МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Косовских И.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Математическая грамотность для обучающихся 7 классов г. Верхняя Салда Планируемые результаты Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня компетентности: Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами). Оценивание учащихся по системе зачет/незачет Объем учебной нагрузки составляет: Программа рассчитана на 7 класс, представлены два вида тематического планирования на 17 часов и 34 часа. Содержание курса Раздел 1. Числа и вычисления Средства математического действия (понятия, представления) -позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий - деление с остатком, алгоритм Евклида - рациональные и иррациональные числа -арифметический квадратный корень -свойства степени с целым показателем. -стандартный вид числа -числовые последовательности -арифметическая прогрессия -геометрическая прогрессия Математические действия -сравнение многозначных чисел -выполнение алгоритмических действий с многозначными числами -прикидка -элементы рационального счета -свойства и преобразования пропорции -процентные расчеты. - задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Раздел 2. Измерение величин Средства математического действия (понятия, представления) -отношение между числом, величиной и единицей -отношение «целого и частей» -формула площади прямоугольника -Международная система измерения единиц СИ - погрешность и точность приближения. Математические действия -прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) -косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам) - нахождение приближённых значений квадратного корня. - действия над приближёнными значениями. Раздел 3. Закономерности Средства математического действия (понятия, представления) -«индукционный шаг» -повторяемость (периодичность) -симметрия - алгебра событий и вероятностные пространства. Математические действия -выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах -вычисление количества элементов в структурированном объекте Раздел 4. Зависимости между величинами Средства математического действия (понятия, представления) -отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») -прямая пропорциональная зависимость между величинами -производные величины: скорость, производительность труда и другие. -соотношения между единицами Математические действия -решение текстовых задач. -описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и прочие.) -действия с именованными числами -нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов). Раздел 5. Элементы геометрии Средства математического действия (понятия, представления) -форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) -пространственные отношения между фигурами Математические действия -распознавание геометрических фигур -определение взаимного расположения геометрических фигур -исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. Календарно-тематическое планирование 7 класс (0,5 ч в неделю, всего 17 часов) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Делимость чисел и их свойства. Простые числа. Деление с остатком. Алгоритм Евклида 1 2 Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от деления. Сравнение и их свойства 1 3 Арифметика остатков. Решение задач и с помощью сравнения 1 4 Множество рациональных чисел. Законы арифметических действия и равносильные преобразования 1 5 Равносильные преобразования алгебраических сумм. Равносильные преобразования произведений 1 Раздел 2. Измерение величин 6 Измерение величин: точность и погрешность. Международная система измерения единиц СИ. Измерения. Классификация ошибок измерения 1 7 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 8 Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями 1 9 Способы упорядочивания информации 1 10 Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного события. Классическая схема определения 1 Примеч. вероятности Раздел 4. Зависимости между величинами 11 Математическая модель реальной задачи. Основные требования к математической модели 1 12 Метод построения математической теории Некоторые методы математического доказательства 1 13 Логический вывод. Логические ошибки 1 14 Функциональная зависимость между величинами. Способы задания функции. Функциональная зависимость и кодирование информации 1 15 Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые уравнения. 1 Раздел 5. Элементы геометрии 16 Многогранники. Тела вращения 1 17 Правильные многоугольники. Правильные многогранники 1 Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Делимость чисел и их свойства. Простые числа 1 2 Деление с остатком. Алгоритм Евклида 1 3 Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от деления 1 4 Сравнение и их свойства 1 5 Арифметика остатков 1 6 Решение задач и с помощью сравнения 1 7 Множество рациональных чисел 1 8 Законы арифметических действия и равносильные преобразования 1 9 Равносильные преобразования алгебраических сумм 1 10 Равносильные преобразования произведений 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Измерение величин: точность и погрешность. Международная система измерения единиц СИ 1 13 Измерения. Классификация ошибок измерения 1 14 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 15 Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями 1 16 Способы упорядочивания информации 1 17 Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного события 1 18 Классическая схема определения вероятности 1 19 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 20 Математическая модель реальной задачи. Основные 1 Примеч. требования к математической модели 21 Метод построения математической теории 1 22 Некоторые методы математического доказательства 1 23 Логический вывод. Логические ошибки 1 24 Решение задач с помощью разложения многочленов на множители 1 25 Функциональная зависимость между величинами. Способы задания функции 1 26 Функциональная зависимость и кодирование информации 1 27 Прямая пропорциональность 1 28 Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции 1 29 Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые уравнения. 1 30 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 31 Задачи на построение 1 32 Многогранники. Тела вращения 1 33 Правильные многоугольники. Правильные многогранники 1 34 Решение тестовых заданий 1