Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Изобразительное искусство 1- 4 классы 1 Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты предметные результаты: будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: – различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и 2 участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; – эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла; – различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; 3 – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; – изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и 4 декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. 5 Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Развитие способностей к художественно – образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Тематическое планирование 1 класс. № урока 1 2 3 4 5 6 Тема урока Содержание урока «Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения» (8 часов) Изображения всюду вокруг нас. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Мастер Изображения учит Фотография и произведение изобразительного видеть. искусства: сходство и различия. Природные формы. Трансформация форм. Изображать можно пятном. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображать можно в объёме. Овладение элементарными навыками лепки Изображать можно линией. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Разноцветные краски. Практическое овладение основами цветоведения. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 6 7 Изображать можно и то, что невидимо 8 Художники и зрители. 9 Мир полон украшений. 10 Красоту надо уметь замечать. 11 Красивые рыбки 12 Украшение птиц. 13 Узоры, которые создали люди. 14 Как украшает себя человек. 15 Готовимся к празднику. 16 Мастер Украшения помогает сделать праздник. Эмоциональные возможности цвета. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. «Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения» (8 часов) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия. Элементарные приемы композиции на плоскости Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве Овладение элементарными навыками бумагопластики. Художественное конструирование и оформление помещений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки» (9 часов) 17 Постройки в нашей жизни. Простые геометрические формы. 1 18 Домики, которые построила природа. 1 19 Дом снаружи и внутри. 20 Строим город. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. 21 Всё имеет своё строение. Выразительность объемных композиций. 1 22 Постройка предметов. 1 23 24 25 Город, в котором мы живём Город, в котором мы живём Город моей мечты. Создание моделей предметов бытового окружения человека Выразительность объемных композиций. Выразительность объемных композиций. Выразительность объемных композиций. 1 1 1 1 1 7 Обобщение темы. 26 27 28 29 30 31 32 33 № урока «Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу»(8 ч.) Совместная работа трёх Братьев- Элементарные приемы композиции на 1 Мастеров. плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Праздник весны. Живописные материалы. 1 Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Разноцветные жуки. Живописные материалы. 1 Сказочная страна. Пропорции и перспектива. Понятия: линия 1 горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Времена года. Элементарные приемы работы с различными 1 материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Времена года. Элементарные приемы работы с различными 1 материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Здравствуй, лето! Восприятие и эмоциональная оценка 1 шедевров национального, российского и мирового искусства. Урок любования. Экскурсия в Разнообразие форм в природе как основа 1 природу декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев и т. д.) Итого: 33 часа 2 класс. Тема урока Содержание урока Кол-во часов 1 «Как и чем работает художник?» (8 часов) Три основных цвета – жёлтый, Основные и составные цвета. красный и синий. Смешение цветов. 1 2 Белая и черная краски. 1 3 Цветные мелки и акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов 4 5 6 Выразительность материалов для работы в объеме. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. 1 1 1 1 8 7 8 9 10 11 12 Выразительные возможности бумаги. Элементарные приемы работы с бумагой и картоном — сгибание, вырезание). Неожиданные материалы (обобщение Разнообразие материалов для темы). художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). «Реальность и фантазия» (8 часов) Изображение и реальность. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Изображение и фантазия. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Украшение и реальность. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Украшение и фантазия. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). 13 Постройка и реальность. 14 Постройка и фантазия. 15 Постройка и фантазия. 16 Братья мастера всегда работают вместе. 17 18 19 20 Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). «О чём говорит искусство» (10 часов) Изображение природы в различных Наблюдение природы и природных состояниях. явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Изображение характера животных. Передача с помощью линии эмоционального состояния животного. Изображение характера человека: Выбор средств художественной женский образ. выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Изображение характера человека: Выбор средств художественной мужской образ. выразительности для создания живописного образа в соответствии с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 21 Образ человека в скульптуре. 22 Человек и его украшения. 23 О чем говорят украшения. 24 25 Образ здания. Образ здания в объёме. 26 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. 27 28 29 30 31 32 33 34 № урока 1 поставленными задачами. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Эмоциональные возможности цвета. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. «Как говорит искусство» (8 часов) Теплые и холодные цвета. Борьба Практическое овладение основами теплого и холодного. цветоведения. Тихие и звонкие цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Что такое ритм линий? Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Характер линий. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Ритм пятен. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Пропорции выражают характер. Пропорции и перспектива. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции Роль ритма в эмоциональном звучании - средства выразительности. композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Обобщающий урок. Передача настроения в творческой работе Выставка творческих работ. с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Итого: 34 часа 3класс. Тема урока Твои игрушки. Содержание урока «Искусство в твоем доме» (8 часов) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 10 материального окружения. Художественное конструирование посуды. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Элементарные приемы композиции на плоскости. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. 2 3 Посуда у тебя дома Обои и шторы у тебя дома. 4 Мамин платок. 5 Твои книжки. 6 Твои книжки. 7 Открытки. 8 Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). 9 10 Художественное конструирование и оформление книг. Художественное конструирование и оформление книг. Художественное конструирование и оформление открытки. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. «Искусство на улицах твоего города» (8 часов) Роль рисунка в искусстве: основная и Памятники архитектуры. вспомогательная. Красота и разнообразие зданий выраженные средствами рисунка. Художественное конструирование парков. Парки, скверы, бульвары. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ажурные ограды. Элементарные приемы работы с бумагой и картоном — сгибание, вырезание). 1 12 Волшебные фонари. Художественное конструирование фонарей 1 13 Витрины. Художественное конструирование и оформление витрин. 1 14 Удивительный транспорт. Художественное конструирование транспорта. 1 15 Что сделал художник на улицах моего города. Выразительность объемных композиций. 1 16 Что сделал художник на улицах моего города. (обобщение темы). Выразительность объемных композиций. 1 11 17 Художник в цирке. «Художник и зрелище» (10 часов) Особенности художественного творчества: 1 11 18 Художник в театре. 19 Театр кукол. 20 Театр кукол. 21 Маски. 22 Афиша и плакат. 23 24 Театральная программка, буклет, приглашение. Праздник в городе. 25 26 27 28 29 30 31 32 художник и зритель. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. 1 1 1 1 Элементарные приемы композиции на плоскости Элементарные приемы композиции на плоскости Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. 1 Праздник в городе. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. 1 Школьный карнавал (обобщение темы). Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). 1 «Художник и музей» (8 часов) Музей в жизни города. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Картина — особый мир. КартинаЖанр пейзажа. Пейзажи разных пейзаж. географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, Картина-портрет. семьи в искусстве. Жанр натюрморта. Картина-натюрморт Выдающиеся представители Картины исторические и бытовые. изобразительного искусства народов России (по выбору). Объем — основа языка скульптуры. Скульптура в музее и на улице. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 1 1 1 1 1 1 1 1 12 33 Предметы ДПИ в музее. 34 Художественная (обобщение темы) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Общность тематики, передаваемых чувств, выставка отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Итого: 34 часа. 4класс. Содержание урока «Истоки родного искусства» (8 часов) Роль природных условий в характере Пейзаж родной земли. традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в Деревня - деревянный мир. украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Единство декоративного строя в Деревня - деревянный мир. украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Древний деревянный храм. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Образ человека в традиционной культуре. Образ красоты человека. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Выбор средств художественной Образ красоты человека. выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Воспевание труда в произведениях Отражение в пластических искусствах русских художников. природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Связь изобразительного искусства с Народные праздники. музыкой, песней, танцами, былинами, Обобщение темы. сказаниями, сказками. «Древние города нашей земли» (8 часов) Древний русский город – крепость. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Древние соборы. Красота и разнообразие зданий выраженные средствами рисунка. Строим древний город. Выразительность объемных композиций. 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 12 Древнерусские воины-защитники 13 Города Русской земли. 14 Города Русской земли. 15 16 Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. Обобщение темы. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Красота человека выраженная средствами скульптуры. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. «Каждый народ - художник» (10 часов) Страна восходящего солнца. Образ Знакомство с несколькими наиболее художественной культуры Японии. яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Страна восходящего солнца. Образ человека в искусстве разных народов. Страна восходящего солнца Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Народы гор и степей. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Города в пустыне Выразительность объемных композиций. Древняя Эллада. Представления о богатстве и Образ художественной культуры разнообразии художественной культуры Древней Греции. Древней Греции. Древняя Эллада. Образ человека в искусстве разных народов. Древняя Эллада. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Европейские города Средневековья. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Европейские города Средневековья. Композиционный центр (зрительный Многообразие художественных центр композиции). Главное и культур в мире (обобщение темы) второстепенное в композиции. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Искусство объединяет народы» (8 часов) Жанр портрета. Темы любви, дружбы, Все народы воспевают материнство. семьи в искусстве. 1 мудрость Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, 1 Все народы старости. воспевают 14 пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества. 29 Сопереживание. 30 Герои -защитники 31 Герои -защитники Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. 1 32 Юность и надежды. 1 33 Все народы воспевают доброту, отзывчивость. 34 Искусство народов мира. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. (Обобщение темы). 1 1 1 1 Итого: 34 часа 15