Рабочая программа Буду настоящим читателем 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Буду настоящим читателем»
1-4 класс

Планируемые результаты освоения программы
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным
направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного
чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах
технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых.
Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность
самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к
чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и
искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта
самостоятельного социального действия):
приобретение опыта использования в практике основных читательских умений,
приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с
автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание
солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им
полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Учебно-тематический план
№
п
п
1.
2.
3.

Раздел, тема

Всего

Настоящий читатель
10
Технология продуктивного чтения
17
Проект «Дружим с книгой»
6
Итого
33
Содержание программы

Количество часов
Теоретич.
Практич.
занятия
занятия
10
17
6
33

3 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», корешки книг твоей
библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента
времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.
Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов
из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных
предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение
своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых
друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт».
Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в
чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся,
2

радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при
чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для
чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание).
Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных
предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их
смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и
чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное
при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль.
Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и
думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е.
Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие походу чтения. Ответы на
вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего
читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая
работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и
комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по
развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа
продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать,
сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с
жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь
родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации.
Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над
проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита
проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

3

тематическое планирование
№
п/п
1.

2-3
4-5

Тема занятия

Содержание учебного материала

Введение. Кого можно
считать
настоящим
читателем?
Какой я читатель? Моя
любимая книга
Экскурсия
в
библиотеку

Беседа «Кого можно назвать настоящим
читателем?». Права читателя.

6

Домашняя библиотека

7

Надо много читать

8

Быстрое чтение

9

Читаем всё, что задано

10

Итоговое
занятие:
«Твоё представление о
настоящем читателе»
Продуктивное чтение:
глубокое восприятие и
понимание текста

11

12-13

Шаг первый. Чтение
до чтения

14

Шаг второй. Чтение
во время чтения

15
16
17

Читаем и воображаем
Читаем и чувствуем
Эмоции и чувства –
главное при чтении
стихов
Практическая работа с
текстом Л.Н. Толстого
«Акула»

18

Кол-во часов

Викторина «Я – читатель». Реклама
любимой книги
Экскурсия в библиотеку. Библиотека.
Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог. Назначение библиотечного
каталога. Работа с каталожной карточкой.
Знакомство с профессией библиотекарь.
Правила поведения в библиотеке.
Правила работы с книгой. Книги«калеки»,
корешки
книг
твоей
библиотеки.
Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.
Кроссворд «кто много читает, тот много
знает»
Проверка скорости и качества чтения.
Составление памятки «Как научиться
быстро и правильно читать»
Чтение текстов из учебника русского языка
и окружающего мира. Сходство и различие
текстов разных предметов.
Коллективная творческая работа «Твоё
представление о настоящем читателе»
Продуктивное
чтение
–
что
это?
Высказывание
предположений.
Опрос
взрослых друзей, одноклассников. Запись
ответов. Продуктивное чтение и значение
слова «продукт».
Знакомство с книгой до чтения. Выбор
книги для чтения. Название, автор, обложка,
иллюстрации.
(Работа
в
группах).
Аннотация книги (краткое содержание).
Прогнозирование
и
предвосхищение
чтения.
Высказывание
своих
первоначальных предположений.
Умение видеть незнакомые слова и
уточнять их смысл. Составление вопросов к
автору текста.
Выставка книг-сборников стихотворений
для детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Чтение стихов любимых поэтов. Конкурс
«Лучший чтец».
Выставка книг Л.Н. Толстого. (Работа в
группах) подбор пословиц и поговорок к
тексту Л.Н. Толстого «Акула». Знакомство
с профессией артиллерист.

4

19
20
21

22
23

24

25

26

27

Читаем и думаем,
размышляем
Читаем и думаем,
размышляем
Практическая работа с
текстом Е. Пермяка
«Самое страшное»
Читаем,
мысленно
рисуем, представляем
Практическая работа с
текстом Д. Биссета
«Мистер Крококот»
Практическая работа с
текстом Ю. Коваля
«Букет»
Шаг третий. Чтение
после чтения
Практическая работа с
текстом Энн Хогарт
«Мафин и
паук»
Итоговое занятие

29

Выбираем
тему
проекта
Работа с источниками

30-31

Подготовка проекта

32
33

Защита проекта
Праздник
«Я
–
настоящий читатель!»

28

Медленное вдумчивое чтение. Вопросы
автору, возникающие по ходу чтения.
Ответы на вопросы текста. Диалог с
автором.
Комментирование.
Разметка
текста.
Викторина – игра «Книги не любят, когда
их чтут, а любят, когда их читают»
Знакомство со сказками Дональда Биссета.
Разгадывание кроссворда по прочитанным
сказкам
Выставка рисунков по прочитанным
произведениям Ю. Коваля
Умение перечитать нужное, интересное,
придумать продолжение, помечтать, сделать
выводы.
Просмотр и обсуждение видеофильма

Практические упражнения по прочитанным
произведениям
Выбор темы проекта по предложенным
темам (работа в группах)
Работа с книгами, детскими журналами,
справочниками, интернет – ресурсами.
Знакомство с профессией журналист.
Деление на группы, постановка задачи,
сборка проекта
Публичное выступление
Путешествие на «Книжную галактику»

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».