Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
7-9 класс
(углублённый уровень)
Результаты изучения программы в основной школе
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных
разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,
слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его
морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического
анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
К концу 7 класса учащиеся должны у м е т ь:
• аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя текстырассуждения; производить морфемный и морфологический анализ
всех частей речи;
• соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной
формах речи; использовать морфологические синонимы;
• заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
• при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов,
относящихся к разным частям речи;
• строить тексты с совмещением различных типов речи; использовать местоимения, наречия, союзы,
частицы для связи фрагментов текста.
К концу 8 класса учащиеся должны у м е т ь:
• произносить предложения с правильной интонацией с учётом знаков препинания, находить
смысловой центр предложения;
• правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
• находить грамматическую основу простого предложения;
• различать основные типы сказуемого;
• различать виды второстепенных членов предложения.
По окончании 9 класса учащиеся должны у м е т ь:
• составлять схемы сложных предложений разных типов;
• различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
• правильно ставить знаки препинания;
• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
• соотносить члены предложения и придаточные предложения;
• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от
стиля речи;
• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу,
изученному на уроках русского языка;
• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
• писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы;
• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические
(неязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и
редактировать собственные тексты
Содержание программы углублённого изучения русского языка
7 КЛАСС
МЕСТОИМЕНИЕ
Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи.
Местоимения как одно из средств связи частей текста.
Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительные. Местоимения-прилагательные.
Местоимения-наречия.
Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные,
неопределённые,
отрицательные, определительные, указательные. Правописание местоимений. Орфоэпические и
синтаксические нормы употребления местоимений в речи.
ПРИЧАСТИЕ
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и
страдательные причастия.
Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий.
Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.
Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение
причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Роль деепричастий в речи.
Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.
Словообразование деепричастий. Составление морфемного состава деепричастий и причастий.
Правописание деепричастий.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте.
ПРЕДЛОГ
Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды
предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные
предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.
СОЮЗ
Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы.
Правописание
союзов.
Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (со- юз) — что
бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста.
ЧАСТИЦА
Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по
значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение).
МЕЖДОМЕТИЕ
Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.
ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ
Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи.
Взаимодействие служебных частей речи.
Жанры: интервью, деловые бумаги (памятка, заявление, расписка, доверенность), сравнительная
характеристика, сложный план, цитатный план, доклад, заметка, аннотация, рецензия,
юмористический рассказ
8 КЛАСС
СИНТАКСИС
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная
и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование,
управление, примыкание.
Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и
подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные).
Цельные словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце
предложений.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространённые и
распространённые. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в
предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные
виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.
Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение (согласованные и несогласованные определения,
приложения).
Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение.
Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и
деепричастных оборотов.
Синтаксические функции инфинитива.
Однозначные и многозначные члены предложения.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.
Разновидности односоставных предложений.
Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Обобщённо-личные
предложения. Роль глагольных предложений. Безличные предложения. Роль
безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т. д.
Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения.
Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль
номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей
среды и др.
Стилистический характер односоставных предложений.
Полные и неполные предложения.
Особенности строения полных и неполных предложений.
Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Стилистический характер
неполных предложений.
Причины употребления неполных предложений в речи.
ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания.
Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов
предложения в речи.
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных
определений. Стилистический характер причастных оборотов. Обособление несогласованных
определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление
уточняющих членов предложения.
Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.
Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными
и уточняющими членами предложения.
Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями.
Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания.
Предложения с обращениями. Значение обращений. Место обращений в предложении. Знаки
препинания.
СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Особенности слов-предложений. Употребление слов-предложений в устной и письменной формах
речи. Знаки препинания.
Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки.
Жанры: рецензия, портретный очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная характеристика,
дневниковые записи, объяснительная записка.
9 КЛАСС
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Их синонимика.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания.
Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные
союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности
присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Классификация придаточных предложений. Виды придаточных предложений по
В. Бабайцевой: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные
(обзор).
Традиционная
классификация
придаточных:
местоименно-определительные,
определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные.
Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных
предложений. Многозначные придаточные предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки
препинания. Синонимика союзных и бессоюзных предложений.
Сложные многокомпонентные предложения. Период.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.
Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь. Цитаты и способы цитирования.
Жанры речевой деятельности (формирование коммуникативной компетенции: очерк, деловое
письмо, научное сообщение, реферат, статья, выступление.
№
1
Тематическое планирование курса углублённого изучения русского языка с
учетом рабочей программы воспитания
7 класс
КоличеТемаурока
ствоч
Содержа
асов
ние
Овладение основными видами речевой
Введение. Язык как средство
деятельности: аудированием (слушанием),
общения. Русский язык как
говорением, чтением, письмом.
развивающееся явление
Лексические и фразеологические
1
новации последних лет. Основные
лингвистические словари. Извлечение
необходимой информации из словарей.
*воспитание бережного отношения к
языку
Основные
2
Лингвокультурологический
анализ текста, слова. Понятие о
концепте.
1
лингвистические
словари.
Извлечение необходимой информации из
словарей.
Лингвокультурологический
анализ
текста
* выбор типа речи в соответствии с
актуальными
социально-культурными,
нравственно-этическими,
бытовыми,
учебными темами в соответствии с целями
и ситуацией общения.
Основныеразделы лингвистики.
Фонетика. Орфография
3
Звук –единица строения слова.
Группы звуков. Звуки в сильной
и слабой позиции
3
1
4
Позиционные
чередованиягласных
звуков.Принципырусской
орфографии:морфологический,
фонетический,
традиционныенаписания
5
Виды и типы
орфограмм.Алгоритм
примененияорфографическ
огоправила.Правописание
гласных исогласных вкорне
1
1
Наукаорусскомязыкеиееосновныеразделы
.Краткиесведенияовыдающихсяотечестве
нных лингвистах.
Выступление
с
сообщением
о
выдающемся лингвисте.
Основные средства звуковой стороны
речи: звуки речи, слог, ударение,
интонация. Система гласных и согласных
звуков. Изменение звуков в речевом
потоке. Соотношение звука и буквы.
Элементы фонетической транскрипции.
Исследование звуковых явлений.
Применение знаний и умений по фонетике
впрактикеправописания.Правильноепроиз
ношениесловиинтонированиепредложени
й.Оценкасобственнойичужойречисточкиз
ренияорфоэпическихиинтонационныхнор
м.
Основныеорфоэпическиенормырусскогол
итературного
языка.
Основныевыразите
льныесредства фонетики.
Развитиеуменийинавыковпримененияорф
ографическогоправила
Соблюдение
Морфология.Орфография
6
7-8
9
Правописание
окончанийглаголов,сущест
вительных
Морфология. Части
речи.Систематизация
знаний оместоимении.
Рольместоименийвречи
Морфология.Правописаниеместо
имений.
11
1
основных
орфографическихнорм.Раз
витиеосознанногоиспользования
орфографическихнорм.
Системачастейречиврусскомязыке.Приме
нение
знаний
и
умений
по
морфологиивпрактикеправописания
2
Основныеморфологическиенормырусско
голитературного языка. Применение
знаний иумений по морфологии в
практикеправописания
1
Основные выразительные
средстваморфологии.Применениезнанийи
уменийпоморфологиивпрактикеправописа
ния.
Морфологическийанализ
1011
Морфология.Наречие
2
12
Морфология.Числительное
1
1314
Синтаксис,пунктуация.
2
1516
Контрольныйдиктантпо
повторениюизученногов56классахи егоанализ
(административныйсрез
знаний).Анализработы
2
Морфемика.Словообразование.
Орфография
21(17+4)
17
18
Развитиеиуглублениеп
онятияоморфеме.
Производные
инепроизводные слова.
Словообразовательная
пара.Словообразовательное
значение
1
Основные выразительные
средстваморфологии.Применениезнанийи
уменийпоморфологиивпрактикеправописа
ния.
Морфологическийанализ.
Основные выразительные
средстваморфологии.Применениезнанийи
уменийпоморфологиивпрактикеправописа
ния.
Морфологическийанализ
Основные
выразительные
средствасинтаксиса.Прим
енениезнанийиуменийпо
синтаксису в практике
правописания.Синтаксичес
кийипунктуационныйанализ
Применениезнанийиумений поорфографии
исинтаксисувпрактикеправописания
Морфема – минимальная значимая
единицаязыка. Виды морфем: корень,
приставка,суффикс. Чередование звуков
в морфемах.Основаслова.
1
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
Исследованиеязыковыхявлений
19
Членимостьслов.Нулевыеа
ффиксы. Понятие
ословообразовательномква
драте.
Словообразовательныйтип
20-21
Способы образования слов.
Словообразовательнаяцепо
чка. Аффиксы и частиречи.
Морфемы-омонимы
22
Продуктивные
инепродуктивные приставки
исуффиксы
1
23
Проверочныйдиктант
1
1
2
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
Исследованиеязыковыхявлений
Основные способы образования
слов. Основные выразительные
средстваморфемикиисловообразо
вания.
Исследованиеязыковыхявлений
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
Исследованиеязыковыхявлений
Применение знаний и умений по
морфемикеи словообразованию в
практикеправописания
24
Словообразовательноегнездо
1
25
Урок развития речи
№1.Систематизация
иуглублениезнанийоречи
1
26
Урок развития речи №
2.Речь и общение.
Ситуацияобщения. Цели в
общении.Содержание и
форма речи,речевая
ситуация.
Анализречевойситуации
27
Словообразование
синхронноеи историческое.
Понятие
овнутреннейформеслова
28
Исторические изменения
всловообразовательнойструкт
урепроизводногослова.Явлени
еопрощения.
Этимологическийанализ
29
Словообразование
иправописание.Правописани
еаффиксов
1
1
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
Исследованиеязыковыхявлений
Речьиречевоеобщение.Речьустнаяи
письменная, диалогическая
имонологическая.
Ситуацииречевогообщения.Риторическийа
нализ.
Речьиречевоеобщение.Речьустнаяи
письменная, диалогическая
имонологическая.
Ситуацииречевогообщения.Риторическийа
нализ.
*формирование правильного поведения
ребенка в общении с другими людьми
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
Исследованиеязыковыхявлений
Основныевыразительныесредс
тваморфемикиисловообразован
ия.
1
Исследованиеязыковыхявлений
1
30
Правописаниесложныхслов
1
31
Правописание
аффиксов.Систематизаци
я
знаний
оправописаниинаречий.
Способыобразованиянаречий
1
Применение знаний и умений по
морфемикеи словообразованию в
практикеправописания
Применение знаний и умений по
морфемике
исловообразованиювпрактикеправописани
я
Применение знаний и умений по
морфемикеи словообразованию в
практикеправописания
Морфемныйисловообразовательныйразбор
32
Морфемный
исловообразовательныйразбо
р
33
Урок-семинар.
Обобщениеизученного
1
1
Создание устных
монологических
идиалогических высказываний
налингвистическиетемы
*правила речевого поведения
при диалоге
34-35
36-37
Контрольнаяработапотеме
«Словообразование»иеёа
нализ
Урокразвитияречи№34.Характеристикалитерат
урногогероя.
Сравнительная
характеристика
Морфология
38
39
Основные
понятияморфологии:граммат
ическоезначениеграмматичес
кая
форма. Парадигма как
системаформслова
Комплексное и
раздельноевыражениеграм
матическихзначений
аффиксамирусскогоязыка
40
Деление слов
награмматическиеклассы.Част
иречи как
грамматическиеклассы
41
Уроки развития речи № 56.Типречи описание.
Описание общего
видаместности
Причастие
42
43-44
Понятие о причастии.
Разрядыпричастий. Спорные
вопросыопричастиисредилинг
вистов
Признакиприлагательногои
глагола упричастия
2
2
Применение знаний и умений по
морфемикеи словообразованию в
практикеправописания
Сравнение двух литературных героев,
выделение общих и различных черт.
Описание литературного героя.
*Созданиеустныхмонологическихидиалог
ических
высказываний
на
актуальныесоциально-культурные,
нравстве
нноэтические,бытовые,учебныетемывсоответ
ствиисцелямииситуациейобщения.
*уважительное отношение к людям
5 (3+2)
1
1
1
2
Система частей речи в русском
языке.Самостоятельные части речи,
ихграмматическоезначение,морфологич
ескиепризнаки,синтаксическая роль.
Практикум.
Самостоятельные части речи,
ихграмматическоезначение,морфологич
ескиепризнаки,синтаксическая роль.
Практикум.Исследование
Основныеморфологическиенормырусско
голитературногоязыка.
Практикум.Исследование
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу
нкциональносмысловыетипытекста:повествование,о
писание,рассуждение.Структуратекста
описания.
*формирование
положительного
отношения к родному городу
33(29+4)
1
2
Самостоятельные части речи,
ихграмматическоезначение,морфологич
ескиепризнаки,синтаксическая роль.
Морфологическийанализ
Признакиприлагательногоиглаголау
причастия.Морфологическийанализ
45
Изменение причастия
породам,числамипадежа
м
46
Понятие о
причастномобороте
47-49
Знакипрепинанияприп
ричастномобороте
1
1
Изменениепричастияпородам,числам
ипадежам.Морфологическийанализ
Причастныйоборот.
Исследование
Причастныйоборот.
3
Исследование
Тексткак продуктречевой деятельности.
50
51-53
54-56
Урок развития речи №
7.Текст. Углубление знаний
отексте.Признакитекста.
Компрессия текста.
Сжатоеизложение
Неспричастиями
Образование и
правописаниедействительны
хи
страдательных
причастийнастоящеговре
мени
57
Образованиеиправописаниед
ействительных
причастийпрошедшеговреме
ни
58-59
Образованиеиправописаниес
традательных
причастийпрошедшеговреме
ни.
Правописаниегласныхперед
ни нн
60
Правописание
причастий.Систематизация
изученного.Тестирование
1
3
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания
3
Образованиеиправописание
действительныхистрадательныхпричаст
ийнастоящеговремени.
Исследование
1
Образованиеиправописание
действительныхпричастийпрошедш
еговремени.
Исследование
2
Образованиеиправописаниестрадательны
хпричастийпрошедшеговремени.
Правописаниегласныхпереднинн.
Практикум
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания.
1
Практикум
61
62
Урок развития речи №
8.Тематическое
единствотекста.Связност
ьтекста.Актуальное
членениепредложений.
Приёминверсии
Краткиепричастия
63-64
Правописание н и нн
впричастиях
65-66
Переход причастий
вприлагательные и
другиечастиречи
Тексткакпродуктречевойдеятельности.
Текст.Делениетекстанасмысловыечастии
основныесредствасвязимеждуними
1
1
2
2
Применение знаний и умений по
морфологиивпрактикеправописания
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания
Переходпричастийвприлагательные
идругиечасти речи
Исследование.
Причастие.
Практикум.Систематизация
67-70
Урокиобобщенияизученного
потеме«Причастие»
4
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания
71-72
73
74
Контрольная работа и
еёанализ
Урок развития речи №
9.Основная мысль
текста.Авторство
иадресностьтекста.Авторс
каяпозиция
Урокразвитияречи№10.У
глублениезнанийостилях
речи.
Художественныйстильречи
Деепричастие
2
1
1
20(15+5)
Текст как продукт речевой
деятельности.Анализ текста с точки
зрения его
темы,основноймысли,структуры,принадл
ежностикфункциональносмысловомутипу,
определеннойфункциональной
разновидностиязыка,определенномустилю.
* Воспитание культуры умственного труда
на основе таких мыслительных операций,
как: анализ, синтез, группировка,
обобщение.
Функциональные стили.
Художественныйстильречи.
Стилистическийанализтекста
75
Понятиеодеепричастии
1
Деепричастие.
Исследование
76
Признаки глагола и наречия
удеепричастия
1
Признакиглаголаинаречия удеепричастия.
Практикум
77
78
79-80
Деепричастныйоборот
Урок развития речи №
11.Углубление знаний о
стиляхречи. Научный стиль
речи.Доклад.Сложный
план.
Цитатныйплан
Урокиразвитияречи№1213. Углубление знаний
отипах речи. Типы
речирассуждениеиубежде
ние.Сочинениерассуждение
1
1
2
Деепричастный
оборот.Практикум
Сферы речевого
общения.Функциональныеразновидности
языка .Функциональные
стили:научный,основные особенности.
Стилистическийанализ
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц
иональносмысловыетипытекста:повествование,опис
ание,рассуждение.Структуратекста.
Рассуждения.
Речеведческийанализ
Деепричастие.
Исследование.Практикум
81-82
83
84
85-88
89-90
Образованиедеепричастий
Правописаниедеепричастий
Употребление деепричастий
вречи
Повторение,
систематизацияизученного о
деепричастии.Урокипрактикумы,
семинары,зачёты.Тестировани
е
Проверочнаяработапо
морфологии
2
1
1
4
Применение знаний и уменийпо
орфографиииморфологиивпрактикеправо
писания
Основные выразительные
средстваморфологии.
Морфологический
анализПрактикум
Применениезнанийиуменийвпрактик
еправописания.Морфологический
иорфографическийанализ.
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания
2
91-92
Повторение орфографии
ипунктуации
93-94
Урокразвития речи№1415.Типречиописание.
Описаниедействийчеловека
2
2
Применение знаний и уменийпо
орфографиииморфологиивпрактикеправо
писания
Текст
как
продукт
речевой
деятельности.Функциональносмысловые
типы
текста.Описание.Структуратекста.
Речеведческийанализ
* совершенствование коммуникативных
способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности,
умений вести диалог
Словакатегориисостояния
6 (2+4)
Словакатегориисостояния
95
96
Понятие о словах
категориисостояния
Слова категории
состояния.Рольвречи
1
1
97-98
Урокразвития речи№1617.Типречиописание.
Описаниевнешности
2
99100
Урокразвития речи№1819. Описание
состояниячеловека
2
Основные выразительные
средстваморфологии.Морфологиче
скийанализ.Практикум.
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц
иональносмысловыетипытекста:повествование,опис
ание,рассуждение.Структуратекста
описания.
Комплексныйанализтекста
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц
иональносмысловыетипытекста:повествование,опис
ание,рассуждение.Структуратекста
описания.
Комплексныйанализтекста
*формирование толерантного отношения
друг к другу
Служебныечастиречи
101
Общее понятие о
служебныхчастяхречи
Предлог
1
Служебныечастиречи.
Исследование
Служебныечастиречи
11(9+2)
Предлог
Исследование.Практикум
102
Понятиеопредлоге
1
Предлог.
Исследование
103
Классификацияпредлогов
104107
Производные
предлоги.Правописание
предлогов.Нормыупотреб
ления
1
4
ПредлогУпотреблениеформсловразличны
хчастей речи в соответствии с
нормамисовременного русского
литературного языкаПрактикум
Предлог.Морфологическийанализ.
108
Повторениепотеме
«Предлог».Проверочныйтест
1
109
Контрольныйдиктантиегоа
нализ
2
110111
Урокразвития речи№2021. Углубление знаний
остилях речи.
Официально-деловой
стиль
речи:памятка,заявление,
Союз
2
11(10+1)
Практикум
Основные жанрыофициально-делового
стиляречи (расписка, доверенность,
заявление,резюме).
Практикум
Служебныечастиречи.
Союз
112
Понятиеосоюзе
113114
Разряды
союзов.Сочинительны
есоюзы
2
115
Подчинительныесоюзы
1
116118
119
1
Союз.П
рактику
м.
Морфологическийанализ
Союз.Практикум.Мор
фологическийанализ
Союз.Практикум
Правописаниесоюзов
Повторениеорфографии
120
Повторениепунктуации
121
Обобщениепотеме«Союз».П
роверочный диктант
илитестирование
3
1
Применение знаний и умений по
орфографиив практике правописания.
Орфографическийанализ
1
Применениезнанийиуменийпопунктуации
в практике правописания.
Пунктуационныйанализ
1
Применение знаний и умений в
практикеправописания
122
Урок развития речи №
22.Морфологические
средствасвязипредложений
ичастейвтексте. Подробное
изложение
Частица
123
Понятиеочастице
124
Классификациячастиц
125
Значениячастиц.Рольчастицв
тексте.Урок-практикум
126127
ПравописаниечастицНЕиН
И
128129
Правописание НЕ
ссуществительными,прилага
тельными,глаголами
130
Правописание НЕ
сместоимениями
131132
133
134135
Правописание НЕ с
краткимии полными
причастиями,прилагательны
ми,
перешедшими из причастий,
атакжесословами состояния
Повторениепотеме
«Частица».Тестирование
Проверочная тестовая
работапоморфологиииеёанал
из
1
20(16+4)
Анализ текста с точки зрения его
темы,основной мысли, структуры,
принадлежностикфункциональносмысловомутипу,
определеннойфункциональной
разновидности языка, определенному
стилю.Деление текста на смысловые
части
иосновныесредствасвязимеждуними
Служебныечастиречи
1
Частица.
Исследование
1
Частица.
Практикум
Частица.Основныевыразительныесредст
1
ваморфологии.
Практикум
2
Частица. Применение знаний и
умений поморфологии и орфографиив
практикеправописания
2
1
Частица.Применение знаний и умений
поморфологиивпрактикеправописания
Частица. Применение знаний и
умений
поморфологиивпрактикеправописани
я
Частица.Применение знаний и умений
поморфологиивпрактикеправописания.
Орфографическийанализ
2
1
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания.
Морфологическийанализ
Применениезнанийиуменийпоморфологи
ивпрактикеправописания
2
136137
138
139
Уроки развития речи № 2324.
Описание
состоянияприроды в
художественномстилеречи
Повторениеорфографии
Повторениепунктуации
2
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функ
циональносмысловыетипытекста:повествование,опи
сание,рассуждение.Структуратекста.Функ
циональныестили:язык
художественной
литературы
*Воспитание у детей чувства прекрасного
1
Применение знаний и умений по
морфологии впрактикеправописания.
Орфографическийанализ
1
Применение знаний и умений по
морфологиивпрактикеправописания.
Пунктуационныйанализ
Применениезнанийиуменийпоморфологи
иисинтаксисувпрактикеправописания
140
Контрольныйдиктант
141142
Урокиразвитияречи№2526. Описание на
основемузыкального
произведения
П.Чайковского
илилингвистическийана
лизхудожественного
текста
143
Переход слов
изсамостоятельныхчаст
ейречивслужебные
144145
Урокиразвитияречи№2728. Описание на
основевоображения.
Закреплениеумения
изобретатьсодержание
описания,располагать
материал иоформлять
описательныйтекст
Междометие
1
2
1
2
4
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц
иональносмысловыетипытекста:повествование,опис
ание,рассуждение.Структуратекста.
СферыречевогообщенияФункциональныеразн
овидностиязыка(разговорнаяречь,функциона
льные
стили:
научный,публицист
ический,официальноделовой;языкхудожественнойлитературы),и
хосновныеособенности.
Комплексныйанализтекста
*развитие интереса к музыкальному искусству,
а
также
воспитание нравственных
и
эстетических чувств
Переходсловизсамостоятельныхчастей
речивслужебные.Морфологическийанализ.
Практикум
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу
нкциональносмысловыетипытекста:повествование,о
писание,рассуждение.
Структура
текста.Речеведчес
кийанализ
Междометияизвукоподражательныеслова.
Исследование
146
Понятие о междометии.
Рольмеждометий в речи.
Разрядымеждометий
1
147
Знакипрепинанияпри
междометиях
1
Знакипрепинанияпримеждометиях.
Практикум
1
Применение знаний и умений по
орфографиив практике правописания.
Орфографическийанализ
148
Повторениеорфографии
149
Повторениепунктуации
Модальныеслова
Применение знаний и умений по
синтаксисув практике правописания.
Пунктуационныйанализ
2+ 9
150
Модальные
слова.Грамматические
признаки,стилистическаяф
ункция
1
151
Группымодальныхслов
1
152153
154
155156
157158
Урокиразвитияречи№2930.Систематизациязнанийот
ексте в форме
описания.Лингвокультуроло
гическийанализтекста
Урокразвитияречи№31.А
нализтекстапублицистиче
ского стиляречи
Урокиразвитияречи№3233.
Публицистическиежан
рыречи:рассказнаоснов
еуслышанного.
Заметка.Интервью
Урокиразвитияречи№3435. Тип речи
повествование.Сжатоеизло
жение
2
Овладениеразличнымивидамичтения(ознаком
ительное,изучающее,просмотровое),приемами
работысучебнойкнигойидругимиинформацио
ннымиисточниками,включаяресурсыИнтернет
а.
Модальныеслова
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц
иональносмысловыетипытекста:повествование,опис
ание,рассуждение.Структуратекста.
Лингвокультурологическийанализтекста
1
2
2
Основные жанрыпублицистического
стиляречи(выступление,статья,интервь
ю,очерк)
Публицистические жанры речи:
рассказ
наосновеуслышанного.Заметка.Интервью
.
Практикум
*умение слышать друг друга
Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу
нкциональносмысловыетипытекста:повествование.
Структура
текста.
Основныевидыинформационнойперерабо
ткитекста:сжатие(компрессия)
Урокиразвитияречи№3637. Разные типы речи
водном тексте. Отзыв о
книге.Аннотация.Рецензия
2
Повторениеизученногов57классах
8
161163
Повторениеизученного
3
164165
Контрольное
тестирование:грамматика,р
ечь
2
166
Контрольнаяработа
(административныйсрез
знаний)
159160
Основные виды
информационнойпереработки
текста: план,
конспект,аннотация.
Основныежанрынаучногостиляречи
(отзыв,рецензия)
Овладениеразличнымивидамичтения(озна
комительное,
изучаю
щее,просмотровое), приемами работы с
учебнойкнигойидругимиинформационны
миисточниками,включаяресурсыИнтернет
а.
Овладениеразличнымивидамичтения(озна
комительное,
изучаю
щее,просмотровое), приемами работы с
учебнойкнигойидругимиинформационны
миисточниками,включаяресурсыИнтернет
а.
Применениезнанийи
уменийпограмматикевпрактикеправописа
ния
Применение знаний и умений
пограмматикевпрактикеправописания
1
Оценкаисамооценказнаний
167168
Подведение итогов
года.Анализ тестовой
работы.Оценкаисамооценказ
наний
2
169170
Резервныеуроки
2
№
1
2
3
4
5
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания,
в 8 классе
Тема
Кол- Содержание
во
часо
в
Введение.
1
Фонетика. Морфемика Лексика. Морфология
Орфография. Синтаксис и пунктуация.
Повторение.
*Воспитание бережного отношения к слову
Фонетика.
1
Морфемика. Орфография.
1
Лексика.
1
Морфология. Орфография. 2
Синтаксис
1
Пунктуация
1
Контрольная работа.
1
Синтаксис.
Понятие о синтаксисе и
пунктуации.
Виды связи.
Подчинительная связь.
Сочинительная связь.
1
Словосочетание.
Виды словосочетаний.
Согласование.
Управление.
Примыкание.
1
Предложение.
Понятие о предложении.
Виды предложений по цели
высказывания.
Виды предложений по
эмоциональной окраске.
Риторический вопрос.
Интонация.
Синтаксический разбор
простого предложения.
Контрольная работа по теме
«Словосочетание.
Предложение»
PP Сжатое изложение
1
2
*Воспитание морально-нравственных качеств.
Простое предложение.
1
Двусоставные
Основные виды предложений: двусоставные и
односоставные, нераспространенные и
1
2
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды
связи между словами и предложениями
(подчинительная и сочинительная).
*Воспитание уважительного отношения к языку
(синтаксические нормы)
1
2
2
1
2
2
2
1
1
Основные виды словосочетаний: а) по
характеру связи между словами (сочинительные
и подчинительные); 6) по характеру главного
слова (глагольные, именные, наречные).
Цельные словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении.
Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске.
Оформление деловых
бумаг.
Риторические вопросы. Знаки препинания в
конце предложений. Простое предложение.
Интонирование простых предложений.
1
предложения.
Нераспространенные и
распространенные
предложения.
6
1
распространенные. Смысловой центр
предложения.
Смысловой центр
предложения.
PP Сочинение-рассуждение
по высказыванию.
1
Данное и новое.
1
«Данное» и «новое».
Порядок слов.
1
Порядок слов в предложении.
Логическое предложение.
Контрольный диктант
Главные члены.
1
1
1
Логическое ударение.
Способы выражения
подлежащего.
PP Развитие устной речи
2
Виды сказуемого.
2
Согласование сказуемого с
подлежащим.
Тире между подлежацим и
сказуемым.
PP Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
Второстепенные члены.
Определение.
Дополнение.
Виды обстоятельств.
Синтаксические функции
инфинитива
Контрольная работа на тему
«Простое предложение»
PP Монолог на
предложенную тему
1
Односоставные
предложения.
Понятие об односоставных
предложениях.
1
Определенно-личные
предложения.
1
2
2
*Воспитание гуманизма.
Главные члены предложения. Подлежащее и
способы его выражения.
*Воспитание культуры устной речи
Сказуемое и его основные виды: простое
глагольное сказуемое, составное глагольное
сказуемое, составное именное сказуемое.
Согласование сказуемого с подлежащим. Тире
между подлежащим и сказуемым.
2
2
1
3
2
3
1
1
2
*Воспитание уважительного отношения к языку
(нормы при конструировании своего
высказывания)
Второстепенные члены предложения.
Определение
(согласованные
и
несогласованные определения, приложения).
Синонимика
согласованных
и
несогласованных определений. Прямое и
косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды
обстоятельств. Обособление обстоятельств
уступки, сравнительных и деепричастных
оборотов.
Синтаксические функции инфинитива.
Однозначные
и
многозначные
члены предложения.
*Культура ведения монолога.
Односоставные предложения.
Понятие
об односоставных предложениях. Разновидности
односоставных предложений.
Определенно-личные
предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения. Роль
глагольных предложений. Безличные
7
8
Неопределенно-личные
предложения.
Обобщенно-личные
предложения.
Роль глагольных
предложений.
1
Безличные предложения.
1
Инфинитивные
предложения.
1
Назывные (номинативные)
предложения.
1
Именительный
представления
1
PP Художественное
описание состояния
природы с помощью
номинативных
предложений.
Контрольная работа на тему
«Односоставные
предложения»
Полные и неполные
предложения.
Взаимозамена полных и
неполных предложений.
1
2
Полные и неполные предложения.
Особенности строения полных и неполных
предложений. Полные и неполные двусоставные
и односоставные предложения. Стилистический
характер неполных предложений. Причины
употребления неполных предложений в речи.
Осложнённое предложение.
Предложения с
однородными членами.
Союзы при однородных
членах.
Знаки препинания.
Обобщающие слова.
Однородные и
неоднородные определения.
Контрольная работа на тему
«Однородные члены»
2
Осложненное предложение
Предложения с однородными членами. Союзы
при однородных членах. Знаки препинания.
Обобщающие слова. Однородные и
неоднородные определения. Роль однородных
членов предложения в речи.
Предложения с обособленными членами.
PP Сочинение-рецензия
2
1
1
предложения. Роль безличных предложений в
речи: выражение состояния человека, природы,
окружающей среды и т. д. Инфинитивные
предложения. Назывные (номинативные)
предложения. Именительный представления.
Знаки препинания при именительном
представления. Роль номинативных
предложений в речи: художественное описание
состояния природы, окружающей среды и др.
Стилистический характер односоставных
предложений.
*Любовь к родной природе
1
2
2
2
2
1
*Воспитание морально-нравственных качеств.
9
10
Предложения с
обособленными членами
Обособление
согласованных
определений.
Обособление
несогласованных
определений.
Обособление приложений.
3
2
2
Обособление дополнений.
Обособление одиночных
деепричастий
и
деепричастных оборотов.
1
2
Обособление
обстоятельств,
выраженных
существительными
предлогами.
Обособление уточняющих
членов предложения.
2
Стилистические
характеристики
обособленных
членов
предложения.
Синонимика обособленных
членов
предложения и
придаточных предложений.
Контрольный диктант
PP Сочинение в жанре
психологического портрета
1
Предложения с вводными и
вставными конструкциями
Значения вводных
и
вставных компонентов.
Знаки препинания.
3
Понятие об обособлении. Общие условия
обособления определений. Обособление
согласованных определений. Стилистический
характер причастных оборотов. Обособление
несогласованных определений. Обособление
приложений. Обособление дополнений.
Обособление одиночных деепричастий и
деепричастных оборотов. Обособление
обстоятельств,
выраженных
существительными
с
предлогами.
Обособление
уточняющих членов
предложения.
Стилистические характеристики обособленных
членов предложения.
Синонимика
обособленных
членов
предложения и придаточных предложений.
Обособление
уточняющих членов
предложения. Знаки препинания в предложениях
с обособленными и уточняющими членами
предложения.
2
1
1
2
3
*Эстетика портретной живописи
Предложения с вводными и вставными
словами, словосочетаниями и предложениями.
Значения вводных и вставных компонентов.
Знаки препинания.
3
11
PP Сочинение-рассуждение
на морально-этическую
тему
2
Предложения с
обращениями. Знаки
препинания.
PP Репортаж, дневниковые
записи
2
*Воспитание морально-нравственных качеств
1
Предложения
с
обращениями. Значение
обращений. Место обращений в предложении.
Знаки препинания.
*Уважительное отношение к собеседнику
12
Слова-предложения
Употребление словпредложений в устной и
письменной формах речи.
Знаки препинания.
2
13
Принципы русского
правописания
Орфограммы
в корнях,
приставках, суффиксах,
окончаниях.
Годовая контрольная работа
1
PP Тезисный план,
сравнительная
характеристика,
объяснительная записка.
2
5
1
Слова-предложения
Особенности
слов-предложений.
Употребление слов-предложений в устной и
письменной формах речи. Знаки препинания.
Принципы русского правописания. Принципы
орфографии. Принципы пунктуации. Авторские
знаки.
Орфограммы в корнях,
суффиксах, окончаниях.
приставках,
*Воспитание уважительного отношения к языку
136
Тематическое планирование уроков углублённого изучения русского языка
в 9 классе на основе содержания программы и видов деятельности учащихся, в том
числе с учётом рабочей программы воспитания
№
Тема урока
Кол.
часов
1
Введение.
Международное
значение русского
языка
1
2
Язык как
развивающееся
явление
1
Повторение изученного в 5-8
классах
Синтаксис и
пунктуация простого
3
осложнённого
предложения
Содержание. Виды деятельности
Русский язык - язык русской Русский язык национальный
язык
русского
народа,
государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения.
Русский язык- язык художественной литературы.
*Воспитание любви к русскому языку, осознания
значимости языка для жизни человека
Язык как развивающееся явление
Лексические и фразеологические новации последних
лет.
Основные лингвистические словари. Извлечение
необходимой информации из словарей.
*Воспитание любви к русскому языку, осознания
значимости языка для жизни человека.
*Воспитание культуры обращения
с научной книгой.
9
1
Применение знаний и умений по синтаксису в
практике правописания.
*Развитие УУД: аналитических навыков, воспитание
логического мышления
4
5-8
Обращение и
вводные слова
Знаки препинания в
предложениях с
обособленными
членами
9
Урок развития речи
№1. Комплексный
анализ текста
10
Знаки препинания в
предложениях с
прямой и косвенной
речью. Знаки
препинания при
цитировании
11
Урок развития речи
№2. Проверочная
работа. Углубление
знаний об эссе
12-15
Повторение
изученного.
Систематизация
знаний
16-17
Входная контрольная
административная
работа
Сложное предложение
18
19
Виды сложных
предложений.
Синонимика
сложных
предложений
Особенности
употребления в речи
сложных
предложений
Сложносочинённое
предложение
1
4
1
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции
Предложения с обособленными членами.
Развитие УУД
Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу, определенной
функциональной разновидности языка,
определенному стилю.
*Воспитание коммуникативно успешной личности
1
Применение знаний и умений по синтаксису в
практике правописания.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
коммуникативными компетенцией
1
Написание сочинений различных видов; создание текстов
разных стилей и жанров: эссе.
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенцией
4
2
Применение знаний и умений по синтаксису в
практике правописания.
*Развитие УУД: аналитических навыков, воспитание
логического мышления
Применение знаний и умений в практике
правописания.
2
1
1
10
Сложное предложение.
Основные виды сложных предложений. Их синонимика.
*Воспитание речевой культуры
Употребление синтаксических конструкций в
соответствии с нормами русского литературного
языка.
*Воспитание речевой культуры
20
21-22
23-25
26
27
28
29-30
Смысловые отношения
между простыми
предложениями,
входящими в состав
ССП. Способы их
выражения
Союзы и значения
ССП
Знаки препинания в
ССП
Систематизация
знаний о ССП.
Синтаксический
разбор
Повторение
орфографии
Повторение изученного
по теме «ССП»
Контрольный тест в
формате ГИА и его
анализ
Бессоюзное сложное
предложение
Предложения сложносочинённые.
*Воспитание речевой культуры, развитие
лингвистической компетенции
1
2
3
1
1
Предложения сложносочинённые.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
*Развитие лингвистической компетентности
Применение знаний и умений по орфографии в
практике правописания.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
орфографической грамотностью
Предложения сложносочинённые
2
Применение знаний и умений по орфографии и
синтаксису в практике правописания.
Бессоюзное сложное предложение
7
Бессоюзное сложное предложение.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
лингвистической и коммуникативной компетенциями
1
Знаки препинания в
БСП
3
35
Синтаксический
разбор БСП
1
36
Повторение
орфографии
1
32-34
Предложения сложносочинённые
1
Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
Значения БСП.
Синонимика союзных
и бессоюзных
предложений
31
Предложения сложносочинённые
Бессоюзное сложное предложение.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
пунктуационной грамотностью
Бессоюзное сложное предложение. Выполнение
синтаксического разбора предложения.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
аналитическими навыками
Применение знаний и умений по орфографии в
практике правописания.
Повторение правописания Не с разными частями
речи. Правописание НЕ-, НИ-.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
орфографической грамотностью
37
Проверочный тест по
БСП
38-39
Уроки развития речи №
3-4. Развитие понятия
о рецензии
40-45
Сложные предложения
с разными видами
связи
46
Сложные предложения
с разными видами
связи. Знаки
препинания
47
Сложные предложения
с разными видами
связи. Знаки
препинания
48
Сложные предложения
с разными видами
связи. Знаки
препинания
49
Сложные предложения
с разными видами
связи. Знаки
препинания
1
2
5
1
Написание сочинений различных видов; создание
текстов разных стилей и жанров: рецензия.
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенцией
Сложные предложения с различными видами связи.
*Воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией
Сложные предложения с различными видами связи.
*Воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией, навыками
пунктуационной грамотности
1
Сложные предложения с различными видами связи.
*Воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией, навыками
пунктуационной грамотности
1
Сложные предложения с различными видами связи.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией
1
50
Сложные предложения
с разными видами
связи. Синтаксический
разбор
51
Урок развития речи
№5. Употребление
сложных
многокомпонентных
предложений в речи.
1
52
Понятие периода.
1
Сложноподчинённое
предложение
Применение знаний и умений по синтаксису в
практике правописания
1
Сложные предложения с различными видами связи.
Выполнение морфологического разбора.
*Воспитание личности, обладающей навыками
пунктуационной грамотности
Сложные предложения с различными видами связи.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
*Воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией
Основные синтаксические нормы современного русского
литературного языка.
25
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенцией
Период
Сложноподчинённое предложение
53
54-56
Углубление знаний о
СПП. Синонимика
предложений.
Трансформы.
Предложения с чужой
речью. Цитация.
Трансформирование
предложений с прямой
речью в предложения с
косвенной речью –
СПП. Связь с уроками
литературы: обучение
конспектированию,
передачи чужой речи,
включению чужой
речи в собственный
текст различными
способами
1
Способы передачи чужой речи.
Распознавание случаев нарушения грамматических
норм русского литературного языка в заданных
предложениях и исправление этих нарушений.
* Воспитание личности, обладающей
лингвистической и коммуникативной
компетенциями.
3
57
Урок развития речи
№ 6. Углубление знаний
о научном стиле речи.
1
58-59
Урок развития речи
№ 7. Углубление знаний
об официальноделовом стиле речи.
2
60-63
Уроки развития речи
№ 8-11.
Систематизация и
обобщение изученного
о тексте. Роль
языковых единиц в
речи, в построении
текста. Углубление
знаний о компрессии
текста. Сжатое
изложение
64-66
Строение СПП.
Подчинительные
союзы и союзные слова
в СПП.
Предложения сложноподчиненные. Синонимия.
* Воспитание личности, обладающей
лингвистической и коммуникативной
компетенциями.
Сферы речевого общения. Функциональные
разновидности языка, функциональные стили:
научный стиль, основные особенности; жанры
научного стиля речи (отзыв, реферат, выступление,
доклад, статья, рецензия.
*Воспитание личности, обладающей речевой
культурой, коммуникативной компетенциями
Основные жанры официально-делового стиля речи
(расписка, доверенность, заявление, резюме).
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенцией
Изложение содержания прослушанного или
прочитанного текста (сжатое).
*Формирование УУД, воспитание коммуникативно
успешной личности
4
3
Предложения сложноподчиненные.
Повторение орфографии:
правописание Н и НН в словах разных частей речи,
обоснование условия выбора написаний.
*Формирование УУД, воспитание личности,
обладающей аналитическими навыками
Предложения сложноподчиненные
67
Союзы и союзные
слова в СПП. Роль
указательных слов в
СПП
68-71
Многочленные СПП.
Способы подчинения
4
72-75
Знаки препинания в
СПП
4
76-79
Комплексный анализ
текста.
Систематизация
знаний о тексте.
Редактирование
текста. Решение
лингвистических
задач.
4
80-81
Уроки развития речи
№ 12-13.
Композиционные
формы сочинений:
аннотация, резюме.
Расположение и
оформление материала
в убеждающем тексте
82
83-87
Урок развития речи
№14.
Совершенствование
речевых умений.
Сочинениерассуждение на основе
литературного
произведения. Доводы в
рассуждении.
Уроки развития речи
№ 15-19.
Сочинениерассуждение на
Смысловые модели
нравственноэтическую,
философскую темы
1
Предложения сложноподчиненные
Предложения сложноподчиненные.
*Формирование УУД, развитие пунктуационной
грамотности
Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу, определенной
функциональной разновидности языка,
определенному стилю.
Решение задач: распознавание подчинительных
словосочетаний, определение вида подчинительной
связи.
*Развитие УУД. Воспитание личности, обладающей
лингвистической и коммуникативной
компетенциями
Основные виды информационной переработки
текста: план, конспект, аннотация.
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенциями
2
1
5
Текст как продукт речевой деятельности.
Функционально-смысловые типы текста:
рассуждение. Структура текста.
Определение вида тропов.
* Развитие навыков работы с художественным
текстом.
Воспитание личности, способной
воспринимать и понимать художественную
литературу как искусства слова
Создание устных монологических и диалогических
высказываний на актуальные темы в соответствии с
целями и ситуацией общения.
*Воспитание коммуникативно успешной личности,
уважающей нравственные ценности
88
89
Классификация СПП.
Знакомство с двумя
типами
классификаций. Виды
придаточных
предложений
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
определительными
90
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
изъяснительными
91
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными:
придаточные образа
действия, меры и
степени
92
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными:
придаточные места и
времени
93
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными:
придаточные причины
и цели
94
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными:
придаточные
сравнительные и
условия
1
1
1
1
1
1
Предложения сложноподчиненные.
Решение задач: определение типа односоставного
предложения
Предложения сложноподчиненные.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
Решение задач: распознавание предложения с
обособленным согласованным определением,
обоснование условия обособления согласованного
определения.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
логическим мышлением
Предложения сложноподчиненные.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
Повторение орфографии:
правописание НЕ с разными частями речи,
обоснование условия выбора слитного/раздельного
написания.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
навыками орфографической и пунктуационной
грамотности
Предложения сложноподчиненные
Выполнение синтаксического разбора предложения.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
аналитическими навыками.
Предложения сложноподчиненные.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
аналитическими навыками.
Предложения сложноподчиненные.
Выполнение орфографического и морфологического
разборов.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
аналитическим мышлением
Предложения сложноподчиненные.
Соблюдение орфографических пунктуационных норм
при списывании текста.
1
95
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными:
придаточные уступки,
присоединительные
96
Сложноподчиненные
предложения с взаимно
обусловленными
частями
97-99
Уроки-практикумы.
Решение заданий в
формате ГИА по теме
«СПП». Знаки
препинания в
сложноподчинённых
предложениях.
Обобщение изученного
Предложения сложноподчиненные.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
лингвистической компетенцией
1
Предложения сложноподчиненные
1
3
Синтаксический
разбор СПП
2
102103
Урок развития речи
№15. Комплексный
анализ текста с СПП.
Углубление знаний о
типе речи
рассуждении.
Лингвистическое
сочинение
2
104
Обобщение изученного
о СПП. Синонимика
СПП и простых
предложений, членов
предложения и
придаточных.
Многозначные
придаточные
предложения.
105106
Обобщение изученного.
Синонимика простых
и сложных
предложений. Решение
лингвистических
задач: роль сложного
предложения в тексте.
100101
Предложения сложноподчиненные.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
Соблюдение орфографических пунктуационных норм
при списывании текста.
*Развитие навыков культуры речи, соблюдения
грамматических норм языка
Синтаксический разбор.
Выполнение синтаксического разбора предложения.
*Развитие УУД, воспитание личности, обладающей
аналитическим мышлением
Текст как продукт речевой деятельности.
Функционально-смысловые типы текста:
рассуждение. Структура текста.
Выполнение орфографического и морфологического
разборов.
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной компетенцией.
Предложения сложноподчиненные.
*Воспитание речевой культуры
1
2
Предложения сложноподчиненные.
Соблюдение орфографических пунктуационных норм
при списывании текста.
* Воспитание личности, обладающей навыками
культуры речи, соблюдающей грамматические
нормы языка.
Функциональные разновидности языка, функциональные
стили: язык художественной литературы, основные
особенности.
107108
Уроки развития речи №
16-17.
Лингвостилистический
анализ текста
художественного
стиля речи
2
109110
Контрольная работа
2
111
Урок-анализ
контрольной работы
Систематизация и
обобщение изученного
в 5-9 классах
112113
Систематизация
изученного по
орфографии и
фонетике. Решение
лингвистических задач
114115
Систематизация
изученного по
словообразованию.
Решение
лингвистических
задач.
116117
Систематизация
изученного по
морфемике. Решение
лингвистических задач
118119
Систематизация
изученного по
синтаксису и
пунктуации. Решение
лингвистических задач
1
10
*Развитие навыков работы с художественным
текстом.
Воспитание личности, способной
воспринимать и понимать художественную
литературу как искусства слова
Применение знаний и умений в практике
правописания.
Применение знаний и умений в практике
правописания.
*Формирование регулятивных УУД: умений
анализировать собственные ошибки. Воспитание
сознательного отношения к ошибкам
Соблюдение основных орфографических норм.
Отражение в языке культуры и истории народа.
*Воспитание личности, обладающей
культуроведческой компетенцией
Соблюдение основных орфографических норм.
*Воспитание языковой культуры
2
2
2
Основные выразительные средства словообразования
Применение знаний и умений по морфемике и
словообразованию в практике правописания.
*Воспитание языковой культуры
Основные выразительные средства морфемики и
словообразования Применение знаний и умений по
морфемике и словообразованию в практике
правописания.
*Воспитание языковой культуры
Применение знаний и умений по синтаксису и
пунктуации в практике правописания
2
120121
Систематизация
знаний о тексте.
2
Общие сведения о
языке
2
122
Роль языка в жизни
общества.
1
123
Современный русский
литературный язык,
его богатство и
стилевые
разновидности.
Лексическая и
грамматическая
синонимия как основа
стилей
1
124
Уроки развития речи
№18.Дискуссионные
рассуждения на
лингвистические темы
125
126
127128
Урок развития речи
№ 19. Углубление
знаний о тексте. План,
тезисы, конспект.
Уроки развития речи
№ 20.
Публицистический
стиль речи: жанр
статьи, очерка
Повторение
изученного: урокисеминары
1
Текст. Деление текста на смысловые части и
основные средства связи между ними.
*Воспитание коммуникативной культуры речи
Наука о русском языке и ее основные разделы.
Краткие сведения о выдающихся отечественных
лингвистах.
*Воспитание ценностного отношения к языку,
достижениям выдающихся отечественных
лингвистов.
Роль языка в жизни человека и общества.
Язык
и
культура.
Литературные
нормы.
Лингвистическое сочинение-рассуждение.
*Воспитание личности, соблюдающей культуру
речи
Выявление единиц языка с национально-культурным
компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе
и исторических текстах; объяснение их значения с
помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.). Пословицы, поговорки,
афоризмы и крылатые слова.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Воспитание понимания значимости культуры речи
для общения, изучения современного русского
литературного языка.
Основные жанры научного, публицистического стиля
речи (выступление). Русский речевой этикет.
Культура межнационального общения.
*Воспитание понимания значимости культуры речи
для общения.
1
Основные виды информационной переработки
текста: план, конспект.
*Развитие УУД, коммуникативной компетенции
1
Основные жанры публицистического стиля речи
(статья, очерк).
*Развитие УУД, коммуникативной компетенции
2
Применение знаний и умений по всем разделам
лингвистики в практике правописания.
*Развитие УУД
129131
Систематизация
знаний, обобщение
изученного в 5-9
классах. Подготовка к
ГИА.
132135
Контрольный тест в
формате ГИА
(итоговая
административная
работа).
136
Заключительный урок.
Анализ контрольного
теста
3
Овладение
различными
видами
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
просмотровое),
приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая ресурсы
Интернета.
*Воспитание личности, обладающей
коммуникативной, лингвистической,
культуроведческой компетенциями
Применение знаний и умений по всем разделам
лингвистики в практике правописания.
4
1
*Самооценка деятельности: формирование
регулятивных УУД