Рабочая программа Обществознание 6-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №29

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 – 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ











Предметные результаты:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны
и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать
элементы
причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;






























различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений*1;
понимать значимости правовых явлений для личности*.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
1

абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р

































описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;



формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

выявлять признаки коррупционного поведения2*;

осознавать степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений)*;

осознавать неотвратимость наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера)*;













Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;

2

* - абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р
























использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом;
 приобретать знания об основных направлениях государственной антикоррупционной
политики*3;
 приобретать знания о содержании понятия коррупции, его основных признаках*;
 приобретать знания о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к
ответственности за коррупционные правонарушения*;
 правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни
общества*;
 охарактеризовывать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции*;
 выявлять признаки основных коррупционных правонарушений*.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад
в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
3

абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р

Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

приобретать знания о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям*4;








4

Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р

 определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным
поведением граждан, должностных лиц; определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции*;
 выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных
ситуациях*;
 выявлять мотивы коррупционного поведения и определять коррупциогенные факторы;
 осуществлять классификацию форм проявления коррупции*;
 разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах
жизни общества*;
 определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции*.
СОДЕРЖАНИЕ
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек
в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические
партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные
права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые
системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
6 КЛАСС
№
урока

1-2

Тема урока
Человек в социальном измерении (12
часов)
Человек – личность
(ознакомление с новым
материалом)

3-4

Познай самого себя
(комбинированный)

5-6

Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом)

7-8

Потребности человека
(ознакомление с новым
материалом)

9-10

На пути
к жизнен
ному успеху
(комбинированный)

11-12

ПОУ по теме
«Человек
в социальном измерении»
(обобщение
и систематизация
знаний)

Содержание урока

Кол-во
часов

Биологическое и социальное в человеке. Черты
сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
* Воспитание толерантности, доброго отношения
к животным.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности подросткового возраста.
Познание человеком мира и самого себя.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
* Воспитание уважительного отношения к труду.

2

Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями.
* Воспитание уважительного отношения к людям
с ограниченными возможностями.
Лидерство. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
* Воспитание лидерских качеств личности.

2

2

2

2

2

Человек среди людей (10 часов)
12-13

14-15

16-17
18-19

Межличностные отношения
(ознакомление с новым
материалом)
Человек в группе
(ознакомление с новым материалом)
Общение
(комбинированный
Конфликты в межличностных отношениях
(ознакомление с новым материалом)

Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения.
* Воспитание навыков правильного общения.

2

Человек в малой группе. Лидерство. Социальные
нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
* Воспитание лидерских качеств личности.
Общение: цели, средства, особенности.
* Воспитание навыков правильного общения.
Межличностные конфликты и способы их разрешения. Источники, способы выхода.
* Воспитание навыков бесконфликтного общения.

2

2
2

20-21

22-23

24-25

26-27

28-29

30

31

32

33-34

35

ПОУ по теме «Человек
среди людей»
(обобщение и систематизация знаний)

Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами
(ознакомление с новым материалом)
Будь смелым (ознакомление с новым
материалом)
Человек и человечность
(ознакомление с новым материалом)
ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»
(обобщение и систематизация знаний)
Итоговое повторение
(5 часов)
ПОУ по теме «Человек и общество»
(обобщение и систематизация знаний)
Человек в системе
общественных отношений (применение знаний и умений
(защита проектов)
Итоговая контрольная
работа
(контроль и коррекция знаний и умений
Урок-конференция
«Человек и общество»
(обобщение и систематизация знаний)
резерв

2

Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
* Воспитание положительных моральных качеств.
Общественные ценности. Гражданственность и
патриотизм.
* Воспитание гражданственности и патриотизма.
Золотое правило нравственности. Гуманизм. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества.
* Воспитание нравственных качеств и гуманизма.

2

2

2

2

1

1

1

2

7 класс
№
Тема
Содержание
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 7
класс» (комбинированный)
Регулирование поведения людей в обществе
(15 час)
2-3 Что значит жить по праСоциальные нормы как регуляторы поведевилам (ознакомление с нония человека в обществе. Общественные
вым материалом)
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы.
* Воспитание уважительного отношения к
обычаям и традициям своего народа.
4-5 Права и обязанности граКонституционные права и свободы человека
ждан (ознакомление с новым и гражданина в Российской Федерации. Конматериалом)
ституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка.
* Воспитание гражданской позиции.
6-7 Почему важно соблюдать Порядок в обществе. Конституция РФ - образаконы (комбинированный) зец справедливости.
8-9 Защита Отечества (комби- Общественные ценности. Гражданственность
нированный)
и патриотизм. Долг.
* Воспитание гражданственности и патриотизма.
10-11 Для чего нужна дисципДисциплина общеобязательная и специальлина (комбинированный)
ная. Внутренняя и внешняя дисциплина.
* Воспитание дисциплинированности.
12-13 Виновен – отвечай (ознаПротивозаконное поведение. Цели наказания.
комление с новым материаВиды наказаний. Особенности правового сталом)
туса несовершеннолетнего.
14-15 Кто стоит на страже зако- Правоохранительные органы.
на (ознакомление с новым

Кол-во
часов
1

2

2

2

2

2

2

2

материалом)

16

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Регулирование поведения
людей в обществе» (обоб-

1

щение и систематизация
знаний)

Человек в экономических
отношениях (14 час)
17-18 Экономика и её основные
участники (ознакомление с

Понятие экономики. Производство. Распределение. Обмен. Потребление.

2

новым материалом)

19-20 Мастерство работника (ознакомление с новым материалом)

Производительность труда. Заработная плата
и стимулирование труда.
* Воспитание уважительного отношения к

2

21-22 Производство: затраты,
выручка, прибыль (озна-

труду и человеку труда.
Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда
и специализация.

комление с новым материалом)

23-24 Виды и формы бизнеса
(ознакомление с новым материалом)

25-26 Обмен, торговля, реклама
27-28
29

30

(ознакомление с новым материалом)
Деньги и их функции (ознакомление с новым материалом)
Экономика семьи (ознакомление с новым материалом)

Виды и формы бизнеса.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Торговля и ее формы. Реклама.

2

2
2

Деньги и их функции.
2
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
* Воспитание экономного отношения к семейному бюджету.

Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек в экономических
отношениях» (обобщение и

1

1

систематизация знаний)

31

Человек и природа
(4 час)
Воздействие человека на
природу (ознакомление с

Воздействие человека на природу.
1

новым материалом)

32

Охранять природу - значит охранять жизнь (комбинированный)

33

Закон на страже природы

Охранять природу - значит охранять жизнь.
* Воспитание бережного отношения к природе.
Закон на страже природы

(ознакомление с новым материалом)

34

Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек и природа»

1
1

Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек и природа»
1

(обобщение и систематизация знаний)

35

Резерв

1

8 класс
№
Тема
Содержание
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 8
класс» (комбинированный)
Личность и общество
(6 час)
2
Что делает человека чело- Биологическое и социальное в человеке.
веком? (ознакомление с но- Черты сходства и различий человека и живым материалом)
вотного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Самореализация.
3

Человек, природа, общество (ознакомление с новым
материалом)

4

Общество как форма жизнедеятельности людей
(комбинированный)

5

Развитие общества
(комбинированный)

6

Как стать личностью
(комбинированный)

7

8

Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной жизни
(ознакомление с новым материалом)

9

Мораль (ознакомление с новым материалом)

10

Долг и совесть (ознакомление с новым материалом)

Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.
* Воспитание бережного отношения к природе.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Формы социальных норм.
Ступени развития общества. Типы обществ.
Развитие общества. Общественный прогресс.
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности
его развития.
* Воспитание толерантности и гуманизма.
Индивид, индивидуальность, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление
личности.
* Воспитание активной жизненной позиции.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Личность и общество» Практикум.
Духовная сфера жизни общества. Культура,
ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Развитие культуры в
современной России.
* Воспитание уважительного отношения к
культуре своего народа.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Золотое правило нравственности.
* Воспитание нравственных качеств личности.
Долг. Совесть. Долг общественный и долг
моральный.
* Воспитание нравственных качеств лично-

Кол-во
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Моральный выбор – это
ответственность
(комбинированный)

12

Образование
(ознакомление с новым материалом)

13

14

Наука в современном обществе (комбинированный)
Религия как одна из форм
культуры (комбинированный)

15

16

Социальная сфера
(5 час)
Социальная структура
общества (ознакомление с
новым материалом)

17

Социальные статусы и роли (ознакомление с новым
материалом)

18

Нации и межнациональные отношения (ознакомление с новым материалом)

19

Отклоняющееся поведение (ознакомление с новым
материалом)

20

21

22

23

24

сти.
Моральная ответственность. Моральный выбор. Моральные знания и практическое поведение личности.
* Воспитание нравственных качеств личности.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
* Воспитание толерантности.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Сфера духовной культуры» Практикум.
Социальная структура общества. Социальные
общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
* Воспитание привычки здорового образа
жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Социальная сфера» Практикум.

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

Экономика (13 час)
Экономика и её роль в
жизни общества (ознаком-

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтерналение с новым материалом)
тивная стоимость.
* Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Главные вопросы эконоГлавные вопросы экономики. Способы помики (ознакомление с новым вышения эффективности производства. Типы
материалом)
экономических систем.
Собственность (ознаком- Собственность. Имущественные отношения.
ление с новым материалом)
Формы собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика (озРынок и рыночный механизм. Конкуренция.

1

1

1
1

накомление с новым материалом)

25

26

27

28

29

30

31

32

Спрос и предложение, рыночное равновесие.

Производство – основа
экономики (ознакомление с

Производство - основа экономики. Факторы
производства. Производительность труда.
новым материалом)
Разделение труда и специализация.
Предпринимательская
Предпринимательская деятельность. Роль
деятельность (ознакомление предпринимательства в современной эконос новым материалом)
мике. Формы предпринимательства. Малое
предпринимательство.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Роль государства в эконо- Роль государства в экономике. Экономичемике (ознакомление с новым ские цели и функции государства. Государстматериалом)
венный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Распределение доходов
Доходы граждан и прожиточный минимум.
(ознакомление с новым маНеравенство доходов. Перераспределение
териалом)
доходов. Пенсионное обеспечение.
Потребление (ознакомление Потребление домашних хозяйств. Страховые
с новым материалом)
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Экономические основы прав потребителей.
* Воспитание рациональных потребительских
качеств.
Инфляция и семейная
Номинальные и реальные доходы. Сбережеэкономика (ознакомление с ния. Инфляция.
новым материалом)
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг.
Безработица, её причины
Рынок труда. Безработица: причины, последи последствия (ознакомлествия. Роль государства в обеспечении заняние с новым материалом)
тости.
Мировое хозяйство и меМировое хозяйство. Внешняя торговля. ВТО.
ждународная торговля (оз- Обменные курсы валют.
накомление с новым материалом)

Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Экономика» (обобщение и систематизация

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

знаний)

Заключение
(1 час)
Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Обществознание. 8 класс» (обобщение и

34

1

систематизация знаний)

35

Резерв

1

9 класс
№
Тема
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 9 класс»

Содержание

Кол-во
часов
1

(комбинированный)

2

Политика (8 часов)
Политика и власть
(ознакомление с новым материалом)

3

4

5

6

Политика и власть. Роль политики в жизни
общества.

Государство (ознакомление Государство, его существенные признаки.
с новым материалом)
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Гражданство.
* Воспитание гражданской культуры личности..
Политические режимы
Политический режим. Виды режимов, их
(ознакомление с новым
особенности. Демократия, ее основные приматериалом)
знаки и ценности.
Правовое государство
Понятие правового государства. Принципы
(ознакомление с новым маправового государства. Разделение властей.
териалом)
Правовой нигилизм.
Гражданское общество
Гражданское общество. Местное само(ознакомление с новым
управление. Общественная палата.

1

1

1

1
1

материалом)

7

Участие граждан в политической жизни (ознакомление с новым материалом)

8

Политические партии и
движения (ознакомление с

Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Значение свободы слова. Выборы и референдумы.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Политические партии и движения, их роль
в общественной жизни. Многопартийность.

1

1

новым материалом)

9

Межгосударственные отношения (ознакомление с
новым материалом)

10-11 Повторение. Готовимся к
экзамену.
Гражданин и государство (7 часов)
12
Основы конституционного строя РФ (ознакомление
с новым материалом)

Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения. Международные организации.
* Воспитание патриотизма и гражданственности.

1

2

Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
* Воспитание гражданской культуры личности.

1

13

14

Права и свободы человека Конституционные права и свободы человеи гражданина (ознакомле- ка и гражданина в Российской Федерации.
ние с новым материалом)
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Права и свободы человека Конституционные обязанности гражданина
и гражданина (ознакомле- Российской Федерации.

1

1

ние с новым материалом)

15

Высшие органы государственной власти в РФ
(ознакомление с новым материалом)

16

Россия – федеративное
государство (ознакомление
с новым материалом)

17

Судебная система РФ
(ознакомление с новым
материалом)

18

Правоохранительные органы РФ (ознакомление с

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Государственные символы
России.
* Воспитание патриотизма.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Равноправие субъектов
РФ. Разграничение полномочий.
Судебная система Российской Федерации.
Участие граждан в отправлении правосудия.
Правоохранительные органы. Полиция.
Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

1

1

1

1

новым материалом)

19-20 Повторение. Готовимся к
экзамену.
Основы российского законодательства
(10 часов)
21
Роль права в жизни человека, общества и государства (ознакомление с новым

2

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

1

материалом)

22

Правоотношения и субъ- Правоотношения. Правоспособность и дееекты права (ознакомление с способность. Субъекты правоотношения.

1

новым материалом)

23

Правоотношения и юридическая ответственность
(ознакомление с новым
материалом)

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров.
новым материалом)
Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
* Воспитание гражданской культуры личности.
25-26 Право на труд. Трудовые Право на труд и трудовые правоотношения.
отношения (ознакомление с Трудовой договор и его значение в регули24

1

Гражданские правоотношения (ознакомление с

1

2

новым материалом)

27

Семья под защитой закона (ознакомление с новым
материалом)

28

Административные правоотношения (ознакомление с новым материалом)

29-30 Уголовно-правовые отношения (ознакомление с
новым материалом)

31

Правовое регулирование
отношений в сфере образования (ознакомление с

ровании трудовой деятельности человека.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14
до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
* Воспитание уважительного отношения к
семейным ценностям.
Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Правовое регулирование в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся.

1

1

2

1

новым материалом)

32

Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов
(ознакомление с новым материалом)

33-34 Повторение. Готовимся к
экзамену.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
* Воспитание толерантности и гуманизма.

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».