная
дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции
функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и
периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение
спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение.
Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности
организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой
жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и
гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные
единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности.
функциональные единицы органов.

Система

выделения.

Структурно-

Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное
развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурнофункциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы
органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание
человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление
алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания:
грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний,
вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях,
повреждении зрения.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы,
их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (6 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение
заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам

деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор
типичных ошибок. Рекомендации по выполнению. Тематическое планирование
№ п/п
1

Тема занятия (раздела)
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

2
3
4
5
6

Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Тема 4 Человек и его здоровье (17 ч)
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 ч)
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (3ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».