Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 1-4 класс Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Учащиеся научатся: -использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило); -правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов; -на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; -выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия; -работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; -изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; -решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию; -понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: -определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности; -творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; -понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); -понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей) Содержание учебного предмета Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint. Тематическое планирование 1 классы № урок а 1. 2. Тема урока Содержание Давайте познакомимся (3ч) Игра « Винтик и Шпунтик в гостях у Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, ребят» Как работать с учебником. критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с понятиями: «материалы» и Экскурсия «Материалы и «инструменты». инструменты.» Организация рабочего места Колво часов 1ч 1ч Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места 3. Что такое технология Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. 1ч Понятие: технология. 4. 5-6 7-8. Человек и земля (21 ч) Природный материал. Изделие: Виды природных материалов. «Аппликация из листьев» Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Пластилин Изделия: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна», «Мудрая сова» 1ч Свойства пластилина, инструменты, используемые при работе с пластилином, приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Понятия: эскиз, сборка, композиция. Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. 2ч Растения Использование растений человеком. Экскурсия «Получение и сушка семян». Части растений, профессии, связанные с Изделие: «Овощи из пластилина». Проект земледелием. Получение и сушка семян. «Осенний урожай» Знакомство с этапами проектной деятельности (на практическом уровне). Научить использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной 2ч. деятельности. Приёмы работы с пластилином, навыки использования инструментов. 910. Бумага Изделия: «Волшебные «Закладка из бумаги» 1112 Экскурсия «Насекомые» Изделие: «Пчёлы и соты» 13 Дикие животные Проект «Дикие животные» Изделие: «Коллаж» 14. Виды и свойства бумаги, приёмы и фигуры», способы работы с бумагой , правила безопасной работы с ножницами, правила разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединения деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Использование бумаги и правила экономного её расходования. Понятия: шаблон, симметрия, Виды насекомых, использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах и изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). на 1ч. Виды диких животных. Техника коллажа и изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Работа в паре. 1ч. Работа над проектом: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. ёлку», Подборка необходимых инструментов и материалов, выполнение разметки деталей по шаблону, соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру), приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. 1ч Новый год Проект «Украшаем класс к Новому году» Изделия: «Украшение «Украшение на окно» 2ч 15. Домашние животные Изделие: «Котёнок» Виды домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. 16. Экскурсия «Такие разные дома» Изделие: «Домик из веток» Виды домов и материалов, применяемых при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием 1ч 1ч 1718. Посуда Проект «Чайный сервиз» Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница» гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон. Виды посуды и материалы, из которых её изготавливают, использование посуды, сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Понятия: сервировка, сервис. Разнообразие осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера. Закрепление навыков вырезания окружности. Правила безопасной работы шилом. 2ч 19. Свет в доме Изделие: «Торшер» 20. Мебель Изделие: «Стул» Виды мебели и материалы, которые необходимы для её изготовления. Правила самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона и отделка изделия по собственному замыслу. 1ч 21. Одежда, ткань, нитки Изделие: «Кукла из ниток Виды одежды, её назначение и материалы, из которых её изготавливают, способы создания одежды, виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: выкройка, модель. Ознакомление с правилами работы с иглой. Виды строчек: строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия и оформления игрушки при помощи пуговиц. 1ч 2223. Учимся шить Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок» Средства передвижения в различных климатических условиях и значение средств передвижения в жизни человека. Конструктор, его детали и приёмы соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки. Человек и вода (3 ч) Вода в жизни человека. Вода в жизни Значимость воды для человека и растений растений. Выращивание растений и Изделие: «Проращивание семян» уход за комнатными растениями, 1ч 3ч 24. Передвижение по земле Изделие: «Тачка» 1ч 25. 1ч правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. 26. Питьевая вода Изделие: «Колодец» Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. 1ч 27. Передвижение по воде Проект «Речной флот» Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» Значение водного транспорта для жизнедеятельности человека, способы сборки плота. Создание из бумаги модели плота, создание фигуры цилиндрической формы из бумаги. Исследование различных материалов на плавучесть. Ознакомление со способами и приёмами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов. Понятие: оригами. 1ч 28. Использование ветра Изделие: «Вертушка» 29. Полеты птиц Изделие: «Попугай» 30. Полеты человека Изделие: «Парашют» Человек и воздух (3ч) Способы использования ветра человеком. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Способы разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги и оформление изделия по самостоятельному замыслу. Понятие: флюгер. Виды птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Ознакомление со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага», со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Понятие: мозаика Ознакомление с видами летательных аппаратов. Изготовление модели самолёта и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике 1ч 1ч 1ч оригами, размечать по шаблону, оформлять изделия по собственному замыслу. Понятие: летательный аппарат Человек и информация (3 ч) 31. Способы общения Способы общения и получения Изделия: «Письмо на глиняной информации. Закрепление способов дощечке», «Зашифрованное письмо» работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаковосимволические системы (пиктограммы). 32. Важные телефонные номера. Правила Составление таблицы важных движения. телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы. 1ч 1ч Изделие: «Важные телефонные номера». Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. 33 33ч. итого 2 класс № урока 1 Тема урока Содержание урока Раздел 1 ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ Как работать с учебником. Знакомство с новым учебником и Инструктаж по технике безопасности Количе ство часов 1 рабочей тетрадью. Правила безопасной работы с инструментами. Раздел 2 ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23ч.) Знакомство с технологией выращивания лука. Основные термины и понятия: садовод, овощевод, витамины. 2 Земледелие 3 Посуда 4 Работа с пластичным материалом (пластилин) 5 Работа с пластичными материалами (тестопластика) 6 Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) 7 Народные промыслы. Хохлома. 1 Приёмы разметки бумаги с помощью шаблонов. Умение грамотно составлять композицию. Свойства пластилина. Работа по плану. 1 Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса Свойства глины. Приёмы лепки из целого 1 1 1 куска глины; работа по плану. Особенности тематики, материалов, 1 Работа с папье-маше 8 Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы 9 Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) Народные промыслы. Матрешка Работа с текстильными материалами (апплицирование) 10 11 Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы 12 Человек и лошадь. Работа с картоном. 13-14 Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика 15 Работа с бумагой. Животные. Конструирование 16 Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика 17 В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон 18 Внутреннее убранство избы. Лепка внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа Знакомство с особенностями городецкой росписи, ее историей, анализ готового изделия по заданной схеме, работа с шаблонами. Знакомство с основными элементами дымковской росписи; закрепление навыков и приёмов лепки. Народные промыслы (дымка, хохлома, городец); знакомство с историей матрешки; закрепление навыков работы с тканью и навыков самостоятельного анализа изделия по заданной схеме.. Работа с шаблонами, составление аппликации из ткани, применение навыков кроя, выполнение разметки на ткани. Знакомство с видами рельефа. Свойства, состав и использование пластилина, способы лепки; умение составлять тематическую композицию. Знакомство со способами использования лошадей; составление технологической карты. Знакомство со значением курицы в жизни человека. Виды природных материалов; приёмы работы с материалами. 1 1 1 1 1 2 Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. 1 Инструменты, приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Знакомство с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; работа циркулем; умение работать по плану. 1 Знакомство с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторение приёмов лепки. 1 1 19 Внутреннее убранство избы. Плетение. 20 Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Знакомство со структурой ткани, с новым видом работы — переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке; 1 Приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательности технологических операций. 1 Правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия. Знакомство со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов. Приём плетения в три нитки (косичка); составление композиции с использованием различных материалов; Правила разметки ткани; с помощью шаблона; работа с выкройками; развитие навыков кроя. 1 Создание изделия, используя шов «через край», пришивание пуговицы. 1 Конструирование 21 22 Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение 23 Народный костюм. Аппликационные работы 24 Работа с ткаными материалами. Шитье 25 26 27 28 29 Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА (2ч) Рыболовство. Работа с волокнис-тыми Знакомство с приспособлениями для рыболовства. Создание изделий, материалами. Изонить. украшенных изонитью. Знакомство с алгоритмом выполнения Работа с бумагой. Аппликационные резаной и обрывной аппликации, работы составление композиции на тему; повторение приёмов работы при создании аппликации. Раздел 4 ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (7ч.) Знакомство со значением символа птицы Птица счастья. Работа с бумагой. в культуре русского народа, способами Складывание обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучение приёмов складывания изделий оригами. Знакомство с использова-нием ветра Использование ветра. Работа с человеком; отрабатывание умения бумагой. Моделирование выполнять изделия на основе развертки; совершенствование умения работать по плану. Работа в малых группах, осуществление Использование ветра. Работа с сотрудничества, выполнение социальных фольгой ролей (руководитель и подчиненный). Знакомство с видом бумаги, развитие навыков самооценки и самоконтроля. 1 1 1 1 1 1 1 30 Использование ветра. Работа с фольгой. Лепка из фольги. 31 Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы 32-34 Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном № п/п 1 Тема урока Работа с металлизированной бумагой; развитие навыков самооценки и самоконтроля, Знакомство с одним из носителей информации — картой; повторение определений понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепление навыков работы с глиной; развитие глазомера. 1 Знакомство с процессом изготовления книги; развитие чертежных навыков, умение выполнять разметку по линейке. 1 3в,д класс Элементы содержания. 1 Ко-во часов Как работать с учебником. Инструктаж Повторение изученного в предыдущих 1 по технике безопасности. классах. Особенности содержания учебника для 3 класса. Инструктаж по технике безопасности. Человек и земля (20ч.) 2 Архитектура Основы черчения. Выполнение чертежа и 1 Изделие: «Дом» масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженерстроитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа. 3 -4 Городские постройки Назначение городских построек, их 2 Изделие: «Телебашня» архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. 5 Проект «Детская площадка» Изделия: «Качалка», «Песочница». Алгоритм построения деятельности в 1 проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в минигруппах. Изготовление объёмной модели из бумаги. 6 Изделия: «Песочница», «Качели» Раскрой деталей по шаблону. Создание 1 тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. 7 Парк «Городской парк» Профессии, связанные с уходом за 1 растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. 8 Зоопарк.Изделие:«Птицы» 9 Кафе Изделие: «Весы». 10. Изделие «Колпачок-цыпленок» 11 Изделие: Работа с бумагой. Работа по 1 плану.Оригами. Знакомство с работой кафе. 1 Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню Сервировка стола к завтраку. Сохранение 1 блюда тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента. Изделия: Особенности сервировки праздничного 1 «Салфетница», «Способы складывания стола. Способы складывания салфеток. салфеток» Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Понятия: салфетница, сервировка. 12 Ателье.Изготовление тканей Изделие: «Гобелен» Технологический процесс производства 1 тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. Профессии: прядильщица, ткач. Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. 13 Ателье. Виды и модели одежды. Школьная 1 Изделия: «Строчка стебельчатых форма и спортивная форма. Ткани, из стежков», Украшение платочка которых изготавливают разные виды монограммой. одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. 14 Изделие: "Строчка петельных стежков». Аппликация. Виды аппликации. 1 Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. 15-16 Одежда для карнавала Изделия: «Кавалер», «Дама» Карнавал. Проведение карнавала в 2 разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием од-ной технологии. 17 Автомастерская Изделие: «Фургон «Мороженое» 18 Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация. Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение. 19 Магазин подарков Изделие: «Брелок для ключей» Виды магазинов. Особенности работы 1 магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тестопластика). Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. 20 Изделие: Браслетик «Подковки» 21 Изделие: «Упаковка подарков" Бисероплетение- создание ручным 1 способом украшений, художественных изделий из бусин и бисера Значение подарка для человека. Правила 1 упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка. Понятия: упаковка, контраст, тональность Человек и вода(4ч.) 22 Изделие: модель «Мост» 23 Водный транспорт Изделие: «Яхта». 24 Проект: Океанариум Изделие: «Осьминоги и рыбки» 25 Изделие: «Фонтан» Человек и воздух (4ч.) 26-27 Изделие: Вертолёт «Муха» Мост, путепровод, виадук. Виды мостов 1 (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Водный транспорт. Виды водного 1 транспорта. Проект «Водный транспорт» Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты. Профессия: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. 1 Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Проект «Океанариум» Работа с текстильными материалами. Изготовление упрошенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум. Фонтаны. Виды и конструктивные 1 особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Понятия: фонтан, декоративный водоём. Знакомство с особенностями конструкции 2 вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. 28 Изделие: «Воздушный шар». 29 Изделие: «Воздушный змей». Человек и информация (5ч.) 30 Изделие: «Переплётные работы» 31-33 Проект «Кукольный театр» Изделие: «Кукла», «Сцена- ширма» 34 Изделие «Афиша» Знакомство с новым материалом — пробкой. Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор. Понятия: вертолёт, лопасть. Техника папье-маше. Применение 1 техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папьемаше. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Понятие: папье-маше. Работа по плану.Виды разметки,способы 1 отделки при работе над изделием Книгопечатание. Основные этапы 1 книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений» . Профессии: печатник, переплётчик. Понятие: переплёт. Театр. Кукольный театр. 3 Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Программа Microsoft Office Word. 1 Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. 3 а,г класс № п/п Тема 1 2 3-4 5-7 8-9 10-12 13 Вспомни, подумай, обсуди. Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование). Содержание урока Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства. Учимся работать циркулем (разметка Разметка развёрток с опорой на их чертёжным инструментом) простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). Вырезывание отверстий на деталях. Приёмы безопасной работы. От замысла к изделию. Современное значение игрушки. Изготавливаем «волшебный Разметка развёрток с опорой на их кристалл» (проектирование, простейший чертёж. Линии чертежа конструирование) (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). Приёмы безопасной работы. Отражение жизни в изделиях Конструирование и моделирование мастеров изделий из разных материалов по Народные промыслы. заданных декора-тивно-художественным Изготавливаем панно условиям. (проектирование, конструирование, технология обработки) Разметка развёрток с опорой на их Делаем открытку «Белочка» простейший чертёж. Линии чертежа (конструирование, технология (осевая, центровая). обработки) Фантазия в изделиях мастеров Профессии мастеров прикладного Лепим из теста (проектирование, творчества. конструирование) Художественный анализ средств Время в изделиях мастеров. Изучаем Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным технику безопасности. конструкциям. Связь назначения изделия Конструируем и моделируем. и его конструктивных особенностей: Строим объемные геометрические формы, способов соединения, фигуры (проектирование, соединительных материалов. конструирование, построение Изготовление и конструирование из развёрток) объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Количе ство часов 1 1 2 3 2 3 1 14 15 16 17-18 19-20 21-22 23 24 25 26 Приёмы безопасной работы. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Приёмы безопасной работы. Елочные игрушки (проектирование, Некоторые виды искусственных и конструирование, технология синтетических материалов (бумага, обработки) металлы, ткани, мех и др.), их получение, Проверь себя применение. Приёмы безопасной работы. Готовим подарки. Открытки к 23 Некоторые виды искусственных и февраля (проектирование, синтетических материалов (бумага, конструирование, технология металлы, ткани, мех и др.), их получение, обработки) применение. Приёмы безопасной работы. Букет к 8 Марта (проектирование, Некоторые виды искусственных и конструирование, технология синтетических материалов (бумага, обработки) металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Приёмы безопасной работы. О чём могут рассказать игрушки Соответствие формы и содержания в изо, Делаем игрушки (проектирование, литературе, музыке, театре, архитектуре. Народность, утилитарное и эстетическое конструирование, технология в игрушке. обработки) Экологическая сущность в игрушке. Выполняем панно (проектирование, Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, конструирование, технология подражание, пере-осмысление жизни. обработки) Изготавливаем кукольный театр, Нарушение пропорций, разрушение панно (проектирование, целостности, какофония (шумовой конструирование, технология эффект в музыке, театре), асимметрия. обработки) Театр народов мира. Учимся вышивать крестом Конструирование и моделирование (технология обработки) изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Приёмы безопасной работы Средние века. Преобразование развёрток несложных Тканые изделия (проектирование, форм (достраивание элементов). конструирование, технология Вырезывание отверстий на деталях. обработки) Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Средневековые технологии. Традиции и творчество мастеров при Изготавливаем макет мельницы. создании предметной среды. Значение Готовимся к Новому году. Дед мороз. (проектирование, конструирование, технология обработки) 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 27-28 29-30 31-34 № урока 1 2 (проектирование, конструирование, трудовой деятельности в жизни человека технология обработки) – труд как способ самовыражения человека-художника. Гармония предметов и окружающей среды Моделируем из бумаги замок Некоторые виды искусственных и (проектирование, конструирование) синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Приёмы безопасной работы. Создаем витраж (проектирование, Знание и уважение традиций конструирование, технология архитектуры, живописи и декоративнообработки) прикладного искусства народов России и Проверь себя мира, в том числе своего края. Природа как источник творческих идей мастера и художника. выразительности конкретных заданий. Делаем книгу на компьютере Современный информационный мир. Текстовые редакторы. Персональный компьютер (ПК) и его Сохраняем документ. назначение, использование в разных Открываем сохранённый текст. сферах жизнедеятельности человека. Готовим брошюру. Правила пользования ПК для сохранения Добавляем текст. здоровья. Назначение основных Оформляем текст. устройств компьютера для ввода, вывода Печатаем брошюру. и обработки информации. Работа с (информационные технологии, доступной информацией (книги, музеи, конструирование) беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет , видео, DVD). Тема урока 4 класс. Содержание урока 2 2 4 Количес тво часов 1. Из глубины веков – до наших дней. 10 часов. Общетрудовые знания, умения и Анализ задания, организация 1 способы деятельности. Правила рабочего места в зависимости от вида техники безопасности. работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Керамика в культуре народов Повторение и закрепление технологий 1 мира. Лепка сосуда по лепки, освоение новых технологий традиционным гончарного искусства. 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13-14 канонам изготовления сосудов. Развитие умения работать по инструкции (словесной и в виде графической схемы). Керамика в культуре народов 1 мира. Роспись сосуда Отбор и анализ информации (из учебника и символическим орнаментом по других дидактических материалов), ее традиционным канонам использование в организации работы. Архитектурная керамика. Ознакомление с особенностями 1 Изразец. Декоративная плитка. архитектурной керамики, её историей и технологией. Совершенствование приёмов и технологий лепки. Архитектурная керамика. Формирование знаний об использовании Изразец (продолжение). керамики в архитектуре. Ознакомление с Коллективное панно. русским изразцом. Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно из плиток. Древнее ремесло – плетение Ознакомление с технологией плетения изделий. изделий из полос бумаги. Плетёная коробочка. Формирование практических умений изготовления изделий в технике плетения. Мини-проекты Элементарная творческая и проектная (переконструирование, деятельность (создание замысла, его доконструирование и детализация и воплощение). Несложные проектирование изделий в групповые проекты. Культура технике плетения из полос). межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия. Украшения в культуре народов Выстраивание последовательности мира. Цепочки из бисера. практических действий и технологических Технология изготовления узора операций. «колечки». Украшения в культуре народов Закрепление приёмов изготовления мира. Цепочки из бисера. декоративных цепочек из бисера; обучение Технология изготовления узора новым технологиям. «крестик». 2.Традиции мастеров в изделиях для праздника. 11 часов. 1 2 1 1 1 Бумагопластика. Изготовление Виды и способы соединения деталей. 1 форм приёмом гофрирования. Основные требования к изделию Гофрированная подвеска. (соответствие материала, конструкции и . внешнего оформления назначению изделия). Бумагопластика. Виды и способы соединения деталей. 1 Конструирование форм приёмом Основные требования к изделию гофрирования. Гофрированная (соответствие материала, конструкции и подвеска (творческие работы). внешнего оформления назначению изделия). Бумагопластика. картинки. Раскладные Чтение условных графических 2 изображений. Разметка деталей с опорой на 15-16 17 18 19 20-21 22-23 24-25 простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Новые приёмы бумагопластики. Чтение условных графических 2 Футляр – упаковка для подарка. изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски. Закрепление и расширение технологий 1 изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания. Чтение условных графических 1 изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Традиционные народные 1 праздники. Святочные фигурные Расширение и углубление знаний и пряники по традиционным представлений учащихся о народных канонам (лепка из солёного культурных традициях. теста). Расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья). Повторение, закрепление и расширение приёмов лепки декоративных предметов в технике барельефа. Барельеф в декоративном 2 изделии. Конструирование и Общее представление о изготовление декоративной конструировании как создании конструкции рамки для фото (барельеф). каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. 3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч) Технологии окантовки картона. Освоение технологий окантовки картона. 2 Обложка для проездного билета. Совершенствование чертежно-графических умений. Воспитание аккуратности, точности в работе. Воспитание культуры быта. Простые переплетные работы. Ознакомление с особенностями жесткого 2 Жёсткий переплёт. Ремонт книги. переплета и его основными элементами. Обучение технологии изготовления несложного жесткого переплета для книг. Закрепление технологии сшивания листов 26-27 28 29-30 31-32 33 34 тетради «в три прокола». Простые переплётные работы. Совершенствование расчетно-измерительных, 2 Жесткий переплет. Книжка- чертежно-графических умений; закрепление малышка. приёмов разметки прямоугольных деталей. Закрепление технологии изготовления жесткого переплета. Закрепление умения работы по инструкции 4. В каждом деле – свои секреты (7 ч) Металл в руках мастера. Общее понятие о материалах, их 1 Тиснение по фольге: перевод происхождении. Исследование рисунка. элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Металл в руках мастера. Работа с простыми информационными Тиснение по фольге: завершение объектами (текст, таблица, схема, рисунок): работы. преобразование, создание, сохранение, удаление. Освоение технологии тиснения по металлу (фольге). Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); Секреты бумажного листа. Работа с простыми информационными Кусудама. объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ознакомление с новыми приёмами изготовления изделий в технике оригами. Закрепление умения работы по инструкции. Секреты бумажного листа. Закрепление и расширение технологий Коробочка санбо. изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания. Закрепление умения работы по инструкции. Подведение итогов года. Анализ результатов работы за учебный год. Итоговая выставка. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 4-го года обучения. ИТОГО 2 2 1 1 34 часа