Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Родной язык (Русский)» 1-4 классы Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные и метапредметные результаты (формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся») Требования к личностным и метапредметным результатам в соответствии с ФГОС НОО Личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) 1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) Формирование установки на безопасный, Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» Личностные результаты У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные результаты Метапредметные результаты (освоенные обучающимися УУД (познавательные, Регулятивные УУД: регулятивные и коммуникативные), Выпускник научится: обеспечивающие овладение ключевыми принимать и сохранять учебную задачу; компетенциями, составляющими основу умения учитывать выделенные учителем ориентиры учиться, и межпредметными понятиями) действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 1) Овладение способностью принимать и планировать свои действия в соответствии с сохранять цели и задачи учебной деятельности, поставленной задачей и условиями ее реализации, поиска средств ее осуществления; в том числе во внутреннем плане; 2) Освоение способов решения проблем учитывать установленные правила в творческого и поискового характера; планировании и контроле способа решения; 3) Формирование умения планировать, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по контролировать и оценивать учебные действия в результату (в случае работы в интерактивной соответствии с поставленной задачей и условиями среде пользоваться реакцией среды решения ее реализации; определять наиболее эффективные задачи); способы достижения результата; оценивать правильность выполнения действия на 4) Формирование умения понимать причины уровне адекватной ретроспективной оценки успеха/неуспеха учебной деятельности и соответствия результатов требованиям данной способности конструктивно действовать даже в задачи и задачной области; ситуациях неуспеха; адекватно воспринимать предложения и оценку 5) Освоение начальных форм познавательной и учителей, товарищей, родителей и других людей; личностной рефлексии; различать способ и результат действия; 6) Использование знаково-символических средств вносить необходимые коррективы в действие представления информации для создания моделей после его завершения на основе его оценки и изучаемых объектов и процессов, схем решения учета характера сделанных ошибок, использовать учебных и практических задач; предложения и оценки для создания нового, более 7) Активное использование речевых средств и совершенного результата. средств информационных и коммуникационных Выпускник получит возможность научиться: технологий для решения коммуникативных и в сотрудничестве с учителем ставить новые познавательных задач; учебные задачи; 8) Использование различных способов поиска (в преобразовывать практическую задачу в справочных источниках и открытом учебном познавательную; информационном пространстве сети Интернет), самостоятельно учитывать выделенные сбора, обработки, анализа, организации, передачи учителем ориентиры действия в новом учебном и интерпретации информации в соответствии с материале; коммуникативными и познавательными задачами самостоятельно адекватно оценивать и технологиями учебного предмета; в том числе правильность выполнения действия и вносить умение вводить текст с помощью клавиатуры, необходимые коррективы в исполнение как по фиксировать (записывать) в цифровой форме ходу его реализации, так и в конце действия. измеряемые величины и анализировать Познавательные УУД: изображения, звуки, готовить свое выступление и Выпускник научится: выступать с аудио-, видео- и графическим осуществлять поиск необходимой информации сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом» Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; Работа с текстом: оценка информации сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» Выпускник научится: использовать безопасные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере; вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию; набирать текст на родном (русском) языке; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать автоматический орфографический контроль; искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете; создавать текстовые сообщения: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать сообщения с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера. Выпускник получит возможность научиться: представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.); грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией. 1. Предметные результаты Требования к предметным результатам в соответствии с ФГОС НОО Родной язык 1) Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» За весь период освоения ООП НОО (к моменту окончания 4 класса): 1) Осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: Выпускник научится: проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать; 2) Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. понимать роль языка как основного средства человеческого общения. Выпускник получит возможность научиться: осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком. 2) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: Выпускник научится: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России. Выпускник получит возможность научиться: осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку. 3) Освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: Выпускник научится: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных). 4) Формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке: 4.1) Слушание (аудирование) и говорение: Выпускник научится: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций. 4.2) Чтение и письмо: Выпускник научится: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научнопознавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения); основам грамотного письма: основным орфографическим и пунктуационным умениям (в объёме изучаемого курса), умениям применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умениям проверять написанное. Содержание предмета 1 класс Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку. Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Ударение. Ударный слог. Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные). Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике: — обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу); — раздельное написание слов; — перенос слов по слогам без стечения согласных; — большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Ударение. Слоговой состав слова. 2 класс Мир общения – 3ч. Собеседники. Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое удобное и основное средство общения. Значимость речи в общении. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Культура устной и письменной речи. Слово, предложение и текст в речевом общении. Лексическое богатство русского языка. Различия функции слова и предложения. Составление предложений к заданной ситуации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Выделение предложений из сплошного текста. Озаглавливание текста. Главный помощник в общении – родной язык. Необходимость владения языком для успешного общения. Основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений. Слово и его значение – 7ч. Что рассказало слово. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Слова с несколькими значениями. Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим). Распознавание однозначных и многозначных слов. Составление словосочетаний и предложений, используя многозначные слова. Переносное значение слова и его роль в речи. Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Различение слов, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению. Слова, близкие по значению (синонимы). Синонимы, их роль в речи. Использование синонимов в собственных высказываниях. Подбор синонимов к словам. Составление предложений с использованием синонимов. Слова, противоположные по значению (антонимы). Роль антонимов в речи. Упражнение в подборе антонимов к словам разных частей речи. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. Объяснение фразеологических оборотов. Тематические группы слов. Распределение слов по тематическим группам. Дополнение групп своими словами. Предложение. Текст – 7ч. Предложение. Связь слов в предложении. Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и цели высказывания. Текст. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Последовательность предложений в тексте. Записка. Записка как вид текста, её особенности. Использование слов речевого этикета. Письмо. Письмо как вид текста, требования к его написанию. Использование слов речевого этикета. Приглашение. Приглашение как вид текста, его особенности. Использование слов речевого этикета. 3 класс Мир общения – 2 ч. Собеседники. Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Диалог. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик-ученик, ученик-учитель, дети-родители). Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников, которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное). Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Вспомогательные средства общения: мимика, жесты, выразительные движения, интонация, логическое ударения, паузы. Их использование в общении в соответствии с культурными нормами. Речевая культура – 2ч. Культура устной речи. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Отбор языковых средств в зависимости от ситуации общения. Наблюдение за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Культура письменной речи. Написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, четкость и изящество выполнения письменных работ. Текст – 4ч. Текст. Тема текста. Главная мысль. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста, тема, главная мысль. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Основные части текста – вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректировка порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. План текста. Составление плана к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенному плану. Пересказ текста по плану. Типы текстов. Художественный и научный тексты. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов описательного и повествовательного характера по сюжетной картинке, личным впечатлениям. Язык – главный помощник в общении – 1ч. Язык – главный помощник в общении. Язык – как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке. Слово и его значение – 3ч. Слово и его значение. Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Уточнение значения слов с помощью толкового словаря. Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик). Фразеологизмы. Фразеологический словарь русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь синонимов и антонимов. Сравнение слов по значению и форме (синонимы, антонимы) Наблюдение за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах. Назначение и использование словарей. Правила работы со словарями. Словосочетание и предложение – 5ч. Словосочетание. Сравнение слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание - для называния. Составление словосочетаний по заданным моделям. Предложение. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. Главные и второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Синтаксический разбор предложения, знаки препинания в конце предложения. Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. 4 класс Мир общения – 1 час Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив).Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Речевая культура – 4ч. Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи с использованием обращений и слов речевого этикета. Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем Речь деловая и разговорная. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки. Научная и художественная речь. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. Различие художественных текстов, научных и деловых. Поиск информации с помощью Интернета и справочной литературы для решения поставленной задачи. Составление текстов научного и художественного стилей речи. Метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты. Обобщение знаний о средствах создания выразительности в художественной речи, определение их роли в художественном тексте Текст как речевое произведение – 4ч. Текст. Тема текста. Главная мысль. Определение темы, главной мысли текста. Заглавие, опорные слова, абзацы. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов План текста простой и развёрнутый. Разделение текста на части. План текста. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Типы текста. Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Наблюдение над языковыми средствами текста в зависимости от основной цели автора. Составление текстов разных типов. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую). Составление текстов разных типов. Средства общения – 2ч. Роль языка в общении. Смысл и значение родного языка в жизни человека. Роль языка в общении. Основные этапы развития письменности. Роль письменности в истории человечества Способы передачи сообщения. Средства общения (общение с помощью жестов, мимики, рисуночного письма). Преимущество звукового языка перед другими средствами общения. Предложение. Словосочетание – 2ч. Различие между словом, словосочетанием и предложением. Наблюдение над словом, словосочетанием и предложением. Выделение словосочетаний из предложений. Составление словосочетаний разных типов. Распространение предложений словосочетаниями. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Смысловая функция знаков препинания в конце предложения. Роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации. Использование предложений всех типов в собственных речевых высказываниях (устных и письменных). Сложные предложения. Предложения с однородными членами. Сравнение простых и сложных предложений на основе их значения и количества грамматических основ. Составление сложных предложений. Использование простых и сложных предложений в речи. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Слово и его значение – 4ч. Различные виды лингвистических словарей. Словари фразеологические и этимологические. Их устройство и назначение. Прямое и переносное значение слова. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова. Тематическое планирование 1 класс (17 часов) № Название раздела, темы п/п Мир общения 1 Как люди общались с друг другом 2 Вежливые слова 3 Спрашиваем. отвечаем Слово и его значение 4 Выделяем голосом важные слова 5 Где ударение 6 Слово и его значение 7 Однозначные и многозначные слова 8 Как сочетаются слова Кол-во часов 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 9 Зачем людям имена 10 Использование алфавита при работе со словарями. Предложение. Текст 11 Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство. 12 Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные)слова 13 Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста 14 Как писали в старину 15 Перенос слова по слогам 16 Письмо слов с сочетаниями жи –ши.ча-ща, чу-щу 17 Обобщение пройденного материала. 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 1 17 2 класс (17 часов) № Название раздела, темы п/п Мир общения 1 Собеседники. 2 Слово, предложение и текст в речевом общении. 3 Главный помощник в общении – родной язык. Слово и его значение 4 Что рассказало слово. 5 Слова с несколькими значениями. 6 Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 7 Слова, близкие по значению (синонимы). 8 Слова, противоположные по значению (антонимы). 9 Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). 10 Тематические группы слов. Предложение. Текст 11 Предложение. Связь слов в предложении 12 Текст. 13 Записка. 14 Письмо 15 Приглашение. 16 Проверочная работа комплексного характера. 17 Обобщение пройденного материала. Кол-во часов 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 1 17 3 класс (17 часов) № Название раздела, темы п/п Мир общения 1 Собеседники. 2 Диалог. Речевая культура 3 Культура устной речи. 4 Культура письменной речи. Текст 5 Текст. Тема текста. Главная мысль. 6 План текста. 7 Типы текстов. Художественный и научный тексты. 8 Составление текстов разного типа. Кол-во часов 8 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 Язык – главный помощник в общении 9 Язык - главный помощник в общении. Слово и его значение 10 Слово и его значение. Толковый словарь. 11 Фразеологизмы. Фразеологический словарь русского языка. 12 Омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь синонимов и антонимов. Словосочетание и предложение 13 Словосочетание. 14 Предложение. 15 Предложения с однородными членами. 16 Проверочная работа комплексного характера. 17 Обобщение пройденного материала. Итого 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 17 4 класс (17 часов) № Название раздела, темы п/п Речевое общение 1 Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Речевая культура 2 Речевая культура. Обращение. 3 Речь деловая и разговорная. 4 Научная и художественная речь. 5 Метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты. Текст как речевое произведение 6 Текст. Признаки текста. 7 План текста простой и развёрнутый. 8 Типы текста 9 Составление текстов разных типов. Средства общения 10 Роль языка в общении. 11 Способы передачи сообщения. Предложение. Словосочетание. 12 Различие между словом, словосочетанием и предложением. 13 Сложные предложения. Предложения с однородными членами. Слово и его значение 14 Различные виды лингвистических словарей. 15 Прямое и переносное значение слова. 16 Проверочная работа комплексного характера. 17 Обобщение пройденного материала. Итого Кол-во часов 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 17