Рабочая программа Изобразительное искусство 1- 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
1- 4 классы

1

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты предметные результаты:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в
искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания
нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к
родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к
преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие
культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической
и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических
искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи,
скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое
отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать
художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с
возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны
вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и
представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и
2

участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
–
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к ним средствами художественного образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные
стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно ­ творческого замысла;
–
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их
для передачи художественного замысла в собственной учебно­ творческой деятельности;
–
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно ­ творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных
условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладногоискусства,
художественного
конструирования
в
собственной
художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния,
используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами
изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
3

–
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного
героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к
качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать
в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и
зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего
через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о
нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ
человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального,
российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного
конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы
с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор
объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о
возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в
жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте,
отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и
4

декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры
на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России
(с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия:
линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и
динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и
черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности
цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный
образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация
форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий,
пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном
искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в
различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование
различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств,
отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран
(например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве
разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов
России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов
быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами,
былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ
современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства
и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы
персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
5

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных
предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в
пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований
разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие
в
различных
видах
изобразительной,
декоративно­прикладной
и
художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства,
линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных
техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной
мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению.
Развитие способностей к художественно – образному, эмоционально – ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру

Тематическое планирование
1 класс.
№ урока

1
2

3

4
5

6

Тема урока

Содержание урока

«Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения» (8 часов)
Изображения всюду вокруг нас.
Особенности художественного творчества:
художник и зритель.
Мастер Изображения учит
Фотография и произведение изобразительного
видеть.
искусства: сходство и различия. Природные
формы. Трансформация форм.
Изображать можно пятном.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность,
передача общего через единичное.
Изображать можно в объёме.
Овладение элементарными навыками лепки
Изображать можно линией.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка,
фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Приемы работы с различными графическими
материалами.
Разноцветные краски.
Практическое овладение основами
цветоведения.

Кол-во
часов

1
1

1

1
1

1
6

7

Изображать можно и то, что
невидимо

8

Художники и зрители.

9

Мир полон украшений.

10

Красоту надо уметь замечать.

11

Красивые рыбки

12

Украшение птиц.

13

Узоры, которые создали люди.

14

Как украшает себя человек.

15

Готовимся к празднику.

16

Мастер Украшения помогает
сделать праздник.

Эмоциональные возможности цвета.

Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российского и
мирового искусства.
«Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения» (8 часов)
Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве.
Симметрия и асимметрия.
Элементарные приемы композиции на
плоскости
Выбор средств художественной
выразительности для создания живописного
образа в соответствии с поставленными
задачами. Образы природы и человека в
живописи.
Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России
Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве
Овладение
элементарными
навыками
бумагопластики.
Художественное
конструирование
и
оформление помещений

1
1

1

1

1
1

1
1
1
1

«Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки» (9 часов)
17

Постройки в нашей жизни.

Простые геометрические формы.

1

18

Домики, которые построила
природа.

1

19

Дом снаружи и внутри.

20

Строим город.

Использование различных художественных
материалов
и
средств
для
создания
выразительных образов природы. Постройки
в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Разнообразие форм предметного мира и
передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм.
Представление
о
возможностях
использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни
человека.

21

Всё имеет своё строение.

Выразительность объемных композиций.

1

22

Постройка предметов.

1

23
24
25

Город, в котором мы живём
Город, в котором мы живём
Город моей мечты.

Создание моделей предметов бытового
окружения человека
Выразительность объемных композиций.
Выразительность объемных композиций.
Выразительность объемных композиций.

1

1

1
1
1
7

Обобщение темы.

26

27

28
29

30

31

32

33

№ урока

«Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу»(8 ч.)
Совместная работа трёх Братьев- Элементарные приемы композиции на
1
Мастеров.
плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции.
Праздник весны.
Живописные материалы.
1
Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Разноцветные жуки.
Живописные материалы.
1
Сказочная страна.
Пропорции и перспектива. Понятия: линия
1
горизонта, ближе — больше, дальше —
меньше, загораживания.
Времена года.
Элементарные приемы работы с различными
1
материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор
объема, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание).
Времена года.
Элементарные приемы работы с различными
1
материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор
объема, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание).
Здравствуй, лето!
Восприятие и эмоциональная оценка
1
шедевров национального, российского и
мирового искусства.
Урок любования. Экскурсия в
Разнообразие форм в природе как основа
1
природу
декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев и т. д.)
Итого: 33 часа
2 класс.
Тема урока

Содержание урока

Кол-во
часов

1

«Как и чем работает художник?» (8 часов)
Три основных цвета – жёлтый,
Основные и составные цвета.
красный и синий.
Смешение цветов.

1

2

Белая и черная краски.

1

3

Цветные мелки и акварель, их
выразительные возможности.
Выразительные возможности
аппликации.
Выразительные возможности
графических материалов

4
5

6

Выразительность материалов для
работы в объеме.

Роль белой и черной красок в
эмоциональном звучании и
выразительности образа.
Практическое овладение основами
цветоведения.
Передача движения в композиции с
помощью ритма элементов.
Линия, штрих, пятно и художественный
образ. Передача с помощью линии
эмоционального
состояния
природы,
человека, животного.
Объем в пространстве и объем на
плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.

1
1
1

1

8

7
8

9
10
11

12

Выразительные возможности бумаги.

Элементарные приемы работы с бумагой и
картоном — сгибание, вырезание).
Неожиданные материалы (обобщение Разнообразие материалов для
темы).
художественного конструирования и
моделирования (пластилин, бумага, картон
и др.).
«Реальность и фантазия» (8 часов)
Изображение и реальность.
Человек, мир природы в реальной жизни:
образ человека, природы в искусстве.
Изображение и фантазия.
Сказочные образы в народной культуре и
декоративно­прикладном искусстве.
Украшение и реальность.
Красота и разнообразие природы,
выраженные средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Украшение и фантазия.
Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в
России (с учетом местных условий).

13

Постройка и реальность.

14

Постройка и фантазия.

15

Постройка и фантазия.

16

Братья мастера всегда работают
вместе.

17

18
19

20

Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на
представление о его характере.
Создание моделей предметов бытового
окружения
человека.
Овладение
элементарными
навыками
лепки
и
бумагопластики.
Создание моделей предметов бытового
окружения человека.
Элементарные приемы работы с
различными материалами для создания
выразительного образа (пластилин —
раскатывание, набор объема, вытягивание
формы; бумага и картон — сгибание,
вырезание).

«О чём говорит искусство» (10 часов)
Изображение природы в различных
Наблюдение природы и природных
состояниях.
явлений, различение их характера и
эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду.
Изображение характера животных.
Передача с помощью линии
эмоционального состояния животного.
Изображение характера человека:
Выбор средств художественной
женский образ.
выразительности для создания
живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Сказочные
образы в народной культуре и
декоративно­прикладном искусстве.
Изображение характера человека:
Выбор средств художественной
мужской образ.
выразительности для создания
живописного образа в соответствии с

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

9

21

Образ человека в скульптуре.

22

Человек и его украшения.

23

О чем говорят украшения.

24
25

Образ здания.
Образ здания в объёме.

26

В изображении, украшении и
постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, своё
отношение к миру.

27
28
29
30

31

32

33

34

№ урока

1

поставленными задачами. Сказочные
образы в народной культуре и
декоративно­прикладном искусстве.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.
Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в
России (с учетом местных условий).
Влияние
формы
предмета
на
представление о его характере. Силуэт.
Эмоциональные возможности цвета.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.
Участие в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение
своего отношения к произведению.

«Как говорит искусство» (8 часов)
Теплые и холодные цвета. Борьба
Практическое овладение основами
теплого и холодного.
цветоведения.
Тихие и звонкие цвета.
Практическое овладение основами
цветоведения.
Что такое ритм линий?
Виды ритма (спокойный, замедленный,
порывистый, беспокойный и т. д.).
Характер линий.
Многообразие линий (тонкие, толстые,
прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их
знаковый характер.
Ритм пятен.
Передача движения в композиции с
помощью ритма элементов. Особая роль
ритма
в
декоративно­прикладном
искусстве.
Пропорции выражают характер.
Пропорции и перспектива. Роль контраста
в композиции: низкое и высокое, большое
и маленькое, тонкое и толстое, темное и
светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции Роль ритма в эмоциональном звучании
- средства выразительности.
композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с
помощью ритма элементов.
Обобщающий урок.
Передача настроения в творческой работе
Выставка творческих работ.
с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна,
объема, фактуры материала.
Итого: 34 часа
3класс.
Тема урока

Твои игрушки.

Содержание урока

«Искусство в твоем доме» (8 часов)
Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной
жизни человека, в организации его

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

Кол-во
часов

1

10

материального окружения.
Художественное конструирование посуды.
Особая
роль
ритма
в
декоративно­прикладном искусстве.
Элементарные приемы композиции на
плоскости. Простые геометрические
формы. Природные формы.
Трансформация форм. Особая роль ритма
в декоративно­ прикладном искусстве.

2
3

Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома.

4

Мамин платок.

5

Твои книжки.

6

Твои книжки.

7

Открытки.

8

Что сделал художник в нашем доме
(обобщение темы).

9

10

Художественное конструирование и
оформление книг.
Художественное конструирование и
оформление книг.
Художественное конструирование и
оформление открытки.
Использование различных
художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта.

«Искусство на улицах твоего города» (8 часов)
Роль рисунка в искусстве: основная и
Памятники архитектуры.
вспомогательная. Красота и разнообразие
зданий выраженные средствами рисунка.
Художественное конструирование парков.
Парки, скверы, бульвары.

1
1
1

1
1
1
1

1

1

Ажурные ограды.

Элементарные приемы работы с бумагой и
картоном — сгибание, вырезание).

1

12

Волшебные фонари.

Художественное конструирование
фонарей

1

13

Витрины.

Художественное конструирование и
оформление витрин.

1

14

Удивительный транспорт.

Художественное конструирование
транспорта.

1

15

Что сделал художник на улицах
моего города.

Выразительность объемных композиций.

1

16

Что сделал художник на улицах
моего города. (обобщение темы).

Выразительность объемных композиций.

1

11

17

Художник в цирке.

«Художник и зрелище» (10 часов)
Особенности художественного творчества:

1
11

18

Художник в театре.

19

Театр кукол.

20

Театр кукол.

21

Маски.

22

Афиша и плакат.

23
24

Театральная программка, буклет,
приглашение.
Праздник в городе.

25

26

27

28

29
30
31

32

художник и зритель.
Выбор
средств
художественной
выразительности
для
создания
живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.

1

1
1
1

Элементарные приемы композиции на
плоскости
Элементарные приемы композиции на
плоскости
Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна,
объема, фактуры материала.

1

Праздник в городе.

Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна,
объема, фактуры материала.

1

Школьный карнавал (обобщение
темы).

Разнообразие материалов для
художественного конструирования и
моделирования (пластилин, бумага, картон
и др.).

1

«Художник и музей» (8 часов)
Музей в жизни города.
Ведущие художественные музеи России
(ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и
эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового
искусства.
Картина — особый мир. КартинаЖанр пейзажа. Пейзажи разных
пейзаж.
географических широт. Использование
различных художественных материалов и
средств для создания выразительных
образов природы.
Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
Картина-портрет.
семьи в искусстве.
Жанр натюрморта.
Картина-натюрморт
Выдающиеся представители
Картины исторические и бытовые.
изобразительного искусства народов
России (по выбору).
Объем — основа языка скульптуры.
Скульптура в музее и на улице.
Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная
средствами скульптуры.

1
1

1

1

1
1
1

1

12

33

Предметы ДПИ в музее.

34

Художественная
(обобщение темы)

№ урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
11

Тема урока

Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в
России (с учетом местных условий).
Общность тематики, передаваемых чувств,
выставка отношения к природе в произведениях
авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов,
И. И. Левитан, И. И. Шишкин,
Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Итого: 34 часа.
4класс.
Содержание урока

«Истоки родного искусства» (8 часов)
Роль природных условий в характере
Пейзаж родной земли.
традиционной культуры народов России.
Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в
Деревня - деревянный мир.
украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.
Единство декоративного строя в
Деревня - деревянный мир.
украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.
Древний деревянный храм.
Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка.
Образ человека в традиционной культуре.
Образ красоты человека.
Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отраженные в
искусстве.
Выбор средств художественной
Образ красоты человека.
выразительности для создания
живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.
Воспевание труда в произведениях
Отражение в пластических искусствах
русских художников.
природных, географических условий,
традиций, религиозных верований разных
народов
Связь изобразительного искусства с
Народные праздники.
музыкой, песней, танцами, былинами,
Обобщение темы.
сказаниями, сказками.
«Древние города нашей земли» (8 часов)
Древний русский город – крепость.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.
Древние соборы.
Красота и разнообразие зданий
выраженные средствами рисунка.
Строим древний город.
Выразительность объемных композиций.

1

1

Кол-во
часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
13

12

Древнерусские воины-защитники

13

Города Русской земли.

14

Города Русской земли.

15

16

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах.
Обобщение темы.

17

18
19
20

21
22

23
24
25

26

27
28

Красота человека выраженная средствами
скульптуры.
Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка.
Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка.
Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна,
объема, фактуры материала.
Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна,
объема, фактуры материала.

«Каждый народ - художник» (10 часов)
Страна восходящего солнца. Образ
Знакомство с несколькими наиболее
художественной культуры Японии.
яркими культурами мира,
представляющими разные народы и
эпохи. Роль природных условий в
характере культурных традиций разных
народов мира.
Страна восходящего солнца.
Образ человека в искусстве разных
народов.
Страна восходящего солнца
Образы
архитектуры
и
декоративно­прикладного искусства.
Народы гор и степей.
Использование различных
художественных материалов и средств
для создания выразительных образов
природы.
Города в пустыне
Выразительность объемных композиций.
Древняя Эллада.
Представления о богатстве и
Образ художественной культуры
разнообразии художественной культуры
Древней Греции.
Древней Греции.
Древняя Эллада.
Образ человека в искусстве разных
народов.
Древняя Эллада.
Образы
архитектуры
и
декоративно­прикладного искусства.
Европейские города Средневековья.
Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка.
Европейские города Средневековья.
Композиционный центр (зрительный
Многообразие художественных
центр композиции). Главное и
культур в мире (обобщение темы)
второстепенное в композиции.

1
1

1

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1

1

«Искусство объединяет народы» (8 часов)
Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
Все народы воспевают материнство.
семьи в искусстве.

1

мудрость Эмоциональная и художественная
выразительность образов персонажей,

1

Все народы
старости.

воспевают

14

пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие
и т. д.
Эмоциональная и художественная
выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие
и т. д.
Образ защитника Отечества.

29

Сопереживание.

30

Герои -защитники

31

Герои -защитники

Образы персонажей, вызывающие гнев,
раздражение, презрение.

1

32

Юность и надежды.

1

33

Все народы воспевают доброту,
отзывчивость.

34

Искусство народов мира.

Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника.
Эмоциональная и художественная
выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие
и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российского и
мирового искусства.

(Обобщение темы).

1

1

1

1

Итого: 34 часа

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».