Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уральская народная живопись 3- 4классы Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты В результате изучения программы учащиеся должны знать : - историю развития уральской народной живописи - секреты изготовления изделий народного мастерства - мотивы уральской росписи - семантическое прочтение мотива - расположение мотива в домовой росписи - композиционные схемы размещения росписи на подносах Учащиеся должны уметь : - владеть навыком смешения красок - свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки - согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре - выполнять сложные композиции без предварительных эскизов Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; Регулятивные · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по ориентация на заданной инструкции; понимание причин · использовать успеха или неуспеха выполненной работы, изученные приёмы работы красками; на восприятие и · осуществлять понимание пошаговый контроль предложений и своих действий, оценок учителей и используя способ товарищей; сличения своей развитие эстетических работы с заданной в карточке чувств на основе последовательностью; знакомства с · вносить коррективы произведениями в свою работу; искусства; · понимать цель духовно-нравственное выполняемых действий, развитие; · адекватно оценивать правильность умение принимать и сохранять творческую выполнения задания; задачу, планируя свои · анализировать результаты действия в собственной и соответствии с ней; коллективной работы по заданным способность критериям; различать способ и · решать творческую результат действия; задачу, используя известные средства; Познавательные - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ; - строить речевые высказывания в устной форме; - оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; - включаться в творческую деятельность под руководством учителя. осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные адекватное использование коммуникативных (речевых) средства для решения различных коммуникативных задач; овладение диалогической формой коммуникации; умение задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; умение адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную) личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Содержание курса внеурочной деятельности № п/п . 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Содержание Форма занятия, виды учебной деятельности «Азбука красоты. Приёмы свободной кистевой росписи »(8 ч.) Вводная беседа Краткие сведения об истории Рассказ, беседа, развития уральской домовой презентация, мастерросписи класс Графические и живописные Знакомство с основными Рассказ, демонстрация элементы в уральской росписи особенностями уральской наглядных пособий, народной живописи, мастер- класс, освоение приёмов свободной упражнения с кистевой росписи «плясуньей кисточкой» Орнаментальные пояски с Последовательность демонстрация ягодками выполнения орнаментальных наглядных пособий, поясков с ягодками. мастер- класс, упражнения с «плясуньей кисточкой» Многолепестковая розеткаЗнакомство с основным мастер- класс, основной мотив росписи мотивом домовой росписи- выполнение мотива многолепестковой розеткой- росписи цветка шиповника. Варианты написания мотива « Разновидности листьев: мастер- класс, листок » простой одинарный листок, выполнение мотива берёзовый листок, тройной росписи листок, лист – « пёрышки», лист- «перчик», процветший листок. Узор в полосе Беседа о законах ритма, Беседа, выполнение гармонии в композиционном иузора в полосе и цветовом решении узора Декоративное панно « Вазон с Роспись горницы. Беседа, демонстрация цветами » Последовательность наглядных пособий, выполнения цветов: цветок выполнение – солнышко, цветок декоративного панно перчик, купавка, « Вазон с цветами » пятилепестковый цветок. Обобщение темы четверти Выставка детских работ Занятие-викторина Обобщение и закрепление знаний полученных в течении четверти. 9 10,11 12,13 14,15 16 17 18 19 20,21 «Предметы крестьянского быта». (8 ч.) Тагильский валёк Валёк. Что это за вещь? Как Беседа. Демонстрация она использовалась? Кому изделий уральских служила? Как украшали её? мастеров. Роспись фоновой заготовки валька Расписные берестяные бураки Береста верный спутник Занятие- путешествие в крестьян. Идеальная посуда «царство берестяной из бересты. Виды бураков. росписи» Демонстрация изделий уральских мастеров. Роспись фоновой заготовки бурака Пряди моя пряха… Праздничные обрядовые Роспись фоновой прялки. Конструкция прялки. заготовки лопасти Особенность росписи прялки прялки Уральские сундуки, шкатулки Сундук – теремок, сундукРассказ, беседа, подголовок. Сюжетные презентация. композиции Выполнение сюжетной композиции Обобщение темы четверти Выставка детских работ Занятие Обобщение и закрепление инсценирование знаний полученных в течении ярмарки четверти. « Образы символов в уральском орнаменте » (10 ч.) Образ «солнца » в орнаменте Знакомство с детским Рассказ, беседа, фольклором – закличками, презентация. которые широко применялись Изобразить образ на Урале «солнца » Образ «птицы»символ счастья Птицы урало – сибирских Рассказ , беседа, росписей: фазан, совушка, презентация. птица – пава, синяя Изобразить образ птичка, золотой петушок. сказочной птицы Сладко голосая птица-Сирин Образ « коня » - символ добра Последовательность мастер- класс. выполнения коня Изобразить образ коня « Древо жизни » - символ Легенда о возникновении Рассказ, беседа, плодородия и бесконечности мира презентация. Создать рождения образ «Древо- жизни» КТД 22 Образы «зверей – охранителей : Мифические животные. лев, единорог » Добродушный лев и единорог Рассказ, беседа, презентация. Изобразить образ льва или единорога Миф о Диковинном звере Рассказ, беседа, Грифоне презентация. Изобразить образ Грифона Продолжаем знакомство с Беседа, демонстрация уральским фольклором. Весну наглядных пособий. зазывали песнями -веснянкамиСоздать образ «девушкивесны» КТД Выставка детских работ Занятие-викторина Обобщение и закрепление 23 Грифон – крылатый зверьхранитель золота и серебра 24,25 Образ « весны» - символ пробуждения природы 26 Обобщение темы четверти 27 28 29,30 31 32,33 знаний полученных в течении четверти. «Уральская лаковая живопись по металлу» 8ч «Уральская роза »- символ Краткие сведения об Рассказ, беседа, современного нижнетагильистории развития уральской презентация, мастерского живописного лаковой живописи по класс, выполнение промысла металлу. Знакомство с мотива росписи символом современного нижнетагильского живописного промысла«Уральской розой », с техникой исполнения Мелкие цветочки, травки в Продолжить знакомство с мастер- класс, орнаменте растительными мотивами выполнение мотива росписи, освоить росписи последовательность изображения цветов и листьев Подносы круглой и Знакомство с разнообразной Рассказ, демонстрация прямоугольной формы формой подносов, с наглядных пособий и основными типовыми изделий уральских композициями, с мастеров. Роспись последовательностью фоновой заготовки выполнения росписи на подноса подносе. Золотные цветы и травы в Знакомство с золотным Беседа, орнаменте орнаментом, освоение мастер- класс, последовательности выполнение выполнения разновидностей разновидностей орнамента орнамента «Секторные подносы» Знакомство с «секторной» Беседа, презентация, композицией на примере роспись фоновых росписи подносов. заготовок. Создание сюжетной композиции КТД. 34 Итоговое занятие. Выставка детских работ. Обобщение и закрепление знаний полученных в течении учебного года. Игра в экскурсоводов, заслушиваются рассказы ребят об их работах Тематическое планирование № п/п Тема 1 2 3 4 5 6 7 «Азбука красоты. Приёмы свободной кистевой росписи »(8 ч.) Вводная беседа Графические и живописные элементы в уральской росписи Орнаментальные пояски с ягодками Многолепестковая розетка-основной мотив росписи Варианты написания мотива « листок » Узор в полосе Декоративное панно « Вазон с цветами » 2 2 2 2 2 2 2 8 Обобщение темы четверти 2 Количество часов 9 10,11 12,13 14,15 16 17 18 19 20,21 22 23 24,25 26 27 28 29,30 31 32,33 34 «Предметы крестьянского быта». (8 ч.) Тагильский валёк Расписные берестяные бураки Пряди моя пряха… Уральские сундуки, шкатулки Обобщение темы четверти « Образы символов в уральском орнаменте » (10 ч.) Образ «солнца » в орнаменте Образ «птицы»символ счастья Образ « коня » - символ добра « Древо жизни » - символ плодородия и бесконечностирождения Образы «зверей – охранителей : лев, единорог » Грифон – крылатый зверь-хранитель золота и серебра Образ « весны» - символ пробуждения природы Обобщение темы четверти «Уральская лаковая живопись по металлу» (8 ч.) «Уральская роза »- символ современногонижнетагильского живописного промысла Мелкие цветочки, травки в орнаменте Подносы круглой и прямоугольной формы Золотные цветы и травы в орнаменте «Секторные подносы» Итоговое занятие. Выставка работ 2 4 4 4 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 Учебно-методическое обеспечение. Перечень материально - методического обеспечения для реализации курсов программы. Оборудование: - столы, стулья - доска учебная -проектор -компьютер * Материалы и инструменты: - краски гуашевые - кисти беличьи № 2-3; 4-6 - бумага белая - картон цветной - стекло Наглядные пособия, приобретённые автором: - расписные изделия уральских мастеров ( берестяной бурак, разделочная доска ) - изделия тагильских мастеров ( поднос с изображением рябины, поднос с изображением фруктов в корзине, три подноса с цветочными композициями) - календарь: Н- Тагил 250 лет уральской лаковой живописи по металлу - репродукция: « Н-Тагил 1830-е годы» В.Худояров (изображение на крышке сундука ) - книги с цветными иллюстрациями: Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург, 1995 г. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, металлу . Свердловск, 1982 г. Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История « лакерного дела » на Урале. Екатеринбург 2000 г. * Наглядные пособия, выполненные автором: - Раздаточный материал: 1.Цветы. Разновидности цветов и плодов – 15 карточек; 2.Листок Последовательность выполнения его разновидностей – 15 карточек; 3.Птицы. Последовательность выполнения мотивов: золотой петушок, фазан, соловушка – 5 карточек; синяя птица – 5 карточек; поющая птица – петушок – 5 карточек; 4.Конь. Последовательность выполнения коня – 15 карточек. 5.Последовательность выполнения уральской розы – 10 карточек: 6.Последовательность выполнения мелких цветов – 10 карточек: 7.Последовательность выполнения плодов – 10 карточек: 8.Последовательность выполнения золотного орнамента – 16 карточек: - Изделия: ( два валька с цветочной композицией, поднос с изображением осеннего пейзажа, поднос с цветочной композицией ). - Таблицы: 1. Графические украешки и пояски. Стебли, травки, корни. 2. Разживка: живописные украешки и пояски. Ягодка, бутон. 3. Последовательность выполнения орнаментальных поясков с ягодками. 4. Последовательность выполнения разновидности цветка шиповника. 5. Последовательность выполнения цветов: цветок – солнышко, цветок перчик, купавка, пятилепестковый цветок. 6. Разновидности листьев: простой одинарный листок, берёзовый листок, тройной листок, лист – « пёрышки», лист- «перчик», процветший листок. 7. Приёмы написания цветка шиповника. 8. Последовательность выполнения поющей птицы – петушка. 9. Птицы урало – сибирских росписей: фазан, совушка, птица – пава, синяя птичка, золотой петушок 10. Последовательность выполнения мотива – льва. 11.(а,б,в) Последовательность выполнения цветочной композиции. 12. Последовательность выполнения уральской розы. 13. Азбука кистевых мазков. 14. Приёмы изображения цветка – уральской розы. 15. Разновидности уральской розы. 16. Последовательность выполнения мелких цветов. 17. Последовательность выполнения яблока, груши, сливы, вишни. 18. Последовательность выполнения рябины. 19. Последовательность выполнения женской фигуры. 20. Последовательность выполнения мужской фигуры. 21. Последовательность выполнения золотого орнамента. 22.(а,б,в) Последовательность выполнения «центровой»композиции на подносе. 23. Композиционные схемы размещения росписи на круглых подносах. 24. Композиционные схемы размещения росписи на прямоугольных подносах. - Работы учащихся Школы № 2 г. В-Салды Список рекомендуемой литературы. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, металлу. Свердловск. 1982 г. 2. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М. 1986 г. 3. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск. 1987 г. 4. Вяткин В.В. У сказки есть продолжение. Журнал Юный техник. М. 1987г. 5. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.1984 г. 6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М. 1997 г. 7. Лапшина Л.Л. Расцвёл сад, запели птицы. М.1995 г. 8. Маерова К.К., Дубинская К.К. Русское народное прикладное искусство. 9. М. 1990 г. 10. Нижнетагильский музей – заповедник. Свердловск. 1988 г. 11. Пастухова Г.В. Приобщение старших дошкольников к Урало – Сибирской росписи. Екатеринбург. 1998 г. № 2 12. Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург. 1995 г. 13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. !4. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М. 1985 г. 15. Шигина А.Н. Белая горница. Свердловск. 1985 г. 16. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М. 1979 г. 1.