Рабочая программа Выбор профессии 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утвержден приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №59

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
8 класс

1

Планируемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы должно стать построение
позитивной системы, способствующей повышению личностного самосознания
учащихся, позволяющей приобрести не только теоретические знания о всём
разнообразии мира профессий, но и представления о своих способностях и
возможностях. Помощь педагога-психолога заключается в предоставлении условий,
способствующих
дальнейшему
профессиональному
самоопределению
восьмиклассников.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная динамика в развитии представлений обучающихся о себе, что
позволит в дальнейшем осуществить правильный выбор профессии и адаптироваться к
современному рынку труда.
Предполагаемые результаты: в результате обучения по данной программе,
дети должны знать сущность и содержание следующих понятий:
1. Психологические особенности личности.
2. Самоопределение.
3. Профессиональные интересы и склонности, способности.
4. Классификация типов профессий.
5. Проектирование профессионального жизненного пути.
6. Самооценка.
8. Рынок труда.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
1. Раскрывать психологические особенности своей личности.
2. Выявлять свои способности и профессиональные интересы.

3. Определять соответствие выбранной профессии своим способностям,
личностным особенностям и запросам рынка труда.
4. Ориентироваться в типах и подтипах профессий.
5. Составлять личный профессиональный план.
6. Проектировать свою будущую профессию.
Содержание курса
I. Раздел:
Тема 1. Что я знаю о своих возможностях. 8часов
Определение самооценки. Деловая игра «Изучение биографии известных людей:
Коко Шанель, Билл Гейтс и др.». 1 час
Определение темперамента. Краткая характеристика каждого типа. Методика
«Тип темперамента». 1 час
Определение чувство и эмоций. Деловая игра «Писатель», задача – написать
сказку, используя свои положительные и отрицательные черты характера. 1 час
Определение стресса и его влияние на организм человека: положительное и
отрицательное. Деловая игра «Открытки» (профессия – художник). 1 час
2

Определение типа мышления. Что такое продуктивность, оригинальность,
любознательность, мужество? Диагностика типов мышления. Деловая игра
«Журналист». 1 час
Определение познавательных способностей, внимание, память: слуховая,
зрительная, моторная, эмоциональная, логическая. Тесты на изучение внимания и
памяти. Деловая игра «Лучший корректор». 1 час
Диагностика внутренней свободы. Деловая игра «Фотограф». Работа в парах над
созданием художественного фотопортрета. 1 час
Задания для проверки знаний. Подведение итогов, составление личного
психологического портрета. Деловая игра «Главный редактор», игра «Создай свою
газету». 1 час
II. Раздел:
Тема 2. Что я знаю о профессиях
Типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-художественный
образ, человек-техника, человек-знаковая система. Пирамида Климова. Деловая игра
«Объявление». 1 час
«Формула профессии». Задания «Найди профессию», «По горячим следам».
Деловая игра «Профессия - специальность». 1 час
Изучение типов профессий с помощью методики Е.А.Климова. Задание
«Аукцион». Деловая игра «Супербол». 1 час
Карта интересов и склонностей А. Голомштока. Задание «Круг чтения». Деловая
игра «Воздушный шар». 1 час
Диагностика профессионального типа личности. Краткая характеристика
каждого типа. Деловая игра «Новый город». 1 час
Психологическая игра «Молчание – знак согласия». Изучение индивидуальные
личностных качеств. Деловая игра «Салон красоты». 1 час
Условия труда и медицинские противопоказания. Тест «Моё здоровье». Деловая
игра «Донорское сердце». 1 час
Выполнение задания «Моя будущая профессия». Психологический кроссворд.
Деловая игра «Открытие фирмы». 1 час
III. Раздел:
Тема 3. Способности и профессиональная пригодность
Определение способностей, их разновидность. Определение технических
способностей. Задание «Ничего не трогайте, Ватсон». Деловая игра «Минута славы». 1
час
Понятия об интеллекте, академическом и социальном. Тест умственного
развития Г. Резапкиной. Деловая игра «Что? Где? Когда?». 1 час
Задания: «Аналоги», «Классификация», «Обобщение и закономерности».
Деловая игра «Психолог», разбор жизненных ситуаций, обсуждение путей выхода из
них. 1 час
Задания: «Атрибуты», «Клавиатура». Тест «Интеллектуальная лабильность».
Деловая игра «Русский лён», распределение окладов в фирме. 1 час
Задание «Я – руководитель». Тест «Акулы и дельфины». Деловая игра
«Бизнесмен», необходимо составить свой бизнес-проект и защитить его перед
группой. 1 час
3

Задание «Мыслитель или художник». Понятие об эстетических способностях.
Деловая игра «Профессии будущего», в ходе игры необходимо снять видеоролик о
профессии будущего, используя «Атлас новых профессий» (Сколково). Необходимо
распределить обязанности: режиссёр, сценарист, оператор, актёры. 1 час
Профессиональная пригодность и непригодность. Призвание – высший уровень
профессиональной пригодности. Деловая игра «Суд присяжных», разбор судебных
ситуаций, знакомство с Законом УК РФ. 1 час
Предвыборная кампания кандидатов в мэры города. Профессии, которые можно
попробовать в данной игре: политолог, рекламщик, журналист, политик,
тележурналист. 1 час
Задание «Мои потребности». Подведение итогов работы за четверть. Деловая
игра «Интуиция» 1 час
IV Раздел:
Тема 4. Планирование профессиональной карьеры
Задание «Преодоление». Определение мотивации по методике Головахи.
Пирамида потребностей Маслоу. Деловая игра «Аукцион ценностей». 1 час
Возможные ошибки при выборе профессий, разбор ситуаций. Игра «Оптимисты
и скептики». Деловая игра «Остров». 1 час
Понятие о современном мире труда, виды мошенничества «Мышеловки».
Деловая игра «Рынок труда». 1 час
Матрица профессионального выбора. Виды образования: среднее специальное,
высшее. Деловая игра «Выбор». 1 час
Изучение разных вариантов получения профессии. Задание «Личное
пространство». Работа над ошибками. Анкета кандидата на должность, как написать
деловое резюме. Деловая игра «Собеседование с работодателем». 1 час
Основные понятия профориентации: «Хочу-могу-надо». Задание «Машина
времени». Деловая игра «В мире профессий». 1 час
Подведение итогов работы за год. Задание «За» и «Против»: достоинства,
недостатки, возможности, препятствия. «Клуб двух процентов» (Н.Хилл). Деловая
игра «20 000 дней». 1 час
Конкурс творческих работ «Моя будущая профессия». Самопрезентации
обучающихся в виде материала в газету, презентации, устного рассказы и т.д. 1 час

4

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п
1

Наименование темы

Краткое содержание занятия

Вводное.

Обсуждение

I. Что я знаю о своих возможностях.
2
Самооценка
и
уровень Определение самооценки. Задания «Кто я?», «Какой я?», «Что такое успех?».
притязаний
Контрольные вопросы. Деловая игра «Изучение биографии известных людей:
Коко Шанель, Билл Гейтс и др.».
* Знакомство с биографией известных людей (Коко Шанель, Билл Гейтс и др.)
3
Темперамент и профессия. Определение темперамента. Краткая характеристика каждого типа. Методика
Определение темперамента
«Тип темперамента». Контрольные вопросы. Деловая игра «Клуб знатоков
профессий».
4
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Определение чувство и эмоций. Тест эмоций Басса-Дарки. Упражнения
Истоки негативных эмоций.
«Эмоции». Контрольные вопросы. Деловая игра «Писатель», задача –
написать сказку, используя свои положительные и отрицательные черты
характера. В завершении устраивается выставка рисунков. Просмотр
мультфильма из серии «Навигатум».
* Как контролировать свое эмоциональное состояние
5
Что такое стресс
Определение стресса и его влияние на организм человека: положительное и
отрицательное. Контрольные вопросы. Деловая игра «Открытки» (профессия –
художник). Обсуждение полученных результатов. Визуализация «Четыре
желания».
* Влияние стресса на организм человека. Как увеличить свою
стрессоустойсчивость.
6
Определение типа мышления
Определение мышления. Что такое продуктивность, оригинальность,
любознательность, мужество? Диагностика типов мышления. Контрольные
вопросы. Деловая игра «Журналист». Просмотр мультфильма из серии
«Навигатум».
7
Внимание и память
Определение познавательных способностей, внимание, память: слуховая,
зрительная, моторная, эмоциональная, логическая. Тесты на изучение
внимания и памяти. Контрольные вопросы. Деловая игра «Лучший
корректор», необходимо выполнить задания на внимание
8

Уровень внутренней свободы

Форма контроля

Диагностика внутренней свободы. Контрольные вопросы. Деловая игра

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Групповая дискуссия

Обсуждение

Обсуждение

Диагностика
5

Обобщающий урок по теме:
«Что я знаю о своих
возможностях»
II . Что я знаю о профессиях
10
Классификация профессий.
Признаки профессий
9

11

12

13
14

Формула профессии.
Профессия, специальность,
должность
Определение типа будущей
профессии
Интересы и склонности в
выборе профессии
Определение
профессионального типа
личности

15

Профессионально важные
качества

16

Профессия и здоровье

17

Обобщающий урок по теме:

«Фотограф». Работа в парах над созданием художественного фотопортрета.
Или работа на улице на тему «Любимый город». Обсуждение полученных
работ. Просмотр мультфильма из серии «Навигатум».
* Формирование позитивного образа «Я»
Задания для проверки знаний. Подведение итогов, составление личного
психологического портрета. Деловая игра «Главный редактор», игра «Создай
свою газету»
Типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-художественный
образ, человек-техника, человек-знаковая система. Пирамида Климова.
Контрольные вопросы. Деловая игра «Объявление». Просмотр мультфильма
из серии «Навигатум».
* Знакомство с биографией Е.А. Климова - одного из инициаторов
возрождения профессионального психологического сообщества России
Задания «Найди профессию», «По горячим следам», «Формула профессии».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Профессия - специальность»
Изучение типов профессий с помощью методики Е.А.Климова. Задание
«Аукцион». Контрольные вопросы. Деловая игра «Супербол». Просмотр
мультфильма из серии «Навигатум»
Карта интересов и склонностей А. Голомштока. Задание «Круг чтения».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Воздушный шар»
Диагностика профессионального типа личности. Краткая характеристика
каждого типа. Контрольные вопросы. Деловая игра «Новый город». Просмотр
мультфильма из серии «Навигатум»
* Как научиться взаимодействовать с разными типами людей
Психологическая игра «Молчание – знак согласия». Изучение
индивидуальные личностных качеств. Контрольные вопросы. Деловая игра
«Салон красоты»
* Что такое индивидуальные личные качества.
Условия труда и медицинские противопоказания. Тест «Моё здоровье».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Донорское сердце». Просмотр
мультфильма из серии «Навигатум»,
Подведение итогов. Выполнение задания «Моя будущая профессия».

Диагностика

Групповая дискуссия

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы
Контрольные вопросы

Диагностика

Контрольные вопросы

Диагностика
6

«Что я знаю о профессиях»
Психологический кроссворд. Деловая игра «Открытие фирмы»
III. Способности и профессиональная пригодность
18
Способности общие и
Определение способностей, их разновидность. Определение технических
специальные. Способности к
способностей. Задание «Ничего не трогайте, Ватсон». Контрольные вопросы.
практическим видам деятельности. Деловая игра «Минута славы». Просмотр мультфильма из серии «Навигатум»
19
20

21
22

23

Способности к интеллектуальным
видам деятельности
Способности к профессиям
социального типа

Способности к офисным видам
деятельности.
Способность к
предпринимательской
деятельности.
Эстетические способности

24

Уровни профессиональной
пригодности

25

Большая деловая игра
«Избирательная кампания»

Понятия о интеллекте, академическом и социальном. Тест умственного развития Г.
Резапкиной. Контрольные вопросы. Деловая игра «Что? Где? Когда?»
Задания: «Аналоги», «Классификация», «Обобщение и закономерности».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Психолог», разбор жизненных ситуаций,
обсуждение путей выхода из них. Просмотр мультфильма из серии «Навигатум»
* Разбор жизненных ситуаций, обсуждение путей выхода из них
Задания: «Атрибуты», «Клавиатура». Тест «Интеллектуальная лабильность».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Русский лён», распределение окладов в фирме.
Задание «Я – руководитель». Тест «Акулы и дельфины». Контрольные вопросы.
Деловая игра «Бизнесмен», необходимо составить свой бизнес-проект и защитить его
перед группой. Просмотр мультфильма из серии «Навигатум»
Задание «Мыслитель или художник». Понятие об эстетических способностях.
Контрольные вопросы. Деловая игра «Профессии будущего», в ходе игры
необходимо снять видеоролик о профессии будущего, используя «Атлас новых
профессий» (Сколково). Необходимо распределить обязанности: режиссёр,
сценарист, оператор, актёры.
* Эстетические способности человека.
Профессиональная пригодность и непригодность. Призвание – высший уровень
профессиональной пригодности. Контрольные вопросы. Деловая игра «Суд
присяжных», разбор судебных ситуаций, знакомство с Законом УК РФ. Просмотр

Диагностика

Диагностика
Контрольные вопросы

Диагностика
Самостоятельная работа
Контрольные вопросы

Обсуждение

мультфильма из серии «Навигатум»

26

Предвыборная кампания кандидатов в мэры города. Профессии, которые можно
попробовать в данной игре: политолог, рекламщик, журналист, политик,
тележурналист.
* Что такое лидерство. Кто такой лидер? Формирование лидерских качеств.
Обобщающий урок по теме Задание «Мои потребности». Подведение итогов работы за четверть. Деловая игра
«Способности и профессиональная «Интуиция»
пригодность».

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

IV. Планирование профессиональной карьеры
7

27

Мотивы и потребности

Задание «Преодоление». Определение мотивации по методике Головахи. Пирамида
потребностей Маслоу. Контрольные вопросы. Деловая игра «Аукцион ценностей».

Диагностика
Контрольные вопросы

* Знакомство с биографией известных людей (МАслоу, Головахи)
28

Ошибки в выборе профессии

29

Современный рынок труда

30

Пути получения профессии

31

Навыки самопрезентации

32

Стратегия выбора профессии

33

Обобщающий урок по теме
«Планирование профессиональной
карьеры»
Заключительный урокконференция «Моя будущая
профессия»

34

Возможные ошибки при выборе профессий, разбор ситуаций. Игра «Оптимисты и
скептики». Контрольные вопросы. Деловая игра «Остров».
Понятие о современном мире труда, виды мошенничества «Мышеловки».
Контрольные вопросы. Деловая игра «Рынок труда».
Матрица профессионального выбора. Виды образования: среднее специальное,
высшее. Контрольные вопросы. Деловая игра «Выбор».
Изучение разных вариантов получения профессии. Задание «Личное пространство».
Работа над ошибками. Анкета кандидата на должность, как написать деловое резюме.
Контрольные вопросы. Деловая игра «Собеседование с работодателем».
* Личное пространство. Личные границы
Основные понятия профориентации: «Хочу-могу-надо». Задание «Машина времени».
Контрольные вопросы. Деловая игра «В мире профессий».
Подведение итогов работы за год. Задание «За» и «Против»: достоинства, недостатки,
возможности, препятствия. «Клуб двух процентов» (Н.Хилл). Деловая игра «20 000
дней».
Конкурс творческих работ «Моя будущая профессия». Самопрезентации
обучающихся в виде материала в газету, презентации, устного рассказы и т.д.

Контрольные вопросы
Практическая работа
Контрольные вопросы
Практическая работа

Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
Обсуждение
Мониторинг

8

№ п/п

Тема

1
I. Что
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводное

я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний
Темперамент и профессия. Определение темперамента
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
Что такое стресс
Определение типа мышления
Внимание и память
Уровень внутренней свободы
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о своих возможностях»
II.Что я знаю о профессиях.
10
Классификация профессий. Признаки профессий
11
Формула профессии. Профессия, специальность, должность
12
Определение типа будущей профессии
13
Интересы и склонности в выборе профессии
14
Определение профессионального типа личности
15
Профессионально важные качества
16
Профессия и здоровье
17
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о профессиях»
III. Способности и профессиональная пригодность
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам деятельности
Способности к профессиям социального типа
Способности к офисным видам деятельности.
Способность к предпринимательской деятельности.
Эстетические способности
Уровни профессиональной пригодности
Большая деловая игра «Избирательная кампания»
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

IV. Планирование профессиональной карьеры
27
28
29
30
31
32
33
34

Мотивы и потребности
Ошибки в выборе профессии
Современный рынок труда
Пути получения профессии
Навыки самопрезентации
Стратегия выбора профессии
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»
Заключительный урок- конференция «Моя будущая профессия»

1
1
1
1
1
1
1
1

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».