Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 31.08.2021 Приложение №29 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 – 9 класс ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений*1; понимать значимости правовых явлений для личности*. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 1 абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. выявлять признаки коррупционного поведения2*; осознавать степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений)*; осознавать неотвратимость наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера)*; Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; 2 * - абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; приобретать знания об основных направлениях государственной антикоррупционной политики*3; приобретать знания о содержании понятия коррупции, его основных признаках*; приобретать знания о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения*; правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества*; охарактеризовывать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции*; выявлять признаки основных коррупционных правонарушений*. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика 3 абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. приобретать знания о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям*4; 4 Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц; определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции*; выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях*; выявлять мотивы коррупционного поведения и определять коррупциогенные факторы; осуществлять классификацию форм проявления коррупции*; разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества*; определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции*. СОДЕРЖАНИЕ Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 6 КЛАСС № урока 1-2 Тема урока Человек в социальном измерении (12 часов) Человек – личность (ознакомление с новым материалом) 3-4 Познай самого себя (комбинированный) 5-6 Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) 7-8 Потребности человека (ознакомление с новым материалом) 9-10 На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) 11-12 ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний) Содержание урока Кол-во часов Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. * Воспитание толерантности, доброго отношения к животным. Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Познание человеком мира и самого себя. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. * Воспитание уважительного отношения к труду. 2 Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. * Воспитание уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями. Лидерство. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. * Воспитание лидерских качеств личности. 2 2 2 2 2 Человек среди людей (10 часов) 12-13 14-15 16-17 18-19 Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) Человек в группе (ознакомление с новым материалом) Общение (комбинированный Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом) Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. * Воспитание навыков правильного общения. 2 Человек в малой группе. Лидерство. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. * Воспитание лидерских качеств личности. Общение: цели, средства, особенности. * Воспитание навыков правильного общения. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Источники, способы выхода. * Воспитание навыков бесконфликтного общения. 2 2 2 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30 31 32 33-34 35 ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний) Нравственные основы жизни (8 часов) Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) Будь смелым (ознакомление с новым материалом) Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) Итоговое повторение (5 часов) ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений Урок-конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) резерв 2 Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. * Воспитание положительных моральных качеств. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. * Воспитание гражданственности и патриотизма. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. * Воспитание нравственных качеств и гуманизма. 2 2 2 2 1 1 1 2 7 класс № Тема Содержание урока 1 Введение в изучение курса «Обществознание. 7 класс» (комбинированный) Регулирование поведения людей в обществе (15 час) 2-3 Что значит жить по праСоциальные нормы как регуляторы поведевилам (ознакомление с нония человека в обществе. Общественные вым материалом) нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. * Воспитание уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа. 4-5 Права и обязанности граКонституционные права и свободы человека ждан (ознакомление с новым и гражданина в Российской Федерации. Конматериалом) ституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. * Воспитание гражданской позиции. 6-7 Почему важно соблюдать Порядок в обществе. Конституция РФ - образаконы (комбинированный) зец справедливости. 8-9 Защита Отечества (комби- Общественные ценности. Гражданственность нированный) и патриотизм. Долг. * Воспитание гражданственности и патриотизма. 10-11 Для чего нужна дисципДисциплина общеобязательная и специальлина (комбинированный) ная. Внутренняя и внешняя дисциплина. * Воспитание дисциплинированности. 12-13 Виновен – отвечай (ознаПротивозаконное поведение. Цели наказания. комление с новым материаВиды наказаний. Особенности правового сталом) туса несовершеннолетнего. 14-15 Кто стоит на страже зако- Правоохранительные органы. на (ознакомление с новым Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 материалом) 16 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» (обоб- 1 щение и систематизация знаний) Человек в экономических отношениях (14 час) 17-18 Экономика и её основные участники (ознакомление с Понятие экономики. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. 2 новым материалом) 19-20 Мастерство работника (ознакомление с новым материалом) Производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. * Воспитание уважительного отношения к 2 21-22 Производство: затраты, выручка, прибыль (озна- труду и человеку труда. Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда и специализация. комление с новым материалом) 23-24 Виды и формы бизнеса (ознакомление с новым материалом) 25-26 Обмен, торговля, реклама 27-28 29 30 (ознакомление с новым материалом) Деньги и их функции (ознакомление с новым материалом) Экономика семьи (ознакомление с новым материалом) Виды и формы бизнеса. * Воспитание предпринимательских качеств личности. Торговля и ее формы. Реклама. 2 2 2 Деньги и их функции. 2 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. * Воспитание экономного отношения к семейному бюджету. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек в экономических отношениях» (обобщение и 1 1 систематизация знаний) 31 Человек и природа (4 час) Воздействие человека на природу (ознакомление с Воздействие человека на природу. 1 новым материалом) 32 Охранять природу - значит охранять жизнь (комбинированный) 33 Закон на страже природы Охранять природу - значит охранять жизнь. * Воспитание бережного отношения к природе. Закон на страже природы (ознакомление с новым материалом) 34 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и природа» 1 1 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и природа» 1 (обобщение и систематизация знаний) 35 Резерв 1 8 класс № Тема Содержание урока 1 Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс» (комбинированный) Личность и общество (6 час) 2 Что делает человека чело- Биологическое и социальное в человеке. веком? (ознакомление с но- Черты сходства и различий человека и живым материалом) вотного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Самореализация. 3 Человек, природа, общество (ознакомление с новым материалом) 4 Общество как форма жизнедеятельности людей (комбинированный) 5 Развитие общества (комбинированный) 6 Как стать личностью (комбинированный) 7 8 Сфера духовной культуры (8 час) Сфера духовной жизни (ознакомление с новым материалом) 9 Мораль (ознакомление с новым материалом) 10 Долг и совесть (ознакомление с новым материалом) Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения. * Воспитание бережного отношения к природе. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Формы социальных норм. Ступени развития общества. Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития. * Воспитание толерантности и гуманизма. Индивид, индивидуальность, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. * Воспитание активной жизненной позиции. Обобщение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» Практикум. Духовная сфера жизни общества. Культура, ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. * Воспитание уважительного отношения к культуре своего народа. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Золотое правило нравственности. * Воспитание нравственных качеств личности. Долг. Совесть. Долг общественный и долг моральный. * Воспитание нравственных качеств лично- Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Моральный выбор – это ответственность (комбинированный) 12 Образование (ознакомление с новым материалом) 13 14 Наука в современном обществе (комбинированный) Религия как одна из форм культуры (комбинированный) 15 16 Социальная сфера (5 час) Социальная структура общества (ознакомление с новым материалом) 17 Социальные статусы и роли (ознакомление с новым материалом) 18 Нации и межнациональные отношения (ознакомление с новым материалом) 19 Отклоняющееся поведение (ознакомление с новым материалом) 20 21 22 23 24 сти. Моральная ответственность. Моральный выбор. Моральные знания и практическое поведение личности. * Воспитание нравственных качеств личности. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. * Воспитание толерантности. Обобщение и систематизация знаний по теме «Сфера духовной культуры» Практикум. Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Межнациональные отношения в современном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. * Воспитание привычки здорового образа жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме «Социальная сфера» Практикум. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Экономика (13 час) Экономика и её роль в жизни общества (ознаком- Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтерналение с новым материалом) тивная стоимость. * Воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Главные вопросы эконоГлавные вопросы экономики. Способы помики (ознакомление с новым вышения эффективности производства. Типы материалом) экономических систем. Собственность (ознаком- Собственность. Имущественные отношения. ление с новым материалом) Формы собственности. Защита прав собственности. Рыночная экономика (озРынок и рыночный механизм. Конкуренция. 1 1 1 1 накомление с новым материалом) 25 26 27 28 29 30 31 32 Спрос и предложение, рыночное равновесие. Производство – основа экономики (ознакомление с Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. новым материалом) Разделение труда и специализация. Предпринимательская Предпринимательская деятельность. Роль деятельность (ознакомление предпринимательства в современной эконос новым материалом) мике. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство. * Воспитание предпринимательских качеств личности. Роль государства в эконо- Роль государства в экономике. Экономичемике (ознакомление с новым ские цели и функции государства. Государстматериалом) венный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Распределение доходов Доходы граждан и прожиточный минимум. (ознакомление с новым маНеравенство доходов. Перераспределение териалом) доходов. Пенсионное обеспечение. Потребление (ознакомление Потребление домашних хозяйств. Страховые с новым материалом) услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Экономические основы прав потребителей. * Воспитание рациональных потребительских качеств. Инфляция и семейная Номинальные и реальные доходы. Сбережеэкономика (ознакомление с ния. Инфляция. новым материалом) Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Безработица, её причины Рынок труда. Безработица: причины, последи последствия (ознакомлествия. Роль государства в обеспечении заняние с новым материалом) тости. Мировое хозяйство и меМировое хозяйство. Внешняя торговля. ВТО. ждународная торговля (оз- Обменные курсы валют. накомление с новым материалом) Обобщение и систематизация знаний по теме: «Экономика» (обобщение и систематизация 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 знаний) Заключение (1 час) Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Обществознание. 8 класс» (обобщение и 34 1 систематизация знаний) 35 Резерв 1 9 класс № Тема урока 1 Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс» Содержание Кол-во часов 1 (комбинированный) 2 Политика (8 часов) Политика и власть (ознакомление с новым материалом) 3 4 5 6 Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство (ознакомление Государство, его существенные признаки. с новым материалом) Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Гражданство. * Воспитание гражданской культуры личности.. Политические режимы Политический режим. Виды режимов, их (ознакомление с новым особенности. Демократия, ее основные приматериалом) знаки и ценности. Правовое государство Понятие правового государства. Принципы (ознакомление с новым маправового государства. Разделение властей. териалом) Правовой нигилизм. Гражданское общество Гражданское общество. Местное само(ознакомление с новым управление. Общественная палата. 1 1 1 1 1 материалом) 7 Участие граждан в политической жизни (ознакомление с новым материалом) 8 Политические партии и движения (ознакомление с Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Значение свободы слова. Выборы и референдумы. * Воспитание гражданской культуры личности. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Многопартийность. 1 1 новым материалом) 9 Межгосударственные отношения (ознакомление с новым материалом) 10-11 Повторение. Готовимся к экзамену. Гражданин и государство (7 часов) 12 Основы конституционного строя РФ (ознакомление с новым материалом) Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Международные организации. * Воспитание патриотизма и гражданственности. 1 2 Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. * Воспитание гражданской культуры личности. 1 13 14 Права и свободы человека Конституционные права и свободы человеи гражданина (ознакомле- ка и гражданина в Российской Федерации. ние с новым материалом) Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. * Воспитание гражданской культуры личности. Права и свободы человека Конституционные обязанности гражданина и гражданина (ознакомле- Российской Федерации. 1 1 ние с новым материалом) 15 Высшие органы государственной власти в РФ (ознакомление с новым материалом) 16 Россия – федеративное государство (ознакомление с новым материалом) 17 Судебная система РФ (ознакомление с новым материалом) 18 Правоохранительные органы РФ (ознакомление с Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Государственные символы России. * Воспитание патриотизма. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий. Судебная система Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные органы. Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. 1 1 1 1 новым материалом) 19-20 Повторение. Готовимся к экзамену. Основы российского законодательства (10 часов) 21 Роль права в жизни человека, общества и государства (ознакомление с новым 2 Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. 1 материалом) 22 Правоотношения и субъ- Правоотношения. Правоспособность и дееекты права (ознакомление с способность. Субъекты правоотношения. 1 новым материалом) 23 Правоотношения и юридическая ответственность (ознакомление с новым материалом) Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. новым материалом) Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. * Воспитание гражданской культуры личности. 25-26 Право на труд. Трудовые Право на труд и трудовые правоотношения. отношения (ознакомление с Трудовой договор и его значение в регули24 1 Гражданские правоотношения (ознакомление с 1 2 новым материалом) 27 Семья под защитой закона (ознакомление с новым материалом) 28 Административные правоотношения (ознакомление с новым материалом) 29-30 Уголовно-правовые отношения (ознакомление с новым материалом) 31 Правовое регулирование отношений в сфере образования (ознакомление с ровании трудовой деятельности человека. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. * Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. * Воспитание гражданской культуры личности. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. * Воспитание гражданской культуры личности. Правовое регулирование в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся. 1 1 2 1 новым материалом) 32 Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов (ознакомление с новым материалом) 33-34 Повторение. Готовимся к экзамену. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. * Воспитание толерантности и гуманизма. 1 2