Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №29
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 – 9 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны
и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать
элементы
причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений*1;
понимать значимости правовых явлений для личности*.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
1
абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
выявлять признаки коррупционного поведения2*;
осознавать степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений)*;
осознавать неотвратимость наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера)*;
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
2
* - абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом;
приобретать знания об основных направлениях государственной антикоррупционной
политики*3;
приобретать знания о содержании понятия коррупции, его основных признаках*;
приобретать знания о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к
ответственности за коррупционные правонарушения*;
правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни
общества*;
охарактеризовывать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции*;
выявлять признаки основных коррупционных правонарушений*.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад
в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
3
абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
приобретать знания о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям*4;
4
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
абзац введён распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 816-р
определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным
поведением граждан, должностных лиц; определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции*;
выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных
ситуациях*;
выявлять мотивы коррупционного поведения и определять коррупциогенные факторы;
осуществлять классификацию форм проявления коррупции*;
разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах
жизни общества*;
определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции*.
СОДЕРЖАНИЕ
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек
в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические
партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные
права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые
системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания
6 КЛАСС
№
урока
1-2
Тема урока
Человек в социальном измерении (12
часов)
Человек – личность
(ознакомление с новым
материалом)
3-4
Познай самого себя
(комбинированный)
5-6
Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом)
7-8
Потребности человека
(ознакомление с новым
материалом)
9-10
На пути
к жизнен
ному успеху
(комбинированный)
11-12
ПОУ по теме
«Человек
в социальном измерении»
(обобщение
и систематизация
знаний)
Содержание урока
Кол-во
часов
Биологическое и социальное в человеке. Черты
сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
* Воспитание толерантности, доброго отношения
к животным.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности подросткового возраста.
Познание человеком мира и самого себя.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
* Воспитание уважительного отношения к труду.
2
Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями.
* Воспитание уважительного отношения к людям
с ограниченными возможностями.
Лидерство. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
* Воспитание лидерских качеств личности.
2
2
2
2
2
Человек среди людей (10 часов)
12-13
14-15
16-17
18-19
Межличностные отношения
(ознакомление с новым
материалом)
Человек в группе
(ознакомление с новым материалом)
Общение
(комбинированный
Конфликты в межличностных отношениях
(ознакомление с новым материалом)
Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения.
* Воспитание навыков правильного общения.
2
Человек в малой группе. Лидерство. Социальные
нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
* Воспитание лидерских качеств личности.
Общение: цели, средства, особенности.
* Воспитание навыков правильного общения.
Межличностные конфликты и способы их разрешения. Источники, способы выхода.
* Воспитание навыков бесконфликтного общения.
2
2
2
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30
31
32
33-34
35
ПОУ по теме «Человек
среди людей»
(обобщение и систематизация знаний)
Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами
(ознакомление с новым материалом)
Будь смелым (ознакомление с новым
материалом)
Человек и человечность
(ознакомление с новым материалом)
ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»
(обобщение и систематизация знаний)
Итоговое повторение
(5 часов)
ПОУ по теме «Человек и общество»
(обобщение и систематизация знаний)
Человек в системе
общественных отношений (применение знаний и умений
(защита проектов)
Итоговая контрольная
работа
(контроль и коррекция знаний и умений
Урок-конференция
«Человек и общество»
(обобщение и систематизация знаний)
резерв
2
Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
* Воспитание положительных моральных качеств.
Общественные ценности. Гражданственность и
патриотизм.
* Воспитание гражданственности и патриотизма.
Золотое правило нравственности. Гуманизм. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества.
* Воспитание нравственных качеств и гуманизма.
2
2
2
2
1
1
1
2
7 класс
№
Тема
Содержание
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 7
класс» (комбинированный)
Регулирование поведения людей в обществе
(15 час)
2-3 Что значит жить по праСоциальные нормы как регуляторы поведевилам (ознакомление с нония человека в обществе. Общественные
вым материалом)
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы.
* Воспитание уважительного отношения к
обычаям и традициям своего народа.
4-5 Права и обязанности граКонституционные права и свободы человека
ждан (ознакомление с новым и гражданина в Российской Федерации. Конматериалом)
ституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка.
* Воспитание гражданской позиции.
6-7 Почему важно соблюдать Порядок в обществе. Конституция РФ - образаконы (комбинированный) зец справедливости.
8-9 Защита Отечества (комби- Общественные ценности. Гражданственность
нированный)
и патриотизм. Долг.
* Воспитание гражданственности и патриотизма.
10-11 Для чего нужна дисципДисциплина общеобязательная и специальлина (комбинированный)
ная. Внутренняя и внешняя дисциплина.
* Воспитание дисциплинированности.
12-13 Виновен – отвечай (ознаПротивозаконное поведение. Цели наказания.
комление с новым материаВиды наказаний. Особенности правового сталом)
туса несовершеннолетнего.
14-15 Кто стоит на страже зако- Правоохранительные органы.
на (ознакомление с новым
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
материалом)
16
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Регулирование поведения
людей в обществе» (обоб-
1
щение и систематизация
знаний)
Человек в экономических
отношениях (14 час)
17-18 Экономика и её основные
участники (ознакомление с
Понятие экономики. Производство. Распределение. Обмен. Потребление.
2
новым материалом)
19-20 Мастерство работника (ознакомление с новым материалом)
Производительность труда. Заработная плата
и стимулирование труда.
* Воспитание уважительного отношения к
2
21-22 Производство: затраты,
выручка, прибыль (озна-
труду и человеку труда.
Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда
и специализация.
комление с новым материалом)
23-24 Виды и формы бизнеса
(ознакомление с новым материалом)
25-26 Обмен, торговля, реклама
27-28
29
30
(ознакомление с новым материалом)
Деньги и их функции (ознакомление с новым материалом)
Экономика семьи (ознакомление с новым материалом)
Виды и формы бизнеса.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Торговля и ее формы. Реклама.
2
2
2
Деньги и их функции.
2
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
* Воспитание экономного отношения к семейному бюджету.
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек в экономических
отношениях» (обобщение и
1
1
систематизация знаний)
31
Человек и природа
(4 час)
Воздействие человека на
природу (ознакомление с
Воздействие человека на природу.
1
новым материалом)
32
Охранять природу - значит охранять жизнь (комбинированный)
33
Закон на страже природы
Охранять природу - значит охранять жизнь.
* Воспитание бережного отношения к природе.
Закон на страже природы
(ознакомление с новым материалом)
34
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек и природа»
1
1
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Человек и природа»
1
(обобщение и систематизация знаний)
35
Резерв
1
8 класс
№
Тема
Содержание
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 8
класс» (комбинированный)
Личность и общество
(6 час)
2
Что делает человека чело- Биологическое и социальное в человеке.
веком? (ознакомление с но- Черты сходства и различий человека и живым материалом)
вотного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Самореализация.
3
Человек, природа, общество (ознакомление с новым
материалом)
4
Общество как форма жизнедеятельности людей
(комбинированный)
5
Развитие общества
(комбинированный)
6
Как стать личностью
(комбинированный)
7
8
Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной жизни
(ознакомление с новым материалом)
9
Мораль (ознакомление с новым материалом)
10
Долг и совесть (ознакомление с новым материалом)
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.
* Воспитание бережного отношения к природе.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Формы социальных норм.
Ступени развития общества. Типы обществ.
Развитие общества. Общественный прогресс.
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности
его развития.
* Воспитание толерантности и гуманизма.
Индивид, индивидуальность, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление
личности.
* Воспитание активной жизненной позиции.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Личность и общество» Практикум.
Духовная сфера жизни общества. Культура,
ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Развитие культуры в
современной России.
* Воспитание уважительного отношения к
культуре своего народа.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Золотое правило нравственности.
* Воспитание нравственных качеств личности.
Долг. Совесть. Долг общественный и долг
моральный.
* Воспитание нравственных качеств лично-
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Моральный выбор – это
ответственность
(комбинированный)
12
Образование
(ознакомление с новым материалом)
13
14
Наука в современном обществе (комбинированный)
Религия как одна из форм
культуры (комбинированный)
15
16
Социальная сфера
(5 час)
Социальная структура
общества (ознакомление с
новым материалом)
17
Социальные статусы и роли (ознакомление с новым
материалом)
18
Нации и межнациональные отношения (ознакомление с новым материалом)
19
Отклоняющееся поведение (ознакомление с новым
материалом)
20
21
22
23
24
сти.
Моральная ответственность. Моральный выбор. Моральные знания и практическое поведение личности.
* Воспитание нравственных качеств личности.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
* Воспитание толерантности.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Сфера духовной культуры» Практикум.
Социальная структура общества. Социальные
общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
* Воспитание привычки здорового образа
жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Социальная сфера» Практикум.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Экономика (13 час)
Экономика и её роль в
жизни общества (ознаком-
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтерналение с новым материалом)
тивная стоимость.
* Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Главные вопросы эконоГлавные вопросы экономики. Способы помики (ознакомление с новым вышения эффективности производства. Типы
материалом)
экономических систем.
Собственность (ознаком- Собственность. Имущественные отношения.
ление с новым материалом)
Формы собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика (озРынок и рыночный механизм. Конкуренция.
1
1
1
1
накомление с новым материалом)
25
26
27
28
29
30
31
32
Спрос и предложение, рыночное равновесие.
Производство – основа
экономики (ознакомление с
Производство - основа экономики. Факторы
производства. Производительность труда.
новым материалом)
Разделение труда и специализация.
Предпринимательская
Предпринимательская деятельность. Роль
деятельность (ознакомление предпринимательства в современной эконос новым материалом)
мике. Формы предпринимательства. Малое
предпринимательство.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Роль государства в эконо- Роль государства в экономике. Экономичемике (ознакомление с новым ские цели и функции государства. Государстматериалом)
венный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Распределение доходов
Доходы граждан и прожиточный минимум.
(ознакомление с новым маНеравенство доходов. Перераспределение
териалом)
доходов. Пенсионное обеспечение.
Потребление (ознакомление Потребление домашних хозяйств. Страховые
с новым материалом)
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Экономические основы прав потребителей.
* Воспитание рациональных потребительских
качеств.
Инфляция и семейная
Номинальные и реальные доходы. Сбережеэкономика (ознакомление с ния. Инфляция.
новым материалом)
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг.
Безработица, её причины
Рынок труда. Безработица: причины, последи последствия (ознакомлествия. Роль государства в обеспечении заняние с новым материалом)
тости.
Мировое хозяйство и меМировое хозяйство. Внешняя торговля. ВТО.
ждународная торговля (оз- Обменные курсы валют.
накомление с новым материалом)
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Экономика» (обобщение и систематизация
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
знаний)
Заключение
(1 час)
Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Обществознание. 8 класс» (обобщение и
34
1
систематизация знаний)
35
Резерв
1
9 класс
№
Тема
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 9 класс»
Содержание
Кол-во
часов
1
(комбинированный)
2
Политика (8 часов)
Политика и власть
(ознакомление с новым материалом)
3
4
5
6
Политика и власть. Роль политики в жизни
общества.
Государство (ознакомление Государство, его существенные признаки.
с новым материалом)
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Гражданство.
* Воспитание гражданской культуры личности..
Политические режимы
Политический режим. Виды режимов, их
(ознакомление с новым
особенности. Демократия, ее основные приматериалом)
знаки и ценности.
Правовое государство
Понятие правового государства. Принципы
(ознакомление с новым маправового государства. Разделение властей.
териалом)
Правовой нигилизм.
Гражданское общество
Гражданское общество. Местное само(ознакомление с новым
управление. Общественная палата.
1
1
1
1
1
материалом)
7
Участие граждан в политической жизни (ознакомление с новым материалом)
8
Политические партии и
движения (ознакомление с
Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Значение свободы слова. Выборы и референдумы.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Политические партии и движения, их роль
в общественной жизни. Многопартийность.
1
1
новым материалом)
9
Межгосударственные отношения (ознакомление с
новым материалом)
10-11 Повторение. Готовимся к
экзамену.
Гражданин и государство (7 часов)
12
Основы конституционного строя РФ (ознакомление
с новым материалом)
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения. Международные организации.
* Воспитание патриотизма и гражданственности.
1
2
Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
* Воспитание гражданской культуры личности.
1
13
14
Права и свободы человека Конституционные права и свободы человеи гражданина (ознакомле- ка и гражданина в Российской Федерации.
ние с новым материалом)
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Права и свободы человека Конституционные обязанности гражданина
и гражданина (ознакомле- Российской Федерации.
1
1
ние с новым материалом)
15
Высшие органы государственной власти в РФ
(ознакомление с новым материалом)
16
Россия – федеративное
государство (ознакомление
с новым материалом)
17
Судебная система РФ
(ознакомление с новым
материалом)
18
Правоохранительные органы РФ (ознакомление с
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Государственные символы
России.
* Воспитание патриотизма.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Равноправие субъектов
РФ. Разграничение полномочий.
Судебная система Российской Федерации.
Участие граждан в отправлении правосудия.
Правоохранительные органы. Полиция.
Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.
1
1
1
1
новым материалом)
19-20 Повторение. Готовимся к
экзамену.
Основы российского законодательства
(10 часов)
21
Роль права в жизни человека, общества и государства (ознакомление с новым
2
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
1
материалом)
22
Правоотношения и субъ- Правоотношения. Правоспособность и дееекты права (ознакомление с способность. Субъекты правоотношения.
1
новым материалом)
23
Правоотношения и юридическая ответственность
(ознакомление с новым
материалом)
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров.
новым материалом)
Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
* Воспитание гражданской культуры личности.
25-26 Право на труд. Трудовые Право на труд и трудовые правоотношения.
отношения (ознакомление с Трудовой договор и его значение в регули24
1
Гражданские правоотношения (ознакомление с
1
2
новым материалом)
27
Семья под защитой закона (ознакомление с новым
материалом)
28
Административные правоотношения (ознакомление с новым материалом)
29-30 Уголовно-правовые отношения (ознакомление с
новым материалом)
31
Правовое регулирование
отношений в сфере образования (ознакомление с
ровании трудовой деятельности человека.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14
до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
* Воспитание уважительного отношения к
семейным ценностям.
Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
* Воспитание гражданской культуры личности.
Правовое регулирование в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся.
1
1
2
1
новым материалом)
32
Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов
(ознакомление с новым материалом)
33-34 Повторение. Готовимся к
экзамену.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
* Воспитание толерантности и гуманизма.
1
2