Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 31.08.2021 Приложение №40 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5-6 класс Планируемые результаты изучения курса «Основы информатики» Выпускник научится: различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др; различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,); осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; Выпускник овладеет (как результат применения программных систем в данном курсе и во всем образовательном процессе): различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики); практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов и графики.); Содержание учебного предмета Раздел 1. Введение в информатику Информация. Информационный объект. Информационныйпроцесс. Представление информации. Формы представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять). Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка информации. Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления).Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д.Использование моделей в практической деятельности. Видыинформационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, список и др.) и их назначение. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Решение логических задач Раздел 2. Информационныеи коммуникационные технологии Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Файл. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол,окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютернымиинформационными объектами в наглядно-графической форме:создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурныеединицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологиисоздания текстовых документов. Создание и редактированиетекстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов(шрифт, размер, начертание, цвет). Графическая информация. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 5 класс Номер урока 1. 2. 3. Тема урока Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас Компьютер — универсальная машина для работы с информацией Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру 4. Управление компьютером. Приемы управления компьютером 5. Хранение информации. Содержание Информация. Информационный объект. Информационныйпроцесс. * Техника безопасности и правила работы на компьютере. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. *Компьютер для детей вред и польза! Компьютерное представление текстовой информации. Колич ество часов 1 1 1 Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства вводаи вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.Хранение информации. Носители информации (бумажные,магнитные, оптические, флеш-память). Передача информации. Источник, информационный канал,приемник информации. *Роль информационных процессов в жизни человека. Единицы измерения количества информации. 1 1 6. Способы кодирования информации 7. Преобразование информации по заданным правилам. Обработка информации. Преобразование информации по заданным правилам. 1 8. Разнообразие задач обработки информации Обработка информации. 1 9. Кодирование как изменение формы представления информации. Представление информации. Формы представления информации. 1 1 10. Табличное решение логических задач 11. Текст как форма представления информации. 12. Основные объекты текстового документа. 13. Редактирование текста. 14. Работа с фрагментами текста Решение логических задач *Применение логики в жизни человека. Обработка текстов. Технологиисоздания текстовых документов. 1 Текстовые документы и их структурныеединицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Создание и редактированиетекстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов(шрифт, размер, начертание, цвет). *Основы оформления текстовых документов Графическая информация. Интерфейс графических редакторов. 1 15. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 16. Работа в графическом редакторе Компьютерная графика (растровая, векторная). Устройства ввода графической Форматы графических файлов. информации. 17. 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 6 класс Номер урока 1. Тема урока Техника безопасности и организация рабочего места. 2. Основные объекты операционной системы 3. Файлы и папки. Размер файла. 4. Классификация объектов 5. 6. 7. Текстовый процессор — инструмент создания текстовых объектов Системы объектов. Состав и структура системы Система и окружающая среда. 8. Персональный компьютер как система. 9. Создание компьютерных документов 10. Понятие как форма мышления. Конструирование графических объектов Содержание Техника безопасности и организация рабочего места. Примеры информационныхпроцессов в системах различной природы; их роль в современном мире. * Техника безопасности и правила работы на компьютере. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). *Эволюция операционных систем Файл. Каталог (директория). Файловая система. Количество часов 1 1 1 Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы Система и окружающая среда 1 Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. *История развития ЭВМ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Графическая информация. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. 1 1 1 1 1 1 12. Исследование графических объектов Информационное моделирование как метод познания 13. Словесные информационные модели. 11. 14. Математические модели. Многоуровневые списки 15. Табличные информационные модели. 16. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. 17. Наглядное представление процессов изменения величин. Резерв 18. 1 Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Виды информационных моделей (словесное описание). Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели 1 Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Видыинформационных моделей (формула, чертеж, список), назначение. *Значения моделирования в жизни человека Использование моделей в практической деятельности. Видыинформационных моделей (таблица), назначение. Правила оформления таблиц.Создаем табличные модели Видыинформационных моделей (таблица), назначение. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре. 1 Видыинформационных моделей (график, диаграмма), назначение. 1 1 1 1 1 Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. Важны внешние мотивирующие подкрепления. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Создание ситуации успеха на занятии. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.