МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Тарасова В.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы проектной деятельности для обучающихся 8 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектноисследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Сроки реализации – 17 часов в 8 классе. Планируемые результаты В результате работы по программе курса научаться: определять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понимать цели, объекта и гипотезы исследования; определять основные источники информации; оформлять список использованной литературы; применять правила классификации и сравнения, применять способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета. Содержание Введение — знакомство с содержанием проекта (1 час). Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской работы. Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией, терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Исследование и проект. Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и исследовательских работ. Тема «Виды проектов» (1 час) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Тема «Этапы работы над проектом» (8 часов) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно- практической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия. Тема «Оформление проекта» (2 часа) Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио) Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Тема «Представление результата проектно-исследовательской работы» (2 часа) Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт проекта, психологический настрой. Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (1 час) Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Тема «Повторение» (1 час) № 1 2 3 4 5 6 7 Тематическое планирование Тема Введение — знакомство с содержанием проекта Виды проектов Этапы работы над проектом Оформление проекта Представление результата проектноисследовательской работы Рефлексия проектно-исследовательской деятельности Повторение Итого: 16 часов 1 час - резерв Количество часов 1 1 8 2 2 1 1