МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Ивашкина Е.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Актуальные вопросы обществознания для обучающихся 9 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» разработана для обучающихся 9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, всего 34 часа) . Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: мотивация и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; умение выполнять познавательные и практические задания. Предметные результаты: понимание цели и особенности проведения ОГЭ по обществознанию; понимание структуры и содержания КИМов ОГЭ по обществознанию; умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; оформление решений заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией; оформление решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке; применение различных методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по обществознанию; умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватному ее восприятию, применяя основные обществоведческие термины и понятия; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; применение своих знаний в стандартной ситуации; умение решать тестовые задания, задания на анализ признаков событий или явлений, задания на классификацию событий, явлений; умение решать задания на умение давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; уметь составлять план текста. уметь оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; находить и извлекать социальную информацию адаптированных источников различного типа. соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание курса Введение (1час) Тема 1. Современное общество (4 часа) Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей (9часов) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (9часов) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право (8часов) Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества (2часа) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Итоговое повторение (1 час) Тематическое планирование № п/п Названия тем, уроков 1 Введение Тема 1. Современное общество Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На пути к современной цивилизации. Глобальные проблемы современности. Социальные конфликты и пути их решения. Тема 2. Человек среди людей 2 3 4 5 Количество часов 1 4 1 1 1 1 9 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Разбор ситуаций. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества Формы и разновидности культуры. Образование и самообразование. Итоговое повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1