МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Иванова О.С. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Трудные задачи по информатике для обучающихся 9 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Программа курса «Трудные задачи по информатике» разработана для обучающихся 9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержание программы направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения практических задач и личностного развития; формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, проектную технологию; развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных способностей, приобретение опыта использования проектной и ИКТ технологий в индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности; воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, всего 34 часа) . Планируемые результаты Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, проектной технологии. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе: мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской, проектной, творческой и других видов деятельности. Предметные результаты: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; формирование умений формализации и структурирования информации; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание учебного курса 1. Современные возможности подготовки к итоговой аттестации (2 часа). Индивидуальные образовательные программы, дистанционные формы внеурочной деятель- ности, олимпиады, сетевые проекты и другие формы внеурочной работы. Построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на основе анализа рынка востребованных профессий и профессиональных предпочтений. 2. Структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике (2 часа). Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов ( К И М ) по информатике. Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика» в контрольных измерительных материалах для выпускников основной школы. Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом). Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования. 3. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса информатики основной школы (2 часа). Задания с развернутым ответом и практические задания, их место и назначение в структуре КИМ. Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями со свободным развернутым ответом и практическими заданиями. Типология заданий со свободным развернутым ответом и практических заданий, проверяющих выделенные элементы содержания и учебнопознавательной деятельности в соответствии с кодификатором. 4. Разбор и решение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса. Представление и передача информации (4 часа). Структурирование и обобщение изученного материала по темам: Кодирование информации. Системы счисления. Подходы к измерению информации. Разбор и решение заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с использованием заданий с выбором ответа. 5. Обработка информации (4 часа). Структурирование и обобщение изученного материала по темам: Основы логики. Логические операции и высказывания. Законы логики. Решение задач на вычисление значения логического высказывания. 6. Основные устройства ИКТ, создание и обработка информационных объектов (2 часа). Структурирование и обобщение изученного материала по теме: «Файлы и файловая система». Решение задач и разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с использованием заданий с выбором ответа и открытым ответом. 7. Организация информационной среды, поиск информации (1 час). Структурирование и обобщение изученного материала по теме: «Информация в компьютерных сетях». Тренинг с использованием заданий с открытым ответом. 8. Проектирование и моделирование. Математические инструменты, электронные таблицы (5 часов). Структурирование и обобщение изученного материала по темам: моделирование и электронные таблицы. Способы обработки большого массива данных с использованием средств электронных таблиц. Отличительные особенности использования приложений Microsoft Excel и Open Office Calc.Решение задач и разбор заданий из демонстрационных тестов. 9. Основы алгоритмизации и программирования (11 часов). Структурирование и обобщение изученного материала по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Понятие алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Примеры построения алгоритмов. Формализация условия задачи. Алгоритмы решения задач. Синтаксис языка программирования. Этапы решения задачи на компьютере. Среда программирования. Описание данных различных типов. Решение задач в среде исполнителя Кумир, на языке программирования. Решение задач на построение алгоритмов в среде формального исполнителя и на языке программирования. 10. Обобщение (1 час). Решение и разбор тренировочных контрольноизмерительных материалов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема 1. Современные возможности подготовки к итоговой аттестации Количест часов 2 2.Структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике 2 3. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса информатики основной школы 4. Представление и передача информации 5. Обработка информации 6. Основные устройства ИКТ, создание и обработка информационных объектов 2 7. Организация информационной среды, поиск информации 8. Проектирование и моделирование. Математические инструменты, электронные таблицы 9. Основы алгоритмизации и программирования 10. Обобщение 1 5 4 4 2 11 1