Рабочая программа Родной язык (Русский) 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной язык (Русский)»
1-4 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение. Работа с текстом» и
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»)
Требования к личностным и метапредметным
результатам в соответствии с ФГОС НОО
Личностные результаты
(готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые
установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской
идентичности)
1) Формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
2)
Формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) Формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
8)
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
9) Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) Формирование установки на безопасный,

Планируемые личностные и метапредметные
результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя
позиция
на
уровне
положительного
отношения
к
школе,
ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок
учителей, товарищей, родителей и других
людей;
способность к оценке своей учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности, своей
этнической
принадлежности
в
форме
осознания
«Я»
как
члена
семьи,
представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание
ответственности
человека
за
общее
благополучие;
ориентация в нравственном содержании и
смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе
знакомства
с
отечественной
художественной культурой.
Выпускник
получит
возможность
для
формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательной
организации, понимания необходимости учения,
выраженного
в
преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивации учения;

здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

устойчивого учебно-познавательного интереса к
новым общим способам решения задач;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной
самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности
в
реализации
основ
гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на
основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
(освоенные обучающимися УУД (познавательные, Регулятивные УУД:
регулятивные и коммуникативные),
Выпускник научится:
обеспечивающие овладение ключевыми
принимать и сохранять учебную задачу;
компетенциями, составляющими основу умения
учитывать выделенные учителем ориентиры
учиться, и межпредметными понятиями)
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
1) Овладение способностью принимать и планировать свои действия в соответствии с
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поставленной задачей и условиями ее реализации,
поиска средств ее осуществления;
в том числе во внутреннем плане;
2) Освоение способов решения проблем учитывать
установленные
правила
в
творческого и поискового характера;
планировании и контроле способа решения;
3)
Формирование
умения
планировать, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
контролировать и оценивать учебные действия в результату (в случае работы в интерактивной
соответствии с поставленной задачей и условиями среде пользоваться реакцией среды решения
ее реализации; определять наиболее эффективные задачи);
способы достижения результата;
оценивать правильность выполнения действия на
4) Формирование умения понимать причины уровне адекватной ретроспективной оценки
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и соответствия результатов требованиям данной
способности конструктивно действовать даже в задачи и задачной области;
ситуациях неуспеха;
адекватно воспринимать предложения и оценку
5) Освоение начальных форм познавательной и учителей, товарищей, родителей и других людей;
личностной рефлексии;
различать способ и результат действия;
6) Использование знаково-символических средств вносить необходимые коррективы в действие
представления информации для создания моделей после его завершения на основе его оценки и
изучаемых объектов и процессов, схем решения учета характера сделанных ошибок, использовать
учебных и практических задач;
предложения и оценки для создания нового, более
7) Активное использование речевых средств и совершенного результата.
средств информационных и коммуникационных Выпускник получит возможность научиться:
технологий для решения коммуникативных и в сотрудничестве с учителем ставить новые
познавательных задач;
учебные задачи;
8) Использование различных способов поиска (в преобразовывать
практическую
задачу
в
справочных источниках и открытом учебном познавательную;
информационном пространстве сети Интернет), самостоятельно
учитывать
выделенные
сбора, обработки, анализа, организации, передачи учителем ориентиры действия в новом учебном
и интерпретации информации в соответствии с материале;
коммуникативными и познавательными задачами самостоятельно
адекватно
оценивать
и технологиями учебного предмета; в том числе правильность выполнения действия и вносить
умение вводить текст с помощью клавиатуры, необходимые коррективы в исполнение как по
фиксировать (записывать) в цифровой форме ходу его реализации, так и в конце действия.
измеряемые
величины
и
анализировать Познавательные УУД:
изображения, звуки, готовить свое выступление и Выпускник научится:
выступать с аудио-, видео- и графическим осуществлять поиск необходимой информации

сопровождением;
соблюдать
нормы
информационной избирательности, этики и
этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10)
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
11) Готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) Определение общей цели и путей ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13)
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений
действительности
(природных,
социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного предмета;
15) Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.

для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной
информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной
форме;
ориентироваться на разнообразие способов
решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с
использованием
ресурсов
библиотек
и
Интернета;
записывать, фиксировать информацию с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ;
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих
с
его
собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве
позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
аргументировать
свою
позицию
и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
продуктивно
содействовать
разрешению
конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать
партнеру
необходимую
информацию
как
ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
Работа с текстом:
поиск информации
и понимание
прочитанного

Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации

Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте
несколько
примеров,
доказывающих
приведенное
утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные
в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;

Работа с текстом:
оценка
информации

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Выпускник научится:
использовать безопасные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств,
сохранять полученную информацию;
набирать текст на родном (русском) языке;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста; использовать автоматический орфографический
контроль;
искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках,
Интернете;
создавать текстовые сообщения: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

1.

Предметные результаты

Требования к предметным результатам в
соответствии
с ФГОС НОО
Родной язык
1) Воспитание ценностного отношения к родному

языку как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое
поле
своего
народа,
формирование первоначальных представлений о
единстве
и
многообразии
языкового
и
культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;

Планируемые предметные результаты
освоения
учебного предмета «Родной язык (русский)»
За весь период освоения ООП НОО (к моменту
окончания 4 класса):
1) Осознание роли языка как основного
средства человеческого общения и как явления
национальной культуры:
Выпускник научится:
проявлять познавательный интерес к родному
языку и желание его изучать;

2) Обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры
владения
родным
языком
в
соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
3) Формирование первоначальных научных
знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах,
о
закономерностях
его
функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка,
формирование
позитивного
отношения
к
правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
4) Овладение первоначальными умениями
ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых
навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5) Овладение учебными действиями с языковыми
единицами и умение использовать знания для
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных задач.

понимать роль языка как основного средства
человеческого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимать значение родного языка для освоения и
укрепления культуры и традиций своего народа;
понимать необходимость овладения родным
языком.
2) Формирование
первоначальных
представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства
Российской Федерации, о месте родного языка
среди других языков народов России:
Выпускник научится:
понимать, что родной край есть часть России,
составлять высказывания о малой Родине,
приводить примеры традиций и обычаев,
объединяющих народы России;
составлять небольшие рассказы о взаимосвязях
языков, культур и истории народов России.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать роль родного языка как носителя
народной культуры, средства её познания,
освоения морально-этических норм, принятых в
российском обществе;
понимать эстетическую ценность родного
языка, стремиться к овладению выразительными
средствами, свойственными родному языку.
3) Освоение первоначальных знаний о родном
языке как системе, о его нормах, специфике,
закономерностях его функционирования:
Выпускник научится:
владеть
основными
орфоэпическими
и
лексическими нормами родного языка;
применять на практике правила словообразования
и словоизменения, построения словосочетаний и
предложений (простых и сложных).
4) Формирование и развитие видов речевой
деятельности на родном языке:
4.1) Слушание (аудирование) и говорение:
Выпускник научится:
понимать на слух речь, звучащую из различных
источников
(учитель,
одноклассники,
телевизионные и радиопередачи и др.);
определять тему и главную мысль прослушанного
высказывания (текста);
различать на слух интонации звучащей речи
(радость, удивление, грусть, сочувствие и др.);
участвовать в диалогах на бытовые, учебные
темы,
обсуждать
поставленные
вопросы,
прослушанные высказывания;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы в
соответствии с темой диалога;
применять в диалогической речи формулы
речевого этикета, правила речевого поведения в
различных учебных и жизненных ситуациях
(понимать цель общения, проявлять желание
слушать
собеседников,
учитывать
мнение
участников);

решать учебные задачи с использованием
активного и потенциального словарного запаса;
рассказывать устно о себе (внешность, интересы,
любимые занятия), о своей семье (традиции,
совместные занятия);
описывать
предмет
(название,
качества,
назначение);
уместно употреблять в устной речи пословицы,
поговорки
родного
народа,
использовать
изобразительные и выразительные средства
родного
языка
(эпитеты,
сравнения,
олицетворения);
составлять
небольшие
высказывания для публичного выступления с
использованием небольших презентаций.
4.2) Чтение и письмо:
Выпускник научится:
читать вслух небольшие тексты разного вида
(фольклорный,
художественный,
научнопознавательный, справочный) в индивидуальном
темпе, позволяющем понять содержание и смысл
прочитанного;
составлять план текста (с помощью и
самостоятельно);
пересказывать текст в соответствии с учебной
задачей (подробно и кратко);
стихи на родном языке;
списывать текст и выписывать из него слова,
словосочетания, предложения в соответствии с
решаемой учебной задачей;
строить связные высказывания в письменной
форме на различные темы; выполнять небольшие
творческие
задания
(дополнение
и
распространение предложения текста/изложения);
основам
грамотного
письма:
основным
орфографическим и пунктуационным умениям (в
объёме изучаемого курса), умениям применять
правила орфографии и правила постановки знаков
препинания
при
записи
собственных
и
предложенных текстов, умениям проверять
написанное.

Содержание предмета
1 класс

Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с
прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и
письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты,
позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и
слово. Смысловое единство слов в предложении.
Ударение. Ударный слог.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по
отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам,
предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений
окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения
слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова,
близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью
букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль
звуков.
Ударение. Слоговой состав слова.
2 класс
Мир общения – 3ч.
Собеседники. Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема
и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое удобное и основное
средство общения. Значимость речи в общении. Различение устных и письменных
форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной
речи. Культура устной и письменной речи.
Слово, предложение и текст в речевом общении. Лексическое богатство русского
языка. Различия функции слова и предложения. Составление предложений к заданной
ситуации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста
(состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Выделение
предложений из сплошного текста. Озаглавливание текста.
Главный помощник в общении – родной язык. Необходимость владения языком для
успешного общения. Основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения,
текст, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе.
Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.
Слово и его значение – 7ч.
Что рассказало слово. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове
двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических
моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его
значения). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Слова с несколькими значениями. Необходимые условия для переноса названия с
одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым,
орфоэпическим). Распознавание однозначных и многозначных слов. Составление

словосочетаний и предложений, используя многозначные слова. Переносное значение
слова и его роль в речи.
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Различение слов, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению.
Слова, близкие по значению (синонимы). Синонимы, их роль в речи. Использование
синонимов в собственных высказываниях. Подбор синонимов к словам. Составление
предложений с использованием синонимов.
Слова, противоположные по значению (антонимы). Роль антонимов в речи.
Упражнение в подборе антонимов к словам разных частей речи.
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Происхождение устойчивых
сочетаний слов и их употребление в речи. Объяснение фразеологических оборотов.
Тематические группы слов. Распределение слов по тематическим группам.
Дополнение групп своими словами.
Предложение. Текст – 7ч.
Предложение. Связь слов в предложении. Понятие о смысловой и интонационной
законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по
интонации и цели высказывания.
Текст. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Записка. Записка как вид текста, её особенности. Использование слов речевого
этикета.
Письмо. Письмо как вид текста, требования к его написанию. Использование слов
речевого этикета.
Приглашение. Приглашение как вид текста, его особенности. Использование слов
речевого этикета.
3 класс
Мир общения – 2 ч.
Собеседники. Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения.
Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации (ролевые отношения и цели
общения) на примере общения литературных героев.
Диалог. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах
(ученик-ученик, ученик-учитель, дети-родители). Общение с партнёром на основе
взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения
собеседников, которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное,
враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное,
безразличное). Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание). Вспомогательные средства общения: мимика, жесты,
выразительные движения, интонация, логическое ударения, паузы. Их использование в
общении в соответствии с культурными нормами.
Речевая культура – 2ч.
Культура устной речи. Совершенствование устной речи на фонетическом,
лексическом, синтаксическом уровнях. Отбор языковых средств в зависимости от

ситуации общения. Наблюдение за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса,
верной интонацией. Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого
этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Культура письменной речи. Написание букв, слов, предложений в соответствии с
правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, четкость
и изящество выполнения письменных работ.
Текст – 4ч.
Текст. Тема текста. Главная мысль. Текст. Признаки текста. Смысловое единство
предложений в тексте. Заглавие текста, тема, главная мысль. Последовательность
предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Основные части
текста – вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть
(конец). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректировка
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. План текста. Составление плана к предложенным текстам. Создание
собственных текстов по предложенному плану. Пересказ текста по плану.
Типы текстов. Художественный и научный тексты. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности.
Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов описательного и
повествовательного характера по сюжетной картинке, личным впечатлениям.
Язык – главный помощник в общении – 1ч.
Язык – главный помощник в общении. Язык – как средство (инструмент) общения и
познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России.
Высказывания писателей о русском языке.
Слово и его значение – 3ч.
Слово и его значение. Определение значения слов по тексту, выявление слов,
значение которых требует уточнения. Уточнение значения слов с помощью толкового
словаря. Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей.
Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик).
Фразеологизмы. Фразеологический словарь русского языка. Омонимы,
синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь синонимов и антонимов.
Сравнение слов по значению и форме (синонимы, антонимы) Наблюдение за
использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об
однозначных и многозначных словах. Назначение и использование словарей. Правила
работы со словарями.
Словосочетание и предложение – 5ч.
Словосочетание. Сравнение слова, предложения и словосочетания на основе их
главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной
мысли, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения,
словосочетание - для называния. Составление словосочетаний по заданным моделям.
Предложение. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по

форме. Главные и второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в
предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Синтаксический разбор предложения, знаки препинания в конце
предложения.
Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. Запятая в
предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление
предложений с однородными членами. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.
4 класс
Мир общения – 1 час
Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Расширение понятия речевого
общения: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное
оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится).
Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив).Качество речевого
общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. Умение
вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку
зрения.
Речевая культура – 4ч.
Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. Использование формул речевого
этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и
письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи с использованием
обращений и слов речевого этикета. Вступление в диалог, участие в коллективном
обсуждении проблем
Речь деловая и разговорная. Написание деловых текстов: записки, объявления,
письма, заявления, объяснительной записки.
Научная и художественная речь. Сравнение небольших текстов научного и
художественного стиля. Различие художественных текстов, научных и деловых. Поиск
информации с помощью Интернета и справочной литературы для решения
поставленной задачи. Составление текстов научного и художественного стилей речи.
Метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты. Обобщение знаний о средствах
создания выразительности
в художественной речи, определение их роли в
художественном тексте
Текст как речевое произведение – 4ч.
Текст. Тема текста. Главная мысль. Определение темы, главной мысли текста.
Заглавие, опорные слова, абзацы. Извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов
План текста простой и развёрнутый. Разделение текста на части. План текста.
Составление памяток, определяющих последовательность действий.
Типы текста. Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание.
Наблюдение над языковыми средствами текста в зависимости от основной цели
автора.

Составление текстов разных типов. Составление текста на заданную тему и текста,
отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую).
Составление текстов разных типов.
Средства общения – 2ч.
Роль языка в общении. Смысл и значение родного языка в жизни человека. Роль
языка в общении. Основные этапы развития письменности. Роль письменности в
истории человечества
Способы передачи сообщения. Средства общения (общение с помощью жестов,
мимики, рисуночного письма). Преимущество звукового языка перед другими
средствами общения.
Предложение. Словосочетание – 2ч.
Различие между словом, словосочетанием и предложением. Наблюдение над
словом, словосочетанием и предложением. Выделение словосочетаний из
предложений. Составление словосочетаний разных типов. Распространение
предложений словосочетаниями.
Типы предложений по цели высказывания и по
интонации. Смысловая функция знаков препинания в конце предложения. Роль
интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении,
вопросительные слова) в формировании определённого типа предложений по цели
высказывания и по интонации. Использование предложений всех типов в собственных
речевых высказываниях (устных и письменных).
Сложные предложения. Предложения с однородными членами. Сравнение простых
и сложных предложений на основе их значения и количества грамматических основ.
Составление сложных предложений. Использование простых и сложных предложений
в речи. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и
пунктуационное оформление однородных членов.
Слово и его значение – 4ч.
Различные виды лингвистических словарей. Словари фразеологические и
этимологические. Их устройство и назначение.
Прямое и переносное значение слова. Обобщение представлений о лексическом
значении слова. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение
слова.
Тематическое планирование
1 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Мир общения
1 Как люди общались с друг другом
2 Вежливые слова
3 Спрашиваем. отвечаем
Слово и его значение
4 Выделяем голосом важные слова
5 Где ударение
6 Слово и его значение
7 Однозначные и многозначные слова
8 Как сочетаются слова

Кол-во
часов
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1

9 Зачем людям имена
10 Использование алфавита при работе со словарями.
Предложение. Текст
11 Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
12 Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные)слова
13 Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста
14 Как писали в старину
15 Перенос слова по слогам
16 Письмо слов с сочетаниями жи –ши.ча-ща, чу-щу
17 Обобщение пройденного материала.

1
1

Итого

1
1
1
1
1
1
1
17

2 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Мир общения
1 Собеседники.
2 Слово, предложение и текст в речевом общении.
3 Главный помощник в общении – родной язык.
Слово и его значение
4 Что рассказало слово.
5 Слова с несколькими значениями.
6 Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
7 Слова, близкие по значению (синонимы).
8 Слова, противоположные по значению (антонимы).
9 Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
10 Тематические группы слов.
Предложение. Текст
11 Предложение. Связь слов в предложении
12 Текст.
13 Записка.
14 Письмо
15 Приглашение.
16 Проверочная работа комплексного характера.
17 Обобщение пройденного материала.

Кол-во
часов
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Итого

1
1
1
1
1
1
1
17

3 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Мир общения
1 Собеседники.
2 Диалог.
Речевая культура
3 Культура устной речи.
4 Культура письменной речи.
Текст
5 Текст. Тема текста. Главная мысль.
6 План текста.
7 Типы текстов. Художественный и научный тексты.
8 Составление текстов разного типа.

Кол-во
часов
8
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1

Язык – главный помощник в общении
9 Язык - главный помощник в общении.
Слово и его значение
10 Слово и его значение. Толковый словарь.
11 Фразеологизмы. Фразеологический словарь русского языка.
12 Омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь синонимов и антонимов.
Словосочетание и предложение
13 Словосочетание.
14 Предложение.
15 Предложения с однородными членами.
16 Проверочная работа комплексного характера.
17 Обобщение пройденного материала.
Итого

1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
17

4 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Речевое общение
1 Речь устная и письменная. Цель речевого общения.
Речевая культура
2 Речевая культура. Обращение.
3 Речь деловая и разговорная.
4 Научная и художественная речь.
5 Метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты.
Текст как речевое произведение
6 Текст. Признаки текста.
7 План текста простой и развёрнутый.
8 Типы текста
9 Составление текстов разных типов.
Средства общения
10 Роль языка в общении.
11 Способы передачи сообщения.
Предложение. Словосочетание.
12 Различие между словом, словосочетанием и предложением.
13 Сложные предложения. Предложения с однородными членами.
Слово и его значение
14 Различные виды лингвистических словарей.
15 Прямое и переносное значение слова.
16 Проверочная работа комплексного характера.
17 Обобщение пройденного материала.
Итого

Кол-во
часов
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».