Рабочая программа Русская словесность 7-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Утверждена приказом
№211 от 31.08.2021
Приложение №50

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
7-9 класс

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы изучения словесности являются:
1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, их роли в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
2) способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в
процессе получения школьного образования и самообразования;
3) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;
готовности к успешной профессиональной, социальной деятельности;
4) развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы изучения словесности являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
а) рецептивные (слушание и чтение):
• восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным,
выборочным);
• восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, аналитическим, поисковым);
• понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов
её выражения);
• способность к самостоятельному поиску информации;
• способность извлекать информацию из различных источников учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное
пользование словарями разных типов;
• отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения и слушания;
б) продуктивные (говорение и письмо):
• определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;
• умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров
с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);
• соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе
построения текста в устной и письменной форме;
• владение монологической и диалогической формой речи;

•умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);
• участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации;
2) применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
3) использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
4) владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
5) использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
•
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
•
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предметные результаты:
В результате освоения курса русской словесности ученик должен
знать/понимать

богатство лексики русского языка;

особенности употребления лексики русского языка;

средства художественной изобразительности и их роль;

эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь

определять лексическое значение слова;

определять виды лексических единиц;

находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

различать жанры народной словесности;

различать эпические, лирические и драматические произведения;

различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении; видеть авторское отношение к изображаемому,
выраженное средствами языка.
аудирование и чтение

выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;

пересказывать прозу;

работать со словарями;

находить в текстах лексические единицы; понимать позицию автора произведения.
говорение и письмо






строить диалог;
создавать собственные текстов различных типов речи;
создавать собственные тексты различных жанров;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях.

Тематическое планирование уроков словесности в 7 классе с учетом рабочей программы
воспитания

№

Тема

Содержание

Формы и виды деятельности

1.

Язык и слово. Цели и задачи
курса.
Русская
словесность,
её
происхождение и развитие.

Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни
человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество,
способность изображать посредством языка
различные предметы и явления, выражать мысли и
чувства. Словесность как произведения искусства
слова, совокупность всех словесных произведений
— книжных и устных народных. Словесность как
совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.

Работа со словарями различного
типа;
обогащение
словарного
запаса;
определение
темы
и
основной мысли произведения;
выразительное
чтение
произведений.
Уроки-практикумы
*воспитание уважительного
отношения к русскому языку и
литературе

2.

Разговорный язык, его
особенности.
Литературный язык.
Язык художественной
литературы как особая
разновидность употребления
языка.

Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности
разговорного языка: «общий» разговорный язык,
просторечие,
территориальные
и
профессиональные диалекты, жаргоны, арго.
Использование разговорного языка в общении
людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка,
их обязательность для всех, кто говорит и пишет на
данном языке. Употребление литературного языка
в
разных
сферах
жизни.
Разновидности
литературного
языка:
официально-деловой,
научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая
разновидность употребления языка. Язык как
«материал», из которого строится художественное
произведение,
и
язык
как
результат
художественного творчества, важнейшая сторона

Работа со словарями. Различение
разговорного
языка
и
разновидностей
литературного
языка, их употребление. Создание
текстов
официально-делового,
научного и публицистического
стилей.
Понимание
роли
употребления разновидностей языка
в художественном произведении.
Уроки-практикумы.
Урок-исследования
*формирование
правильного
общения друг с
другом

Кол-во
часов
2

3

произведения словесности.

3.

4.

Устная и письменная форма
словесного выражения.
Диалог и монолог в
нехудожественных видах
письменности.
Стихотворная и прозаическая
формы словесного
выражения.

Стилистические
возможности
лексики
фразеологии.
Стиль как разновидность
употребления языка.

Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного
выражения.
Возможность
употребления
разговорного и литературного языка в устной и
письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах
письменности. Формы словесного выражения в
художественном произведении. Повествование,
описание и рассуждение в произведении
словесности.
Изображение
разговорного
языка
в
художественном произведении. Диалог и монолог
героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного
выражения. Особенности словесного выражения в
стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в
прозе. Стих и смысл.

Выразительное чтение
повествования, описания,
рассуждения, диалога в
художественном произведении.
Рассказывание о событии с
использованием диалога.
Выразительное чтение сказа.
Создание собственного сказа
(рассказ о событии от лица героя с
сохранением особенностей его
речи). Выразительное чтение стихов
и прозы. Создание устного монолога
в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль
возможности
лексики
и
фразеологии. Слова и выражения нейтральные и
стилистически окрашенные. Зависимость смысла
высказывания от стилистической окраски слов и
выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и
стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля:
иной эпохи, иной национальной культуры,
народной поэзии, иного автора, определенного
жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью

Умение
видеть
особенности
словесного выражения содержания
в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейнохудожественного
своеобразия.
Выразительное чтение
произведений
разных
видов
народной словесности.
Урок-исследования.
Уроки-практикумы

и Стилистические

3

Урок выразительного чтения.
Урок-исследования

2

его осмеяния.

5.

Понятия рода, вида и жанра.

Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма.
Предмет изображения и способ изображения жизни
в эпических, лирических и драматических
произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности.
Определение вида и жанра
произведения.
Урок-практикумы

1

6.

Эпические виды народной
словесности.
Лирические виды народной
словесности.
Драматические виды
народной словесности.

Эпические виды народной словесности: сказка,
легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка,
историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в
эпических произведениях устной народной
словесности.
Лирические виды народной словесности: песня,
частушка.
Особенности словесного выражения содержания в
лирических произведениях устной народной
словесности.
Драматические виды народной словесности:
народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических
произведений устной народной словесности.

Умение
видеть
особенности
словесного выражения содержания
в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейнохудожественного
своеобразия.
Выразительное
чтение
произведений
разных
видов
народной словесности.

3

Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия
как
Откровение,
как
история
духовного
восхождения человечества и как произведение
словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть,
житие, притча, молитва, проповедь, послание,
псалом.

Чтение
Библии.
Понимание
библейских текстов в соответствии
с
их
жанровой
спецификой.
Понимание обобщенного смысла
библейского повествования. Умение
видеть
своеобразие
стиля
в
различных библейских текстах.
Умение заметить использование
жанров и стиля Библии в различных
произведениях словесности.
Уроки комментированного чтения

7.

Библия: уникальность жанра
этой Книги.
Жанры библейских книг.
Своеобразие стиля Библии.

Уроки анализа текста
*национальное воспитание

3

*воспитание духовных ценностей

8.

9.

Виды
эпических
произведений.
Литературный
герой
в
рассказе и повести.
Языковые средства
изображения характера.
Сюжет рассказа и повести.
Этапы сюжета.
Композиция
рассказа
и
повести. Автор и рассказчик
в эпическом произведении.

Виды лирики.
Своеобразие языка
лирического произведения.
Лирический герой.
Композиция
лирического
стихотворения.

Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ,
повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера:
описание
(портрет,
интерьер,
пейзаж),
повествование
о
поступках
героя и
о
происходящих с ним событиях, рассуждениемонолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный
средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция
рассказа
и
повести.
Внесюжетные
элементы.
Система
образов.
Сопоставление
эпизодов,
картин,
героев.
Художественная деталь.
Автор
и
рассказчик
в
эпическом
произведении.

Понимание характера
литературного героя с учетом всех
средств его изображения.
Выразительное чтение и пересказ
эпизода с употреблением различных
средств изображения характера.
Сочинение: характеристика героя и
сравнительная характеристика
нескольких героев. Использование в
нем различных средств словесного
выражения содержания.

Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения,
изображение явлений и выражение мыслей и
чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла произведений
лиро-эпических жанров: их героев и
сюжета, созданных посредством
языка,
стихотворной
или
прозаической формы выражения.
Выразительное
чтение
лироэпических
произведений.
Сочинение-рассуждение о героях
баллады и поэмы.

5

Уроки анализа художественного
текста

Уроки анализа художественного
текста. Уроки написания
сочинения

4

10.

Виды драматического рода
словесности.
Герои
драматического
произведения и языковые
способы их изображения.
Особенности драматического
конфликта,
сюжета
и
композиции.

Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия,
комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые
способы их изображения: диалог и монолог героя,
слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и
композиции. Роль художественной детали в
драматическом произведении.

Понимание
характера
героя
драматического произведения с
учетом
различных
языковых
средств
его
изображения.
Выразительное
чтение
драматического
произведения.
Создание режиссерского плана
эпизода.
Создание
сценки
с
использованием
специфических
языковых средств драматического
рода
словесности.
Сочинение:
анализ эпизода пьесы.

3

Уроки анализа художественного
текста.
Уроки
написания
сочинения

11.

Лиро-эпические
виды
и
жанры.
Черты эпического рода
словесности в балладе и
поэме.
Повести
в
стихах
и
стихотворения в прозе.
Значение стихотворной или
прозаической
формы
словесного
выражения
содержания произведения.

Лиро-эпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические
виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в
стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и
поэме: объективное изображение характеров,
наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме:
непосредственное выражение чувств и мыслей
автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе —
соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы
словесного выражения содержания произведения.
Использование в лиро-эпических произведениях
форм
словесного
выражения
содержания,
свойственных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений
лиро-эпических жанров: их героев и
сюжета, созданных посредством
языка, стихотворной или
прозаической формы выражения.
Выразительное чтение лироэпических произведений.
Сочинение-рассуждение о героях
баллады и поэмы.

Уроки анализа художественного
текста. Уроки написания
сочинения

3

12.

Цитата,
эпиграф,
реминисценция.
Использование пословицы и
загадки, героев и сюжетов
народной словесности в
произведениях русских
писателей.

Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении:
цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

Понимание смысла использования
чужого слова в произведениях
словесности. Умение передать это
понимание в выразительном чтении
произведений. Использование
мотивов народной словесности в
собственном литературном
творчестве.
Уроки-исследования, уроки
написания собственного
художественного текста
*воспитание уважения к
национальной культуре, своему
народу

2

Планирование уроков словесности в 9 классе на основе содержания и видов деятельности
№
урока
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Тема урока
Материал словесности
Значение и многообразие
средств художественной
изобразительности языка.

Количество
часов
1

Содержание
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и
в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности
применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм,
развернутое сравнение, их
роль в произведении
Олицетворение и стиль
писателя. Аллегория и
символ.

1

1

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств
художественной изобразительности.

Гипербола. Значение
гиперболы. Парадокс и
алогизм, их роль в
произведении.
Гротеск и его значение в
произведении. Различная
эмоциональная окраска
гротеска.
Практическая работа.
Анализ текста.
Бурлеск как жанр и как
изобразительное средство
языка. «Макароническая»
речь.

1

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведениях. Значение гиперболы

1

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

1
1

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая»
речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

8.

Этимологизация и
внутренняя форма слова.
Ложная этимология. Игра
слов.

1

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

9.

Ассоциативность. Явные и
скрытые ассоциации.

1

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

10.

Квипрокво как
изобразительное средство
языка и как способ
построения сюжета.
Контрольная работа по теме
«Средства художественной
изобразительности».
Жизненный факт и
поэтическое слово
Прямое и поэтическое
значение словесного
выражения. Направленность
высказывания на объект и
субъект.
Предмет изображения, тема
и идея произведения.
Претворение жизненных
впечатлений в явление
искусства слова. Прототип и
литературный герой.

1

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения
сюжета.

1

Контрольная работа «Средства художественной изобразительности»

1

Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность
высказывания на объект и субъект.
.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1

Предмет изображения, тема и идея произведения.

1

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и
литературный герой.

Способы выражения точки
зрения автора в эпическом и
лирическом произведении.

1

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом
произведении

11.

12.

13.
14.

15.

16.

17.

18.

Художественная правда.
Правдоподобное и условное
изображение.

1

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение

Историческая
поэтического слова

1

Принципы изображения действительности и поэтическое слово в
древнерусской литературе.

1

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской
литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки.
Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и
церковнославянский
языки.
Своеобразие
средств
художественной
изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в.
Повести Петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее
применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в
творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях
сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского.

жизнь

Принципы изображения
действительности и
поэтическое слово в
древнерусской литературе.
Изображение
действительности и
поэтическое слово в
литературе XVIII века.
Урок-исследование

19.

Изображение
действительности и
поэтическое слово в
произведениях
сентиментализма и
романтизма. Поэтические
открытия В.А. Жуковского.

1

20.

Романтический стиль
А.С. Пушкина.
Практическая работа.
Анализ текста.
Изображение
действительности в
искусстве реализма.

1

21.

1

Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом.
Субъект речи. Полифония.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Поэтическое слово в
реалистическом
произведении. Полифония.
Авторская
индивидуальность. Стиль
писателя.
Урок-проект по теме
«Историческая жизнь
поэтического слова».
Произведение словесности
Эстетическое освоение
действительности в
искусстве слова.
Эстетический идеал.
Художественный образ.
Художественная
действительность.
Художественное
содержание.
Словесная форма выражения
художественного
содержания. «Приращение
смысла» слова.
Художественное время и
художественное
пространство (хронотоп) как
один из видов
художественного образа.
Герой произведения
словесности как средство
выражения художественного
содержания.

1

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль
писателя как единство всех элементов художественной формы произведений,
своеобразие творчества писателя.

1

Урок-проект по теме «Историческая жизнь поэтического слова».

1

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и
его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический
идеал.

1

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской
эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность. Художественное содержание.
1

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение
смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность
языка в произведении. Эстетическая функция языка.

1

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как оин из
видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов
словесности как средство выражения художественного содержания.

1

Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях

29.

30.

31.

32 33

34

Произведение словесности
в истории культуры.
Взаимосвязь национальных
культур. Значение перевода
произведения словесности
на другой язык
Развитие словесности.
Традиции и новаторство.
Пародия как средство
литературной борьбы.
«Вечные» образы и мотивы,
новая жизнь типических
героев, созданных в
прошедшую эпоху.
Урок-проект «Роль
словесности в развитии
общества и в жизни
личности»

1

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода
произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
.

1

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы.

1

Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев,
созданных в прошедшую эпоху.

2

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение
художественной словесности для развития языка. Значение произведения
словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова.
Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира.
Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека

Резервный урок

1

Тематическое планирование уроков словесности в 9 классе
№ п.п
1

Тема
Материал словесности

Колич. часов
11

2

Жизненный факт и поэтическое слово

5

3

Историческая жизнь поэтического слова

7

4

Произведение словесности

5

5
6

Произведение словесности в истории культуры
Резерв

5
1

Тематическое планирование уроков словесности в 8 классе с учетом рабочей программы
воспитания
№

Тема

Кол.
часов
6

1

СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
СЛОВЕСНОСТИ

2

СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ
КОМИЧЕСКОГО

4

3

КАЧЕСТВА ТЕКСТА И
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СЛОВЕСНОСТИ

2

Содержание
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова,
определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая
возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить
авторскую точку зрения. Семантика фонетических средств языка. Значение интонации:
роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики
(повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и
ассонанса. Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания
новых сложных слов. Семантика средств лексики. Роль синонимов, омонимов,
паронимов, антонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и
заимствованных слов. Окказионализмы и их назначение. Употребление переносного
значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, сравнения,
олицетворения, метонимии, синекдохи. Семантика изобразительных средств
синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических
фигур: инверсии, антитезы, оксюморона, повтора, анафоры, эпифоры, рефрена,
умолчания, эллипсиса.
*Воспитание умения пользоваться средствами языка художественной словесности
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид
авторской оценки изображаемого. Несоответствие как основа комического. Юмор и
сатира, их сходство и различие. Роль смеха. Языковые средства создания комического
эффекта: несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения,
гипербола, фантастика, прения, речь героя. Своеобразие речи героев в юмористическом
и сатирическом произведениях, использование «говорящих» имен и фамилий,
парадокса, каламбура, остроумия, алогизма, «перевертышей». Малые жанры
комического: афоризм и эпиграмма.
Основные требования к языку художественного и нехудожественного текста:
правильность, точность, последовательность, непротиворечивость, соответствие стиля
цели высказывания. Высказывание как выражение мысли. Художественность
произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Соответствие языка

4

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

5

5

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ

5

6

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ

4

7

ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
СЛОВЕСНОСТИ

4

художественной задаче. Выбор необходимых языковых средств, соответствие
стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в
художественном произведении. Стройность композиции, последовательность
изложения, соразмерность частей. Выражение авторской индивидуальности,
оригинального взгляда на мир. Открытие нового. Великие художественные
произведения.
*Воспитание уважения к великим художественным произведениям
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления
описания, повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении.
Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственнопрямая речь в
монологе. Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический
герой». Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения
мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического произведения,
созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. Рассказчик и автор
в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица
рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего
автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и
чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение
слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов,
словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение
соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора.
Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим,
акростих, фигурные стихи, палиндром.
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как
главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в
драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом
произведениях. Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, созданные посредством языка, как способ выражения авторской
позиции в драматическом произведении. Значение сюжета и конфликта драматического
произведения для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического
произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста
для выражения идеи произведения.
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи
произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа,

сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля. Воздействие Библии на
русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней
русской литературы, словесности Нового времени. Притча о блудном сыне и ее влияние
на новую русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Значение
использования мифологических образов. Влияние народной словесности на литературу.
Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов
и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование
стиля народной поэзии.
*Воспитание уважения к произведениям словесности
34

№

1.
2.

3.

4.

5
6

7

Тема

Кол.
часов

Содержание

Материал словесности. Своеобразие
материала словесности.
Средства художественной
изобразительности
Эпитет. М. Ю. Лермонтов «Тучка», русские
народные сказки

1

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.

1

Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке
и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности
применения средств художественной изобразительности. Понятие об
эпитете. Эпитет и стиль писателя.

Сравнение и способы его выражения. М.Ю.
Лермонтов «Песня про купца Калашникова»,
Н.А. Некрасов «Мороз красный нос»
Параллелизм. Развернутое сравнение. М. Ю.
Лермонтов «Поэт», А. С. Пушкин «Телега
жизни»
Олицетворение. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,
С.А.Есенин Лирика.
Аллегория. Символ. Ф. Кривин «Сила
убеждения», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Сказки», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Гипербола, фантастика, гротеск. М.Ю.
Лермонтов «Бородино», М.Е. Салтыков-

1

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

1

Параллелизм. Развернутое сравнение.

1

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

1

Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств
художественной изобразительности

1

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом
и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика. Гротеск и

8

9
10
11

12

13

14

15

16
17
1

Щедрин «Как один мужик двух генералов
прокормил»
Парадокс. Алогизм. Повесть о Петре и
Февронии Муромских, Н.В. Гоголь «Повесть
о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем
Творческий практикум. Анализ текста
Контрольная работа «Средства
художественной изобразительности»
Бурлеск. «Макаронический» стиль. В.Е.
Майков «Елисей или раздраженный Вакх», Ф.
Искандер «Сандро из Чегема», Лесков
«Левша»
Этимологизация. Внутренняя форма слова.
Этимологизация в произведениях
словесности. С.Я. Маршак «Словарь»
Игра слов. Д. И. Фонвизин «Всеобщая
придворная грамматика», «Недоросль», Ф.
Кривин «Карманная школа»
Ассоциативность языковых средств.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. А. С.
Пушкин «Пророк», «Памятник»
Квипрокво. Н. В. Гоголь «Ревизор», М.
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Прямое и поэтическое значение слова М. Ю.
Лермонтов «Парус»
Контрольная работа
Направленность слова на объект и субъект.
Объект и предмет изображения «Тема» М. Ю.
Лермонтов «Тамань» Идея произведения. М.
Ю. Лермонтов «Тамань», Прототип и
литературный герой. М.Ю. Лермонтов

его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
1

1
1

1

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макаронический»
стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности..

1

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология.

1

Игра слов.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.

1
1

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения
сюжета

1

Прямое и поэтическое значение словесного выражения.

1
1

Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения,
тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление
искусства слова. Прототип и литературный герой.

19

20

21

22
23

24

25
26

27

28

«Княжна Мери»
Выражение точки зрения писателя в
эпическом произведении «Повесть
временных лет», Н.М. Карамзин «История
государства Российского»
Выражение точки зрения автора в лирике. А.
С. Пушкин «Царскосельская статуя», А.А.
Ахматова «Царскосельская статуя»
Правдоподобие и условное изображения. Что
такое художественная, правда. А. С. Пушкин
«Пиковая дама», А. Солженицын «Матренин
двор»
Принципы изображения действительности
поэтического слова.
Этикет и канон. Повести Петровского
времени. «Повесть временных лет»
Старославянский древнерусский,
церковнославянский языки. Владимир
Мономах «Поучения», «Слово о полку
Игореве»
Система жанров и особенности языка
произведений классицизма. Теория трех
штилей Ломоносова. Средства
художественной изобразительности языка
Ломоносова.
Новаторство Г. Р. Державина Ода «Фелица»
Изображение жизни и слово в искусстве
сентиментализма Н. М. Карамзин «Бедная
Лиза»
Изображение жизни и слово в искусстве
романтизма. Поэтические Открытия В. А.
Жуковского
Романтический стиль А.С. Пушкина « К

1

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом
произведениях. Художественная правда.

1

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом
произведениях. Художественная правда.

1

Правдоподобное и условное изображение.

1

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Своеобразие средств художественной изобразительности
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской
литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки.
Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и
церковнославянский языки.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в.
Повести петровского времени.
Система жанров и особенности языка произведения классицизма. Теория
«трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта.

1

1

1
1

Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях
сентиментализма и романтизма..

1

Поэтические открытия В. А. Жуковского.

1

Романтический стиль А. С. Пушкина.

29

30

31

32

33

34

Чаадаеву»
Отбор, изображение и оценка явлений жизни
в искусстве реализма. Слово в
реалистическом произведении. Субъект речи
в реалистическом произведении. Н. В. Гоголь
«Шинель», А. С. Пушкин «Капитанская
дочка», «Станционный смотритель»,
«Евгений Онегин»
Художественный образ. Художественная
действительность. Н. В. Гоголь «Мертвые
души»

«Приращение смысла слова». Отбор и
организация словесного выражения. А.С.
Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь
«Мертвые души» Общая образность языка в
произведении.
Время и пространство как художественные
образы. Хронотоп (в сказке, эпическом,
лирическом, драматическом произведении).
Дом в повести Толстого «Детство» и дом
Пушкина «Мертвые души», М. Ю. Лермонтов
«Тамань»
Идеализация и реальность в изображении
человека. Герой эпического (лирического,
драматического) произведения как средство
выражения художественного изображения. Н.
В. Гоголь «Мертвые души», М. Ю. Лермонтов
«Бородино»
Традиции и новаторство. Вечные образы.
Онегин в 19-20 веках. Образы Дон Кихота,

1

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом.
Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление
художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности
писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов
художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический
идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа.
Свойства словесного художественного образа: наличие «внутренней формы»
и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная
действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного
содержания..
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.
Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

1

1

1

1

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один
из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов
словесности как средство выражения художественного содержания. Герой
произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях
. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным»
образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в
прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни
личности. Значение художественной словесности для развития языка.
Значение произведения словесности для его времени.
Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в
произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение

Гамлета, Ильи Муромца, Ярославны,
Хлестакова и др. «Евгений Онегин»

искусства — помочь совершенствованию мира и человека. Взаимосвязь
разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие
словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».