Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 31.08.2021 Приложение №18 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 7-9 класс (углублённый уровень) Результаты изучения программы в основной школе Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку. 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Выпускник научится: • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; • использовать знание алфавита при поиске информации; • различать значимые и незначимые единицы языка; • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; • членить слова на слоги и правильно их переносить; • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; • проводить лексический анализ слова; • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; • проводить морфологический анализ слова; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей; • находить грамматическую основу предложения; • распознавать главные и второстепенные члены предложения; • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; • использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать различные выразительные средства языка; • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. К концу 7 класса учащиеся должны у м е т ь: • аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя текстырассуждения; производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи; • соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи; использовать морфологические синонимы; • заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот; • при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи; • строить тексты с совмещением различных типов речи; использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста. К концу 8 класса учащиеся должны у м е т ь: • произносить предложения с правильной интонацией с учётом знаков препинания, находить смысловой центр предложения; • правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила; • находить грамматическую основу простого предложения; • различать основные типы сказуемого; • различать виды второстепенных членов предложения. По окончании 9 класса учащиеся должны у м е т ь: • составлять схемы сложных предложений разных типов; • различать смысловые отношения между частями сложных предложений; • правильно ставить знаки препинания; • строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных; • употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов; • соотносить члены предложения и придаточные предложения; • производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов; • различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи; • строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка; • составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию); • писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению; • писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи; • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты Содержание программы углублённого изучения русского языка 7 КЛАСС МЕСТОИМЕНИЕ Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи. Местоимения как одно из средств связи частей текста. Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительные. Местоимения-прилагательные. Местоимения-наречия. Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные. Правописание местоимений. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. ПРИЧАСТИЕ Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий. Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Словообразование деепричастий. Составление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте. ПРЕДЛОГ Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов. СОЮЗ Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (со- юз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. ЧАСТИЦА Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). МЕЖДОМЕТИЕ Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи. ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи. Жанры: интервью, деловые бумаги (памятка, заявление, расписка, доверенность), сравнительная характеристика, сложный план, цитатный план, доклад, заметка, аннотация, рецензия, юмористический рассказ 8 КЛАСС СИНТАКСИС Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Цельные словосочетания. Предложение. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространённые и распространённые. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определение (согласованные и несогласованные определения, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов. Синтаксические функции инфинитива. Однозначные и многозначные члены предложения. Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Разновидности односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Обобщённо-личные предложения. Роль глагольных предложений. Безличные предложения. Роль безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т. д. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения. Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей среды и др. Стилистический характер односоставных предложений. Полные и неполные предложения. Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Стилистический характер неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи. ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложения в речи. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. Стилистический характер причастных оборотов. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений. Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения. Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания. Предложения с обращениями. Значение обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания. СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ Особенности слов-предложений. Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания. Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки. Жанры: рецензия, портретный очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная характеристика, дневниковые записи, объяснительная записка. 9 КЛАСС Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Сложное предложение Основные виды сложных предложений. Их синонимика. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания. Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Классификация придаточных предложений. Виды придаточных предложений по В. Бабайцевой: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные (обзор). Традиционная классификация придаточных: местоименно-определительные, определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания. Синонимика союзных и бессоюзных предложений. Сложные многокомпонентные предложения. Период. Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь. Цитаты и способы цитирования. Жанры речевой деятельности (формирование коммуникативной компетенции: очерк, деловое письмо, научное сообщение, реферат, статья, выступление. № 1 Тематическое планирование курса углублённого изучения русского языка с учетом рабочей программы воспитания 7 класс КоличеТемаурока ствоч Содержа асов ние Овладение основными видами речевой Введение. Язык как средство деятельности: аудированием (слушанием), общения. Русский язык как говорением, чтением, письмом. развивающееся явление Лексические и фразеологические 1 новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. *воспитание бережного отношения к языку Основные 2 Лингвокультурологический анализ текста, слова. Понятие о концепте. 1 лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Лингвокультурологический анализ текста * выбор типа речи в соответствии с актуальными социально-культурными, нравственно-этическими, бытовыми, учебными темами в соответствии с целями и ситуацией общения. Основныеразделы лингвистики. Фонетика. Орфография 3 Звук –единица строения слова. Группы звуков. Звуки в сильной и слабой позиции 3 1 4 Позиционные чередованиягласных звуков.Принципырусской орфографии:морфологический, фонетический, традиционныенаписания 5 Виды и типы орфограмм.Алгоритм примененияорфографическ огоправила.Правописание гласных исогласных вкорне 1 1 Наукаорусскомязыкеиееосновныеразделы .Краткиесведенияовыдающихсяотечестве нных лингвистах. Выступление с сообщением о выдающемся лингвисте. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Исследование звуковых явлений. Применение знаний и умений по фонетике впрактикеправописания.Правильноепроиз ношениесловиинтонированиепредложени й.Оценкасобственнойичужойречисточкиз ренияорфоэпическихиинтонационныхнор м. Основныеорфоэпическиенормырусскогол итературного языка. Основныевыразите льныесредства фонетики. Развитиеуменийинавыковпримененияорф ографическогоправила Соблюдение Морфология.Орфография 6 7-8 9 Правописание окончанийглаголов,сущест вительных Морфология. Части речи.Систематизация знаний оместоимении. Рольместоименийвречи Морфология.Правописаниеместо имений. 11 1 основных орфографическихнорм.Раз витиеосознанногоиспользования орфографическихнорм. Системачастейречиврусскомязыке.Приме нение знаний и умений по морфологиивпрактикеправописания 2 Основныеморфологическиенормырусско голитературного языка. Применение знаний иумений по морфологии в практикеправописания 1 Основные выразительные средстваморфологии.Применениезнанийи уменийпоморфологиивпрактикеправописа ния. Морфологическийанализ 1011 Морфология.Наречие 2 12 Морфология.Числительное 1 1314 Синтаксис,пунктуация. 2 1516 Контрольныйдиктантпо повторениюизученногов56классахи егоанализ (административныйсрез знаний).Анализработы 2 Морфемика.Словообразование. Орфография 21(17+4) 17 18 Развитиеиуглублениеп онятияоморфеме. Производные инепроизводные слова. Словообразовательная пара.Словообразовательное значение 1 Основные выразительные средстваморфологии.Применениезнанийи уменийпоморфологиивпрактикеправописа ния. Морфологическийанализ. Основные выразительные средстваморфологии.Применениезнанийи уменийпоморфологиивпрактикеправописа ния. Морфологическийанализ Основные выразительные средствасинтаксиса.Прим енениезнанийиуменийпо синтаксису в практике правописания.Синтаксичес кийипунктуационныйанализ Применениезнанийиумений поорфографии исинтаксисувпрактикеправописания Морфема – минимальная значимая единицаязыка. Виды морфем: корень, приставка,суффикс. Чередование звуков в морфемах.Основаслова. 1 Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. Исследованиеязыковыхявлений 19 Членимостьслов.Нулевыеа ффиксы. Понятие ословообразовательномква драте. Словообразовательныйтип 20-21 Способы образования слов. Словообразовательнаяцепо чка. Аффиксы и частиречи. Морфемы-омонимы 22 Продуктивные инепродуктивные приставки исуффиксы 1 23 Проверочныйдиктант 1 1 2 Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. Исследованиеязыковыхявлений Основные способы образования слов. Основные выразительные средстваморфемикиисловообразо вания. Исследованиеязыковыхявлений Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. Исследованиеязыковыхявлений Применение знаний и умений по морфемикеи словообразованию в практикеправописания 24 Словообразовательноегнездо 1 25 Урок развития речи №1.Систематизация иуглублениезнанийоречи 1 26 Урок развития речи № 2.Речь и общение. Ситуацияобщения. Цели в общении.Содержание и форма речи,речевая ситуация. Анализречевойситуации 27 Словообразование синхронноеи историческое. Понятие овнутреннейформеслова 28 Исторические изменения всловообразовательнойструкт урепроизводногослова.Явлени еопрощения. Этимологическийанализ 29 Словообразование иправописание.Правописани еаффиксов 1 1 Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. Исследованиеязыковыхявлений Речьиречевоеобщение.Речьустнаяи письменная, диалогическая имонологическая. Ситуацииречевогообщения.Риторическийа нализ. Речьиречевоеобщение.Речьустнаяи письменная, диалогическая имонологическая. Ситуацииречевогообщения.Риторическийа нализ. *формирование правильного поведения ребенка в общении с другими людьми Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. Исследованиеязыковыхявлений Основныевыразительныесредс тваморфемикиисловообразован ия. 1 Исследованиеязыковыхявлений 1 30 Правописаниесложныхслов 1 31 Правописание аффиксов.Систематизаци я знаний оправописаниинаречий. Способыобразованиянаречий 1 Применение знаний и умений по морфемикеи словообразованию в практикеправописания Применение знаний и умений по морфемике исловообразованиювпрактикеправописани я Применение знаний и умений по морфемикеи словообразованию в практикеправописания Морфемныйисловообразовательныйразбор 32 Морфемный исловообразовательныйразбо р 33 Урок-семинар. Обобщениеизученного 1 1 Создание устных монологических идиалогических высказываний налингвистическиетемы *правила речевого поведения при диалоге 34-35 36-37 Контрольнаяработапотеме «Словообразование»иеёа нализ Урокразвитияречи№34.Характеристикалитерат урногогероя. Сравнительная характеристика Морфология 38 39 Основные понятияморфологии:граммат ическоезначениеграмматичес кая форма. Парадигма как системаформслова Комплексное и раздельноевыражениеграм матическихзначений аффиксамирусскогоязыка 40 Деление слов награмматическиеклассы.Част иречи как грамматическиеклассы 41 Уроки развития речи № 56.Типречи описание. Описание общего видаместности Причастие 42 43-44 Понятие о причастии. Разрядыпричастий. Спорные вопросыопричастиисредилинг вистов Признакиприлагательногои глагола упричастия 2 2 Применение знаний и умений по морфемикеи словообразованию в практикеправописания Сравнение двух литературных героев, выделение общих и различных черт. Описание литературного героя. *Созданиеустныхмонологическихидиалог ических высказываний на актуальныесоциально-культурные, нравстве нноэтические,бытовые,учебныетемывсоответ ствиисцелямииситуациейобщения. *уважительное отношение к людям 5 (3+2) 1 1 1 2 Система частей речи в русском языке.Самостоятельные части речи, ихграмматическоезначение,морфологич ескиепризнаки,синтаксическая роль. Практикум. Самостоятельные части речи, ихграмматическоезначение,морфологич ескиепризнаки,синтаксическая роль. Практикум.Исследование Основныеморфологическиенормырусско голитературногоязыка. Практикум.Исследование Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу нкциональносмысловыетипытекста:повествование,о писание,рассуждение.Структуратекста описания. *формирование положительного отношения к родному городу 33(29+4) 1 2 Самостоятельные части речи, ихграмматическоезначение,морфологич ескиепризнаки,синтаксическая роль. Морфологическийанализ Признакиприлагательногоиглаголау причастия.Морфологическийанализ 45 Изменение причастия породам,числамипадежа м 46 Понятие о причастномобороте 47-49 Знакипрепинанияприп ричастномобороте 1 1 Изменениепричастияпородам,числам ипадежам.Морфологическийанализ Причастныйоборот. Исследование Причастныйоборот. 3 Исследование Тексткак продуктречевой деятельности. 50 51-53 54-56 Урок развития речи № 7.Текст. Углубление знаний отексте.Признакитекста. Компрессия текста. Сжатоеизложение Неспричастиями Образование и правописаниедействительны хи страдательных причастийнастоящеговре мени 57 Образованиеиправописаниед ействительных причастийпрошедшеговреме ни 58-59 Образованиеиправописаниес традательных причастийпрошедшеговреме ни. Правописаниегласныхперед ни нн 60 Правописание причастий.Систематизация изученного.Тестирование 1 3 Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания 3 Образованиеиправописание действительныхистрадательныхпричаст ийнастоящеговремени. Исследование 1 Образованиеиправописание действительныхпричастийпрошедш еговремени. Исследование 2 Образованиеиправописаниестрадательны хпричастийпрошедшеговремени. Правописаниегласныхпереднинн. Практикум Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания. 1 Практикум 61 62 Урок развития речи № 8.Тематическое единствотекста.Связност ьтекста.Актуальное членениепредложений. Приёминверсии Краткиепричастия 63-64 Правописание н и нн впричастиях 65-66 Переход причастий вприлагательные и другиечастиречи Тексткакпродуктречевойдеятельности. Текст.Делениетекстанасмысловыечастии основныесредствасвязимеждуними 1 1 2 2 Применение знаний и умений по морфологиивпрактикеправописания Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания Переходпричастийвприлагательные идругиечасти речи Исследование. Причастие. Практикум.Систематизация 67-70 Урокиобобщенияизученного потеме«Причастие» 4 Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания 71-72 73 74 Контрольная работа и еёанализ Урок развития речи № 9.Основная мысль текста.Авторство иадресностьтекста.Авторс каяпозиция Урокразвитияречи№10.У глублениезнанийостилях речи. Художественныйстильречи Деепричастие 2 1 1 20(15+5) Текст как продукт речевой деятельности.Анализ текста с точки зрения его темы,основноймысли,структуры,принадл ежностикфункциональносмысловомутипу, определеннойфункциональной разновидностиязыка,определенномустилю. * Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение. Функциональные стили. Художественныйстильречи. Стилистическийанализтекста 75 Понятиеодеепричастии 1 Деепричастие. Исследование 76 Признаки глагола и наречия удеепричастия 1 Признакиглаголаинаречия удеепричастия. Практикум 77 78 79-80 Деепричастныйоборот Урок развития речи № 11.Углубление знаний о стиляхречи. Научный стиль речи.Доклад.Сложный план. Цитатныйплан Урокиразвитияречи№1213. Углубление знаний отипах речи. Типы речирассуждениеиубежде ние.Сочинениерассуждение 1 1 2 Деепричастный оборот.Практикум Сферы речевого общения.Функциональныеразновидности языка .Функциональные стили:научный,основные особенности. Стилистическийанализ Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц иональносмысловыетипытекста:повествование,опис ание,рассуждение.Структуратекста. Рассуждения. Речеведческийанализ Деепричастие. Исследование.Практикум 81-82 83 84 85-88 89-90 Образованиедеепричастий Правописаниедеепричастий Употребление деепричастий вречи Повторение, систематизацияизученного о деепричастии.Урокипрактикумы, семинары,зачёты.Тестировани е Проверочнаяработапо морфологии 2 1 1 4 Применение знаний и уменийпо орфографиииморфологиивпрактикеправо писания Основные выразительные средстваморфологии. Морфологический анализПрактикум Применениезнанийиуменийвпрактик еправописания.Морфологический иорфографическийанализ. Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания 2 91-92 Повторение орфографии ипунктуации 93-94 Урокразвития речи№1415.Типречиописание. Описаниедействийчеловека 2 2 Применение знаний и уменийпо орфографиииморфологиивпрактикеправо писания Текст как продукт речевой деятельности.Функциональносмысловые типы текста.Описание.Структуратекста. Речеведческийанализ * совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог Словакатегориисостояния 6 (2+4) Словакатегориисостояния 95 96 Понятие о словах категориисостояния Слова категории состояния.Рольвречи 1 1 97-98 Урокразвития речи№1617.Типречиописание. Описаниевнешности 2 99100 Урокразвития речи№1819. Описание состояниячеловека 2 Основные выразительные средстваморфологии.Морфологиче скийанализ.Практикум. Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц иональносмысловыетипытекста:повествование,опис ание,рассуждение.Структуратекста описания. Комплексныйанализтекста Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц иональносмысловыетипытекста:повествование,опис ание,рассуждение.Структуратекста описания. Комплексныйанализтекста *формирование толерантного отношения друг к другу Служебныечастиречи 101 Общее понятие о служебныхчастяхречи Предлог 1 Служебныечастиречи. Исследование Служебныечастиречи 11(9+2) Предлог Исследование.Практикум 102 Понятиеопредлоге 1 Предлог. Исследование 103 Классификацияпредлогов 104107 Производные предлоги.Правописание предлогов.Нормыупотреб ления 1 4 ПредлогУпотреблениеформсловразличны хчастей речи в соответствии с нормамисовременного русского литературного языкаПрактикум Предлог.Морфологическийанализ. 108 Повторениепотеме «Предлог».Проверочныйтест 1 109 Контрольныйдиктантиегоа нализ 2 110111 Урокразвития речи№2021. Углубление знаний остилях речи. Официально-деловой стиль речи:памятка,заявление, Союз 2 11(10+1) Практикум Основные жанрыофициально-делового стиляречи (расписка, доверенность, заявление,резюме). Практикум Служебныечастиречи. Союз 112 Понятиеосоюзе 113114 Разряды союзов.Сочинительны есоюзы 2 115 Подчинительныесоюзы 1 116118 119 1 Союз.П рактику м. Морфологическийанализ Союз.Практикум.Мор фологическийанализ Союз.Практикум Правописаниесоюзов Повторениеорфографии 120 Повторениепунктуации 121 Обобщениепотеме«Союз».П роверочный диктант илитестирование 3 1 Применение знаний и умений по орфографиив практике правописания. Орфографическийанализ 1 Применениезнанийиуменийпопунктуации в практике правописания. Пунктуационныйанализ 1 Применение знаний и умений в практикеправописания 122 Урок развития речи № 22.Морфологические средствасвязипредложений ичастейвтексте. Подробное изложение Частица 123 Понятиеочастице 124 Классификациячастиц 125 Значениячастиц.Рольчастицв тексте.Урок-практикум 126127 ПравописаниечастицНЕиН И 128129 Правописание НЕ ссуществительными,прилага тельными,глаголами 130 Правописание НЕ сместоимениями 131132 133 134135 Правописание НЕ с краткимии полными причастиями,прилагательны ми, перешедшими из причастий, атакжесословами состояния Повторениепотеме «Частица».Тестирование Проверочная тестовая работапоморфологиииеёанал из 1 20(16+4) Анализ текста с точки зрения его темы,основной мысли, структуры, принадлежностикфункциональносмысловомутипу, определеннойфункциональной разновидности языка, определенному стилю.Деление текста на смысловые части иосновныесредствасвязимеждуними Служебныечастиречи 1 Частица. Исследование 1 Частица. Практикум Частица.Основныевыразительныесредст 1 ваморфологии. Практикум 2 Частица. Применение знаний и умений поморфологии и орфографиив практикеправописания 2 1 Частица.Применение знаний и умений поморфологиивпрактикеправописания Частица. Применение знаний и умений поморфологиивпрактикеправописани я Частица.Применение знаний и умений поморфологиивпрактикеправописания. Орфографическийанализ 2 1 Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания. Морфологическийанализ Применениезнанийиуменийпоморфологи ивпрактикеправописания 2 136137 138 139 Уроки развития речи № 2324. Описание состоянияприроды в художественномстилеречи Повторениеорфографии Повторениепунктуации 2 Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функ циональносмысловыетипытекста:повествование,опи сание,рассуждение.Структуратекста.Функ циональныестили:язык художественной литературы *Воспитание у детей чувства прекрасного 1 Применение знаний и умений по морфологии впрактикеправописания. Орфографическийанализ 1 Применение знаний и умений по морфологиивпрактикеправописания. Пунктуационныйанализ Применениезнанийиуменийпоморфологи иисинтаксисувпрактикеправописания 140 Контрольныйдиктант 141142 Урокиразвитияречи№2526. Описание на основемузыкального произведения П.Чайковского илилингвистическийана лизхудожественного текста 143 Переход слов изсамостоятельныхчаст ейречивслужебные 144145 Урокиразвитияречи№2728. Описание на основевоображения. Закреплениеумения изобретатьсодержание описания,располагать материал иоформлять описательныйтекст Междометие 1 2 1 2 4 Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц иональносмысловыетипытекста:повествование,опис ание,рассуждение.Структуратекста. СферыречевогообщенияФункциональныеразн овидностиязыка(разговорнаяречь,функциона льные стили: научный,публицист ический,официальноделовой;языкхудожественнойлитературы),и хосновныеособенности. Комплексныйанализтекста *развитие интереса к музыкальному искусству, а также воспитание нравственных и эстетических чувств Переходсловизсамостоятельныхчастей речивслужебные.Морфологическийанализ. Практикум Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу нкциональносмысловыетипытекста:повествование,о писание,рассуждение. Структура текста.Речеведчес кийанализ Междометияизвукоподражательныеслова. Исследование 146 Понятие о междометии. Рольмеждометий в речи. Разрядымеждометий 1 147 Знакипрепинанияпри междометиях 1 Знакипрепинанияпримеждометиях. Практикум 1 Применение знаний и умений по орфографиив практике правописания. Орфографическийанализ 148 Повторениеорфографии 149 Повторениепунктуации Модальныеслова Применение знаний и умений по синтаксисув практике правописания. Пунктуационныйанализ 2+ 9 150 Модальные слова.Грамматические признаки,стилистическаяф ункция 1 151 Группымодальныхслов 1 152153 154 155156 157158 Урокиразвитияречи№2930.Систематизациязнанийот ексте в форме описания.Лингвокультуроло гическийанализтекста Урокразвитияречи№31.А нализтекстапублицистиче ского стиляречи Урокиразвитияречи№3233. Публицистическиежан рыречи:рассказнаоснов еуслышанного. Заметка.Интервью Урокиразвитияречи№3435. Тип речи повествование.Сжатоеизло жение 2 Овладениеразличнымивидамичтения(ознаком ительное,изучающее,просмотровое),приемами работысучебнойкнигойидругимиинформацио ннымиисточниками,включаяресурсыИнтернет а. Модальныеслова Тексткакпродуктречевойдеятельности.Функц иональносмысловыетипытекста:повествование,опис ание,рассуждение.Структуратекста. Лингвокультурологическийанализтекста 1 2 2 Основные жанрыпублицистического стиляречи(выступление,статья,интервь ю,очерк) Публицистические жанры речи: рассказ наосновеуслышанного.Заметка.Интервью . Практикум *умение слышать друг друга Тексткакпродуктречевойдеятельности.Фу нкциональносмысловыетипытекста:повествование. Структура текста. Основныевидыинформационнойперерабо ткитекста:сжатие(компрессия) Урокиразвитияречи№3637. Разные типы речи водном тексте. Отзыв о книге.Аннотация.Рецензия 2 Повторениеизученногов57классах 8 161163 Повторениеизученного 3 164165 Контрольное тестирование:грамматика,р ечь 2 166 Контрольнаяработа (административныйсрез знаний) 159160 Основные виды информационнойпереработки текста: план, конспект,аннотация. Основныежанрынаучногостиляречи (отзыв,рецензия) Овладениеразличнымивидамичтения(озна комительное, изучаю щее,просмотровое), приемами работы с учебнойкнигойидругимиинформационны миисточниками,включаяресурсыИнтернет а. Овладениеразличнымивидамичтения(озна комительное, изучаю щее,просмотровое), приемами работы с учебнойкнигойидругимиинформационны миисточниками,включаяресурсыИнтернет а. Применениезнанийи уменийпограмматикевпрактикеправописа ния Применение знаний и умений пограмматикевпрактикеправописания 1 Оценкаисамооценказнаний 167168 Подведение итогов года.Анализ тестовой работы.Оценкаисамооценказ наний 2 169170 Резервныеуроки 2 № 1 2 3 4 5 Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, в 8 классе Тема Кол- Содержание во часо в Введение. 1 Фонетика. Морфемика Лексика. Морфология Орфография. Синтаксис и пунктуация. Повторение. *Воспитание бережного отношения к слову Фонетика. 1 Морфемика. Орфография. 1 Лексика. 1 Морфология. Орфография. 2 Синтаксис 1 Пунктуация 1 Контрольная работа. 1 Синтаксис. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Подчинительная связь. Сочинительная связь. 1 Словосочетание. Виды словосочетаний. Согласование. Управление. Примыкание. 1 Предложение. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Риторический вопрос. Интонация. Синтаксический разбор простого предложения. Контрольная работа по теме «Словосочетание. Предложение» PP Сжатое изложение 1 2 *Воспитание морально-нравственных качеств. Простое предложение. 1 Двусоставные Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и 1 2 Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная). *Воспитание уважительного отношения к языку (синтаксические нормы) 1 2 2 1 2 2 2 1 1 Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); 6) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Цельные словосочетания. Предложение. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений. Простое предложение. Интонирование простых предложений. 1 предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. 6 1 распространенные. Смысловой центр предложения. Смысловой центр предложения. PP Сочинение-рассуждение по высказыванию. 1 Данное и новое. 1 «Данное» и «новое». Порядок слов. 1 Порядок слов в предложении. Логическое предложение. Контрольный диктант Главные члены. 1 1 1 Логическое ударение. Способы выражения подлежащего. PP Развитие устной речи 2 Виды сказуемого. 2 Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежацим и сказуемым. PP Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Второстепенные члены. Определение. Дополнение. Виды обстоятельств. Синтаксические функции инфинитива Контрольная работа на тему «Простое предложение» PP Монолог на предложенную тему 1 Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. 1 Определенно-личные предложения. 1 2 2 *Воспитание гуманизма. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. *Воспитание культуры устной речи Сказуемое и его основные виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. 2 2 1 3 2 3 1 1 2 *Воспитание уважительного отношения к языку (нормы при конструировании своего высказывания) Второстепенные члены предложения. Определение (согласованные и несогласованные определения, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов. Синтаксические функции инфинитива. Однозначные и многозначные члены предложения. *Культура ведения монолога. Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Разновидности односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений. Безличные 7 8 Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений. 1 Безличные предложения. 1 Инфинитивные предложения. 1 Назывные (номинативные) предложения. 1 Именительный представления 1 PP Художественное описание состояния природы с помощью номинативных предложений. Контрольная работа на тему «Односоставные предложения» Полные и неполные предложения. Взаимозамена полных и неполных предложений. 1 2 Полные и неполные предложения. Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Стилистический характер неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи. Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Контрольная работа на тему «Однородные члены» 2 Осложненное предложение Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложения в речи. Предложения с обособленными членами. PP Сочинение-рецензия 2 1 1 предложения. Роль безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т. д. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения. Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей среды и др. Стилистический характер односоставных предложений. *Любовь к родной природе 1 2 2 2 2 1 *Воспитание морально-нравственных качеств. 9 10 Предложения с обособленными членами Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. 3 2 2 Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. 1 2 Обособление обстоятельств, выраженных существительными предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. 2 Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений. Контрольный диктант PP Сочинение в жанре психологического портрета 1 Предложения с вводными и вставными конструкциями Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания. 3 Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. Стилистический характер причастных оборотов. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений. Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения. 2 1 1 2 3 *Эстетика портретной живописи Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания. 3 11 PP Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему 2 Предложения с обращениями. Знаки препинания. PP Репортаж, дневниковые записи 2 *Воспитание морально-нравственных качеств 1 Предложения с обращениями. Значение обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания. *Уважительное отношение к собеседнику 12 Слова-предложения Употребление словпредложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания. 2 13 Принципы русского правописания Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях. Годовая контрольная работа 1 PP Тезисный план, сравнительная характеристика, объяснительная записка. 2 5 1 Слова-предложения Особенности слов-предложений. Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания. Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки. Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. приставках, *Воспитание уважительного отношения к языку 136 Тематическое планирование уроков углублённого изучения русского языка в 9 классе на основе содержания программы и видов деятельности учащихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания № Тема урока Кол. часов 1 Введение. Международное значение русского языка 1 2 Язык как развивающееся явление 1 Повторение изученного в 5-8 классах Синтаксис и пунктуация простого 3 осложнённого предложения Содержание. Виды деятельности Русский язык - язык русской Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык- язык художественной литературы. *Воспитание любви к русскому языку, осознания значимости языка для жизни человека Язык как развивающееся явление Лексические и фразеологические новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. *Воспитание любви к русскому языку, осознания значимости языка для жизни человека. *Воспитание культуры обращения с научной книгой. 9 1 Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. *Развитие УУД: аналитических навыков, воспитание логического мышления 4 5-8 Обращение и вводные слова Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 9 Урок развития речи №1. Комплексный анализ текста 10 Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании 11 Урок развития речи №2. Проверочная работа. Углубление знаний об эссе 12-15 Повторение изученного. Систематизация знаний 16-17 Входная контрольная административная работа Сложное предложение 18 19 Виды сложных предложений. Синонимика сложных предложений Особенности употребления в речи сложных предложений Сложносочинённое предложение 1 4 1 Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции Предложения с обособленными членами. Развитие УУД Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. *Воспитание коммуникативно успешной личности 1 Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей коммуникативными компетенцией 1 Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: эссе. *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенцией 4 2 Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. *Развитие УУД: аналитических навыков, воспитание логического мышления Применение знаний и умений в практике правописания. 2 1 1 10 Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Их синонимика. *Воспитание речевой культуры Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. *Воспитание речевой культуры 20 21-22 23-25 26 27 28 29-30 Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП. Способы их выражения Союзы и значения ССП Знаки препинания в ССП Систематизация знаний о ССП. Синтаксический разбор Повторение орфографии Повторение изученного по теме «ССП» Контрольный тест в формате ГИА и его анализ Бессоюзное сложное предложение Предложения сложносочинённые. *Воспитание речевой культуры, развитие лингвистической компетенции 1 2 3 1 1 Предложения сложносочинённые. Выполнение синтаксического разбора предложения. *Развитие лингвистической компетентности Применение знаний и умений по орфографии в практике правописания. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей орфографической грамотностью Предложения сложносочинённые 2 Применение знаний и умений по орфографии и синтаксису в практике правописания. Бессоюзное сложное предложение 7 Бессоюзное сложное предложение. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей лингвистической и коммуникативной компетенциями 1 Знаки препинания в БСП 3 35 Синтаксический разбор БСП 1 36 Повторение орфографии 1 32-34 Предложения сложносочинённые 1 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Значения БСП. Синонимика союзных и бессоюзных предложений 31 Предложения сложносочинённые Бессоюзное сложное предложение. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей пунктуационной грамотностью Бессоюзное сложное предложение. Выполнение синтаксического разбора предложения. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей аналитическими навыками Применение знаний и умений по орфографии в практике правописания. Повторение правописания Не с разными частями речи. Правописание НЕ-, НИ-. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей орфографической грамотностью 37 Проверочный тест по БСП 38-39 Уроки развития речи № 3-4. Развитие понятия о рецензии 40-45 Сложные предложения с разными видами связи 46 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания 47 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания 48 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания 49 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания 1 2 5 1 Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: рецензия. *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенцией Сложные предложения с различными видами связи. *Воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией Сложные предложения с различными видами связи. *Воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией, навыками пунктуационной грамотности 1 Сложные предложения с различными видами связи. *Воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией, навыками пунктуационной грамотности 1 Сложные предложения с различными видами связи. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией 1 50 Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксический разбор 51 Урок развития речи №5. Употребление сложных многокомпонентных предложений в речи. 1 52 Понятие периода. 1 Сложноподчинённое предложение Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания 1 Сложные предложения с различными видами связи. Выполнение морфологического разбора. *Воспитание личности, обладающей навыками пунктуационной грамотности Сложные предложения с различными видами связи. Выполнение синтаксического разбора предложения. *Воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. 25 *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенцией Период Сложноподчинённое предложение 53 54-56 Углубление знаний о СПП. Синонимика предложений. Трансформы. Предложения с чужой речью. Цитация. Трансформирование предложений с прямой речью в предложения с косвенной речью – СПП. Связь с уроками литературы: обучение конспектированию, передачи чужой речи, включению чужой речи в собственный текст различными способами 1 Способы передачи чужой речи. Распознавание случаев нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправление этих нарушений. * Воспитание личности, обладающей лингвистической и коммуникативной компетенциями. 3 57 Урок развития речи № 6. Углубление знаний о научном стиле речи. 1 58-59 Урок развития речи № 7. Углубление знаний об официальноделовом стиле речи. 2 60-63 Уроки развития речи № 8-11. Систематизация и обобщение изученного о тексте. Роль языковых единиц в речи, в построении текста. Углубление знаний о компрессии текста. Сжатое изложение 64-66 Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Предложения сложноподчиненные. Синонимия. * Воспитание личности, обладающей лингвистической и коммуникативной компетенциями. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка, функциональные стили: научный стиль, основные особенности; жанры научного стиля речи (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия. *Воспитание личности, обладающей речевой культурой, коммуникативной компетенциями Основные жанры официально-делового стиля речи (расписка, доверенность, заявление, резюме). *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенцией Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (сжатое). *Формирование УУД, воспитание коммуникативно успешной личности 4 3 Предложения сложноподчиненные. Повторение орфографии: правописание Н и НН в словах разных частей речи, обоснование условия выбора написаний. *Формирование УУД, воспитание личности, обладающей аналитическими навыками Предложения сложноподчиненные 67 Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП 68-71 Многочленные СПП. Способы подчинения 4 72-75 Знаки препинания в СПП 4 76-79 Комплексный анализ текста. Систематизация знаний о тексте. Редактирование текста. Решение лингвистических задач. 4 80-81 Уроки развития речи № 12-13. Композиционные формы сочинений: аннотация, резюме. Расположение и оформление материала в убеждающем тексте 82 83-87 Урок развития речи №14. Совершенствование речевых умений. Сочинениерассуждение на основе литературного произведения. Доводы в рассуждении. Уроки развития речи № 15-19. Сочинениерассуждение на Смысловые модели нравственноэтическую, философскую темы 1 Предложения сложноподчиненные Предложения сложноподчиненные. *Формирование УУД, развитие пунктуационной грамотности Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Решение задач: распознавание подчинительных словосочетаний, определение вида подчинительной связи. *Развитие УУД. Воспитание личности, обладающей лингвистической и коммуникативной компетенциями Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенциями 2 1 5 Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: рассуждение. Структура текста. Определение вида тропов. * Развитие навыков работы с художественным текстом. Воспитание личности, способной воспринимать и понимать художественную литературу как искусства слова Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. *Воспитание коммуникативно успешной личности, уважающей нравственные ценности 88 89 Классификация СПП. Знакомство с двумя типами классификаций. Виды придаточных предложений Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 90 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 91 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: придаточные образа действия, меры и степени 92 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: придаточные места и времени 93 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: придаточные причины и цели 94 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: придаточные сравнительные и условия 1 1 1 1 1 1 Предложения сложноподчиненные. Решение задач: определение типа односоставного предложения Предложения сложноподчиненные. Выполнение синтаксического разбора предложения. Решение задач: распознавание предложения с обособленным согласованным определением, обоснование условия обособления согласованного определения. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей логическим мышлением Предложения сложноподчиненные. Выполнение синтаксического разбора предложения. Повторение орфографии: правописание НЕ с разными частями речи, обоснование условия выбора слитного/раздельного написания. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей навыками орфографической и пунктуационной грамотности Предложения сложноподчиненные Выполнение синтаксического разбора предложения. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей аналитическими навыками. Предложения сложноподчиненные. Выполнение синтаксического разбора предложения. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей аналитическими навыками. Предложения сложноподчиненные. Выполнение орфографического и морфологического разборов. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей аналитическим мышлением Предложения сложноподчиненные. Соблюдение орфографических пунктуационных норм при списывании текста. 1 95 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: придаточные уступки, присоединительные 96 Сложноподчиненные предложения с взаимно обусловленными частями 97-99 Уроки-практикумы. Решение заданий в формате ГИА по теме «СПП». Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Обобщение изученного Предложения сложноподчиненные. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей лингвистической компетенцией 1 Предложения сложноподчиненные 1 3 Синтаксический разбор СПП 2 102103 Урок развития речи №15. Комплексный анализ текста с СПП. Углубление знаний о типе речи рассуждении. Лингвистическое сочинение 2 104 Обобщение изученного о СПП. Синонимика СПП и простых предложений, членов предложения и придаточных. Многозначные придаточные предложения. 105106 Обобщение изученного. Синонимика простых и сложных предложений. Решение лингвистических задач: роль сложного предложения в тексте. 100101 Предложения сложноподчиненные. Выполнение синтаксического разбора предложения. Соблюдение орфографических пунктуационных норм при списывании текста. *Развитие навыков культуры речи, соблюдения грамматических норм языка Синтаксический разбор. Выполнение синтаксического разбора предложения. *Развитие УУД, воспитание личности, обладающей аналитическим мышлением Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: рассуждение. Структура текста. Выполнение орфографического и морфологического разборов. *Воспитание личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Предложения сложноподчиненные. *Воспитание речевой культуры 1 2 Предложения сложноподчиненные. Соблюдение орфографических пунктуационных норм при списывании текста. * Воспитание личности, обладающей навыками культуры речи, соблюдающей грамматические нормы языка. Функциональные разновидности языка, функциональные стили: язык художественной литературы, основные особенности. 107108 Уроки развития речи № 16-17. Лингвостилистический анализ текста художественного стиля речи 2 109110 Контрольная работа 2 111 Урок-анализ контрольной работы Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах 112113 Систематизация изученного по орфографии и фонетике. Решение лингвистических задач 114115 Систематизация изученного по словообразованию. Решение лингвистических задач. 116117 Систематизация изученного по морфемике. Решение лингвистических задач 118119 Систематизация изученного по синтаксису и пунктуации. Решение лингвистических задач 1 10 *Развитие навыков работы с художественным текстом. Воспитание личности, способной воспринимать и понимать художественную литературу как искусства слова Применение знаний и умений в практике правописания. Применение знаний и умений в практике правописания. *Формирование регулятивных УУД: умений анализировать собственные ошибки. Воспитание сознательного отношения к ошибкам Соблюдение основных орфографических норм. Отражение в языке культуры и истории народа. *Воспитание личности, обладающей культуроведческой компетенцией Соблюдение основных орфографических норм. *Воспитание языковой культуры 2 2 2 Основные выразительные средства словообразования Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. *Воспитание языковой культуры Основные выразительные средства морфемики и словообразования Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. *Воспитание языковой культуры Применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в практике правописания 2 120121 Систематизация знаний о тексте. 2 Общие сведения о языке 2 122 Роль языка в жизни общества. 1 123 Современный русский литературный язык, его богатство и стилевые разновидности. Лексическая и грамматическая синонимия как основа стилей 1 124 Уроки развития речи №18.Дискуссионные рассуждения на лингвистические темы 125 126 127128 Урок развития речи № 19. Углубление знаний о тексте. План, тезисы, конспект. Уроки развития речи № 20. Публицистический стиль речи: жанр статьи, очерка Повторение изученного: урокисеминары 1 Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними. *Воспитание коммуникативной культуры речи Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. *Воспитание ценностного отношения к языку, достижениям выдающихся отечественных лингвистов. Роль языка в жизни человека и общества. Язык и культура. Литературные нормы. Лингвистическое сочинение-рассуждение. *Воспитание личности, соблюдающей культуру речи Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Отражение в языке культуры и истории народа. Воспитание понимания значимости культуры речи для общения, изучения современного русского литературного языка. Основные жанры научного, публицистического стиля речи (выступление). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения. *Воспитание понимания значимости культуры речи для общения. 1 Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. *Развитие УУД, коммуникативной компетенции 1 Основные жанры публицистического стиля речи (статья, очерк). *Развитие УУД, коммуникативной компетенции 2 Применение знаний и умений по всем разделам лингвистики в практике правописания. *Развитие УУД 129131 Систематизация знаний, обобщение изученного в 5-9 классах. Подготовка к ГИА. 132135 Контрольный тест в формате ГИА (итоговая административная работа). 136 Заключительный урок. Анализ контрольного теста 3 Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. *Воспитание личности, обладающей коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенциями Применение знаний и умений по всем разделам лингвистики в практике правописания. 4 1 *Самооценка деятельности: формирование регулятивных УУД