Рабочая программа Решение географических задач 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы »

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №67

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕШЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
9 класс

Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
- оперировать географическими понятиями и терминами;
- различать план, глобус и географические карты по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
- выявлять географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности
человека;
- определять географическую зональность и поясность;
- определять географические особенности природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и
акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством отдельных регионов и стран;
-

определять

специфику

географического

положения

и

административно-

территориального устройства Российской Федерации;
- определять особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов;
- анализировать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и

глобальном уровнях; меры по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
-выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
-описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
-объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования
культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших
сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-читать карты различного содержания;

-решать практические задачи по определению качества окружающей среды, ее
использованию
Выпускник получит возможность научиться:
-определения поясного времени;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе
эмпирические зависимости.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности

процедуры

проведения

государственной

итоговой

аттестации

выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими
документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями,
связанными с данной процедурой.
Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов
(КИМ).

Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные
параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического
изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав,
строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода
и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия
образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли.
Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки,
Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

типы

5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные
Административно-территориальное устройство России.

границы.

Часовые

пояса.

Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы
климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы,
особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия
морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия
почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие
города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География
важнейших видов транспорта.

Рефлексивная

часть курса
Проведение
репетиционного
тестирования
(в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
3.1
3.2
4
4.1

4.2
4.3

4.4
4.5
4.6
4.7
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
7

Названия тем, уроков
Введение.
Правила заполнения бланков.
Особенности процедуры проведения ГИА в 9 классе по географии.
Основная часть
Тема 1. Источники географической информации и методы географических
исследований
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные
параметры и элементы
масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть.
Тема 2. Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна
Мирового океана.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и
рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле.
Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия
образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Тема 3. Материки и океаны
Современный облик планеты Земля.
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли.
Человеческие расы, этносы. Материки и страны.
Основные черты природы Африки, Австралии,
Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки
Основные черты природы Северной Америки, Евразии
Тема 4. Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу.
Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
Тема 5. География России
Особенности ГП России.

Кол-во
часов
2 ч.
1 ч.
1 ч.
31 ч.
2ч.
1ч.
1ч.
7 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
7 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
3 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
12ч.

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6

7.7
7.8

7.9
7.10
7.11
7.12
8.1
8.2

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и
хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны. Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и
животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав
населения. Размещение населения.
Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные
религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания
природных ресурсов.
География отраслей промышленности.

1ч.
1ч.

География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Рефлексивная часть курса
Решение вариантов ЕГЭ
Итоговое занятие. Анализ работ.

1ч.
2 ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.
1ч.

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение
следует осуществлять постепенно.
 Создание ситуации успеха на занятии.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Введение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
 При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные
условия:
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.

Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных
навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
 Повтор инструкции.
 Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
 Речевой образец или начало фразы.
 Демонстрация действий.
 Подбор по аналогии, по противопоставлению.
 Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
 Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных
действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним
относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и
(или) словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».