Рабочая программа Химия 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №27

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХИМИЯ
8-9 класс

Планируемые предметные результаты
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Обучающийся научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека)
простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества
Выпускник научится:
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным
слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и
кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную
и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в
периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и
периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность
учёного;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Обучающийся научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
(реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты
(реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических
элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции
обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных
реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных катионов и анионов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
Многообразие веществ

Обучающийся научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ
(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего
периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных,
амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять
вещество-окислитель
и
вещество-восстановитель
в
окислительновосстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода,
кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Обучающийся получит возможность научиться:
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов
получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в
природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
Содержание
8 класс
Начальные понятия и законы химии
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и
материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии:
хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные
и знаковые, или символьные.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями
вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и
плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси
газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция,
отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих
способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на
примере кислорода. Основные положения атомно - молекулярного учения. Ионы. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических
элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица
химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты.
Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная
масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические
формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной
валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического
элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух
химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия
их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических
уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы
химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и
катализ.
Демонстрации
 Коллекция материалов и изделий из них.
 Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.
 Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
 Модели кристаллических решёток.
 Собирание прибора для получения газа и проверка его герметичности.
 Возгонка иода.
 Агрегатные состояния воды.
 Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
 Дистиллятор и его работа.
 Установка для фильтрования и её работа.
 Установка для выпаривания и её работа.
 Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
 Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
 Короткопериодный и длиннопериодный варианты периодической системы Д. И. Менделеева.
 Конструирование шаростержневых моделей молекул.
 Разложение бихромата аммония.
 Горение серы и магниевой ленты.
 Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье.
 Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
 Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора
лакмусом.
 Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
 Получение гидроксида меди(II) и его разложение при нагревании.
Лабораторные опыты
 Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
 Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение.
 Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.
 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
 Взаимодействие раствора соды с кислотой.
 Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с кислотой.



Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с солью
железа(III).
 Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
 Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы
 Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете
химии).
 Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).
 Важнейшие представители неорганических веществ.
Количественные отношения в химии
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента природной газовой смеси — воздуха.
Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические
свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами.
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их
названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и
применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная
кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия,
карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы
измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы
вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная
Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность газа по
другому газу. Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объёмы
газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды:
взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в
щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды н атрия, калия и кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля
растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля
растворённого вещества».
Демонстрации
 Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.
 Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
 Распознавание кислорода.
 Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде.
 Коллекция оксидов.
 Получение, собирание и распознавание водорода.
 Горение водорода.
 Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
 Коллекция минеральных кислот.
 Правило разбавления серной кислоты.
 Коллекция солей.
 Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
 Некоторые металлы, неметаллы и соединения с количеством вещества, равным 1 моль.
 Коллекция оснований.

Лабораторные опыты
 Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
 Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.
 Распознавание кислот с помощью индикаторов.
 Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
 Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: растворами пероксида
водорода, спиртовой настойки йода, аммиака.
Практические работы
 Получение, собирание и распознавание кислорода.
 Получение, собирание и распознавание водорода.
 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Основные классы неорганических соединений
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы
получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения
оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие
кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с
оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации.
Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих
реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических
веществ.
Лабораторные опыты
 Взаимодействие оксида кальция с водой.
 Помутнение известковой воды.
 Реакция нейтрализации.
 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.
 Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
 Взаимодействие кислот с металлами.
 Взаимодействие кислот с солями.
 Ознакомление с коллекцией солей.
 Взаимодействие сульфата меди(II) с железом.
 Взаимодействие солей с солями.
 Генетическая связь между классами неорганических веществ на примере соединений меди.
Практические работы
 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы
химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель
строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1—20.
Понятие о завершённом электронном уровне.

Изотопы. Физический смысл символики периодической системы. Современная формулировка
периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения
электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Демонстрации
 Различные формы таблиц периодической системы.
Лабораторные опыты
 Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы
образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и
физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о
валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных
соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом
решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая
связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений.
Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства
веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей. Степень окисления. Сравнение
степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических
соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов,
образующих вещества разных классов. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
 Коллекция веществ с ионной химической связью.
 Модели ионных кристаллических решёток.
 Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.
 Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.
 Коллекция «Металлы и сплавы».
 Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II).
 Горение магния.
9 класс
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды:
основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, осно€вные и
комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по
различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту,
обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества,
агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических
реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения,
наличие катализатора. Катализ.
Демонстрации
 Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
 Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
веществ (кипящий слой).
 Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.
Лабораторные опыты
 Реакция нейтрализации.




Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II).
Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с
соляной кислотой.
 Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при их взаимодействии с
железом.
 Зависимость скорости химической реакции от температуры.
 Зависимость скорости химической реакции от концентрации.
 Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
веществ.
 Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
Химические реакции в растворах электролитов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с
металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и
сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания
реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов,
солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами,
разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и
металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами. Гидролиз как обменное взаимодействие
солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого
основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации
и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Демонстрации
 Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Лабораторные опыты
 Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
 Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.
 Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами.
 Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II).
 Взаимодействие кислот с металлами.
 Качественная реакция на карбонат-ион.
 Получение студня кремниевой кислоты.
 Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы.
 Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
 Взаимодействие щелочей с углекислым газом.
 Качественная реакция на катион аммония.
 Получение гидроксида меди(II) и его разложение.
 Взаимодействие карбонатов с кислотами.
 Получение гидроксида железа(III).
 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
Практические работы
 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Неметаллы и их соединения
Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд
электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические
свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов.
Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической
системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение
галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная,
иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений
галогенов.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные
модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение.
Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислот как типичной
кислоты: взаимодействие с металлами,
и
амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы.
Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт,
гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония.
Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на
катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная
кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная
(ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых
веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод.
Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь.
Адсорбция. Химические свойства углерода.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение
молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и
гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния.
Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое
волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема,
метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство
аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Демонстрации
 Горение неметаллов — простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.
 Вытеснение хлора бромом или иода из растворов их солей.
 Взаимодействие серы с металлами.
 Горение серы в кислороде.
 Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.
 Получение, собирание и распознавание аммиака.
 Разложение бихромата аммония.
 Разложение нитрата калия и горение в нём древесного уголька.
 Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
 Получение белого фосфора и испытание его свойств.
 Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.
 Коллекция продукции силикатной промышленности.
 Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».
Лабораторные опыты









Распознавание галогенид-ионов.
Качественные реакции на сульфат-ионы.
Качественная реакция на катион аммония.
Химические свойства азотной кислоты как электролита.
Качественные реакции на фосфат-ион.
Получение и свойства угольной кислоты.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Практические работы
 Изучение свойств соляной кислоты.
 Изучение свойств серной кислоты.
 Получение аммиака и изучение его свойств.
 Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ионы.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,
строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность,
пластичность. Чёрные и цветные металлы.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов
с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их
получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и
жизни человека.
Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных
металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их
значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости.
Способы устранения постоянной жёсткости.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и
гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение
чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение
катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы
в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия,
гидрометаллургия,
электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь.
Электролиз расплавов.
Демонстрации
 Взаимодействие натрия, лития с водой.
 Горение магния.
 Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.
 Взаимодействие железа и меди с хлором.
 Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой
(разбавленной и концентрированной).
 Окраска пламени соединениями щелочных металлов.
 Окраска пламени соединениями щелочноземельных металлов.
 Гашение извести водой.
 Коллекция природных соединений алюминия.
 Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.
 Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.
Лабораторные опыты
 Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
 Получение гидроксидов железа(II) и (III).
 Качественные реакции на катионы железа.

Практические работы
 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический
состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические
проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов,
потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в
области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к Основному
государственному экзамену
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической
системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств
образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от
положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их
на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по
различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих
оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания
8 класс
№

Тема урока

Содержание

Количе
ство
часов

Начальные понятия и законы химии (18 ч)
1

Предмет химии. Роль
химии в жизни
человека

Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические 2
свойства веществ. Материалы и материаловедение.
Химические явления. Роль химии в жизни современного
общества. Отношение общества к химии: хемофилия и
хемофобия. Методы изучения химии. Наблюдение.
Эксперимент. Моделирование. Модели материальные
(вещественные) и знаковые (символьные)
*Ответственное
отношение
к
своему
здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы 1
вещества из одного агрегатного состояния в другое:
возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и
испарение, кристаллизация и плавление.

2

Агрегатные состояния
веществ

3

Практическая работа *Правила техники безопасности и некоторые виды работ в
1
химической лаборатории. Знакомство с химическим
оборудованием.

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Физические явления
— основа разделения
смесей в химии

Физические явления. Чистые вещества и смеси. 1
Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные,
жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка,
или
дистилляция,
отстаивание,
фильтрование,
кристаллизация
или
выпаривание.
Хроматография.
Применение этих способов разделения смесей в
лабораторной практике, на производстве и в быту.
Практическая работа Анализ почвы
1
2 (аналог работы * Правила техники безопасности во время практической
«Очистка поваренной работы.
соли»)
Атомно-молекулярное Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и
учение. Химические сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода.
элементы
Основные положения атомно-молекулярного учения.
Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения.
Знаки
химических Знаки (символы) химических эле ментов. Информация,
элементов.
которую несут знаки химических элементов. Этимология
Периодическая
названий
некоторых
химических
элементов.
таблица химических Периодическая таблица химических элементов Д. И.
элементов
Д.
И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный
Менделеева
варианты. Периоды и группы. Главная и побочная
подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная
масса.
Химические
Химические формулы. Индексы и коэффициенты.
формулы
Относительная молекулярная масса. Массовая доля
химического элемента в соединении. Информация,
которую несут химические формулы
Валентность
Валентность. Структурная формула. Химические элементы
с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы
соединения по валентности. Определение валентности
химического элемента по формуле вещества. Составление
названий соединений, состоящих из двух химических
элементов. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции.
Признаки химических реакций. Условия их протекания и
прекращения. Реакции горения. Тепловой эффект реакции.
Экзотермические и эндотермические реакции.
Химические
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
уравнения
Составление
химических
уравнений.
Информация,
которую несёт химическое уравнение.
Типы
химических Классификация химических реакций по составу и числу
реакций
реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции
соединения,
разложения,
замещения
и
обмена.
Катализаторы.
Повторение
и
обобщение
темы.
Подготовка
к
контрольной работе
Контрольная работа
1 по теме «Начальные
понятия и законы
химии»

1

1

2

2

1

1

2

1

1

15

16

17

18

19
20

21

22

23

24

25

26

Важнейшие представители неорганических веществ.
Количественные отношения в химии (23 ч)
Воздух и его состав
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента
природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма
компонента газовой смеси по его объёмной доле и
наоборот.
Кислород
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и
распознавание кислорода. Химические свойства кислорода:
взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными
веществами. Применение кислорода.
*Круговорот кислорода в природе.
Практическая работа Получение, собирание и распознавание кислорода *
3
Ответственное
отношение
к
своему
здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Оксиды
Оксиды. Названия оксидов. Составление формул оксидов
по их названиям. Представители оксидов: вода, углекислый
газ, негашёная известь.
Водород
Водород в природе. Физические и химические свойства
водорода, его получение и применение.
Практическая работа Получение, собирание и распознавание водорода*
4
Ответственное
отношение
к
своему
здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Кислоты
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы.
Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их
свойства и применение.
* Правило разбавления серной кислоты.
Соли
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Представители солей: хлорид натрия, карбонат кальция,
фосфат кальция.
Количество вещества Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная
масса. Кратные единицы измерения количества вещества
— миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная
массы вещества. Расчёты с использованием понятий
«количество вещества», «молярная масса», «число
Авогадро».
Молярный
объём Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ.
газов
Относительная плотность газа по другому газу. Кратные
единицы измерения — миллимолярный и киломолярный
объёмы газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества»,
«молярная масса», «молярный объём газов», «число
Авогадро».
Расчёты
по Расчёты с использованием понятий «количество вещества»,
химическим
«молярная масса», «молярный объём газов», «число
уравнениям
Авогадро»
Вода.
Гидросфера.
*Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды: взаимодействие с оксидами.* Значение
воды в природе и для человека, необходимость охраны
воды.

1

2

1

1

1
1

2

1

2

2

2

1

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Основания

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. 1
Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и
кальция.
Растворы. Массовая Растворитель и растворённое вещество. Растворы. 2
доля
растворённого Растворение. Гидраты. Сольваты. Массовая доля
вещества
растворённого
вещества.
Расчёты,
связанные
с
использованием понятия «массовая доля растворённого
вещества»
Практическая работа Приготовление раствора с заданной массовой долей 1
5
растворённого вещества
* Ответственное отношение к своему здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Обобщение
и
1
систематизация
знаний
по
теме
«Важнейшие
представители
неорганических
веществ.
Количественные
отношения в химии»
Контрольная работа
1
по теме «Важнейшие
представители
неорганических
веществ.
Количественные
отношения в химии»
Основные классы неорганических соединений (10 ч)
Оксиды,
их Обобщение сведений об оксидах, их классификации, 1
классификация
и названиях и свойствах. Способы получения оксидов
химические свойства
Основания,
их Основания, их классификация, названия, свойства. 1
классификация
и Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами,
химические свойства
солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы
получения оснований.
Кислоты,
их Кислоты, их классификация и названия. Общие химические 2
классификация
и свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами.
химические свойства
Электрохимический
ряд
напряжений
металлов.
Взаимодействие
кислот
с
оксидами
металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями — реакция
нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.
Получение бескислородных и кислородсодержащих
кислот.
Соли,
их Соли, их классификация и свойства. Растворимость солей в 2
классификация
и воде. Взаимодействие солей с кислотами и щелочами.
химические свойства
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих
реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетическая
связь Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая 1
между
классами связь между классами неорганических веществ.
неорганических
соединений

Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Основные 1
6
классы неорганических соединений» * Ответственное
отношение к своему здоровью, необходимость соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими
веществами и оборудованием в лаборатории
38 Обобщение
и
1
систематизация
знаний
по
теме
«Основные
классы
неорганических
соединений»
39 Контрольная работа
1
по теме «Основные
классы
неорганических
соединений»
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома (8 ч)
40 Естественные
Естественные семейства химических элементов: щелочные 1
семейства химических и щелочноземельные металлы, галогены, инертные
элементов.
(благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и
Амфотерность
гидроксиды. Комплексные соли.
37

41

42

43

44

45

46

Основные сведения о Атомы как форма существования химических элементов.
строении атомов
Основные сведения о строении атомов. Доказательства
сложности строения атомов. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Массовое число.
Современное определение понятия «химический элемент».
Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная
атомная масса». Изотопы. Физический смысл символики
периодической системы.
Строение
Микромир. Электроны. Строение энергетических уровней
электронных оболочек атомов химических элементов 1—20. Понятие о
атомов
завершённом электронном слое
Открытие
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и
периодического
создание им периодической системы химических
закона
Д.
И. элементов.
*Значение
периодического
закона
и
Менделеевым
периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева
Периодическая
Современная формулировка периодического закона.
система химических Изменения свойств элементов в периодах и группах как
элементов
Д.
И. функция строения электронных оболочек атомов
Менделеева
Характеристика
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по
элемента
по
его их положению в периодической системе
химических
положению
в элементов Д. И. Менделеева.
периодической
системе
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (9 ч)
Ионная
химическая Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами
связь
металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи
для бинарных соединений. Ионная кристаллическая
решётка и физические свойства веществ с этим типом
решётки. Понятие о формульной единице вещества

2

2

1

1

1

1

47

48

49

50

51

52

53

Ковалентная
химическая связь

Ковалентная
химическая
связь.
Электронные
и
структурные
формулы.
Валентность.
Ковалентная
неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи в
бинарных соединениях. Молекулярная и атомная
кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом
решёток.
Ковалентная
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности.
неполярная
и Ковалентная неполярная и полярная химическая связь.
полярная химическая Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи в
связь
бинарных соединениях. Молекулярная и атомная
кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом
решёток.
Металлическая
Металлическая химическая связь и металлическая
химическая связь
кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом
решётки. Единая природа химических связей.
Степень окисления
Степень окисления. Сравнение степени окисления и
валентности. Правила расчёта степеней окисления по
формулам химических соединений
ОкислительноОкислительно-восстановительные реакции.
восстановительные
Определение степеней окисления элементов, образующих
реакции
вещества
разных
классов.
Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Окисление и восстановление. Составление уравнений
окислительно-восстановительных
реакций
методом
электронного баланса.
Обобщение
и
систематизация
знаний
по
темам
«Периодический
закон
и
периодическая
система химических
элементов
Д.
И.
Менделеева. Строение
атома» и «Химическая
связь. Окислительновосстановительные
реакции»
Контрольная работа
по
темам
«Периодический
закон
и
периодическая
система химических
элементов
Д.
И.
Менделеева. Строение
атома» и «Химическая
связь. Окислительновосстановительные
реакции»
68 часов

9 класс

1

1

1

1

2

1

1

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема урока

Содержание

Количе
ство
часов
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции (5 ч)
Классификация
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и 1
неорганических
несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные
веществ
и
их гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние,
номенклатура
кислые, основные, комплексные соли.
Классификация
Обобщение
сведений
о
химических
реакциях. 2
химических реакций Классификация химических реакций по различным
по
различным основаниям: по составу и числу реагирующих и
основаниям
образующихся веществ, по тепловому эффекту, по
агрегатному состоянию реагирующих веществ, по
обратимости, по изменению степеней окисления
элементов, по использованию катализатора.
Понятие о скорости Понятие о скорости химической реакции. Факторы, 2
химической реакции. влияющие на скорость химических реакций: природа
Катализ
реагирующих веществ, их концентрация, температура,
площадь
соприкосновения,
наличие
катализатора.
Катализ.* Роль ферментов в организме человека. Понятие
витаминов.
Химические реакции в растворах (10 ч)
Электролитическая
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты 1
диссоциация
и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с
различным характером связи. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения Основные
положения
теории
электролитической 1
теории
диссоциации. Классификация ионов и их свойства.
электролитической
Кислоты, основания и соли как электролиты. Их
диссоциации (ТЭД)
классификация и диссоциация.
Химические свойства Общие химические свойства кислот: изменение окраски 2
кислот
как индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и
электролитов
гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные
(полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический
смысл сокращённых уравнений. Условия протекания
реакций между электролитами до конца. Ряд активности
металлов.
Химические свойства Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с 1
оснований
как кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие
электролитов
химические
свойства
нерастворимых
оснований:
взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Химические свойства Общие
химические
свойства
средних
солей: 2
солей
как взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и
электролитов
металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Практическая работа Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете 1
1.
Решение теории электролитической диссоциации и представлений
экспериментальных
об
окислительно-восстановительных
реакциях
*
задач
по
теме Ответственное
отношение
к
своему
здоровью,
«Электролитическая
необходимость соблюдения правил безопасности при
диссоциация»
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Обобщение
и
1
систематизация
знаний
по
теме
«Химические реакции

11

в
растворах
электролитов»
Контрольная работа
1
по
теме
«Химические реакции
в
растворах
электролитов»

1

Неметаллы и их соединения (28 ч)
Строение атомов неметаллов
и их положение в
периодической системе. Ряд электроотрицательности.
Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ.
Физические свойства неметаллов. Общие химические
свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и
химические
свойства
галогенов.
Закономерности
изменения свойств галогенов в зависимости от их
положения в периодической системе. Нахождение
галогенов в природе и их получение.
*Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты:
плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная.
Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы.
Применение соединений галогенов.
Соляная кислота как сильный электролит. Типичные
реакции кислот, характерные для соляной кислоты:
взаимодействие с ме
амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными
гидроксидами, солями. Качественная реакция на хлоридион.* Ответственное отношение к своему здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в
природе и её получение. Аллотропные модификации серы
и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

12

Общая
характеристика
неметаллов

13

Общая
характеристика
элементов
VIIAгруппы — галогенов

14

Соединения галогенов

15

Практическая работа
2. Изучение свойств
соляной кислоты

16

Общая
характеристика
элементов
VIАгруппы
—
халькогенов. Сера
Сероводород
и Сероводород: строение молекулы, физические и
сульфиды
химические
свойства,
получение
и
значение.
Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение.
Люминофоры.
Кислородные
Оксид
серы(IV),
сернистая
кислота,
сульфиты.
соединения серы
Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид
серы(VI),
серная
кислота,
сульфаты.
Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфатион.*Кислотные дожди и их влияние на природу.
Практическая работа Серная кислота как сильный электролит. Типичные
3. Изучение свойств реакции кислот, характерные для разбавленной серной
серной кислоты
кислоты: взаимо
и
амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными
гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфатион.* Ответственное отношение к своему здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории

17

18

19

1

1

1

1

1

1

2

1

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Общая
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот,
характеристика
строение атома и молекулы азота. Физические и
химических
химические свойства и применение азота. *Азот в природе
элементов
VA- и его биологическая роль.
группы. Азот
Аммиак.
Соли Аммиак, строение молекулы и физические свойства.
аммония
Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака.
Донорно-акцепторный механизм образования связи в
катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака.
Соли аммония и их применение. Качественная реакция на
катион аммония.
Практическая работа Получение, собирание и распознавание аммиака. Изучение
4. Получение аммиака растворимости аммиака в воде и характеристика основных
и
изучение
его свойств гидрата аммиака. Качественная реакция на катион
свойств
аммония.* Ответственное отношение к своему здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Кислородные
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные.
соединения азота
Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её
получение и свойства. Нитраты.* проблемы загрязнения
окружающей среды нитратами.
Фосфор
и
его Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин.
соединения
Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота. Фосфаты.*
Минеральные удобрения.
Общая
Общая
характеристика
элементов
IVА-группы:
характеристика
особенности строения атомов, простых веществ и
элементов
IVА- соединений в зависимости от положения элементов в
группы. Углерод
периодической системе. Углерод. *Круговорот углерода в
природе. Аллотропные модификации: алмаз, графит.
Аморфный углерод: сажа, древесный уголь. Адсорбция.
Химические свойства углерода.. Карбиды.
Кислородные
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и
соединения углерода
свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы,
получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной
кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и
пищевая сода.* Воздействие угарного газа на организм
человека.
Практическая работа Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
5.
Получение Изучение растворимости углекислого газа в воде и
углекислого газа и характеристика кислотных свойств угольной кислоты.
изучение его свойств
Качественная реакция на карбонат - и гидрокарбонатионы.* Ответственное отношение к своему здоровью,
необходимость соблюдения правил безопасности при
обращении с химическими веществами и оборудованием в
лаборатории
Кремний
и
его Кремний, строение его атома и нахождение в природе.
соединения
Свойства кремния. Силициды и силан. Оксид кремния(IV).
Кремниевая кислота и её соли.
Силикатная
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной
промышленность
промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор,
фаянс. Оптическое волокно.
* Профориентация учащихся.
Получение
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого
неметаллов
воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона.

1

2

1

2

2

1

1

1

2

2

1

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз
растворов.
Получение
Получение
серной
кислоты:
сырьё,
химизм, 1
важнейших
технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы
химических
теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум.
соединений
Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая
неметаллов
схема. * Проф. ориентация учащихся. Экологические
проблемы связанные с данными производствами.
Обобщение по теме Урок-упражнение с использованием самостоятельной 1
«Неметаллы и их работы по выполнению проверочных тестов, заданий и
соединения»
упражнений
Контрольная работа
1
2 по теме «Неметаллы
и их соединения»
Металлы и их соединения (16 ч)
Общая
Положение металлов в периодической системе химических 1
характеристика
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и
металлов
кристаллов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решётка. Физические свойства металлов:
электро- и теплопроводность, отражающая способность,
пластичность. Чёрные и цветные металлы
Химические свойства Металлы как восстановители. Электрохимический ряд 2
металлов
напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами,
оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая
Строение атомов и простых веществ. Зависимость 2
характеристика
физических и химических свойств щелочных металлов от
элементов IA-группы зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных
металлов, их получение, свойства и применение.
*Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в
природе и жизни человека.
Общая
Строение атомов и простых веществ. Зависимость 2
характеристика IIA- физических и химических свойств щелочно- земельных
группы
металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды
щелочноземельных металлов, их получение, свойства и
применение.
Важнейшие
соли
щелочноземельных
металлов, их значение в природе и жизни человека.
Карбонаты и гидрокарбонаты кальция. *Жёсткость воды:
временная и постоянная. Способы устранения временной
жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.
Алюминий
и
его Соединения алюминия в природе. Химические свойства и 1
соединения
применение алюминия. Особенности оксида и гидроксида
алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли
алюминия (хлорид, сульфат).
Железо
и
его Особенности строения атома железа. Железо в природе. 2
соединения
Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II)
и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов
железа в растворе. Значение соединений железа.
Практическая работа Решение экспериментальных задач на распознавание и 1
6.
Решение получение металлов и их соединений.* Ответственное
экспериментальных
отношение к своему здоровью, необходимость соблюдения
задач по теме
правил безопасности при обращении с химическими
«Металлы»
веществами и оборудованием в лаборатории
Коррозия металлов и Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. 1
способы защиты от Защита металлов от коррозии.
неё

42

43

44

45

46

47

47

48

49

50

51

Металлы в природе. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и
Понятие
о цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия,
металлургии
электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка
чугуна в сталь. Электролиз расплавов. *Проф. ориентация
учащихся.
Обобщение знаний по Урок-упражнение с использованием самостоятельной
теме «Металлы»
работы по выполнению проверочных тестов, заданий и
упражнений
Контрольная работа
3 по теме «Металлы»
Химия и окружающая среда (2 ч)
Химический
состав Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера,
планеты Земля
гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные
породы. Минералы. Руды. Полезные ископаемые.
Охрана окружающей *Источники химического загрязнения окружающей среды.
среды от химического Глобальные
экологические
проблемы:
нарушение
загрязнения
биогеохимических круговоротов химических элементов,
потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые
дыры. Международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная
химия».
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) (7 ч)
Вещества
Строение атома химического элемента в соответствии с
положением этого элемента в периодической системе.
Строение вещества: химическая связь и кристаллические
решётки. Зависимость свойств образованных элементами
простых веществ (металлов, неметаллов, благородных
газов) от положения элементов в периодической системе.
Классификация неорганических веществ. Представители
разных классов неорганических веществ
Химические реакции
Признаки и условия протекания химических реакций.
Типология химических реакций по различным основаниям.
Реакции
ионного
обмена.
Окислительновосстановительные реакции
Основы
Химические свойства простых веществ. Характерные
неорганической
химические
свойства
солеобразующих
оксидов,
химии
гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и
амфотерных гидроксидов), солей
Повторение
и Тестирование, решение задач и выполнение упражнений по
обобщение по теме. теме
Подготовка
к
контрольной работе
Контрольная работа
4 (итоговая по курсу
основной школы)
Анализ контрольной
работы. Подведение
итогов года
68 часов.

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».